Шпаргалка по "Возрастной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 16:51, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Возрастная психология"

Файлы: 1 файл

1 предмет и задачи возрастной психологии 1.doc

— 912.00 Кб (Скачать файл)

          Свой фундаментальный труд "Детство  и общество" он издает в 1950 г., имея богатый эмпирический  материал, собранный на разных  выборках. Э. Эриксон исследует  личностную и историческую идентичность  применительно к таким областям  теории и практики, как этнопсихология, исследование так называемых военных неврозов, детская психология.

          Теория Эриксона имеет явную  социо-культурную направленность. Оставаясь  психоаналитиком, т.е. исследователем, учитывающим и принимающим биологическую детерминацию процесса развития человека, он тем не менее соединяет психологию вместе с социологией и биологией с тем, чтобы выяснить, как происходит взаимодетерминация социальных условий формирования личности и ее собственной активности. "Мы ведем речь о трех процессах: соматическом, эго-процессе и социальном. В истории науки эти три процесса были связаны с тремя научными дисциплинами: биологией, психологией и социальными науками. Каждая из них изучала то, что могла изолировать, сосчитать и расчленить: одиночные организмы, отдельные души (minds) и социальные агрегаты… Во всех этих случаях научная дисциплина наносит ущерб предмету наблюдения, активно расчленяя его целостное состояние жизни для того, чтобы сделать изолированную часть податливой к применению некоторого набора инструментов или понятий… Мы изучаем индивидуальные человеческие кризисы, вовлекаясь в них как терапевты… мы обнаруживаем, что упомянутые выше три процесса представляют собой три стороны человеческой жизни. Тогда соматическое напряжение, тревога индивидуума и платоническое настроение группы - это три разных образа, в которых человеческая тревога являет себя различным методам исследования"

          Суммируя свои выводы относительно  природы идентичности, или тождественности,  личности, Эриксон определяет ее как важнейшую характеристику целостности личности на высших уровнях развития, как интегративное качество ее организации, в центре которой находится переживание индивидом своей неразрывной связи с определенными социальными группами.

          Человек, по Эриксону, проходит психологические стадии развития Эго, или Я, в ходе которых он устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Принцип прохождения стадий носит название эпигенеза, поэтому и теорию Эриксона называют эпигенетической. Эпигенез - учение о зародышевом развитии организмов как процессе, осуществляемом путем последовательных новообразований. Термин эпигенез впервые появился благодаря Харви Уильяму Гарвею в биологии в 1651 г. Эпигенез рассматривается как интенсивное развитие организмов (наряду с экстенсивным развитием - преформизмом, то есть появлением и увеличением уже имеющегося).

По сути, сам термин означает, что:

1) развитие не есть  простое развертывание того, что  уже зародилось, возникают новые  качества, формы, которые не были изначально предопределены;

2) кроме "начал", материи, генов и др. роль отводится  неким запускающим процессам,  механизмам субъективного (готовность, предрасположенность) и объективного (условия, обстоятельства, деятельность) порядка.

Содержание и форма  нового качества определяется общением индивида с социальным окружением, но при этом оно обязательно опирается  на внутренние предпосылки.

          Первые стадии развития Эриксон  выделяет по аналогии со стадиями  психосексуального развития Фрейда. Правда, он их истолковывает несколько иначе. По Эриксону, созревание определенных психофизиологических систем организма делает индивида восприимчивым к определенным социальным воздействиям. Общество предъявляет к человеку требования, но в то же время предоставляет возможности, широкий спектр средств, способов решения социальных задач.

          Отношения, которые формируются  у человека к новым требованиям,  ролям, задачам становятся центром  его идентичности. При переходе  от одной целостности к другой происходит смена идентичности, которая носит название кризиса. Такие кризисы у Эриксона имеют нормативный характер, стимулируя процесс личностного роста.

          Эриксон выделяет восемь стадий  жизненного цикла человека, на  каждой из которых делается выбор между двумя полярными отношениями к миру и к себе.

