Символика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 12:27, контрольная работа

Описание работы

Обновленные государственные символы, с которыми Российская Федерация вступила в новое тысячелетие, отражают в себе многовековую историю. Мелодия советского гимна, двуглавый орел московских царей, флаг императорской России - все эти символы, отразившие неоднозначность, динамичность нашей эпохи. К сожалению, пока трудно ждать от российского общества единства мнений в отношении восприятия нынешних государственных символов.

Содержание работы

Введение
Глава I. Возникновение и развитие герба России…………………………..5
1.1 Символы и эмблемы русских земель в X-XVI вв…………………….....5
1.2 Герб Русского централизованного государства в XV-XVII вв. ……….8
1.3 Герб Российской империи в XVIII-XIX вв……………………………..11
1.4 Возвращение исторического герба России……………………………..13
Глава II. Эволюция государственного флага России………………………15
2.1 Знамена и флаги Руси в X - XVI вв……………………………………..15
2.2 Флаги России в XVIII - XIX вв………………………………………….17
2.3 Возрождение исторического флага России…………………………….21
Заключение…………………………………………………………………...24
Список использованной литературы………………………………………..26

Файлы: 1 файл

этническая психология.docx

— 53.59 Кб (Скачать файл)

При истолковании знака исследователи  обратили внимание на сходство его  с лигатурой (соединением) двух букв греческого алфавита: альфы и омеги, имеющих в христианской философии  мистическое значение. Первая и последняя  буквы греческого алфавита часто  упоминаются в библии. Например, в Откровении Иоанна Богослова говорится: «Аз есмь Альфа и Омега … начало и конец». Многие христианские теологи начала 1 тыс. н. э. в своих произведениях обосновывали лигатуру Альфы и Омеги как важнейший символ христианства, наряду с крестом, обозначавшим образ крещения. Если посмотреть, кому из государей принадлежали монеты с такой монограммой, то выяснится, что все государи имевшие их, были в числе первых, кто принимал крещение в той или иной стране. Не исключение и Русь. Владимир, как и его современники или предшественники на тронах соседних государств спешил объявить всем, что его страна отныне принадлежит христианскому миру. Преемники Владимира Крестителя продолжали чеканить монеты с подобной символикой. «Знаки Рюриковичей» есть на монетах Святополка Окаянного и Ярослава Владимировича и Ярослава Мудрого. «Как монетный чекан, так и христианство, бесспорно, служили идеологическими орудиями утверждения молодых феодальных государств», - совершенно справедливо отмечают исследователи монетного дела Киевской Руси М.П. Сотникова и И.Г. Спасский .

Русь на протяжении XI - XII вв. стремительно меняло свое лицо. Быстро формировались отдельные государственные  образования со своими местными центрами. Границы возникших княжеств кроились и перекраивались в бесконечных междоусобицах.

Главы новых государственных  образований искали символы и  эмблемы, которые бы соответствовали  их собственной роли - проводников  небесного влияния на земные дела людей, осенённых благодатью Божьей. Ясно, что в условиях полного господства религиозного воззрения символом государства  мог стать лишь определенный образ, взятый из сокровищницы общехристианской культуры. Наибольшее распространение получает символическое изображение льва, иногда заменяемого леопардом или барсом. Лев - непременный атрибут архитектурного декора Владимиро-Суздальской Руси XII - XV вв., монет великих князей владимирских и московских рубежа XIV - XV вв., родового знака ростовских князей XII - XIV вв. С XIII в. на псковской печати изображается барс, позднее перешедший в герб города . На княжеских печатях, как правило, изображались святые патроны князей. Известно, что русские князья имели два имени - мирское и крестильное. В летописи указывалось мирское имя князя, печать даёт христианское. Атрибуция печатей позволяет в значительной степени воссоздать историю зарождения и эволюции древнерусских государственных институтов власти . С начала XIII в. русские удельные и великие князья стали широко использовать ещё одну эмблему - всадника. «Конные печати» стали массовым явлением, к XVI веку в монетном деле утверждается единый канонический тип композиции - всадник на коне (разящий змея или скачущий с поднятой саблей). Распространение этого символа связано с западным влиянием (конный воин - популярнейший символ рыцарства Европы) и широкой известностью легенды о змееборце Святом Георгии. Святой Георгий как культ проник из Византии, на Руси распространился в X в. и считался покровителем князей в ратном деле. С легкой руки историков XIX в., скульптура святого Георгия на коне, поражающего змея - дракона, работы выдающегося зодчего XV в. В Ермолина, оценивалась в отечественной историографии как образ московской геральдики, и воспринималась как герб Москвы. Современные исследователи склонны видеть во всаднике не святого Георгия, а изображение князей, которые подчёркивали, таким образом, своё божественное предназначение защитников «борцов со злом».

