Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 16:51, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Возрастная психология"
Свой фундаментальный труд "Детство
и общество" он издает в 1950
г., имея богатый эмпирический
материал, собранный на разных
выборках. Э. Эриксон исследует
личностную и историческую
Теория Эриксона имеет явную
социо-культурную
Суммируя свои выводы
Человек, по Эриксону, проходит психологические стадии развития Эго, или Я, в ходе которых он устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Принцип прохождения стадий носит название эпигенеза, поэтому и теорию Эриксона называют эпигенетической. Эпигенез - учение о зародышевом развитии организмов как процессе, осуществляемом путем последовательных новообразований. Термин эпигенез впервые появился благодаря Харви Уильяму Гарвею в биологии в 1651 г. Эпигенез рассматривается как интенсивное развитие организмов (наряду с экстенсивным развитием - преформизмом, то есть появлением и увеличением уже имеющегося).
По сути, сам термин означает, что:
1) развитие не есть простое развертывание того, что уже зародилось, возникают новые качества, формы, которые не были изначально предопределены;
2) кроме "начал",
материи, генов и др. роль отводится
неким запускающим процессам,
механизмам субъективного (
Содержание и форма нового качества определяется общением индивида с социальным окружением, но при этом оно обязательно опирается на внутренние предпосылки.
Первые стадии развития
Отношения, которые
Эриксон выделяет восемь
Орально-сенсорная, или инкорпоративная (0-18 мес.). Цель: выбор между доверием или недоверием. Имея чувство определенности, доверия ребенок воспринимает окружающий мир как безопасное, стабильное место. Мать передает ребенку чувство узнаваемости, постоянства, тождества переживаний. Такая согласованность и непрерывность переживаний обеспечивает зачаточное чувство эго-идентичности. Критерием сформированности доверия считается способность ребенка спокойно переносить уход матери из поля зрения. На орально-сенсорной стадии формируются элементы защитных механизмов - проекции - приписывания другим собственных отрицательных, неодобряемых свойств и интроекции - вбирания внутрь внешних источников положительных состояний. Интроекция образов родителей является первой ступенью в формировании идентичности личности.
Мышечно-анальная (18 мес. - 4 года). Цель: выбор между автономией или стыдом. Предпосылкой этой стадии является овладение ребенком способности ходить как основы для развития автономности и самостоятельности. Автономия - самостоятельное передвижение ребенка в контролируемом пространстве. Стыд - гнев, направленный на себя из-за нежелания родителей развивать у ребенка самостоятельность. Стыд формируется под воздействием упреков родителей, запретов, не имеющих явного социального значения. Родители ругают ребенка за неумение быть опрятным, неумение контролировать процессы мочеиспускания и дефекации. Базисное чувство сомнения во всем, что человек оставил сзади себя, позднее, т.е. во взрослом состоянии, может быть выражено в паранойяльных страхах преследования, угрожающих сзади. Положительным исходом этой стадии является развитие элементов самоконтроля и саморегуляции.
Локомоторно-генитальная, или эдипова (4-6 лет). Цель: выбор между инициативой и виной. Развитие речи, овладение новыми понятиями, умение планировать, предвосхищать некоторые события является основой для формирования на этой стадии новой формы идентичности - идентификации, т.е. уподобления взрослому человеку определенного пола и усвоения свойственных ему форм поведения. Инициатива добавляет к автономии предприимчивость и планирование, это - освоение нового за счет умения ставить перед собой цели. Вина - негативная оценка ребенком своих неправильных действий, чувство неуверенности в себе, вызванное потребностью любить и получать любовь родителя противоположного пола.
Латентная (6-11 лет). Цель: выбор между чувством умелости, компетентности и неполноценностью. Это период, который в самых разных обществах означает один и тот же процесс - начало систематического усвоения знаний, умений, навыков. Именно они позволяют ребенку чувствовать себя компетентно. Компетентность - уверенность в том, что в соответствие с социально значимыми целями ребенок может оказывать положительное влияние на окружающих его людей. Неполноценность (некомпетентность) проявляется в чувстве ущербности, неумелости, робости и замкнутости.
Стадия юности (11-20 лет). Цель: выбор между обретением положительного Я и диффузной идентичностью. Под диффузной идентичностью понимают неясность представлений о себе, неопределенность жизненной перспективы, приводящие к желанию присоединиться к группе, к зависимости от чужого мнения, к пассивности в принятии решения. С целью сохранения своей личности от распада юноши сверхидентифицируются с героями неформальных объединений и компаний. Состояние юношеской влюбленности интерпретируется Эриксоном как попытка добиться четкого определения собственной идентичности путем проекции расплывчатого образа своего эго на других людей и наблюдения за собственным "отражением". Для Эриксона стадия юности имела такое же важное значение как фаллическая стадия для Фрейда.
Ранняя взрослость (21-25 лет). Цель: выбор между интимностью и изоляцией. Интимность означает готовность слить свою идентичность с идентичностью другого при наличии установки сохранить свою идентичность и индивидуальность. Интимность основана на развитии положительного Я в предыдущий период развития, изоляция, как правило, наоборот, тесно связана с диффузией Я. Это объясняется тем, что сформированность представлений о себе, определенность собственных границ позволяет индивиду оставаться самим собой даже при установлении доверительных, интимных отношений с другими людьми. Диффузная идентичность развивается в чувство изоляции, обособление как вследствие возникающего страха быть поглощенным, инкорпорированным.
Взрослость (25-60/65 лет). Цель: выбор между продуктивностью или застоем. Новые условия жизни, которые предъявляет социум человеку на этой стадии развития, вызваны его особым положением в обществе, а именно необходимостью установления конструктивных отношений с разными поколениями. Например, для 50-летнего человека такими отношениями могут быть общение со своими родителями, детьми и внуками, которые требуют разные когнитивных, эмоциональных и коммуникативных стратегий. Застой, или стагнация, сопровождается замкнутостью, стереотипностью поведения, ригидностью, центрированностью на себе.