Орально-сенсорная, или  инкорпоративная (0-18 мес.). Цель: выбор  между доверием или недоверием. Имея чувство определенности, доверия  ребенок воспринимает окружающий мир  как безопасное, стабильное место. Мать передает ребенку чувство узнаваемости, постоянства, тождества переживаний. Такая согласованность и непрерывность переживаний обеспечивает зачаточное чувство эго-идентичности. Критерием сформированности доверия считается способность ребенка спокойно переносить уход матери из поля зрения. На орально-сенсорной стадии формируются элементы защитных механизмов - проекции - приписывания другим собственных отрицательных, неодобряемых свойств и интроекции - вбирания внутрь внешних источников положительных состояний. Интроекция образов родителей является первой ступенью в формировании идентичности личности.

Мышечно-анальная (18 мес. - 4 года). Цель: выбор между автономией или стыдом. Предпосылкой этой стадии является овладение ребенком способности  ходить как основы для развития автономности и самостоятельности. Автономия - самостоятельное передвижение ребенка в контролируемом пространстве. Стыд - гнев, направленный на себя из-за нежелания родителей развивать у ребенка самостоятельность. Стыд формируется под воздействием упреков родителей, запретов, не имеющих явного социального значения. Родители ругают ребенка за неумение быть опрятным, неумение контролировать процессы мочеиспускания и дефекации. Базисное чувство сомнения во всем, что человек оставил сзади себя, позднее, т.е. во взрослом состоянии, может быть выражено в паранойяльных страхах преследования, угрожающих сзади. Положительным исходом этой стадии является развитие элементов самоконтроля и саморегуляции.

Локомоторно-генитальная, или эдипова (4-6 лет). Цель: выбор между инициативой и виной. Развитие речи, овладение новыми понятиями, умение планировать, предвосхищать некоторые события является основой для формирования на этой стадии новой формы идентичности - идентификации, т.е. уподобления взрослому человеку определенного пола и усвоения свойственных ему форм поведения. Инициатива добавляет к автономии предприимчивость и планирование, это - освоение нового за счет умения ставить перед собой цели. Вина - негативная оценка ребенком своих неправильных действий, чувство неуверенности в себе, вызванное потребностью любить и получать любовь родителя противоположного пола.

Латентная (6-11 лет). Цель: выбор между чувством умелости, компетентности и неполноценностью. Это период, который в самых разных обществах означает один и тот же процесс - начало систематического усвоения знаний, умений, навыков. Именно они позволяют ребенку чувствовать себя компетентно. Компетентность - уверенность в том, что в соответствие с социально значимыми целями ребенок может оказывать положительное влияние на окружающих его людей. Неполноценность (некомпетентность) проявляется в чувстве ущербности, неумелости, робости и замкнутости.

Стадия юности (11-20 лет). Цель: выбор между обретением положительного Я и диффузной идентичностью. Под диффузной идентичностью понимают неясность представлений о себе, неопределенность жизненной перспективы, приводящие к желанию присоединиться к группе, к зависимости от чужого мнения, к пассивности в принятии решения. С целью сохранения своей личности от распада юноши сверхидентифицируются с героями неформальных объединений и компаний. Состояние юношеской влюбленности интерпретируется Эриксоном как попытка добиться четкого определения собственной идентичности путем проекции расплывчатого образа своего эго на других людей и наблюдения за собственным "отражением". Для Эриксона стадия юности имела такое же важное значение как фаллическая стадия для Фрейда.

Ранняя взрослость (21-25 лет). Цель: выбор между интимностью  и изоляцией. Интимность означает готовность слить свою идентичность с идентичностью другого при наличии установки сохранить свою идентичность и индивидуальность. Интимность основана на развитии положительного Я в предыдущий период развития, изоляция, как правило, наоборот, тесно связана с диффузией Я. Это объясняется тем, что сформированность представлений о себе, определенность собственных границ позволяет индивиду оставаться самим собой даже при установлении доверительных, интимных отношений с другими людьми. Диффузная идентичность развивается в чувство изоляции, обособление как вследствие возникающего страха быть поглощенным, инкорпорированным.

