Символика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 12:27, контрольная работа

Описание работы

Обновленные государственные символы, с которыми Российская Федерация вступила в новое тысячелетие, отражают в себе многовековую историю. Мелодия советского гимна, двуглавый орел московских царей, флаг императорской России - все эти символы, отразившие неоднозначность, динамичность нашей эпохи. К сожалению, пока трудно ждать от российского общества единства мнений в отношении восприятия нынешних государственных символов.

Содержание работы

Введение
Глава I. Возникновение и развитие герба России…………………………..5
1.1 Символы и эмблемы русских земель в X-XVI вв…………………….....5
1.2 Герб Русского централизованного государства в XV-XVII вв. ……….8
1.3 Герб Российской империи в XVIII-XIX вв……………………………..11
1.4 Возвращение исторического герба России……………………………..13
Глава II. Эволюция государственного флага России………………………15
2.1 Знамена и флаги Руси в X - XVI вв……………………………………..15
2.2 Флаги России в XVIII - XIX вв………………………………………….17
2.3 Возрождение исторического флага России…………………………….21
Заключение…………………………………………………………………...24
Список использованной литературы………………………………………..26

Файлы: 1 файл

этническая психология.docx

— 53.59 Кб (Скачать файл)

Новый император Александр I уже 26 апреля 1801 г. повелел «употреблять герб без креста Иоанна Иерусалимского». Сам победитель Наполеона особой геральдической активностью не отличался, но подвергся (вместе с двуглавым орлом) «влиянию запада», где господствовал стиль ампира, восходящий к искусству Римской империи. Именно древнеримским образцам мы обязаны появлением в когтях орла факела (правая лапа) и лаврового венка (левая). Эти атрибуты власти заменили прежние скипетр и державу. Николай I особых изменений в герб не внес. Но при Александре II была проведена своеобразная геральдическая реформа. Её необходимость обосновывалась тем, что со времени первого описания государственного герба «в титуле сделаны многие дополнения и изменения, но сии перемены не были в новейших о том поставлениях указаны с надлежащей подробностью …» [46].

Специально для работы над гербами в департаменте геральдики Сената создаётся Гербовое отделение, которое возглавил удачливый  предприниматель в области геральдики и нумизматики, любимец высшего  общества и императора Николая I барон  Бенгард Кене. Выходец из Германии, выпускник Берлинского и Лейпцигского университетов, Кене сделал удачную  карьеру в России. Подготовленная им в 1850 -х годах реформа российской государственной и династической  геральдики весьма остроумно отражала многие древние знаковые традиции страны, но в России эта реформа почти  единогласно критиковалась как  антирусская, грубо-западническая. Кенё предложил три варианта российского герба: Большой Средний и Малый (каждый вид должен был применяться в определенной ситуации), ориентируясь в их художественном воплощении на предшествующие проекты (в частности, Павла I) и общепринятые в европейской монархической геральдике нормы и правила. Весной 1857 г. варианты были представлены Александру II и получили его одобрение. Однако работа над их совершенствованием продолжалась до начала 1880-х гг. Окончательно же проекты гербов были утверждены Александром III, Большой государственный герб - 24 июля 1882 г., Средний и Малый - 23 февраля 1883 г.

 

1.4 Возвращение исторического герба России

Возвращение исторических символов Российской империи произошло не сразу и не самым легким путём. Перестройка 90-х годов дала новый  импульс общественной жизни, стало  возникать множество клубов движений, партий со своей атрибутикой. Советский  Союз еще существовал, но все очевиднее  становилась неустойчивость этого  государственного объединения, все  сильнее ощущался подъем национальных чувств. В прибалтийских и кавказских республиках, на Украине, в Белоруссии начался процесс возвращения  национально - государственной символики. Становилось совершенно очевидно, что государственную символику необходимо менять.

