Шпаргалка по "Возрастной и педагогической психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 09:28, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет возрастной и педагогической психологии и его место в системе наук.
2. Структура возрастной психологии.
3. Структура педагогической психологии (психология обучения, психология воспитания, психология педагога).
4. Методологические основы возрастной и педагогической психологии.
5. Методы возрастной психологии. Основные этапы психолого-педагогического исследования.
6. Основные понятия возрастной психологии.
7. Закономерности и движущие силы психического развития.

Файлы: 1 файл

шпоры ПСИХ 2014.docx

— 270.34 Кб (Скачать файл)

 

17. Психические новообразования  в раннем возрасте.

Для психического развития важное значение имеет развитие речи:

1-еоткрытие - ребенок открывает для себя, что каждый предмет имеет свое название и начинает активно задавать вопросы Кто это? Что это? Эти вопросы ведут к развитию активного словаря ребенка. Психологи считают, что это не лингвистическое открытие, а результат практического освоения языка в совместной деятельности со взрослыми.

2-е открытие (кон 2-го нач. 3-го года жизни)- открытие флективной природы языка. Ребенок интуитивно открывает, что слова в предложении связаны между собой. И постепенно ребенок открывает для себя смысловую сторону речи. Он начинает понимать не только речь взрослого, но и собственную речь.

Наряду с речью активно развиваются и другие психические процессы, которые по-прежнему опираются на восприятие: Память носит произвольный характер и не действует как отдельный процесс. Это же относится и к мышлению. Оно начинает формироваться как наглядно-действенное. Ребенок действует с предметами и открывает связи между ними. Однако постепенно меняется характер всей интеллектуальной активности ребенка. Большую роль играет речь, она освобождает ребенка от многих зависимостей и в том числе от поливосприятия.

Главное в развитии ребенка раннего возраста:

1Все основные новообразования связаны с развитием ведущего типа деятельности, развития восприятия, мышления и речи

2.В результате  сравнения своего действия с  действием взрослого, ребенок начинает  видеть себя в другом человеке. Появляется феномен «Я сам»  Появление этого феномена окончательно  разрушает социальную ситуацию  развития и приводит к кризису 3 лет.

 

18. Кризис трех лет.

Кризис трехлетнего возраста - этап онтогенеза, сопровождающийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных новообразований у детей и переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими.

Кризис трехлет возникает в результате определенных достижений в личностном развитии ребенка и невозможности его действовать по освоенным прежде способам общения с другими людьми. Но именно переживания кризиса обостряют сензитивность ребенка к чувствам других людей, учат не только навыкам позитивного общения, но и навыкам приемлемых форм обособления себя от окружающих. Возникающие в процессе развития собственная воля, способность к обособлению, рефлексивные способности готовят ребенка к тому, чтобы стать личностью.

Л. С. Выготский описывает характеристики кризисатрех лет:

1) негативизм - ребенок дает негативную реакцию нена само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого;

2) упрямство - это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались;

3) обесценивание - когда обесценивается то, что былопривычно, интересно, дорого раньше;

4) строптивость близка к негативизму и упрямству, нонаправлена не против конкретного взрослого, а противпринятых в семье норм поведения;

5) своеволие - т. е. ребенок хочет делать все сам, стремится к самостоятельности намерения, замысла;

6) протест-бунт, который проявляется в частых ссорахс родителями;

7) деспотизм - диктует свое поведение (если в семьеодин ребенок).

Все эти явления могут проявляться с разной интенсивностью.

Т. обр. в результате феномена «Я сам», который отделяет ребенка от взрослого, детская жизнь из мира ограниченного предметами превращается в мир взрослых людей.

 

19. Социальная ситуация развития  ребенка дошкольного возраста.

Социальная ситуация развития дошкольника не ограничивается его контактами с окружающими взрослыми. Кроме реально окружающих ребенка взрослых в жизни и в сознании дошкольника появляется еще один - идеальный взрослый.

