Символика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 12:27, контрольная работа

Описание работы

Обновленные государственные символы, с которыми Российская Федерация вступила в новое тысячелетие, отражают в себе многовековую историю. Мелодия советского гимна, двуглавый орел московских царей, флаг императорской России - все эти символы, отразившие неоднозначность, динамичность нашей эпохи. К сожалению, пока трудно ждать от российского общества единства мнений в отношении восприятия нынешних государственных символов.

Содержание работы

Введение
Глава I. Возникновение и развитие герба России…………………………..5
1.1 Символы и эмблемы русских земель в X-XVI вв…………………….....5
1.2 Герб Русского централизованного государства в XV-XVII вв. ……….8
1.3 Герб Российской империи в XVIII-XIX вв……………………………..11
1.4 Возвращение исторического герба России……………………………..13
Глава II. Эволюция государственного флага России………………………15
2.1 Знамена и флаги Руси в X - XVI вв……………………………………..15
2.2 Флаги России в XVIII - XIX вв………………………………………….17
2.3 Возрождение исторического флага России…………………………….21
Заключение…………………………………………………………………...24
Список использованной литературы………………………………………..26

Файлы: 1 файл

этническая психология.docx

— 53.59 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Глава I. Возникновение и развитие герба России…………………………..5

1.1 Символы и эмблемы  русских земель в X-XVI вв…………………….....5

1.2 Герб Русского централизованного  государства в XV-XVII вв. ……….8

1.3 Герб Российской империи  в XVIII-XIX вв……………………………..11

1.4 Возвращение исторического герба России……………………………..13

Глава II. Эволюция государственного флага России………………………15

 

2.1 Знамена и флаги Руси  в X - XVI вв……………………………………..15

 

2.2 Флаги России в XVIII - XIX вв………………………………………….17

 

2.3 Возрождение исторического флага России…………………………….21

 

Заключение…………………………………………………………………...24

 

Список использованной литературы………………………………………..26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность работы. Государственная символика является важным компонентом конституционно-правового статуса любого государства. Герб, флаг, гимн - это лицо нашей страны, имеющее древнюю и не простую историю. Нашим долгом является, знание и защита символики, как внутри страны, так и за её пределами. Оскорбление государственного символа всегда рассматривается как тягчайшее оскорбление чести народа и государства. Отсутствие у той или иной страны полноценной системы государственной символики справедливо признается специалистами серьёзной проблемой. Вокруг государственных символов время от времени вспыхивает политическая борьба, возрождаются старые и складываются новые мифы; происходит политизация эмблематики. Российская государственная символика относится к числу актуальных проблем, которые в недавнем прошлом казались забытыми. Вспомогательные исторические дисциплины, занимающиеся изучением символов государства (геральдика, сфрагистика, нумизматика и т.д.) в советскую эпоху считались «ненадёжными», поскольку исследовали «эмблемы царского прошлого» и даже на исторических факультетах многих учебных заведений их преподавание не велось. Ситуация изменилась в начале 1990-х годов, когда в нашей стране произошли коренные изменения, не только в политической, но культурной сфере жизни, наше образование стало более демократичным, официально были восстановлены герб и флаг, написан новый гимн, для нового Российского государства. Интерес к национальной символике значительно вырос не только у профессиональных историков, но и многих слоев общества. Новые поколения людей все чаще обращаются к истории забытых эмблем и символов, которые могут многое рассказать о менталитете нашего народа.

Изучение причин и условий  возникновения этих памятников прошлого, их эволюции помогает не только лучше  понять нашу историю, но и приблизиться к пониманию мировоззрения людей  живших в те далекие и очень  тяжелые времена.

Обновленные государственные  символы, с которыми Российская Федерация  вступила в новое тысячелетие, отражают в себе многовековую историю. Мелодия  советского гимна, двуглавый орел московских царей, флаг императорской России - все эти символы, отразившие неоднозначность, динамичность нашей эпохи. К сожалению, пока трудно ждать от российского  общества единства мнений в отношении  восприятия нынешних государственных  символов.

Ввиду многоплановости темы в работе сосредоточено внимание на исследовании основных вех исторического  развития общероссийских государственных  символов.

Историографическая база. Существует обширная исследовательская литература, как отечественная, так и зарубежная, посвященная происхождению и судьбе государственных эмблем России, их роли в судьбе нашей страны. История российского герба, флага и гимна привлекала внимание историков с середины XIX в. Причин тому несколько. К этому времени был уже накоплен достаточный материал, который позволил судить об эволюции государственных символов. Сама же проблематика приобрела особую актуальность в условиях некоторой модернизации России, вернее, в условиях, когда необходимость модернизации стала осознаваться самыми широкими слоями общества. Отсталость и консервативность социального устройства страны уже начали грозить ее положению как великой державы.

