Шпаргалка по "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 13:05, шпаргалка

Описание работы

Определение предмета изучения психологии телесности.
Предметом психологии телесности являются закономерности развития телесности человека на разных этапах онтогенеза, а также ее структура и психологические механизмы функционирования в качестве человеческого, т.е. культурно детерминированного феномена в норме и патологии; условия и факторы, влияющие на формирование нормальных и патологических явлений телесности.

Файлы: 1 файл

Телесность.docx

— 169.01 Кб (Скачать файл)

Bernstein выделила 6 этапов развития образа тела

1. Наделение тела позитивным аффектом

2. Установление границ между телом и окружающей средой

3. Осознание частей тела и их взаимосвязи

4. Движение тела в пространстве

5. Половая идентификация

6. Процесс старения

Также уместно сказать о позитивном, или здоровом образе тела. Julia Rice, M. Hardenbergh, Lynne M. Hornyak [1989] выделяют 3 признака  здорового образа тела:

А). Подвижность. Возможность изменения элементов образа тела под влиянием внутренних ощущений, внутренних психических событий и внешних ситуаций, в то время как стержневая телесная схема остается неизменной, что обеспечивает чувство стабильности и целостности.

Б). Наличие связи с реальностью мира и здоровыми сторонами личности. Ментальный образ тела совпадает с тем, как в действительности выглядит тело, то есть с тем, как другие объективно воспринимают его. Кроме того, образ, который имеет индивид, более реалистичный, чем идеальный, и в соответствии с ним человек строит свою жизнь.

В). Трехмерность. По сравнению с двухмерной картиной – фронтальный вид тела, который можно увидеть в зеркале, «картина» тела переживается как объемная, является законченной, включает и признает все ее части. Каждая часть структуры тела ощущается как живая и легко доступна сознанию при переключении внимания на нее. Это качество трехмерного переживания включает движенческое измерение, которое уникально используется в танце – двигательной работе

3. Феномен границ телесности, особенностей  внешних слоев Телесности, включающих  объекты внешнего мира (в частности, «одежду» как «кожу культурного  тела»)

 

  1. Роль телесного опыта в жизни человека (генерировать из прочитанного)

(здесь могу предположить, если  нет то поправьте меня, можно развить идею о том, какие последствия бывают если оторвать ребенка от мамы в младенчестве и из – за этого уже какие могут быть нарушения в младенческом возрасте и далее в онтогенезе, возможно булимия анорексия и т.д

телесный опыт - это обширная сфера самопознания, которая дает возможность исследовать - каким образом чувства, желания, запреты “кодируются” в теле; разрядить и реализовать блокированную эмоциональную энергию; добиться более полного телесного самовыражения и психологической интеграции.

Искусство прикасаться и принимать прикосновения - это путь к контакту с “внутренним ребенком”, к расширению возможностей телесно-чувственного осознавания себя и мира, к углублению чувства “Я”. В. Райх - основатель телесно-ориентированной психотерапии - указывал на терапевтическую ценность касания, как первичной, идущей от младенчества формы контакта с окружающим миром. Младенец изначально, не менее, чем в питании, нуждается в контакте с телом матери, в поддержке ее жизненности, поглощении ее энергии. 
Известен феномен “сенсорного голода”, когда этот контакт разрушается и дети лишены прикосновений и поглаживаний (дети из детдомов), “ недолюблены” с младенчества из-за того, что их родители сами бояться прикосновений, объятий и недостаточно берут их на руки. Результатом становится задержка физического и психического развития и позднее, ограничение способности отдаться любви, когда появится возможность сближения с другим человеком.

Важным обстоятельством является также то, что когда ребенок с рождения находится в контакте с телом матери, то ее материнский инстинкт быстро развивается и налаживается грудное вскармливание. Идеальный вариант, когда кормление происходит живот к животу, тело к телу - когда он раздет и прижат к матери. Постоянный тактильный контакт, укачивание на руках - как установили невропатологи, - снижает даже внутричерепное давление у младенцев и обеспечивает полноценные условия его здоровья и развития.

  1. Понятие «образ физического Я», его содержательные компоненты. Отличие образа физического Я от схемы тела.

Чаще всего образ физического Я рассматривается как основа формирования самосознания на ранних этапах онтогенеза. Его дальнейшая роль в общей структуре Я- концепции либо опускается, либо констатируется, что образ физического Я — сложный биосоциальный компонент. Таким образом, в психологической науке отсутствует глубокое теоретико-методологичекое изучение образа физического Я как структурной составляющей Я-концепции.

