Шпаргалка по "Возрастной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 16:51, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Возрастная психология"

Файлы: 1 файл

1 предмет и задачи возрастной психологии 1.doc

— 912.00 Кб (Скачать файл)

определение системы действий, которые составляют анализируемое явление;

анализ формы частной  умственной операции, вовлеченной в  создание явления. Согласно идеям Х.Вернера, диагноз нельзя построить только на основе наблюдений за частными проявлениями в диапазоне способностей данного организма. Любое психологическое явление при научном рассмотрении должно классифицироваться на основе целостной перспективы развития организма. Его место отнюдь не неизменно. Если возникает новая перспектива в развитии, тогда одно и то же умственное явление может быть приписано самым различным уровням. Это означает, что деятельность ребенка, необразованного взрослого или шизофреника нельзя отождествлять с деятельностью людей на примитивных стадиях развития; нельзя также считать деятельность взрослого (образованного нормального человека) соответствующей теоретически более развитым стадиям.

Сравнительный анализ умственного  развития позволил Х.Вернеру выделить три стадии в прогрессивном конструктивизме  биопсихологической эволюции. Это - сенсомоторное, перцептивное и умственное развитие.

Х.Вернером ясно не обозначаются ни теоретические границы между  этими стадиями, ни формальные критерии для установления границ стадий. Однако, подчеркивается порядок их следования от предшествующих стадий сенсомоторного развития до их конечной кульминации в стадию созерцательных, умственных операций. Ортогенетическая взаимосвязь трех основных стадий такова, что наиболее развитые созерцательные системы иерархически интегрируют более примитивные сенсомоторные и интуитивные системы, при развитости всех трех систем в организме.

Основная теоретическая  задача, решаемая Х.Вернером, - раскрыть сравнительное развитие каждой психологической  стадии от ее наиболее примитивного появления  до наиболее совершенных умозрительных  форм. Согласно взглядам Х.Вернера, процесс развития - это переход от недифференцированного функционирования к дифференцированному, специализированному и иерархически интегрированному. Таков основной ортогенетический принцип Х.Вернера, из которого следует, что:

1. Стабильность поведения требует пластичности, гибкости ответа, чтобы сохранить функциональное равновесие организма при изменчивых ситуациях. Однако гибкость не свойственна примитивной системе действий. Это значит, что примитивные системы никогда не смогут быть достаточны для адаптации.

2. Там, где в ходе  развития возникают изменения,  новая функция возникает вначале  из старых существующих форм, но рано или поздно возникает  движение к развитию новых  форм, которые имеют более специфический  характер: возникает форма, которая способна лучше обслуживать новую функцию, чем старая.

3. При развитии организма  более примитивные системы не  исчезают полностью, а становятся  менее важными и менее заметными  при более развитом функционировании  организма. Их удельный вес  меньше, так как более сложные системы приобретают все более господствующее положение в жизни организма.

4. Низкие уровни функционирования  подчинены более развитым уровням,  но они могут выходить на  передний план при особых внутренних  или внешних условиях (например, в состоянии сна, в патологическом состоянии, при интоксикации, в различных сложных жизненных условиях). В таких случаях можно увидеть регресс, частичное возвращение к примитивным формам функционирования, прежде чем произойдет переход к более высоким операциям. Это, согласно Х.Вернеру, соответствует диалектическому принципу спиральности в развитии.

Из ортогенетического  принципа следуют также некоторые  важные стратегические идеи относительно исследования психического развития.

1. Для того, чтобы начать  изучение развития, нужна первоначальная теоретическая концепция - пусть предварительная, гипотетическая - относительно идеального конечного состояния или наиболее зрелой организации, которой может достичь организм в ходе своей жизни. Изменения в процессе развития не хаотические, а скорее направленные. Поэтому изучение и понимание процессов психического развития предполагает, согласно концепции Х.Вернера, четкое понимание финальной детерминации, то есть хорошее представление о состоянии умственного развития.

2. Другая стратегия состоит в исследовании первоначального психологического состояния организма. Оно является источником или материальной основой законов саморегуляции и адаптации первоначальных функциональных структур организма.

