Шпаргалка по "Возрастной и педагогической психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 09:28, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет возрастной и педагогической психологии и его место в системе наук.
2. Структура возрастной психологии.
3. Структура педагогической психологии (психология обучения, психология воспитания, психология педагога).
4. Методологические основы возрастной и педагогической психологии.
5. Методы возрастной психологии. Основные этапы психолого-педагогического исследования.
6. Основные понятия возрастной психологии.
7. Закономерности и движущие силы психического развития.

Файлы: 1 файл

шпоры ПСИХ 2014.docx

— 270.34 Кб (Скачать файл)

Интерес к внутреннему миру ребёнка предполагает не просто знания их индивидуальных и возрастных особенностей, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся. Данная компетентность определяет все аспекты педагогической деятельности

Открытость к принятию позиции воспитанникови точек зрения предполагает, что педагог не считает единственно правильной свою точку зрения. Он интересуется мнением других и готов их поддерживать в случаях достаточной аргументации. Педагог готов гибко реагировать на высказывания обучающегося, включая изменение собственной позиции.

Общая культура определяет характер и стиль воспитательной деятельности. Определяет позицию педагога в глазах воспитанников.Невозможно осуществлять воспитательный процесс, не пользуясь уважением воспитанников

Эмоциональная устойчивость определяет характер отношений в воспитательном процессе. Помогает избегать конфликтов, способствует объективной оценке воспитанников

Компетентность в педагогическом оценивании служит реальным инструментом осознания воспитанником нравственной основы своего поведения

Компетентность в предмете воспитания предполагает знания внутреннего мира ребёнка как основу воспитания

Умение разработать программу воспитания для конкретного воспитанника, коллектива

Компетентность в установлении доверительных отношений с воспитанниками   и др.

Как и в стандарте педагогической (учебной) деятельности при анализе компетенций, обеспечивающих эффективность воспитательного процесса, мы исходим их интересов ученика, его устремлений, проблем, социального статуса, эмоционального переживания.

 

50. Педагогическая психология в  системе современного образования.

Образование – способ вхождения человека в мир культуры.

 Образование  – средство социализации, становления  человека как личности. Образование  – целенаправленная и хорошо  продуманная пед. система, процесс  и результат обучения , воспитания

Чтобы обучение и воспитание детей велось с учетом имеющихся научно - психологических знаний, в системе образования создается и функционирует психологическая служба. Работники психологической службы образования принимают участие в решении вопросов, касающихся судьбы ребенка, его обучения и воспитания, начиная с младенческого и кончая старшим школьным возрастом На всем протяжении жизни ребенка он должен находиться в сфере внимания со стороны профессиональных психологов. В течение всего этого времени, должно вестись систематическое наблюдение за психологическим развитием ребенка.

Педагогическая психология в системе образования с каждым годом занимает все большее место. Кроме штатных психологов в образовательных учреждениях, появляются специальные психологические службы, которые призваны держать под контролем процессы обучения и воспитания детей с целью повышения качества обучения и воспитания.

Педагогическая психология изучает деятельность обучающегося (обучаемого) и обучающего внутри образовательной системы в контексте тех условий, которые в ней создаются.

 

 

51 .Образование Беларуси на пути  трансформации.

В Беларуси повышение качества образования, наряду с расширением его доступности, является одним из важнейших приоритетов образовательной политики государства. Современная система образования находится на ступени модернизации всех его структур, содержания. На рубеже 20-21вв меняется мир психологических наук. 2тв - век новых цивилизаций, открытий, изменений во многих областях знаний. Сегодня идут поиски:

-создания универсальной мобильной  модели образования

  • создания новой методологии образования

-создание новых теории и практики  новых технологий

-переосмысливание роли образования, его статус в современном

международном образовательном пространстве.

Повышение качества образования - одно из перспективных направлений современной теории и практики управления.

Основная цель современного образования в РБ – воспитание высокообразованной гармоничной развитой и свободной личности.

Актуальные цели развития и качество образовании:

- подготовка квалифицированных  кадров для отраслей экономики;

- удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном и физическом развитии'

- реализации интересов человека, общества и государства (образование для жизни в обществе);

- сохранение, приумножение и передача знаний новым поколениям.

Основные задачи:

- создание  благоприятных условий для саморазвития  и самовоспитания личности ученика  как индивидуальности;

- создание  образовательно-воспитательного пространства  любого учреждения образования  комфортных условий для вхождения  ребенка в социальную культуру  общества.

 

52. Принципы формирования содержания  образования в Республике Беларусь.

Основополагающими принципами обновления содержания образования являются:

  • соответствиеобщим целям современного личностно ориентированного образования.
  • ориентация на освоение ценностей национальной культуры в единстве с общечеловеческими ценностями, на национальные идеи, которые призваны сыграть объединяющую роль в становлении образованной личности, исполняющей свое предназначение перед собой, своей семьей и отечеством;
  • фундаментализация, предполагает освобождение школьников or обязательного изучения второстепенных фактов и положений и выдвигает на передний план развитие у учащихся познавательных, творческих и созидательных способностей
  • практическая направленность, предполагает максимальное приближение школьного образования к жизни, потребностям и интересам учащегося, формирование ценностных ориентаций и опыта адекватного поведения личности в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;
  • гуманитаризациясодержание образования знаний о человеке, человечестве и человечности, выделение гуманитарного аспекта всех учебных курсов и предметов, гуманизация их преподавания;
  • относительная завершенность, обеспечение преемственности базовой, средней и высшей школы как в содержании, так и в методах, формах и средствах обучения;
  • профилирование и дифференциацияусловие выбора личностью уровня изучения учебных курсов и предметов, направлений и профилей обучения, номенклатуры учебных дисциплин и курсов по выбору;
  • регионализация образовании учет специфики образовательного учреждения, интересов и потребностей обучающихся, местных социокультурных особенностей и традиции, способствующих становлению личности, небезразличной к судьбе своей "малой Родины", формированию патриотизма и гражданственности

На основе данных принципов осуществляется разработка образовательных стандартов, учебных планов, программ и учебно-методических комплексов для реформируемой школы, массовому внедрению которых предшествует их широкая экспериментальная апробация на базе экспериментальных школ и научно-педагогическая экспертиза ведущими специалистами и коллективами.