В теории существует разграничение физического Я на когнитивный (образ физического Я), аффективный (эмоциональная оценка данного образа) и поведенческий компоненты (потенциальная поведенческая реакция, конкретные действия, которые могут быть вызваны этим образом и его аффективной оценкой

Понятие «схема тела» несет в себе совершенно другой смысл. Это в первую очередь физиологическое понятие. Это конструируемая мозгом модель тела, отражающая его структурную организацию и представленная в соответствующих сенсорно-моторных зонах мозговой коры. Схема тела обеспечивает регуляцию положения частей тела, контроль и коррекцию двигательного акта в зависимости от внешних условий. Актом первичного обозначения ощущения от собственного тела они превращаются в перцептивный образ, ядром которого является схема тела.  Физиологическую основу схемы тела составляет функциональная система нейронов коры головного мозга, интегрирующая поток чувствительных импульсов от собственного тела и его частей.

Понятие «схема тела» выполняет важную роль в структурно-функциональной организации базиса ВКБ, объединяющего ЦИПБ и ПЗИПБ (психологическую зону информационного поля болезни). Благодаря ей сенсорные и висцеральные процессы получают пространственную отнесенность и локализованный эмоциональный тон ощущений. На физиологическом базисе «схемы тела» формируется личностная надстройка. Это связано с такими психологическими процессами, как представление, воображение, мышление.

В самом элементарном виде модель болезни состоит из двух субмоделей: сенсорно-эмоционального и логического блоков. Формирование сенсорно-эмоциональной субмодели ВКБ происходит под влиянием непосредственных впечатлений и переживаний, вызванных определенными проявлениями болезни. Эта же информация используется и для формирования логической субмодели, но в этом случае существенную роль играют концепции, привлекаемые личностью для описания и объяснения причин и механизмов данной совокупности признаков болезни. Поэтому схема тела выполняет важную функцию в формировании ВКБ.

 

Т.о.: схема тела – интегральный физиологический сенсомоторный эквивалент тела в коре головного мозга;

Я-физическое – продукт самосознания, одно из измерений Я-концепции человека, включающее в себя когнитивную, аффективную и поведенческую составляющие.

 

  1. Понятие «схемы тела». Отличие схемы тела от образа физического Я.

Чаще всего образ физического Я рассматривается как основа формирования самосознания на ранних этапах онтогенеза. Его дальнейшая роль в общей структуре Я- концепции либо опускается, либо констатируется, что образ физического Я — сложный биосоциальный компонент. Таким образом, в психологической науке отсутствует глубокое теоретико-методологичекое изучение образа физического Я как структурной составляющей Я-концепции.

В теории существует разграничение физического Я на когнитивный (образ физического Я), аффективный (эмоциональная оценка данного образа) и поведенческий компоненты (потенциальная поведенческая реакция, конкретные действия, которые могут быть вызваны этим образом и его аффективной оценкой

Понятие «схема тела» несет в себе совершенно другой смысл. Это в первую очередь физиологическое понятие. Это конструируемая мозгом модель тела, отражающая его структурную организацию и представленная в соответствующих сенсорно-моторных зонах мозговой коры. Схема тела обеспечивает регуляцию положения частей тела, контроль и коррекцию двигательного акта в зависимости от внешних условий. Актом первичного обозначения ощущения от собственного тела они превращаются в перцептивный образ, ядром которого является схема тела.  Физиологическую основу схемы тела составляет функциональная система нейронов коры головного мозга, интегрирующая поток чувствительных импульсов от собственного тела и его частей.

Понятие «схема тела» выполняет важную роль в структурно-функциональной организации базиса ВКБ, объединяющего ЦИПБ и ПЗИПБ (психологическую зону информационного поля болезни). Благодаря ей сенсорные и висцеральные процессы получают пространственную отнесенность и локализованный эмоциональный тон ощущений. На физиологическом базисе «схемы тела» формируется личностная надстройка. Это связано с такими психологическими процессами, как представление, воображение, мышление.

В самом элементарном виде модель болезни состоит из двух субмоделей: сенсорно-эмоционального и логического блоков. Формирование сенсорно-эмоциональной субмодели ВКБ происходит под влиянием непосредственных впечатлений и переживаний, вызванных определенными проявлениями болезни. Эта же информация используется и для формирования логической субмодели, но в этом случае существенную роль играют концепции, привлекаемые личностью для описания и объяснения причин и механизмов данной совокупности признаков болезни. Поэтому схема тела выполняет важную функцию в формировании ВКБ.

