Шпаргалка по "Возрастной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 14:55, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит полные ответы на некоторые вопросы по дисциплине "Возрастная психология".

Файлы: 1 файл

возрастная ответыыыы.doc

— 301.74 Кб (Скачать файл)
  1. Предмет возрастной психологии

Возрастная  психология – это одна из областей психологии. Предметами возрастной психологии являются изучение и формирование представлений  о психическом развитии детей  каждого возрастного этапа и  переходе из одного возраста в другой. Составляются психологические характеристики каждого возрастного этапа развития детей. Каждая возрастная стадия имеет свои неповторимые характеристики и внутренние условия развития. Возрастная психология занимается изучением динамики процессов психики. Для возрастной психологии интересно понятие «возраст», которое Л. С. Выготский описал как некий цикл в развитии человека, который имеет собственную структуру и динамику. В процессе каждого цикла развития происходят психологические и физиологические изменения, которые не зависят от индивидуальных отличий и присущи всем людям (учитывая норму их развития).

Разделами возрастной психологии являются следующие:

1) детская психология  – отрасль  психологической науки, изучающая  условия и движущие силы  развития  психики детей, а также закономерности функционирования ребенка как личности. Она занимается исследованием деятельности детей, особенностей этого процесса. Сюда входят детские игры, овладение трудовыми навыками, особенности обучения;

2) психология  юности –  отрасль психологической науки, занимающаяся изучением особенностей детей старшего подросткового возраста, кризиса этого периода, исследованием жизненных позиций детей, их стремлений к самоопределению;

3) психология  зрелого возраста  изучает закономерности  механизмов развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии, т. е. данный раздел возрастной психологии занимается изучением особенностей личности, характерных для данного периода, а также исследованием кризисов зрелого возраста;

4) геронтопсихология  – отрасль психологической науки,  изучающая психические  явления и процессы, связанные со  старением организма,  выявляющая  инволюционные  тенденции притупления и затухания  некоторых психических функций,  спад активности, ослабление психической устойчивости, исследующая условия личностной сохранности пожилых людей, психологическую помощь.

Понятие «возраст» разделяют на психологический  и хронологический. Хронологическим  называют паспортный возраст, т. е. зафиксированную дату рождения. Он является неким фоном для процессов психического развития и становления человека как личности. Психологический же возраст не связан с датой рождения, его не определяет количество психологических процессов. Он зависит от внутреннего содержания, от того, какие чувства, стремления, желания испытывает человек.

 

Развитие  психологии можно рассматривать  в двух направлениях: филогенетическое (развитие психики от первобытного строя до современности); онтогенетическое (развитие психики одного человека). Возрастная психология изучает онтогенетическое направление (от рождения до среднего возраста). Она рассматривает динамику развития психики, изменение межфункциональных связей. Психология личности рассматривает мотивацию и самооценку.

Возрастная психология занимает центральное место среди естественных, общечеловеческих и технических наук.

Актуальные  проблемы и задачи в. п.

1) научное обоснование возрастных  норм

2) определение эталонов зрелости  индивида (личности)

3) выявление потенциальных и актуальных возможностей человека в разные периоды жизни

4) научное прогнозирование развития  и понимания роли ранних периодов  жизни для психического развития  человека.

 

  1. Теория, методы и факты психологии их связь и зависимость.
  2. Методология науки и ее методы.
  3. Методы возрастной психологии.

Метод – это способ в психологии получения  психологических фактов.

Психологические факты: 1) определенные факты поведения, в которых проявляются особенности  личности

2) акты совместной деятельности  людей = акты взаимодействия.

Классификация методов возрастной психологии по Ананьеву:

1) Организационные: (сравнительный: + быстрое  получение статистических данных; лонгетюдный – длительное наблюдение, очень долгий; комплексный – совокупность  наук, изучается одно явление  с разных точек зрения).

2) Имперические (наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы; психодиагностика (тесты); контент-анализ (анализ продуктов  деятельности); биографические методы.

