Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 09:28, шпаргалка
1. Предмет возрастной и педагогической психологии и его место в системе наук.
2. Структура возрастной психологии.
3. Структура педагогической психологии (психология обучения, психология воспитания, психология педагога).
4. Методологические основы возрастной и педагогической психологии.
5. Методы возрастной психологии. Основные этапы психолого-педагогического исследования.
6. Основные понятия возрастной психологии.
7. Закономерности и движущие силы психического развития.
Интерес к внутреннему миру ребёнка предполагает не просто знания их индивидуальных и возрастных особенностей, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся. Данная компетентность определяет все аспекты педагогической деятельности
Открытость к принятию позиции воспитанникови точек зрения предполагает, что педагог не считает единственно правильной свою точку зрения. Он интересуется мнением других и готов их поддерживать в случаях достаточной аргументации. Педагог готов гибко реагировать на высказывания обучающегося, включая изменение собственной позиции.
Общая культура определяет характер и стиль воспитательной деятельности. Определяет позицию педагога в глазах воспитанников.Невозможно осуществлять воспитательный процесс, не пользуясь уважением воспитанников
Эмоциональная устойчивость определяет характер отношений в воспитательном процессе. Помогает избегать конфликтов, способствует объективной оценке воспитанников
Компетентность в педагогическом оценивании служит реальным инструментом осознания воспитанником нравственной основы своего поведения
Компетентность в предмете воспитания предполагает знания внутреннего мира ребёнка как основу воспитания
Умение разработать программу воспитания для конкретного воспитанника, коллектива
Компетентность в установлении доверительных отношений с воспитанниками и др.
Как и в стандарте педагогической (учебной) деятельности при анализе компетенций, обеспечивающих эффективность воспитательного процесса, мы исходим их интересов ученика, его устремлений, проблем, социального статуса, эмоционального переживания.
50. Педагогическая психология в
системе современного
Образование – способ вхождения человека в мир культуры.
Образование – средство социализации, становления человека как личности. Образование – целенаправленная и хорошо продуманная пед. система, процесс и результат обучения , воспитания
Чтобы обучение и воспитание детей велось с учетом имеющихся научно - психологических знаний, в системе образования создается и функционирует психологическая служба. Работники психологической службы образования принимают участие в решении вопросов, касающихся судьбы ребенка, его обучения и воспитания, начиная с младенческого и кончая старшим школьным возрастом На всем протяжении жизни ребенка он должен находиться в сфере внимания со стороны профессиональных психологов. В течение всего этого времени, должно вестись систематическое наблюдение за психологическим развитием ребенка.
Педагогическая психология в системе образования с каждым годом занимает все большее место. Кроме штатных психологов в образовательных учреждениях, появляются специальные психологические службы, которые призваны держать под контролем процессы обучения и воспитания детей с целью повышения качества обучения и воспитания.
Педагогическая психология изучает деятельность обучающегося (обучаемого) и обучающего внутри образовательной системы в контексте тех условий, которые в ней создаются.
51 .Образование Беларуси на пути трансформации.
В Беларуси повышение качества образования, наряду с расширением его доступности, является одним из важнейших приоритетов образовательной политики государства. Современная система образования находится на ступени модернизации всех его структур, содержания. На рубеже 20-21вв меняется мир психологических наук. 2тв - век новых цивилизаций, открытий, изменений во многих областях знаний. Сегодня идут поиски:
-создания универсальной
-создание новых теории и
-переосмысливание роли
международном образовательном пространстве.
Повышение качества образования - одно из перспективных направлений современной теории и практики управления.
Основная цель современного образования в РБ – воспитание высокообразованной гармоничной развитой и свободной личности.
Актуальные цели развития и качество образовании:
- подготовка квалифицированных кадров для отраслей экономики;
- удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном и физическом развитии'
- реализации интересов человека, общества и государства (образование для жизни в обществе);
- сохранение, приумножение и передача знаний новым поколениям.
Основные задачи:
- создание
благоприятных условий для
- создание
образовательно-
52. Принципы формирования
Основополагающими принципами обновления содержания образования являются:
На основе данных принципов осуществляется разработка образовательных стандартов, учебных планов, программ и учебно-методических комплексов для реформируемой школы, массовому внедрению которых предшествует их широкая экспериментальная апробация на базе экспериментальных школ и научно-педагогическая экспертиза ведущими специалистами и коллективами.