Противоречие социальной ситуации развития ребенка - дошкольника как раз и заключается в разрыве между его стремлением быть как взрослый и невозможностью реализовать это стремление непосредственно. Единственной деятельностью, которая позволяет разрешить это противоречие, является сюжетно-ролевая игра. В такой игре ребенок берет на себя роль взрослого как носителя общественных функций и вступает в определенное отношение с другими «идеальными взрослыми». Взрослый в ролевой игре присутствует не непосредственно, а опосредованно, через ту роль, которую берет на себя ребенок. Поведение ребенка в игре, его отношения к вещам и другим детям, выполняющим другие роли, опосредованы образом идеального взрослого и направляется им.

Здесь впервые появляется общение со сверстниками, форма его внеситуативно-личностная. Со взрослыми преобладает внеситуативно-познавательное общение (общение по поводу мира предметов), ребенок испытывает потребность во внимательном уважительном отношении к нему.

 

20. Ведущая деятельность ребенка  в дошкольном возрасте.

Игра - ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности,в котором операционально-техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем,зримом мире, которую никакая другая деятельность датьне может.

Игра - это такая форма деятельности, в которой дети, создавая специальную игровую ситуацию, замещая одни предметы другими, замещая реальные действия сокращенными, воспроизводят основные смыслы человеческой деятельности и усваивают те формы отношений, которые будут реализованы, осуществлены впоследствии.

Предмет игровой деятельности - это взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей предметно-практической деятельности определенные правила.

Роль игры в развитии психики ребенка.

1.В игре  ребенок учится полноценному  общению со сверстниками.

2.Учиться  подчинять свои импульсивные  желания правилам игры Появляется  соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или

3.В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).

4.Формируются  новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).

5.В игре  зарождаются новые виды продуктивной  деятельности (рисование, лепка, аппликация)

 

21 .Другие виды деятельности  дошкольного возраста.

1.Изобразительная деятельность.

Ребенка интересует сам процесс создания рисунка, поэтому в дошк. возрасте дети рисуют с большим увлечением. Детский рисунок в своем развитии проходит 2 этапа:

А) Доизобразительный

Стадия каракулей (нач. в 2 года) - ребенка интересует сам карандаш Ребенок еще не связывает зрительные образы с рисованием После начала этой стадии у ребенка постепенно возникает возможность зрительного контроля за рисованием. Это ведет к координации зрительного моторного развития ребенка.

Стадия последующей интерпретации (от 2 до 3 лет) - к 3-м годам ребенок пытается назвать свой рисунок. Называние каракулей имеет большое значение для изменения в мышлении ребенка. Г лавное изменение - происходит переход от мышления в движениях к образному мышлению.

Б) Изобразительный этап (нач в ст. возр) - ребенок не просто изображает объекты, но при этом он начинает практически ориентироваться на качество объекта. В связи с этим у ребенка начинает развиваться наблюдательность. В 4-5 лет детей начинают условно разделять на: «коммуникаторов» (не просто рисует, а еще и рассказывает) н «визуализаторов» (дети больше уделяют времени на изображение деталей)

Важная функция детского рисунка - экспрессивная, именно здесь ребенок выражает свое эмоциональное отношение к действительности. В центре детского рисунка оказывается человек.

2.Восприятие сказки - является значимой деятельностью в дошкольном возрасте. В сказках отражено наиболее простое и типичное. Характеристики многих героев доводятся до абсолютной степени (самая злая). Запорожцем было выделено специфическое действие деятельности восприятия, он называет это содействием, когда ребенок становится на позицию героя сказки, он сопереживает этой роли, которую он берет на себя при восприятии сказки. Понимание сказки становится тогда, когда ребенок может опираться на изображение, а не только словесное описание Сказка оказывает большое влияние на развитие воображения, мышления ребенка и его эмоциональной сферы.

3.Формы элементарного труда интересны и важны для ребенка, поскольку между ним и взрослым устанавливаются своеобразные отношения: отношения реальной взаимопомощи, координация действии и распределение обязанностей. Все эти отношения, возникая в дошк. возрасте в дальнейшем продолжают развиваться.