 

53. Позитивные тенденции в развитии  образования в Республике Беларусь.

1. Образование  превращается в пожизненный процесс. Становится непрерывным.

2. Необходимо  усилить переход от информационных  технологий к инновационным психолого-педагогическим  технологиям.

3. Интеграция  научного знания. Начинает проявляться  в создании новых учебных дисциплин (курсов) – биохимия, культурология, синергетика (наука о самореализации  человека), акмеология (наука, изучающая  человека на ступени его зрелости), андрология (о мужском здоровье).

4. Интеграция  образования с наукой. Главное  назначение – выращивание человека  культуры.

5. Подготовка  учителя-воспитателя нового поколения. Учитель конвертируемый человек  – это человек с высокой  интеллектуальной, духовно-нравственной, психолого-педагогической культурой.

 

54. Основные факторы развития  личности.

Под факторами понимается постоянно-действующие условия, обстоятельства, которые оказывают самое существенное влияние на развитие ребенка.

Основными факторами развития личности являются:

1.Наследственность - это передача от одного поколения к другому индивидуального своеобразия человека, обусловленного индивидуальной программой.

По наследству передаются: особенности речи и мышления, музыкальный слух, феноменальная память, математические способности, спортивные способности, физиологические особенности (окраска кожи, цвет глаз и др.), некоторые заболевания (шизофрения, сахарный диабет).

Среда. Человек живет в конкретных общественно-исторических условиях, которые оказывают существенное влияние на его формирование.

Под средой понимается система жизненных условий и обстоятельств, в которых живет человек. Различаются следующие виды среды: а) географическая; б) домашняя; в) социальная.

Воспитание. Воспитание планомерно поднимает человека на новые, более высокие ступени развития, «проектирует» развитие личности и поэтому выступает в качестве основного, определяющего фактора ее развития.

Воспитание осуществляется целенаправленно, по специальным научно обоснованным программам. Воспитательный процесс строится по определенной системе.

 

55. Наследственность и развитие  личности.

Наследственность - это то, что передается от родителей детям, что заложено в генах. Наследственная программа включает постоянную и переменную части. Постоянная часть обеспечивает рождение человека человеком, представителем человеческого рода. Переменная часть - это то, что роднит человека с его родителями.

По наследству передаются: особенности речи и мышления, музыкальный слух, феноменальная память, математические способности, спортивные способности, физиологические особенности (окраска кожи, цвет глаз и др.), некоторые заболевания (шизофрения, сахарный диабет).

Генетические исследования показывают, что от рождения ребенок получит те или иные задатки в виде способностей.

Задатки - анатомо-физиологические особенности организма, главным образом - центральной нервной системы. Т.езадатки это первичные способности, они бывают: врожденные, унаследованные, приобретенные.

Значительная часть способностей природо обусловлена; среда и воспитание - лишь те условия, в которых они проявляются. Существуют способности в значительной мере социально обусловленные.

Наследственные возможности растущего человека велики, но реализовать их в качества личности он сможет только в процессе своей социальной жизни в обществе, в деятельности.

 

56. Перинатальное воспитание и его основы.

Перинатальный период включает в себя период беременности, родов и первых часов после рождения.

Социальная ситуация развития ребенка в утробе матери тесным образом связана с соматическим и психическим здоровьем матери, поэтому объектом исследования в перинатальной психологии выступает диада  «мать – ребенок». В психической жизни ребенка наблюдаются следующие процессы.

К концу первого триместра беременности, как указывает Г. Г. Филиппова, у ребенка появляются не только разнообразные сенсорные переживания, но и положительные и отрицательные эмоциональные переживания, сопровождающие комфортное и дискомфортное состояние. Влияние матери на ребенка в этот период происходит через функции ее организма.

Во втором триместре беременности эмоциональное состояние ребенка - удовольствие/неудовольствие - изменяется в зависимости от собственного эмоционального состояния матери напрямую, через поступающие с кровью гормоны матери. В этом периоде ребенок уже реагирует изменением двигательной активности в ответ на эмоциональное состояние матери. Поскольку ребенок теперь постоянно находится в зоне интенсивной звуковой стимуляции - и внутриутробной, и внешней - он реагирует на структурированные высокочастотные звуки. После 20 недель при обучении ребенок может отвечать движениями на определенную тактильную стимуляцию,а после  24-26 недель - на тактильную и слуховую стимуляцию. В этом периоде, считают исследователи, можноговорить о факте активности ребенка, организованной идостигающей цели - изменять и поддерживать свое состояние определенного качества. Здесь закладываетсяначало формирования содержания субъективного опыта,которое станет основой привязанности.

Отсутствие зрительного восприятия партнера ребенком не дает ему в этом триместре возможность прямого зрительного взаимодействия с матерью на эмоциональном уровне, которое осуществляется непрямым путем - через гормоны матери в крови.

Информация о работе Шпаргалка по "Возрастной и педагогической психологии"