В канун «великих реформ» 60-х годов, отменивших крепостничество  в России, впервые был осмыслен ее опыт в области оформления государственных  символов. Среди выдающихся представителей дореволюционной науки следует  в первую очередь назвать имя  А.Б. Лакиера, настоящего классика русской  геральдики - автора фундаментального обзора российской геральдики, обзора, который обобщил все достижения в этой сфере и стал отныне поистине бесценным трудом.

За вторую половину XIX в. количество обнародованных материалов по истории  герба и флага значительно  увеличилось. Благодаря усилиям  кн. М.А. Оболенского, П.И. Иванова и  других увидели свет публикации печатей, хранящихся в российских архивах, были упорядочены и изданы материалы  Оружейной палаты, неиссякаемый источник по истории государственной символики. К сожалению, осмысление этих данных несколько отставало от ввода их в научный оборот.

Толчком к дальнейшему  изучению проблемы оказалось 300-летие  Романовых в 1913 г. вслед за этим были изданы работы Н.П. Лихачева, В.К. Лукомского и других специалистов в области  геральдики, сфрагистики, нумизматики. Именно благодаря их усилиям во втором десятилетии XX века была в общих  чертах воссоздана история государственных символов России.

После 1917 г. интерес к дореволюционной  истории герба, флага и гимна  резко упал. Однако эстафету изучения государственных символов приняли  наши современники. На первый план в 40-50-е  годы вышло изучение советской символики. Много усилий было потрачено на то, чтобы восстановить историю советского герба (Е.И. Каменцева, Г.Ф. Киселев, А.Н. Луппол). При этом главное внимание было уделено роли В.И. Ленина в создании герба.

В 70-е годы акцент сместился  на изучение роли художников - авторов  многочисленных проектов государственной  печати и герба (В.В. Похлебкин, В.В. Поцелуев и другие). Наконец, в 80-е годы дошла очередь и до истории советского флага, в изучении которого несомненные заслуги принадлежат П.К. Корнакову (работы «Краски войны», «Знамена и штандарты» и т.д.) и В.В. Похлебкину («История происхождения и создания государственного флага нашей Родины»). Весомый вклад в изучение советской символики внес А.С. Доманк, проанализировавший влияние государственных символов на знаки отличия в вооруженных силах.

В эти же годы возобновляется изучение истории досоветских российских государственных символов. Нельзя не отметить ученых А.С. Мельникову, В.К. Романовского, публицистов А.И. Друзенко, Г.Б. Комракова, благодаря усилиям которых были собраны разносторонние материалы  о прошлом символов нашего государства. Писатель В. Драчун детально исследовал символику Киевской Руси в своей книге «Дорогами тысячелетий» (1977). В.В. Узденников и А.И. Юхт выработали новые методы исследования таких памятников как печати и монеты. К ним присоединились и исследователи эмблиматики, фаллеристики, искусствоведы и т.д.

Так, В.А. Кучкин, заведующий ныне Центром истории Древней  Руси РАН, детально изучил великокняжескую  печать 1497 г. - важнейший источник при  изучении российской символики. А.И. Юргаков  добился значительных успехов в  интерпретации изобразительных символов феодальной Руси.

В конце 80-х гг. ведущими специалистами  в области изучения государственных  символов стали Н.А. Соболева и Г.В. Вилинбахов. И совершенно неслучайно, что в последние годы одна за другой выходят работы Н.А. Соболевой, которая  исследует историю русских как  государственных, так и городских  гербов. Н.А. Соболева по материалам Департамента герольдии восстановила историю  создания герба в XVIII в., в серии  монографий охарактеризовала раннюю историю  двуглавого орла, его эволюцию на протяжении пятисотлетий. Ее книга в соавторстве  с В.А. Артамоновым дает общую  характеристику истории российской государственной символике («Государственные символы России», 1993). Последняя её работа - «Символы российской государственности» (2003 г.) преследует ту же цель, но с учетом тех успехов, которые были достигнуты наукой в 90-е годы, насыщенные открытиями. Г.В. Вилинбахов, уже более десяти дет возглавляющий Геральдическую службу России, сосредоточил свои усилия в основном на времени Петра I, дав  скрупулёзный анализ изображений на гербе, флагах и знамёнах, показав  их истоки, а самое главное - смысл. В 1997 г. Г.В. Вилинбахов возглавил работу над фундаментальной работой  «Герб и флаг России X-XX вв.» - наиболее масштабным исследованием эволюции государственной символики России.

 

 

Глава I. Возникновение и развитие герба России

1.1 Символы и  эмблемы русских земель в X-XVI вв.