53. Позитивные тенденции в
1. Образование
превращается в пожизненный
2. Необходимо
усилить переход от
3. Интеграция
научного знания. Начинает проявляться
в создании новых учебных
4. Интеграция
образования с наукой. Главное
назначение – выращивание
5. Подготовка
учителя-воспитателя нового
54. Основные факторы развития личности.
Под факторами понимается постоянно-действующие условия, обстоятельства, которые оказывают самое существенное влияние на развитие ребенка.
Основными факторами развития личности являются:
1.Наследственность - это передача от одного поколения к другому индивидуального своеобразия человека, обусловленного индивидуальной программой.
По наследству передаются: особенности речи и мышления, музыкальный слух, феноменальная память, математические способности, спортивные способности, физиологические особенности (окраска кожи, цвет глаз и др.), некоторые заболевания (шизофрения, сахарный диабет).
Среда. Человек живет в конкретных общественно-исторических условиях, которые оказывают существенное влияние на его формирование.
Под средой понимается система жизненных условий и обстоятельств, в которых живет человек. Различаются следующие виды среды: а) географическая; б) домашняя; в) социальная.
Воспитание. Воспитание планомерно поднимает человека на новые, более высокие ступени развития, «проектирует» развитие личности и поэтому выступает в качестве основного, определяющего фактора ее развития.
Воспитание осуществляется целенаправленно, по специальным научно обоснованным программам. Воспитательный процесс строится по определенной системе.
55. Наследственность и развитие личности.
Наследственность - это то, что передается от родителей детям, что заложено в генах. Наследственная программа включает постоянную и переменную части. Постоянная часть обеспечивает рождение человека человеком, представителем человеческого рода. Переменная часть - это то, что роднит человека с его родителями.
По наследству передаются: особенности речи и мышления, музыкальный слух, феноменальная память, математические способности, спортивные способности, физиологические особенности (окраска кожи, цвет глаз и др.), некоторые заболевания (шизофрения, сахарный диабет).
Генетические исследования показывают, что от рождения ребенок получит те или иные задатки в виде способностей.
Задатки - анатомо-физиологические особенности организма, главным образом - центральной нервной системы. Т.езадатки это первичные способности, они бывают: врожденные, унаследованные, приобретенные.
Значительная часть способностей природо обусловлена; среда и воспитание - лишь те условия, в которых они проявляются. Существуют способности в значительной мере социально обусловленные.
Наследственные возможности растущего человека велики, но реализовать их в качества личности он сможет только в процессе своей социальной жизни в обществе, в деятельности.
56. Перинатальное воспитание и его основы.
Перинатальный период включает в себя период беременности, родов и первых часов после рождения.
Социальная ситуация развития ребенка в утробе матери тесным образом связана с соматическим и психическим здоровьем матери, поэтому объектом исследования в перинатальной психологии выступает диада «мать – ребенок». В психической жизни ребенка наблюдаются следующие процессы.
К концу первого триместра беременности, как указывает Г. Г. Филиппова, у ребенка появляются не только разнообразные сенсорные переживания, но и положительные и отрицательные эмоциональные переживания, сопровождающие комфортное и дискомфортное состояние. Влияние матери на ребенка в этот период происходит через функции ее организма.
Во втором триместре беременности эмоциональное состояние ребенка - удовольствие/неудовольствие - изменяется в зависимости от собственного эмоционального состояния матери напрямую, через поступающие с кровью гормоны матери. В этом периоде ребенок уже реагирует изменением двигательной активности в ответ на эмоциональное состояние матери. Поскольку ребенок теперь постоянно находится в зоне интенсивной звуковой стимуляции - и внутриутробной, и внешней - он реагирует на структурированные высокочастотные звуки. После 20 недель при обучении ребенок может отвечать движениями на определенную тактильную стимуляцию,а после 24-26 недель - на тактильную и слуховую стимуляцию. В этом периоде, считают исследователи, можноговорить о факте активности ребенка, организованной идостигающей цели - изменять и поддерживать свое состояние определенного качества. Здесь закладываетсяначало формирования содержания субъективного опыта,которое станет основой привязанности.
Отсутствие зрительного восприятия партнера ребенком не дает ему в этом триместре возможность прямого зрительного взаимодействия с матерью на эмоциональном уровне, которое осуществляется непрямым путем - через гормоны матери в крови.
Информация о работе Шпаргалка по "Возрастной и педагогической психологии"