5 ноября 1990 г. Правительство РСФСР  приняло постановление о создании  Государственного герба и Государственного  флага РСФСР. Для проведения  этой большой и сложной работы  была образована Правительственная  комиссия, по поручению которой  Комитет по делам архивов при  Совете Министров РСФСР организовал  работу «круглого стола». В этой  работе приняли участие специалисты  из Москвы и Ленинграда, народные  депутаты, представители министерств  и ведомств, художники. Со временем  в работу комиссии включились  созданная правительством Геральдическая  служба и Комиссия по культуре Верховного Совета . В ходе дискуссии стало ясно, что механическая работа с эмблемами невозможна. Скверную службу сослужило и то обстоятельство, что геральдика в советское время числилась наукой неблагонадежной, так как, прежде всего, изучала дворянские гербы. Даже не на всех исторических факультетах её преподавали и уж совсем игнорировали в художественных училищах. Некоторые художники - графики предлагали различные способы модернизации герба СССР (например, замена изображения серпа и молота ласточкой). Высказывалось предложение принять в качестве эмблемы знак Рюриковичей или использовать языческие орнаментальные символы, изображаемые в древности на предметах домашнего обихода и женских украшениях или в качестве эмблемы герба использовать изображение стилизованной башни Московского Кремля. По вопросу возвращения двуглавого орла в качестве Государственного герба России было много споров и возражений. Оппоненты видели в нем лишь монархический символ (эмблему Российской империи), который, как они считали, не имеет будущего и который не примет народ.

В конечном итоге Совету министров  было рекомендовано повременить  с введением новой символики, хотя Геральдическая служба продолжала работу по созданию проекта государственного герба на основе двуглавого орла. Бурные политические события осени 1993 г. ускорили возрождение исторического герба  России. 30 ноября 1993 г. Б. Ельцин подписал указ о введении герба, по форме повторяющего герб Российской империи начала XX века. Но все попытки закрепить новый герб федеральным конституционным законом провалились вплоть до 2000 г. Законодательной и исполнительной ветвям власти понадобилось более семи лет, чтобы найти компромисс - оставить музыку гимна А. Александрова и возродить исторические герб и флаг.

Федеральные конституционные законы о символиках России были приняты  Государственной Думой (8 декабря) и  одобрены Советом Федерации (20 декабря) 2000 г. Государственный Герб РФ представляет собой золотого двуглавого орла, помещенного  на красном геральдическом щите, над  головами орла три исторические короны Петра I, в лапах - держава и скипетр, на груди - всадник, поражающий копьем дракона. Хотя герб современной России как будто повторяет схему герба Российской Империи при Петре Великом, на самом деле смысл его совершенно иной. Современный российский герб олицетворяет историческую преемственность России, её устремленность в будущее, к государству равных прав и возможностей, где удовлетворяются интересы каждого гражданина. К этому постепенно и продвигается новая Россия, выйдя на путь построения правового государства.

Таким образом, можно сделать следующий  вывод, герб является неотъемлемой частью государственной символики, ее лицом. Ознакомившись с данной главой, можно  проследить эволюцию герба. Его становление, развитие, и изменение в зависимости  от политической конъектуры. Зарождение герба неразрывно связанно с появлением государственности на Руси, об этом свидетельствуют так называемые «родовые знаки Рюриковичей», в последующем  благодаря тесным политическим и  культурным связям с Византией, в  российском государстве появился герб в виде двуглавого орла, который  был символом на протяжении многих веков. После революции 1917 года, герб был изменен, на более подходящий советской идеологии. И только в  постсоветское время, было решено вернуться  к историческим корням, восстановив  прежний герб в виде двуглавого орла.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Эволюция государственного флага России

2.1 Знамена и флаги  Руси в X - XVI вв.

Слово «флаг» пришло в русский язык из голландского языка. Оно обозначает прикрепленное к древку или шнуру  полотнище различной формы с  определенным соотношением сторон, одноцветное  или многоцветное, часто с изображением герба государства или каких-либо эмблем объединений, организаций, обществ.

