Шпаргалка по "Возрастной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 14:55, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит полные ответы на некоторые вопросы по дисциплине "Возрастная психология".

Файлы: 1 файл

возрастная ответыыыы.doc

— 301.74 Кб (Скачать файл)

Немецкий  психолог К. Бюлер. В своих работах  он дает большой фактический материал по развитию восприятия ребенка, рассматривает проявления фантазии детей в игровой деятельности, анализирует особенности детского мышления и речи, их своеобразие на отдельных возрастных этапах. Однако, делая попытку создать единую теорию развития психики ребенка, Бюлер опирается на закономерности, заимствованные из биологии. Он выделяет определенные ступени психического развития детей: инстинкт, дрессуру, интеллект, которые проходит каждый в процессе онтогенетического развития. Одна ступень надстраивается над другой чисто механически. Смешение биологических и социальных показателей развития психики приводит К. Бюлера к переоценке одних фаз и недооценке других. Ученый считает, что детская психология – это в основном психология младенческого возраста, когда вызревают биологические функции психики, выделяемые им как центральные в детской психологии. Социальное влияние на ритм психического развития не учитывается. Т.о., попытка Бюлера исчерпать содержание детской психики только биологическими функциями является несостоятельной.

Э. Клапаред придавал большое значение в поведении ребенка интересам, мотивам, потребностям. Ученый глубоко изучил особенности детского мышления, выделив ряд закономерностей, в частности положение о синкретичности (слитности) первоначальных обобщений, о соотношении осознания ребенком различия и сходства.

Социологический подход к развитию психики ребенка. В конце 19 – начале 20 века сильно обострились социальные противоречия в мире (кризисы, войны, подъем рабочего движения). Этот период характеризуется повышенным интересом к изучению социальных явлений и развитием теорий социологического направления в психологии. В этих теориях развитие ребенка рассматривается как результат прямых воздействий окружающей его социальной среды.

Э. Дюркгейм (основоположник французского течения). По его мнению, психическое развитие – это впитывание, усвоение верований, чувств других людей. Воспринятые извне мысли и эмоции определяют характер душевной деятельности людей. Развиваясь, ребенок должен усвоить накопленный человеческий опыт, традиции и обычаи. Это происходит благодаря подражанию, которое имеет в обществе такое же значение, как наследственность в биологии, со способностью к подражанию ребенок рождается.

П. Жане интересовал вопрос о соотношении  биологического и социального в  развитии психики. Он считал, что психика человека социально обусловлена и что ее развитие заключается в формировании системы многообразных связей с природой и обществом. Под связями он понимал действия, которые есть как не что иное, как формы отношения человека к миру. Среди них наиболее значимы социальные действия, выражающиеся в отношениях сотрудничества. Внешние взаимодействия между людьми являются, по мнению ученого, принципом развития психики каждого человека. Основываясь на этих положениях, П. Жане выделяет 4 уровня психического развития ребенка:

1) Первый уровень характеризуется  развитием моторных реакций (приближения  и удаления), где значимыми для  дальнейшего развития являются  не сами реакции, а их социальная  обусловленность.

2) Второй уровень – развитие  перцептивных действий, здесь формируется устойчивость восприятия предметной действительности. На основе такого восприятия возникают отсроченные действия, что способствует развитию памяти, функция которой состоит в сообщении запоминаемого другому человеку.

3) Третий уровень – социально-личностный, т.е. такой, когда ребенок может согласовывать свои действия с действиями другого человека. Этому моменту П. Жане придавал большое значение: если на более ранних этапах поведение ограничивается простыми формами взаимопомощи, то теперь оно становится социальным.

4) Четвертый уровень – интеллектуально-элементарное  поведение. На этом уровне развивается  речь, с помощью которой он  проговаривает совершаемые действия, так как окружающие требуют  от него отчета. Овладение речью  создает условия для развития мышления детей.

В целом ни биологизаторское, ни социологическое  направления в психологии не смогли обеспечить правильного решения  проблем психического развития.

Попытку снять их односторонность сделал немецкий психолог В. Штерн. Согласно его теории конвергенции, процесс развития психики определяется взаимодействием двух факторов – наследственности и среды. При этом наследственности отводится определяющая роль, а среде лишь роль условий, реализующих наследственно предопределенные особенности психики, что в принципе не выходило за рамки традиционного противопоставления двух факторов и не решало проблему.