3. Первоначальная и  наиболее развитая стадия психического развития составляет основу для промежуточных форм. По мнению Х.Вернера, два типа теоретического анализа - функциональный и структурный - ведут к сравнительному анализу психических явлений в разных вариантах, в которых протекает развитие.

 

12 культурно- итсторическая концепция развития высших физических функций  Л С Выготского

Становление Выготского как учёного совпало с периодом перестройки советской психологии на основе методологии марксизма, в  которой он принял активное участие. В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности Выготский подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ему психологических концепций («Смысл психологического кризиса», рукопись, 1926), показывая бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя высшие формы поведения к низшим элементам.

Исследуя речевое мышление, Выготский по-новому решает проблему локализации высших психических  функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии, Выготский приходит к выводу, что структура сознания — это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных волевых и интеллектуальных процессов.

В книге «История развития высших психических функций» (1931, опубл. 1960) дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики: по Выготскому, необходимо различать низшие и высшие психические функции, и соответственно два плана поведения — натуральный, природный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный, общественно-исторический (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики.

Гипотеза, выдвинутая Выготским, предлагала новое решение проблемы соотношения низших (элементарных) и высших психических функций. Главное различие между ними состоит в уровне произвольности, то есть натуральные психические процессы не поддаются регуляции со стороны человека, а высшими психическими функциями люди могут сознательно управлять. Выготский пришёл к выводу о том, что сознательная регуляция связана с опосредованным характером высших психических функций. Между воздействующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой, так и мыслительной) возникает дополнительная связь через опосредующее звено — стимул-средство, или знак.

Отличие знаков от орудий, также опосредующих высшие психические  функции, культурное поведение, состоит  в том, что орудия направлены «вовне», на преобразование действительности, а знаки «вовнутрь», сначала на преобразование других людей, затем — на управление собственным поведением. Слово — средство произвольного направления внимания, абстрагирования свойств и синтеза их в значение (формирования понятий), произвольного контроля собственных психических операций.[2]

Наиболее убедительная модель опосредованной активности, характеризующая  проявление и реализацию высших психических  функций, — «ситуация буриданова осла». Эта классическая ситуация неопределенности, или проблемная ситуация (выбор между двумя равными возможностями), интересует Выготского прежде всего с точки зрения средств, которые позволяют преобразовать (решить) возникшую ситуацию. Бросая жребий, человек «искусственно вводит в ситуацию, изменяя ее, не связанные ничем с ней новые вспомогательные стимулы»[3]. Таким образом, брошенный жребий становится, по Выготскому, средством преобразования и разрешения ситуации.

 

Рассматривая  проблему происхождения и развития сознания человека, мы не можем не остановиться более подробно на одной из психологических концепций, которая определила научные пути решения проблемы происхождения психики человека. Впоследствии ее стали называть культурно-исторической теорией происхождения психики человека. (В некоторых работах ее называют теорий общественно-исторического происхождения высших психических функций человека.) Ее автор — известный российский ученый Л. С. Выготский. Данная концепция появилась на фоне споров о том, с каких позиций подходить к изучению человека. Среди разнообразных подходов доминировали два: «биологический» и «идеальный».

С позиции идеального подхода человек имеет божественное происхождение. Согласно данной точке  зрения, цель жизни каждого человека — «осуществить замысел божий» (христианский подход), выразить часть «объективного духа» (Гегель) и т. и. Душа человека, его психика божественна, неизмерима и непознаваема.

С «биологической»  точки зрения человек имеет естественное происхождение и является частью живой природы, поэтому его психическую  жизнь можно описать теми же понятиями, что и психическую жизнь животных. К числу ярчайших представителей этой позиции может быть отнесен И. П. Павлов, обнаруживший, что законы высшей нервной деятельности одинаковы как для животных, так и для человека. Поэтому бытовало мнение, которое и сегодня разделяют некоторые физиологи; оно заключается в том, что физиология высшей нервной деятельности, или наука о мозге в целом, рано или поздно заменит собой психологию. Но тогда вполне закономерно возникает предположение о том, что сознание, присущее человеку, должно встречаться и у животных, а если мы говорим о сознании как качественно новом образовании, то необходимо вводить совсем другие понятия и искать совсем другие законы.