(не  по Ананьеву) 3) Методы обработки  данных: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями) анализы.

4) интерпретационные методы (генетический  и структурный методы). Генетический  метод позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических новообразований. Он устанавливает «вертикальные» генетические связи между уровнями развития.

Структурный метод устанавливает «горизонтальные» структурные связи между всеми изучаемыми характеристиками личности.

Любое психологическое исследование имеет  несколько общих этапов:

1) Подготовительный этап. Собрание  предварительные сведения дают возможность выдвинуть гипотезу о каких-либо психологических закономерностях, которое проверяется на следующем этапе.

2) Собственно исследование. На этом  этапе путем использования различных  конкретных методик получают  данные, которые определяются характером поставленной задачи. Для сбора данных используется, как правило, несколько методов в их сочетании.

3) Обработка данных. Производятся  количественный и качественный  анализы данных исследования. В  обработке данных выделяются  следующие моменты:

- первичный синтез, т.е. анализ  каждого отдельно зафиксированного  факта.

- сравнительный (вторичный) анализ, т.е. выделение тех фактов, которые  повторяются.

- вторичный синтез, т.е. объединение  этих фактов, сопоставление их  с гипотезой и нахождение их закономерностей.

4) Использование интерпретационных  методов, что позволяет истолковать  полученные данные на основе  психологической теории, выявить  ошибочность гипотезы исследования.

Метод наблюдения. Чтобы успешно наблюдать  психическую жизнь детей, нужно выработать умение точно наблюдать все внешние проявления (действия, движения, мимику, речь), а главное правильно истолковывать психологическое значение этих внешних проявлений. Наблюдение обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности ребенка; слова и поступки ребенка тщательно записываются, а затем подвергаются анализу. Запись может быть сплошной и выборочной. Сплошная запись используется, например, при изучении индивидуальных особенностей данного ребенка, его поведения на протяжении дня (как он встает, одевается, играет). Выборочная запись используется там, где нужны не все проявления психической деятельности, где задача ограничена исследованием какого-либо частного вопроса, например изучение отношения людей определенного возраста к окружающим.

Одна  из разновидностей наблюдения – самонаблюдение. Это изучение психики на основе наблюдения за собственными психическими явлениями. Самонаблюдение – это один из вспомогательных  методов психологии.

Экспериментальный метод – изучение психического явления, условия проявления и развития которого создаются искусственно, специально, поэтому они могут строго учитываться и при необходимости воссоздаваться. Эксперименту, как правило, предшествует выработка гипотезы, с помощью которой определяется замысел эксперимента и его цель.

Достоинства эксперимента:

- в эксперименте исследователь  не ожидает случайного проявления  интересующих его психических  процессов, а сам создает условия,  чтобы вызвать эти процессы  у испытуемых.

- исследователь может целенаправленно изменить некоторые из условий, в которых протекает психический процесс, и наблюдать, к каким это приведет последствиям.

- обязателен строжайший учет строжайший  учет условий протекания эксперимента (какие раздражители были даны  и какие были реакции)

- Один и тот же эксперимент  можно провести с большим количеством  испытуемых, что позволяет устанавливать  общие закономерности развития  психических процессов.

В зависимости от того, насколько естественны  условия проведения эксперимента, он делится на лабораторный и естественный. Лабораторный эксперимент – исследование психических явлений происходит в искусственный условиях, с применением специальных приборов.

Естественный  эксперимент (1910) – испытуемый ставится в заранее подготовленные, но привычные для него условия (например, вместо лабораторного исследования памяти можно провести эксперимент в форме урока, на котором запоминание и воспроизведение какого-либо особого материала будет естественно входить в обычную работу школьника).

В зависимости от степени вмешательства в протекание психических явлений эксперимент можно разделить на констатирующий и формирующий, или преобразующий (обучающий и воспитывающий). Констатирующий эксперимент в процессе естественной, но специально организованной деятельности выявляет определенные особенности и дает предварительный материал об уровне развития соответствующего качества.