Теория  Ж. Пиаже о развитии детского интеллекта. Исследование детского интеллекта он строит на основе наблюдений и изучения действий детей. Ребенок, по мнению Пиаже, является природным существом, и в то же время с момента рождения он представляет автономную и активную единицу, обладающую внутренней структурой. Его действия детерминируются окружающим миром. Однако ребенок не просто отвечает на внешние воздействия, но и перерабатывает их. В свою очередь, внешний мир выступает как нечто сопротивляющееся ребенку, чем вызывает его ответные действия. В результате этого ребенок начинает воспринимать среду как нечто чуждое для себя. Развитие мышления детей в теории Пиаже делится на досоциальный и социальный периоды. Первоначально у ребенка имеется ряд особенностей, отличающих его эгоцентрическое мышление от рационального мышления взрослого человека, что определяется биологическими особенностями детской природы. Социализируется детское мышление с шести - семилетнего возраста под влиянием авторитета взрослых, принуждения, сотрудничества. Пиаже не отрицает влияния обучения на психическое развитие, но считает, что оно не может изменить содержания или последовательности его стадий, а способно лишь несколько замедлить их или ускорить. Пиаже выделяет и детально исследует четыре стадии развития интеллекта: сенсомоторную (от рождения ребенка до 2 лет), дооперациональную (от 2 до 7-8 лет), конкретных операций (от 7-8 до 11-12 лет) и формальных операций (от 11-12 до 15 лет). 
В исследованиях Ж. Пиаже не раскрывает сложный процесс развития человеческой практической деятельности, изменения ее способов, задач, мотивов, что имеет решающее значение для понимания развития психики ребенка. Ученый не учитывает того обстоятельства, что деятельность ребенка уже в раннем детстве приобретает социальный характер, осуществляется в общении с другими людьми, которые ставят перед ним все новые и новые задачи и от которых он усваивает выработанные обществом способы их решения.

Диалектический  подход к развитию психики ребенка  в концепциях А. Валлона и Дж. Брунера. Прогрессивный французский психолог Валлон диалектически решает проблему стадиальности психического развития. Он показывает возникновение, чередование и взаимозависимость различных стадий детского развития. Каждая из них, по мнению ученого, есть результат количественных и качественных изменений. Он выделяет следующие стадии онтогенетического развития ребенка:

1) Стадия внутриутробной жизни. На этой стадии имеет место зависимость зародыша от организма матери.

2) стадия моторной импульсивности (от рождения до 6 месяцев). Потребности  ребенка в питании и двигательной  активности проявляются в спазматических  подергиваниях, криках, жестах.

3) Эмоциональная стадия (от 6 месяцев  до года). В это время ребенок,  используя мимику и жесты, устанавливает  отношения с окружающими людьми. Начало этой стадии имеет наиболее  важное значение для развития  психики.

4) Сенсомоторная стадия (от 1 года до 3 лет). Она характеризуется тем, что внимание ребенка начинает привлекаться к внешнему миру за пределами отношений с близкими взрослыми благодаря появлению ориентировочного рефлекса и навыков хождения и речи.

5) Стадия персонализма (от 3 до 5 лет). Она  начинается с кризиса трех лет, во время которого у ребенка возникает чувство «я» и стремление к большей самостоятельности в действиях. Он стремится подчеркнуть свое «я». Затем появляется желание быть в центре внимания окружающих, а также желание подражать другим людям.

6) Стадия различения (от 6 до 11 лет)  На этой стадии расширяется  круг взаимоотношений ребенка.  В коллективе он чувствует  себя и свободным, и подчиненным.  В этом возрасте для него  характерно стремление добиться  признания.

7) Стадия полового созревания и юношества. Она характеризуется неуравновешенным развитием личности. Формирование психики характеризуется ярко выраженными противоречиями.

Таким образом, развитие сопровождается конфликтами  между старыми и новыми видами деятельности.

Дж. Брунер стремится выяснить роль школьного обучения в формировании интеллекта детей. Развитие каждого ребенка он обуславливает изменением его места в системе социальных отношений – поступлением в школу.

Итак, Пиаже считал, что развитие происходит спонтанно (само собой в соответствии с внутренней логикой), воспитание и обучение должны следовать за развитием.

Уотсон  и Торндайк считали, что обучение и развитие совершаются параллельно.

Брунер  – обучение не зависит от развития, все зависит от методики обучения.

Выгодский – подчеркивал ведущую роль обучения и воспитания в развитии личности (обучение должно идти впереди развития).

 

  1. Идеи о развитии человека как методологическая основа возрастной.
  2. Закономерности психического развития   

 

Существуют 2 диаметрально противоположные концепции развития: диалектико-материалистическая (развитие как результат единства и борьбы противоположностей; развитие – это большие качественные изменения) и метафизическая.