История флагов начинается в странах  древневосточных цивилизаций. Известны, например, хоругви с эмблемой шумерийского божества Наина (III тыс. до н. э.), белый  флаг китайской династии Чжоу (XI-III вв. до н. э.), индийские флаги с изображением тотемных зверей и птиц. В Древнем  Риме широко употреблялись войсковые  хоругви, называвшиеся «вексиллумы», и  штандарты - лаборумы. Флагам предшествовали знамена и стяги с изображением языческих богов. Первыми «знаменами» были военные значки, изготавливаемые даже не из материи, а из металла, конских хвостов, насажанные на высокие пики и очень похожие на современные флюгеры.

Обладать знаменем мог каждый военачальник, как крупный, так и мелкий, если только этот последний был самостоятельным  «полководцем», снаряжавшим и владевшим  собственным «войском», даже если оно  состояло из одного-двух десятков человек . Самое древнее название военного знамени славян - стяг. Сама идея боевого стяга сугубо рациональна. Знамя должно было служить ориентиром в гуще рукопашной схватки, где перемешались свои и чужие, одетые к тому же в самые разнообразные «порты» и доспехи. Реющее над толчеей боя огромное цветное полотнище показывало, где дерутся свои, куда должен пробиваться отрезанный, потерявший из виду товарищей воин. Не случайно самые жаркие схватки происходили именно на месте нахождения стяга. Сражающая сторона стремилась в первую очередь сбить стяг противника. Падение стяга, сбитого противником, приводило к замешательству войска и обычно заканчивалось его поражением. Неудивительно, что в общественном сознании знамя начинало ассоциироваться с определенными понятиями. Оно стало символизировать отдельную войсковую часть. «Бяше … у Юрья стягов 17, а труб 40, столько же и бубнов, а у Ярослава стягов 13, а труб и бубнов 60» - так пишет о численности войска Владимиро-Суздальской земли автор «Повести о битве на реке Липице» - междоусобном побоище, разыгравшемся 21 апреля 1216 года. Потеря знамени еще в незапамятные времена превратилась в символ поражения. Вспомним «Слово о полку Игореве» - сообщение о разгроме русской рати поэт укладывает в горестное: «Падоша стязи Игоревы».

Основным требованием к знамени  было, с самого начала, чтобы оно  хорошо различалось не только своими, но и противником. Это определило цвет стягов на Руси - красный. В хорошо заметный издали цвет красили и традиционные для русичей каплевидной формы  щиты, и боевые стяги, и паруса боевых кораблей. Краска изготовлялась из насекомого - дубового червеца. Меньше употреблялись черный, белый, темно-синий цвет.

Другие цвета - голубой, зеленый, желтый как маркие и быстро выцветающие  на солнце и под дождем, быстро теряющие свою идентичность, - практически употреблялись крайне редко.

Форму стягов можно представить  по графите на нескольких Арабских дирхемах начала X века, найденных в  Минской и Смоленской областях. Русские  полотнища имели, как правило, трапециевидную или ступенчатые выступы у  свободного края или два-три языка («хвоста»), трепетавших на ветру, как  языки пламени.

Цвет каймы и языков у стяга, видимо, отличался от основного поля. Широкая кайма и скошенный  снизу вверх клин-откос продержались на русских знаменах с дохристианских времен до конца XVII в. Такая форма  стяга утвердилась не случайно - взметающийся ветром откос бодрил и  придавал уверенность воинам.

Неслучайно было и другое название полкового знамени - «прапор» восходящее к праславянскому «лечу, двигаюсь» . Навершие стяга с середины X в. было крестообразным, и это не должно удивлять - христианизация Руси шла полным ходом. В более ранние времена на полотнищах, вероятно, изображался «знак Рюриковичей».

Византийское влияние, оказавшее  столь значительное влияние на культуру Руси после принятия христианства, затронуло и символику. Из всего  многообразия религиозных изображений (явления ангелов, Василия Великого, Софии Премудрости и др.) на стяги, освещавшиеся теперь как иконы, чаще всего помещали изображение лика Спасителя.