  1. Представление о развитии телесности в культурно-исторической психологии

Принципиально изменить представление о телесности позволяет культурно-историческая концепция развития психики Л.С. Выготского. Она открывает возможность качественного изменения общего представления о телесном развитии человека (нормальном и аномальном), позволяет рассматривать его как процесс, сопряженный с общим ходом психического развития и вследствие этого не ограниченный только ростом организма, накоплением физиологических изменений. Согласно логике данного подхода тело человека может рассматриваться как культурно преобразованное, «вписанное» в определенную исторически и культурно детерминированную перспективу.

В процессе онтогенеза именно тело становится первым универсальным знаком и инструментом человека. В свою очередь, весь ход психического развития, накопление и преобразование символических средств психики, позволяет качественно изменить регуляторную систему знаков, адресованных телу. Другими словами, само тело, исходно предоставившее «материал» для развития, со временем получает возможность «пожинать плоды» всего хода психического развития. В традиционных психоаналитических моделях наличие каузально-генетических связей телесного и психического является аксиомой, однако, с точки зрения психоаналитических представлений, онтогенетическое наращивание психологических возможностей для телесного опыта оборачивается угрозой патологического симптомообразования; так как вся логика психологического развития противопоставлена логике «натурально телесного» (инстинктивного) существования, вмешательство «психического» в «телесное» чревато патологией. Отличие формулируемой здесь точки зрения состоит в том, что акцент должен быть сделан на позитивно-преобразующей (не только для социума, но и для самого тела) функции механизмов и феноменов, возникающих в процессе нормального психического онтогенеза.

Представление ребенка о собственной телесности является одним из оснований его картины мира.

В процессе первых игр с матерью происходит динамическое развитие важнейших человеческих качеств, задействуются психические механизмы, необходимые для гармоничного развития ребёнка, формируется целостный образ мира.

Становление представлений ребенка о собственной телесности невозможно вне контакта с другим человеком, который является не только носителем «идеальной формы взрослости», но и представляет культурно-историческое поле наличной социальности. Взрослый есть основание и условие формирования образа телесного «Я» ребенка, становление которого происходит в контексте родной культуры. Ребенку предстоит воссоздать образ своего тела через отношения с другими людьми и мирозданием, а значит, создать целый фрагмент картины мира.

Формирование представлений о собственной телесности младенца начинается в материнских играх с пестушками (это когда мама разговаривает «алюлюкает» с малышом, при этом применяя телесное соприкосновение), сочетающими в себе слово, образ и действие. При этом слово задает образ и для тела, и для совершаемого действия. Процесс пестования предполагает особую форму взаимодействия ребенка и взрослого в событийной общности, основу которой составляют не органические потребности ребенка, а потребности общения. Взрослый создает условия для передачи ребенку многообразных средств общения, ведущее место среди которых занимают эмоции. «На ранних этапах развития ребенка аффекты и эмоции, по-видимому, являются… необходимым конструктом смыслов, то есть психологическим механизмом в появлении у него нового смысла как обобщенного переживания значимого…». Иными словами, на раннем этапе онтогенеза ребенка эмоции можно понимать как путь порождения смыслов. Соединение в пестушках тактильного и эмоционального контакта со словом и передаваемым им эмоциональным образом и есть основной педагогический прием, используемый в народной педагогике для получения кинестетического и перцептивного опыта ребенка. Существенное значение поэтому имеет тот факт, что ребенок ощущает части своего тела в живом контакте с руками матери, в тесном эмоциональном взаимодействии с ней.

В пестовании мать постепенно задействует механизмы развития ребенка, запуская процессы формирования осмысленного образа собственной телесности. В процессе игры с малышом она возвращает ребенку его спонтанные движения и звуки в их окультуренной человеческой форме. Это первое рефлексивное действие.

В процессе пестования у ребенка формируется представление о своем теле не только как объекте физического и социального мира, но и как части мироздания. Игры, в которые играют с малышом, задают перспективу его развития, способы познания окружающей действительности. Фольклорное слово всегда ценностно-ориентировано, оно не только обозначает понятие или реалию, но и выражает свое отношение к ним. Поэтому и обретение образа своего тела неотделимо от осознания того места, которое ему отведено в ценностной системе координат родной культуры.

  1. Этапы становления телесности в онтогенезе.

Положения Л.С. Выготского.

В изучении физиологических процессов необходимо двигаться от психологии к физиологии. Сознание, культурное бытие человека формирует новый тип физиологических систем.

Общая гипотеза исследований, состоящая из 3- частей:

ü  Организм (единство функций) и его телесность не есть одно и тоже, это не синонимы!

Информация о работе Шпаргалка по "Психология"