Само слово «символ» греческого происхождения. Глагол «symbolon» переводится как «соединять». Это знак, примета, сигнал, предзнаменование. Символ передаёт смысл вещи, события, является смысловым отражением и обобщением, выражает его закон, его упорядоченность, но по своему первоначальному содержанию не имеет непосредственной связи с обозначаемым объектом. Человечество неплохо отработало язык символов. Это и чисто условные знаки, понятные лишь в данной знаковой системе. Таковы, например, буквы, которыми пользуются в математике и которые воспроизводят определенные математические понятия. Это и знаки, которые передают звуки, производимые человеком, и слова, складывающиеся из этих звуков. Группа звуков передаёт отвлеченные понятия, в том числе и высшие (кольцо - идею бесконечности и вечности; звезда - идею взаимосвязи духа и материи и т.д.).

Именно они то и были наиболее существенными при формировании государственной символики. В целом  можно повторить за русским философом  А.Ф. Лосевым: «символ - концентрированное  зримое выражение главной идеи явления  или понятия, основанное на структурном  сходстве символа и элементов символизируемого содержания.Частным случаем символов являются эмблемы, имеющие специальное назначение и поэтому обладают характером условности. Эмблемы государства, по мнению выдающегося философа, являются «в смысле соотношения в них общего и единичного не чем иным как именно символами».

Термин «Герб» происходит от немецкого Erbe, что означает «наследство» По словам одного из ведущих специалистов в области геральдики Н.А. Соболевой, герб - это «эмблема», закрепленная за человеком, родом, регионом, землей, государством», «оформленная изобразительно по законам геральдики, расположенная  на соответствующем поле, именуемом  щитом, и носящая определенной значимости цвет». Герб издавна служил опознавательно-правовым знаком, который предельно лаконично выражал сущность данного политического образования, государства, его идей, характерных черт.

Для формирования государственной  символики должны быть, по крайней  мере, две предпосылки - наличие самого государства и осознание жителями этого государства собственной  принадлежности к особому политическому  единству, их желание найти для  выражения этого соответствующую  внешнюю форму. Кроме того, нужно, чтобы общество хотя бы в лице его  идеологов было готово к осмыслению соответствующего политического процесса и отражению его в знаковой системе.

К сожалению, история ранней символики Русского государства, периода  создания того фонда эмблем, которым  воспользовалось государство позднее, крайне скудна на подлинные документальные памятники. В особенности это  касается домонгольской Руси. Формирование этого политического образования, которое иногда называют государством дружинного типа, было стремительным. К концу X в. сложилось огромное государство, занимавшее всю Восточную Европу и называвшееся летописцами Русью  или Русской землей, а в историко-юридической  литературе XIX в., получившее неточное название - Киевская Русь. В качестве государственной эмблемы Киевской Руси в течение очень долгого времени рассматривались так называемые «родовые знаки Рюриковичей». Нет, пожалуй, в истории Руси раннего средневековья более запутанной темы, чем эта. Странные, загадочные знаки, которые обнаруживали на древнейших русских монетах, на разнообразных предметах быта, со времен Н.М. Карамзина считали родовыми знаками русских князей, восходивших к Рюрику. Эту мысль великого русского историка, не отдавая себе отчета в том, что они выходят к современнику А. Радищева и А. Пушкина, развивали его последователи - А.А. Куник, М.А. Таубе и другие. Уточнение внёс Б.А. Рыбаков, объявив загадочные знаки «знаками княжеской собственности», которые применялись в X - XIII вв. Их выдавливали на гончарной посуде, выжигали на теле крупного рогатого скота и вырезали на ушах мелкого, высекали на камнях и деревьях, разграничивающих земельные наделы .

Эта точка зрения вполне соответствовала официальной советской  теории о раннем развитии феодализма на Руси, теории, усовершенствованной  Б.Д. Грековым в его труде «Киевская  Русь». Однако его предшественники  выдвинули массу других трактовок  «Знаков Рюриковичей» - от символа  церкви до геометрического орнамента. Прообразы искали у скандинавов  и скифов, в Византии и даже в  ещё не существовавшей тогда Украине.

Впервые встречается такой  знак на печати Святослава Игоревича. Его печать, найденная при раскопках  Десятинной церкви в Киеве, имела  изображение грубого двузубца, направленного  высоко вверх, с коротким отрогом  книзу. В круговой надписи - удлиненный крест, заставляющий предполагать какую-то связь язычника Святослава с христианством. Печатей его сына - знаменитого  Владимира Святого - пока не найдено. Но на его монетах с надписями  декларациями («Владимир на столе» и т.д.) помещался и знак Рюриковичей  то на лицевой, то на обратной стороне. Подобный знак, сходен с аналогичными на монетах английских королей VIII - XI вв., немецких кайзеров VI - XI вв., польского  короля Болеслова I (992-1025). Предметы со сходными знаками были обнаружены и на Северном Кавказе. Боспорские цари II - III в., в особенности Савромат II, помещали их на свои монеты. И вид и место этого знака на монетах, конечно, различались, как и стиль изображения.

Информация о работе Символика России