Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 09:28, шпаргалка
1. Предмет возрастной и педагогической психологии и его место в системе наук.
2. Структура возрастной психологии.
3. Структура педагогической психологии (психология обучения, психология воспитания, психология педагога).
4. Методологические основы возрастной и педагогической психологии.
5. Методы возрастной психологии. Основные этапы психолого-педагогического исследования.
6. Основные понятия возрастной психологии.
7. Закономерности и движущие силы психического развития.
2) манерничание(ребенок что-то из себя строит, скрывает что-то);
3) симптом «горькой конфеты» - ребенку плохо, но онстарается этого не показать.
Возникают трудности воспитания, ребенок начинаетзамыкаться и становится неуправляемым.
В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизньпереживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизньнебезразлична для внешней, она на нее влияет. Возникновение внутренней жизни - чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществлятьсявнутри этой внутренней жизни.
Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок долженвступить в отношения с обществом как с совокупностьюлюдей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. В наших условиях тенденция к ней выражается в стремлениискорее пойти в школу.
Впервые возникает эмоционально-
25. Психологическая готовность детей шестилетнего возраста к обучению в школе.
Выделяют основные компоненты:
1.Интеллектуальная готовность. Следует различать умственное развитие ребенка, которое характеризуется сформированностью таких интеллектуальных качеств как умение сравнивать, анализировать, выделять в предметах и явлениях главное, отличать это главное от второстепенного, умение делать простейшие выводы и т.п.
2. Личностная готовность. Важным фактором успешного обучения является личностная готовность, которая предполагает сформирован ность положительной мотивации к школе в целом и учению в частности. В начале Ребенка привлекает к школе внешняя атрибутика
3. Социально-психологическая готовность предполагает сформированность у ребенка коммуникативных умений, на основе которых он может успешно вступать в контакты с новым социальным окружением (учителя и сверстники). Это в свою очередь является хорошей основой и для успешной адаптации ребенка к обучению в школе.
4.Волевая готовность предполагает сформированность элементов произвольности в различных сферах деятельности, в умении ребенка контролировать свое поведение.
Л. С. Выготский говорил, что готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения. Переход к системе школьного обучения - это переход к усвоению научных понятий, переход от реактивной программы к программе школьных предметов.
26. Социальная ситуация развития младшего школьника.
Социальная ситуация развития младшего школьника связана с особенностями школьного обучения. Она характеризуется:
1.Ребенок включаются в новое социальное окружение, которое становится более широким.
2.Включается в новую систему требований, а также прав и обязанностей.
3.Формирование внутренней позиции школьника или ученика.
Новое положение ребенка в обществе состоит в том, что ребенок переходит от свободного режима жизнедеятельности в обществе к приобретению постоянных обязанностей существования и приобщению к обязательной, общественно значимой деятельности: он обязан учиться.
Эта социальная ситуация развития требует особой деятельности.
Ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность.
Учебная деятельность - это деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленные человечеством.
Мотив прихода ребенка в школу не связан с содержанием учебной деятельности так как это общественно значимая мотивация.
Задача учителя - научить ребёнка учиться и сформировать учебную мотивацию.
Таким образом, новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него как стрессогенная. У каждого ребенка, поступившего в школу, повышается психическая напряженность. Это отражается нетолько на физическом здоровье, но и на поведении ребенка.
Успехи ребенка в освоении норм жизни в новых условиях формируют у него потребность в признании как в прежних формах отношений, так и в учебной деятельности. Характер адаптации к условиям жизни и отношение к ребенку со стороны семьи определяют состояние и развитие чувства личности. Изменяется статус ребенкакак в обществе, так и в семье: он ученик, ответственный человек. Усваиваемые школьником эффективные средства общения в первую очередь определяют отношение к нему окружающих людей.
27. Структура учебной
Учебная деятельность - это деятельность, непосредственно направленная на усвоение достижений науки и культуры, накопленных человечеством. Учебные предметы не даны как кубики, с которыми можно манипулировать. Все они абстрактны, теоретичны. Предметы науки и предметы культуры - это особые предметы, с которыми надо научиться действовать.
Парадокс учебной деятельности состоит в том, что, усваивая знания, ребенок сам ничего в этих знаниях не меняет. Предметом изменений в учебной деятельности впервые становится сам ребенок, сам субъект, осуществляющий эту деятельность. Учебная деятельность есть такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем ястал». Учебная деятельность не дана в готовой форме, онадолжна быть сформирована. Первая трудность заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую ондолжен выполнять в школе. Процесс учения должен бытьпостроен так, чтобы его мотив был связан с собственным, внутренним содержанием предмета усвоения. Мотив к общественно необходимой деятельности хотя и остается какобщий мотив, но побуждать к учению должно то содержание, которому ребенка учат в школе, т. е. необходимосформировать познавательную мотивацию.
Структура учебной деятельности по Д. Б. Эльконину:
1) мотивация учения - система побуждений, котораязаставляет ребенка учиться, придает учебной деятельности смысл;
2) учебная
задача, т. е. система заданий, при
выполнении которых ребенок
3) учебные действия - те, с помощью которых усваивается учебная задача, т. е. все те действия, которые ученик делает на уроке (специфические для каждого учебного предмета и общие);
4) действия контроля - те действия, с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи;
5) действие оценки - те действия, с помощью которых мы оцениваем успешность усвоения учебной задачи.