Л. С. Выготский  решил эту проблему по-другому. Он показал, что человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции, названные Л. С. Выготским высшими психическими функциями, составляют высший уровень психики человека, обобщенно называемый сознанием. Они формируются в ходе социальных взаимодействии. Иными словами, Выготский утверждал, что высшие психические функции человека, или сознание, имеют социальную природу. При этом под высшими психическими функциями подразумеваются: произвольная память, произвольное внимание, логическое мышление и др.

В концепции  Выготского* можно выделить три составные  части. Первую часть можно назвать  «Человек и природа». Ее основное содержание можно сформулировать в виде двух тезисов. Первый — тезис о том, что при переходе от животных к  человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой. На протяжении всего существования животного мира среда действовала на животное, видоизменяя его и заставляя приспосабливаться к себе. С появлением человека наблюдается противоположный процесс: человек действует на природу и видоизменяет ее. Второй тезис объясняет существование механизмов изменения природы со стороны человека. Этот механизм заключается в создании орудий труда, в развитии материального производства.

Вторая часть  концепции Выготского может быть названа «Человек и его собственная психика». Она содержит также два положения. Первое положение заключается в том, что овладение природой не прошло бесследно для человека, он научился овладевать собственной психикой, у него появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности. Под высшими психическими функциями Л. С. Выготский понимал способность человека заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-либо предмет, организовать свою умственную деятельность.

Второе положение  заключается в том, что человек  овладел своим поведением, как  и природой, с помощью орудий, но орудий специальных — психологических. Эти психологические орудия он называл  знаками.

Знаками Выготский  называл искусственные средства, с помощью которых первобытный человек смог овладеть своим поведением, памятью и другими психическими процессами. Знаки были предметны, — «узелок на память» или зарубка на дереве тоже выступают как знак, как средство, с помощью которого овладевают памятью. Например, человек увидел зарубку и вспомнил, что надо делать. Сам по себе этот знак не связан с конкретным видом деятельности. «Узелок на память» или зарубка на дереве могут быть содержательно связанными с различными видами трудовых операций. Но, столкнувшись с подобным знаком-символом, человек соединял его с необходимостью выполнить какую-то конкретную операцию. Следовательно, подобные знаки выступали в качестве дополнительных символов, содержательно связанных с трудовой операций. Однако, для того чтобы выполнить эту трудовую операцию, человеку необходимо было вспомнить о том, что именно он должен сделать. Поэтому знаки-символы являлись пусковыми механизмами высших психических процессов, т. е. выступали в качестве психологических орудий.

Третью часть  концепции Выготского можно назвать  «Генетические аспекты». Эта часть  концепции отвечает на вопрос «Откуда  берутся средства-знаки?» Выготский  исходил из того, что труд создал человека. В процессе совместного  труда происходило общение между его участниками с помощью специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому из участников трудового процесса. Вполне вероятно, что первыми словами были слова-приказы, обращенные к участникам трудового процесса. Например, «сделай то», «возьми это», «отнеси туда» и т. д. Эти первые слова-приказы по свой сути были словесными знаками. Человек, услышав определенное сочетание звуков, выполнял ту или иную трудовую операцию. Но позднее, в процессе деятельности человек стал обращать команды не па кого-нибудь, а на себя. В результате из внешнекомандной функции слова родилась его организующая функция. Так человек научился управлять своим поведением. Следовательно, возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека.

Можно полагать, что сначала функции человека приказывающего и человека, исполняющего эти приказы, были разделены и весь процесс; по выражению Л. С. Выготского был интерпсихологическим, т. е. межличностным. Затем эти отношения превратились в отношения с самим собой, т. е. в иптрапсихологнческие. Процесс превращения интсрнснхологических отношении в ннтрапсихологические Выготский назвал интериоризацией. В ходе интериоризации происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, узелки и др.) во внутренние (образы, элементы внутренней речи и др.).

Информация о работе Шпаргалка по "Возрастной психологии