Зрелость (свыше 60/65 лет). Цель: выбор между интеграцией или отчаянием. Интеграция - это принятие своего единственного и неповторимого цикла жизни. Отсутствие интеграции выражается в страхе смерти, отвержении своей жизни.
Эриксон говорил о замкнутости жизненного цикла, связи между младенческим доверием и целостностью взрослого. По его мнению, здоровые дети не будут бояться жизни, если окружающие их старики обладают достаточной целостностью, чтобы не бояться смерти.
Эриксон выстраивает
В своих ранних работах такими
положительными качествами были
- доверие, автономия,
В последних работах он
Теперь эпигенетическими
Психосоциальная стадия |
Предмет конфликта развития |
Социальные условия |
Психосоциальный исход | |
Младенчество (от рождения до 1 года). |
Орально-сенсорная |
Могу ли я доверять миру? |
Поддержка, удовлетворение основных потребностей, преемственность, качество материнской заботы.
Отсутствие поддержки, депривация, непосле- довательность. |
Доверие к людям. Привязанность и признание родителей.
Недоверие к людям, подозрительность и опасение за свое благополучие. |
Раннее детство (от 1 до 3 лет). |
Мышечно- анальная |
Могу ли я управлять собственным поведением? |
Разумная дозволенность, поддержка и ограничениеребенка в тех сферах жизни, которые потенциально опасны для ребенка и для окружающих.
Гиперопека (делают все за детей), отсутствие поддержки (заставляют делать то, что дети сделать не в состоянии) и доверия. |
Самостоятельность, самоконтроль, уверенность в себе.
Сомнения в своих способностях, приниженность, чувство стыда, ощущение неприспособленности, слабоволие. |
Дошкольное детство (от 3 до 6-7 лет). |
локомоторно- генитальная |
Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей? |
Поощрение активности, признание родителями права ребенка на любознательность и творчество (не высмеивают фантазии ребенка).
Отсутствие позволения
родителей действовать |
Инициатива, любознательность,
включение в полоролевое
Вина ,страх порицания, пассивность. |
Школьный возраст (от 6 до 12 лет) |
Латентная |
Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру? |
Систематическое обучение и воспитание, наличие хороших примеров для подражания.
Плохое обучение, социально-экономическое положение, отсутствие руководства и поддержки. |
Компетентность, предприимчивость, трудолюбие, развитие познавательных умений и навыков, стремление к достижению успехов.
Чувство неполноценности, избегание сложных задач. |
Половое созревание:подростковый возраст (11-14 лет), юность (от 14 до 18-20 лет) |
Отрочество и юность |
Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции? |
Внутренняя устойчивость, преемственность, наличие четко определенных половых моделей для подражания и положительная обратная связь.
Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания. |
Идентичность, развитие планов на будущее, становление мировоззрения, верность своим притязаниям и обещаниям.
Непризнание, смешение ролей,
путаница в моральных и |
Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет). |
Молодость |
Могу ли я полностью отдать себя другому человеку? |
Душевная теплота, понимание, доверие со стороны родственников и друзей.
Одиночество (излишняя поглощенность собой), остракизм. |
Близость (интимность), контакты с людьми, интимность, забота, милосердие, -рождение и воспитание детей.
Изоляция, избегание людей, трудности характера. |
Средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет). |
Взрослость |
Что я могу предложить будущим поколениям? |
Целеустремленность, продуктивность деятельности.
Обеднение личной жизни, регрессия. |
Творчество (продуктивность),
обучение и воспитание нового поколения.
Удовлетворенность семейными от
Застой (инертность). Эгоизм, эгоцентризм. Всепрощение себя и исключительная забота о самом себе. |
Поздняя взрослость (свыше 60 лет). |
Старость |
Доволен ли я прожитой жизнью? |
Чувство завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности.
Отсутствие завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью. Страх смерти. |
Мудрость, принятие прожитой жизни такой, какая она есть, понимание того, что смерть не страшна.
Отчаяние. Презрение. Озлобленность. Желание прожить жизнь заново. Боязнь приближающейся смерти. |
17 экологическая
модель развития Ури
теория, предложенная Ури Бронфенбреннером для описания и изучения «экологии» детского развития. Само понятие «экологии» восходит к понятию «экологической валидности» (ecological validity) и работам в области психологической теории поля, инициированных в 1920е годы исследовательской группой Курта Левина. Другим важным источником, повлиявшим на создание теории, была, по признанию автора этой теории, работа Льва Выготского по развитию ребенка в его культурном контексте.
Согласно теории экологических
систем Бронфенбреннера «
По Бронфенбреннеру, экологическая среда развития ребенка состоит из четырех словно вложенных одна в другую систем, которые обычно графически изображают в виде концентрических колец:
микросистема - семья ребенка
мезосистема - детсад, школа, двор, квартал проживания
экзосистема - взрослые социальные организации
макросистема - культурные обычаи страны, ценности, обычаи и ресурсы.
Модель кажется простой, но очень многие вещи описывает реалистично в силу того, что Бронфенбреннер подчеркивает гибкие как прямые, так и обратные связи между этими четырьмя системами.
Например, гибкий график на предприятии, где работает мать ребенка, позволяет женщине больше внимания уделять воспитанию и косвенно повлияет на развитие ребенка. В то же время возможность для матери свободнее распоряжаться своим временем обычно способствовует ее душевному равновесию и косвенно сказывается на повышении производительности женского труда.
Бронфенбреннер отмечает,
что экологические системы