Количественные  и качественные изменения происходят как в теле, так и в психике. Развитие отдельных органов и психических функций происходит взаимосвязано и обусловлено. Рост и развитие отдельных органов, их систем и психических функций протекает не параллельно, а с разной степенью интенсивности.

Синдитивные периоды – в эти периоды наблюдается особая чувствительность ребенка к обучению:

3 года – развитие речи

3 – 6 лет – восприятие, мышление, воображение

5 – 6 лет – чтение

6 – 7 лет – формирование учебных  навыков

Каждая  функция имеет ограниченное время  для своего развития. Функции входят в свои фазы развития в разное календарное время в соответствии с индивидуальными различиями для каждого ребенка. Процесс роста и развития – это целостный единый процесс, который регулируется ЦНС и корой головного мозга.

В целом, развитие у детей протекает неодинаково и зависит от ряда факторов:

- наследственность

- среда

- обучение и воспитание

- активность самого ребенка

Первый  фактор психического развития: воспитание и обучение – это специально организованные методы передачи социокультурного опыта. Социальное наследование обязано эволюции человека (изменение общей структуры поведения, освоения социокультурного опыта приводит к появлению новых форм и структур психики).

Второй  фактор: активность самого ребенка. Активность развивается на всех этапах психологического развития в разных видах деятельности. Особенности поведения ребенка: высокая степень подражательности; подвижность; эмоциональность; шумливость. При ограничении подвижности страдает произвольность психического процесса.

Третий  фактор: среда. Макросреда – социальные, экономические и культурные условия  жизни. Микросреда (семья), коллектив; круг общения (друзья и знакомые). На развитие ребенка влияет: 1) характер заботы взрослого; 2) взаимоотношения родителей между  собой; 3) характер эмоциональных реакций.

Четвертый фактор: наследственность и врожденные свойства организма. Наследственность – это материальная основа психической  деятельности (наследуется темперамент). Врожденные особенности человека могут  очень сильно влиять на развитие ребенка после рождения.

Пятый фактор: экзогенные факторы среды. Что  едите и пьете – все это  влияет на организм, ребенок не может  этому противостоять. Сами по себе наследственные задатки не определяют становление  личности, психическое развитие происходит в результате комплексного развития всех факторов.

 

  1. Механизмы и движущие силы развития ребенка.
  2. Условия психического развития: общая характеристика.
  3. Предпосылки психического развития
  4. Психическое развитие и обучение.
  5. Предпосылки и условия психического развития
  6. Проблема обучения и развития в возрастной психологии.

 

Проблема соотношения  обучения и развития. Впервые эта  проблема была рассмотрена в трудах Выготского, он обосновал ведущую  роль обучения в развитии, отметив  что обучение должно идти впереди развития, быть источником нового развития.

 

Учение, обучение непосредственно влияет на развитие, а уже достигнутый уровень  развития, в свою очередь, существенно  меняет протекание процессов учения.

 

В результате исследований Л.С.Выготского и Ж.Пиаже стало общепризнанным, что в старшем дошкольном и младшем школьном возрастах происходят глубокие изменения мышления - осуществляется переход от дологических к собственно логическим его формам. Однако роль, которую играет в этом переходе обучение, оценивается этими исследователями по-разному. Согласно Л.С.Выготскому, обучение ведёт за собой развитие; согласно Ж.Пиаже, развитие идёт независимо от обучения, которое происходит с непосредственной опорой на уже достигнутый уровень развития и тесной зависимости от него.

 

В отечественной  психологии утверждается точка зрения, сформулированная Л.С. Выготским и  разделяемая все большим количеством  исследователей. Согласно этой точке  зрения, обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка. «Обучение может иметь в развитии отдаленные, а не только ближайшие последствия, обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования» .Это положение является кардинальным не только для отечественной педагогической психологии, но и для принявшей его когнитивной психологии Дж. Брунера в США

 

Основные подходы  к решению проблемы соотношения  обучения и развития:

между обучением  и развитием отсутствует связь(Ж.Пиаже) Эта независимость выражается, в частности, в том, что мышление ребенка проходит через известные стадии, независимо от того, обучается он или не обучается. А относительность независимости этих процессов состоит в том, что для того, чтобы обучение стало возможным, развитие должно подготовить для этого соответствующую основу. Обучение в этом случае "идет в хвосте развития", оно как бы надстраивается над созреванием . Согласно этой теории, развитие ребенка есть следствие внутреннего, спонтанного самоизменения, на которое обучение не оказывает никакого влияния.;

Информация о работе Шпаргалка по "Возрастной психологии"