4.Учение. Обучение в ранних возрастах вплетается во все виды деятельности ребенка, оно еще не выделено в качестве самостоятельного вида деятельности. В ст. дошк. возрасте происходит переход от спонтанного (реактивного) типа обучения к обучению по программе, предложенной взрослым. Причем, эту программу нужно сделать так, чтобы ребенок хотел делать то, чтотребует от него взрослый

 

22. Психического развитие ребенка  в дошкольном возрасте.

В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов.

В результате сенсорного развития ребенок овладевает перцептивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании объектов и вычленении в них наиболее характерных свойств, а также в усвоении сенсорных эталонов(цвет, форма, величина).

Мышление развивается от наглядно-действенного к образному. Затем на основе образного мышления начинает развиваться образно-схематическое.

Развивается память (с опорой на восприятие). Опора на восприятие дает возможность ребенку быстро актуализировать запоминающееся.

Для развития памяти ребенка характерно движение от образной к словесно-логической. Развитие произвольной памяти начинается с возникновения и развития произвольного воспроизведения, а затем следует произвольное запоминание.

Воображение ребенка начинает развиваться в конце второго — начале третьего года жизни. О наличии образов как результате воображения можно судить по тому, что дети с удовольствием слушают рассказы, сказки, сопереживая героям. Развитию воссоздающего (репродуктивного) и творческого (продуктивного) воображения дошкольников способствуют различные виды деятельности, такие как игра, конструирование, лепка, рисование. Особенность образов, которые создает ребенок, состоит в том, что они не могут существовать самостоятельно. Им нужна внешняя опора в деятельности. Так, например, если в игре ребенок должен создавать образ человека, то эту роль он берет на себя и действует в воображаемой ситуации. Большое значение в развитии творческого воображения имеет детское словотворчество. Дети сочиняют сказки, дразнилки, считалки и т.д. В младшем и среднем дошкольном возрасте процесс словотворчества сопровождает внешние действия ребенка. К старшему дошкольному возрасту оно становится независимым от внешней его деятельности. Характерной для дошкольника является возрастающая произвольность воображения. В ходе развития оно превращается в относительно самостоятельную психическую деятельность.

 

23. Личностное развитие ребенка  в дошкольном возрасте.

Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства. Меняется представление ребенка о своем «Я». Если спроситьребенка трех лет: «Ты какой?» - он ответит –«Я большой». Если спросить ребенка семи лет: «Ты какой?» - онответит: «Я маленький». Говоря о самосознании, часто имеют в виду осознаниесвоих личных качеств (хороший, добрый, злой и т. п.). В данном случае речь идет об осознании своего местав системе общественных отношений: в 3 года – внешнее«Я сам», в 6 лет - личное самосознание. И здесь внешнеепревращается во внутреннее.

Осознание своего «Я», выделение самого себя, своего«Я» из мира объектов и окружающих людей, появлениестремления активно воздействовать на возникающие ситуации, изменять их таким образом, чтобы удовлетворитьсвои потребности и желания, - все это характеризуетличное самосознание.

Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем - собственные действия, моральные качества и умения. К 7 годам у большинствасамооценка умений становится более адекватной. У дошкольника возникает осознание возможностей своихдействий, он начинает понимать, что не все может (начало самооценки).

Еще одна линия развития самосознания –осознаниесвоих переживаний. В конце дошкольного возраста онориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит».

Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем ипредставляет в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту большой».

Психологическое обретение пола начинается именнов дошкольном возрасте.

Половая идентификация заключается в том, что ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения (мальчик - сильный, смелый, не плачет от боли; девочка - аккуратная, деловитая, кокетливо-капризная).На протяжении дошкольного возраста ребенок по нарастающей начинает присваивать не только поведенческие формы, но интересы, ценности своего пола.

 

24. Кризис 6-7лет.

На основе возникновения личного сознания появляется кризис семи лет.

Основные признаки:

1) потеря  непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для ребенка);

Информация о работе Шпаргалка по "Возрастной и педагогической психологии"