Взрослость (25-60/65 лет). Цель: выбор между продуктивностью  или застоем. Новые условия жизни, которые предъявляет социум человеку на этой стадии развития, вызваны его особым положением в обществе, а именно необходимостью установления конструктивных отношений с разными поколениями. Например, для 50-летнего человека такими отношениями могут быть общение со своими родителями, детьми и внуками, которые требуют разные когнитивных, эмоциональных и коммуникативных стратегий. Застой, или стагнация, сопровождается замкнутостью, стереотипностью поведения, ригидностью, центрированностью на себе.

Зрелость (свыше 60/65 лет). Цель: выбор между интеграцией  или отчаянием. Интеграция - это принятие своего единственного и неповторимого цикла жизни. Отсутствие интеграции выражается в страхе смерти, отвержении своей жизни.

Эриксон говорил о  замкнутости жизненного цикла, связи  между младенческим доверием и целостностью взрослого. По его мнению, здоровые дети не будут бояться жизни, если окружающие их старики обладают достаточной целостностью, чтобы не бояться смерти.

          Эриксон выстраивает последовательность  стадий развития личности, которые  характеризуются особыми новообразованиями. Каждое из них формируется в процессе разрешения человеком конфликта между двумя противоположностями, одна из которых способствует поступательному развитию личности, а другая - тормозит его. Эти тенденции включают и определенную черту личности и отношение человека к миру, к жизни, к себе.

          В своих ранних работах такими  положительными качествами были - доверие, автономия, инициатива, компетентность, положительно организованная  идентичность, близость, генеративность  и интегративность. К отрицательным качествам относились - недоверие, стыд, вина, неполноценность, диффузность ролей, изоляция, стагнация и отчаяние.

          В последних работах он пересматривает  свой взгляд на развитие личности, определяя новообразования как  неустойчивый баланс между этими двумя тенденциями. При благоприятном разрешении кризиса баланс нарушается в сторону положительных качеств.

          Теперь эпигенетическими образованиями  каждой стадии Э. Эриксон называет  Надежду, Волю, Намерение, Компетентность, Верность, Любовь, Заботу и Мудрость, каждое из которых включает в себя два противоположных качества. Равновесие между ними может нарушаться то в одну, то в другую сторону.

 

 

Психосоциальная стадия  

Предмет конфликта развития

Социальные  условия 

Психосоциальный

исход

Младенчество (от рождения до 1 года).  

Орально-сенсорная 

Могу ли я  доверять миру?  

Поддержка, удовлетворение основных потребностей, преемственность, качество материнской заботы.

 

Отсутствие поддержки, депривация, непосле- довательность.

Доверие к людям. Привязанность  и признание родителей.

 

Недоверие к людям, подозрительность и опасение за свое благополучие.

Раннее  детство (от 1 до 3 лет).   

Мышечно- анальная

Могу ли я  управлять  собственным поведением?

Разумная дозволенность, поддержка и ограничениеребенка в тех сферах жизни, которые потенциально опасны для ребенка и для окружающих.

 

Гиперопека (делают все  за детей), отсутствие поддержки (заставляют делать то, что дети сделать не в  состоянии) и доверия. 

Самостоятельность, самоконтроль, уверенность   в себе.

 

Сомнения  в своих  способностях, приниженность, чувство  стыда, ощущение неприспособленности, слабоволие.

Дошкольное детство  (от 3 до 6-7 лет).   

локомоторно- генитальная 

Могу ли я  стать  независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей?

Поощрение активности, признание  родителями права ребенка  на любознательность и творчество (не высмеивают фантазии ребенка).

 

Отсутствие позволения родителей действовать самостоятельно, неодобрение активности, частые наказания.

Инициатива, любознательность, включение в полоролевое поведение.

 

Вина  ,страх  порицания, пассивность.

Школьный возраст (от 6 до 12 лет)  

Латентная  

Могу ли я  стать  настолько умелым, чтобы выжить и  приспособиться к миру?

Систематическое обучение и воспитание, наличие хороших примеров для подражания.

 

Плохое обучение, социально-экономическое  положение, отсутствие руководства  и поддержки.

Компетентность, предприимчивость, трудолюбие, развитие познавательных умений и навыков, стремление к достижению успехов.

 

Чувство неполноценности, избегание сложных задач.

Половое созревание:подростковый возраст (11-14 лет), юность (от 14 до 18-20 лет)

Отрочество и юность

Кто я? Каковы мои  убеждения, взгляды и позиции?