На начальных этапах учебная деятельность осуществляется в форме совместной деятельности учителя и ученика. Процесс развития учебной деятельности – это процесс передачи от учителя к ученику отдельных ее звеньев. Развитая форма учебной деятельности есть такая форма, в которой субъект самостоятельно ставит перед собой задачи собственного изменения.
28. Знания, умения, навыки в составе учебной деятельности младшего школьника.
Непосредственными целями любого учебного предмета являются усвоение учащимися системызнанийи овладение ими определенными умениями и навыками.
Умение и навык есть способность совершать то или иное действие. Различаются они по степени (уровню) овладения данным действием.
Умение– это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно.
Навык– это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизированно, без осознания промежуточных шагов.
Процесс формирования учебныхуменийинавыков(общих и узкопредметных) является длительным и, как правило, занимает не один год, а многие из этих умений (особенно общие) формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека.
Следует различать знания: по прочности, глубине, точности, широте.
Виды знаний: поверхностные, отрывистые, на уровне представлений.
Совокупность знаний, умений и навыков способствует формированию умений. Умения могут быть:
Общие –те которые необходимы для выполнения любых видов учебной деятельности (умение сравнивать, анализировать и др.)
Специфические - те, которые необходимы для выполнения заданий по конкретному предмету
Далеко не все учебные умения должны достигать уровня автоматизации и становиться навыками.
29. Мотивы учения младшего школьника.
Мотивы оказывают влияние на отношение ребенка к учебе.
Различают следующие мотивы:
1.Понимаемые и реально действу
2.0сознанные н неосознанныеВ момент учебной деятельности мотивы, как правило, не осознаются но даже в этом случае они отражаются в определенные эмоции. Это желание или нежелание действовать является показателем положительной или отрицательной мотивации.
3.Ведущие и второстепенные.
4.Мотнвы, порождаемые самой уч.деятельностью (познавательные процессы и интеллектуальная активность ребенка)
5.Мотивы, лежащие за пределами уч. деятельности (связаны с результатом учения):
-широкие социальные: стремление хорошо окончить школу, поступить в Вуз, получить профессию, быть развитым, культурным, получить хорошую работу.
В начальной школе начинают появляться мотивы долга и ответственности, сначала они не осознаются, но реально проявляются в добросовестном выполнении требований учителя.
Разнообразные мотивы учения, причины, их вызывающие, и, соответственно, постоянная работа учителя по развитию положительных, социально значимых мотивов учения — первостепенный фактор в развитии личности младшего школьника.
В младшем школьном возрасте существенно развиваются и мотивы поведения, которые также начинают характеризовать личность ученика. Одним из нравственных мотивов поведения младшего школьника являются идеалы. Идеалы младшего школьника неустойчивы, быстро меняются под влиянием новых, ярких впечатлений.
30. Психическое и личностное развитие младшего школьника.
Основные психические новообразования - рефлексия, произвольность психических познавательных процессов, формирование внутреннего или умственного плана действий.
В мл.школьном возрасте речь также как и у дошкольников имеет простой и непосредственный характер. В процессе деятельности начинает активно развиваться монологическая речь, которая опережает диалогическую.
В связи с речью активно развивается мышление. При этом ребенок продолжает опираться на восприятие каких-либо предметов, моделей и при выполнении действий или заданий с этим предметом начинает активно включать речь Постепенно этап внешнего проговаривания уходит на задний план, т обр. формируется внутренний умственный план действий К концу младшего школьного возраста мышление начинает приобретать абстрактный характер. Восприятие, память, внимание становятся все более произвольными. Здесь намечаются элементы интеллектуализации данных процессов. Восприятие постепенно становится осмысленным.
Память - чаще всего дети обращаются к механическому запоминанию. Наряду с этим дети овладевают рациональными приемами запоминания. Овладение такими приемами ведет к развитию осмысленному запоминанию или логическими запоминанию. Рациональные приемы запоминания: деление на части, выделение главного, составление плана и др.
Внимание. Педагогом используются наглядные пособия, игровые, сюрпризные моменты смена видов деятельности (работа в парах, индивидуально, с учебником у доски, самостоятельно).
Учебная деятельность выступает как основной фактор формирования личности. Ведущие потребности - познавательные. Потребности развиваются в следующих основных направлениях:
Характер межличностных отношений значительно меняется на протяжении всего начального обучения. В 1-м классе учитель является самым авторитетным лицом для школьников. И от того какие оценки учитель дает ученикам определяется характер отношений между ними. В дальнейшем при выборе партнера для совместной деятельности мл.школьники ориентируются не столько на оценки учителя, сколько на личностные, товарищеские качества.
Важную роль в формировании таких личностных черт как трудолюбие, ответственность, усидчивость играет трудовая деятельность.
31. Социальная ситуация развития подростка.
Подростковый возраст - от 10-11 до 14-15 лет.
Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Поскольку уже сформирована учебная деятельность имеет место новообразование рефлексия: подросток продолжает жить в семье, учиться в школе, он окружен по большей части теми же сверстниками, однако уже иначе расставляются акценты. Семья, школа, сверстники обретают новые значения и смыслы. Для подростка происходят сдвиги в шкале ценностей.Он не ребенок, а скорее всего взрослый. Такое отношение к самому себе начинает проявляться: в системе взаимоотношений с разными учителями, в расширяющейся общественно полезной деятельности; в расширении сферы общения со сверстниками.
Наряду с учителем подросток включается в интимно-личностное общение со сверстниками, которое и становится его ведущей деятельностью. Именно в ней он реализует свои 2 главные потребности: потребность в признании, самоутверждению.
Информация о работе Шпаргалка по "Возрастной и педагогической психологии"