Многие столетия красные стяги  выполняли функцию боевых знамён и, одновременно, символов княжеской власти . Религиозной святыней считался огромного размера багряно-красного цвета стяг Дмитрия Донского с изображением Спаса Нерукотворного, под которым бились русские полки на Куликовом поле. «Сказание о Мамаевом побоище» - первый документ, где стяг впервые называется знаменем (от слова «знаменье»). В 1552 г. Иван Грозный перед штурмом Казани развернул перед полками такое же знамя, как и Дмитрий Донской в 1380 г. Подобные знамена сопровождали русскую рать, сражающуюся с набегами татар.

 

2.2 Флаги России в XVIII - XIX вв.

С конца XVI в. русское знамя представляет собой полотнище белого цвета  с золотой каймой и изображением двуглавого орла. С этого времени на знаменах постепенно перестают изображать иконописные сюжеты.

Появление на знамени герба свидетельствовало  о высокой степени централизации  государства, которая еще более  усилилась в царствование Алексея  Михайловича. Значение государственного приобрело династическое романовское  знамя - «гербовное» (гербовое). Оно  появилось в 1668 г. и отличалось наличием гербов русских земель и полного титула царя. В эти же годы отчетливо государственное значение приобретают синий и белый цвета. Первая русская флотилия, созданная на Каспии в 1667 г., использовала флаги с различными комбинациями белых, синих и красных полос. В выборе цветов флага не последнюю роль сыграла отечественная традиция.

Эти три цвета являлись традиционными  цветами, символика которых была понятна народу, власти и церкви. Царские грамоты скреплялись  печатью красного воска, красным  бархатом обшивались изнутри царские  суда и кареты, под красными балдахинами  появлялись цари перед народом. Синий (голубой) считался цветом Богоматери, покровительницы русской церкви; голубые балдахины патриархов во время крестных ходов указывали  на их причастность к служению ей. Белый  цвет был символом величия и свободы.

Частая демонстрация бело-сине-красного флага русскими кораблями в территориальных  водах других государств позволяет  сделать вывод о том, что его  можно считать государственным флагом России конца XVII. С 1701 г. он стал еще и флагом торгового флота. Почти в то же время, на рубеже XVII-XVIII великий реформатор Петр I дал русскому флоту новый флаг - Андреевский. По сей день существует множество примитивных легенд о том, почему Петр выбрал именно белый цвет поля и синий креста: вспоминают и шотландский флаг св. Эндрю, и сон, в котором царю якобы приснился новый флаг. Эти версии выглядят весьма сомнительно, учитывая, что в европейской геральдике тогда существовало 119 вариаций этого креста. Скорее всего, для военного флага (который применялся и в армии, и на флоте) Петр I выбрал верхние, наиболее почетные полосы русского триколора. Под Андреевским флагом русский флот овладел Балтикой.

Армия в эти же годы получила зеленые  мундиры и красные камзолы - цвета, которые с начала XVIII в. станут традиционными для русской армии. В 1701 г. Петр I создает свой личный штандарт - золотое полотнище с черным двуглавым орлом и изображениями четырех морей в каждом углу. Штандарт, по утверждению адмирала Юст Юля, жившего в России в начале XVIII в., «знак того, что царь - владыка морей».

Введение нового штандарта Петром I имело такое же значение, как  в свое время принятие двуглавого орла Иваном III. Черный двуглавый орел Габсбургов означал претензии единственной империи на мировое господство. Петр Великий делал шаг к утверждению  второй империи мира - Российской. Россия становилась равной по рангу Священной  Римской империи. Именно на основе штандарта  Петра I было изготовлено уникальное государственное знамя - одна из главных  регалий власти императоров. Государственное  знамя представляло собой полотнище  желтого (золотистого) цвета, на котором  было вышито изображение Государственного орла и всех гербов, помещенных в  большом государственном гербе. Древко было увенчано орлом и державой; на Андреевских лентах знамени были указаны даты: 862 (основание государства), 988 (крещение Руси), 1497 (принятие Иваном III титула царя) и 1721 (превращение России в империю).

Информация о работе Символика России