Внутренняя  устойчивость, преемственность, наличие четко определенных половых моделей для подражания и положительная обратная связь.

 

Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания.

Идентичность, развитие планов на будущее, становление мировоззрения, верность своим притязаниям и обещаниям.

 

 

 

Непризнание, смешение ролей, путаница в моральных и мировоззренческих  установках.

Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет).

Молодость

Могу ли я  полностью  отдать себя другому человеку?

Душевная теплота, понимание, доверие со стороны родственников и друзей.

 

 

Одиночество (излишняя поглощенность  собой), остракизм.

Близость (интимность), контакты с людьми, интимность, забота, милосердие, -рождение и воспитание детей.

 

Изоляция, избегание людей, трудности характера.

Средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет).

Взрослость

Что я могу предложить будущим поколениям?

Целеустремленность, продуктивность деятельности.

 

Обеднение личной жизни, регрессия.

Творчество (продуктивность), обучение и воспитание нового поколения. Удовлетворенность семейными отношениями и чувство гордости за своих детей

 

Застой (инертность). Эгоизм, эгоцентризм. Всепрощение себя и  исключительная забота о самом себе.

Поздняя взрослость (свыше 60 лет).

Старость

Доволен ли я  прожитой жизнью?

Чувство завершенности  жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности.

 

Отсутствие завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью. Страх смерти.

Мудрость, принятие прожитой жизни такой, какая она есть, понимание  того, что смерть не страшна.

 

Отчаяние. Презрение. Озлобленность. Желание прожить жизнь заново. Боязнь приближающейся смерти.

         

 

17 экологическая  модель развития Ури Бронфенбреннера

теория, предложенная Ури  Бронфенбреннером для описания и  изучения «экологии» детского развития. Само понятие «экологии» восходит к понятию «экологической валидности» (ecological validity) и работам в области психологической теории поля, инициированных в 1920е годы исследовательской группой Курта Левина. Другим важным источником, повлиявшим на создание теории, была, по признанию автора этой теории, работа Льва Выготского по развитию ребенка в его культурном контексте.

Согласно теории экологических  систем Бронфенбреннера «психологическая экология» человека рассматривается  как совокупность таких иерархических  подсистем как микросистема семьи, детского сада, школы и т. п., мезосистема локальной среды общения и проживания (включающая в себя несколько микросистем нижнего уровня), экзосистема крупных социальных организаций, не оказывающая непосредственного влияния на развитие ребенка и макросистема, формируемая совокупностью социо-экономических факторов, национальных обычаев и культурных ценностей (иерархическая система экологических подсистем часто изображается в виде четырех концентрических кругов). Позднее к четырем основным была добавлена пятая подсистема — хроносистема, учитывавшая историческое развитие экологии первых четырех уровней.

По Бронфенбреннеру, экологическая  среда развития ребенка состоит  из четырех словно вложенных одна в другую систем, которые обычно графически изображают в виде концентрических колец:

микросистема - семья  ребенка

мезосистема - детсад, школа, двор, квартал проживания

экзосистема - взрослые социальные организации

макросистема - культурные обычаи страны, ценности, обычаи и ресурсы.

 

Модель кажется простой, но очень многие вещи описывает реалистично в силу того, что Бронфенбреннер подчеркивает гибкие как прямые, так и обратные связи между этими четырьмя системами.

Например, гибкий график на предприятии, где работает мать ребенка, позволяет женщине больше внимания уделять воспитанию и косвенно повлияет на развитие ребенка. В то же время возможность для матери свободнее распоряжаться своим временем обычно способствовует ее душевному равновесию и косвенно сказывается на повышении производительности женского труда.

Бронфенбреннер отмечает, что экологические системы подвижны и со временем меняются. Рождение младшего брата/сестры, начало обучения в школе  либо развод родителей меняют отношения  между ребенком и его окружением. Рождение нового малыша имеет совсем различные последствия для малыша, который лишь обучается ходить, и для школьника, у которого много источников общения и интересов за пределами семьи.

Информация о работе Шпаргалка по "Возрастной психологии