Формирующий эксперимент предполагает целенаправленное воздействие на ученика в целях  формирования у него определенных качеств.

В экспериментальных исследованиях детской психологии определенное значение имеет «близнецовый метод»

Также эксперимент делится на исследовательский  и испытательный (тесты).

Социометрический  метод (анкета). Анкета – метод сбора  статистического материала путем прямого опроса испытуемых.

Беседа  и изучение продуктов деятельности. Успешность беседы зависит от степени  ее подготовленности (наличие четкого  плана беседы, учет возрастных и  индивидуальных особенностей ученика) и от искренности даваемых ответов.

 

  1. Методология науки и ее факты.
  2. Взаимосвязь и зависимость психологических теорий и культурного развития общества.

 

В психологии одним  из основных является вопрос о выявлении  роли наследственности ( биологического ) фактора в его сопоставлении с культурно-историческими,  социально-обусловленными  детерминантами, среди которых важнейшее значение имеют процессы обучения.  Биологическое   и   социальное , наследственное  и приобретенное,  и их определяющее значение на протяжении многих лет так или иначе становится исходным пунктом для построения различных теоретических конструкций, реализующих принцип  развития  (психоаналитические течения, бихевиоризм, необихевиоризм, концепция рекапитуляции Ст. Холла, теория конвергенции двух факторов В.Штерна и др.).

В противостоянии теорий  социальной   и   биологической  обусловленности  развития  на самом  деле нет определенной истины на стороне  какой-либо одной из них. Среда  и  наследственность не должны рассматриваться  как две силы, действующие на личность независимо друг от друга.  Развитие  есть процесс, в котором  социальное   и   биологическое  диалектически неразрывны.

Наследственно обусловленные задатки человека непрерывно изменяются  и  преобразуются  в процессе  социального   развития . Но  и  приобретенные качества строятся на известной  биологической  основе, без которой немыслимо было бы  развитие . Каждая следующая ступень  развития  включает в себя все предыдущие  и  строится, таким образом, на непрерывно изменяющейся основе.  Биологическое  в его первоначальном чистом виде перестает существовать, оно подчинено  социальному , изменено им,  и  выделить его “в чистом виде” не представляется возможным. Точно так же влияние среды не являются простыми, механическими напластованиями. Среда направляет развитие , но одна и та же среда влияет по-разному, в зависимости от того, как ребенок ее воспринимает, осознает, как он научился действовать в этой среде на предшествующих стадиях своего развития и что он представляет собой в физическом отношении

 

  1. Факторы, определяющие строение науки психологии: общие положения
  2. Современные направления в возрастной психологии.
  3. Теории развития в современной психологии

 

Биологизаторский  подход к развитию психики ребенка. Представители этого подхода утверждали, что судьба ребенка определяется врожденными особенностями, и объясняли развитие психики биогенетическим законом. В его основу была положена идея спонтанности (самопроизвольности) психического развития ребенка, т.е. независимости от воспитания. Воспитание они рассматривали лишь как внешний фактор, способный либо затормозить, либо ускорить процесс выявления некоторых природных, наследственно обусловленных психических качеств.

Американский  психолог С. Холл, опираясь на биогенетический  закон, утверждал, что каждый ребенок  в своем индивидуальном развитии повторяет этапы истории человеческого рода. Поэтому нужно дать ему возможность беспрепятственно изживать первобытные инстинкты. Развитие, таким образом, это пассивное, от воли людей не зависящее вызревание, так что для каждого человека предопределен предел его развития. Психическое развитие рассматривался как процесс созревания, его решающим показателем признавался темп, быстрота развертывания заложенных способностей. При нормальном темпе ребенок на каждой возрастной ступени должен достигнуть определенного умственного уровня, который определялся статистическими подсчетами и выводился как норма для каждого возраста.

Информация о работе Шпаргалка по "Возрастной психологии"