В XII - XIII вв. происходит знакомство Руси с двуглавым орлом, история  которого овеяна привычным для древней  русской истории ореолом мистики. Основной парадокс состоит в резком противоречии общепринятого мифа о  византийском происхождении державной  птицы и разноголосицы научных  мнений по данному вопросу. Русское  общество ещё на заре XIX столетия с  приятной легкостью усвоило весьма поверхностное заключение исследователей той эпохи о заимствовании  орла в символике русского государства  из родовой эмблемы Палеологов. Как  выяснилось позднее, вопрос оказался значительно  сложнее, а круг источников для заимствований  у русских геральдистов рубежа XV - XVI вв. - гораздо шире. Двуглавые птицы были известны на Руси и по имевшим хождение монетам хана Узбека, и по символам Мангупского княжества в Крыму, и по дипломатическим документам Священной Римской империи. Такой символ встречается уже в эмблематике Киевской Руси как элемент украшения храма Святой Софии. Двуглавые орлы обнаруживаются на печати тверского князя Михаила Борисовича на элементах архитектурного декора в Минске и Василеве (XII-XIII век). Таким образом, двуглавый орёл был известен задолго до Ивана III.

1.2 Герб Русского  централизованного государства  в XV-XVII вв.

Предшественники Ивана III, занимавшие московский «стол» в XIV - XV вв. - Иван Калита, Симеон Гордый, Дмитрий Донской сыграли  огромную роль в объединении русских  земель и борьбе против монголо-татарского ига. На своих печатях обычно изображали патронального святого, обрамленного характерной надписью - «Печать великого князя (имя) всея Руси». На печатях Василия I Дмитриевича появляется изображение  светского воина - всадника. Скачущий всадник, вооруженный копьем изображен  и на печатях его сына Василия  Темного (1425-1462), на другой стороне этой печати - два сидящих на камне  человека и надпись: «Князя великого Василия Васильевича» [23]. Аналогичные  изображения всадника присутствуют и на монетах этих князей. На печатях  Ивана Васильевича (1462-1505), при котором  в основном закончился процесс политического  объединения Руси, помещаются ещё  самые различные изображения. Одни документы скреплены геммой (античный резной камень) с изображением льва, пожирающего змея, другие - геммой с  изображением всадника, поражающего  копьем змея. Такое сочетание не было случайным. Иван III, при котором  произошло свержение монголо-татарского ига и образование централизованного  Российского государства, видел  в «змее» зло, в какой бы форме  оно не выражалось: в виде внешнего врага или в виде княжеских  усобиц, раздиравших Русскую землю изнутри. Поражение князем - защитником этого зла символически подчёркивало значимость акта централизации и особую роль в этом процессе московского великого князя.

С 1497 г. ведет свою историю  древнейший из ныне действующих символов России - двуглавый орёл. Самым ранним памятником, на котором изображены государственные эмблемы России, является двухсторонняя восковая печать, скрепляющая грамоту Ивана III Волоцким князьям. На лицевой её стороне помещено изображение всадника, поражающего  копьём змея, на другой - двуглавый орёл с распростертыми крыльями и коронами на головах . Именно печатью 1497 г. И.М. Карамзин связал истоки символики позднейшего государственного герба. «Иоанн, - писал он - по свойству с царями греческими принял и герб их …». Византийские корни орла историк никак иначе не объяснял, но его мнение настолько удачно слилось с идеями о влиянии византийской государственности на русскую и реальными политическими притязаниями Российской империи на Константинополь и проливы, что превратилось в аксиому как для ученых, так и для образованных кругов общества .

Сомнения в византийском происхождении русского двуглавого орла стали высказываться лишь в XX в. Ещё в 1906 г. известный геральдист Н.П. Лихачёв отметил, что в Византии двуглавый орёл никогда не использовался  на государственной печати - главном  носителе геральдического знака  в те времена, и, следовательно «московское  государство не могло заимствовать из Византии того, чего та не имела». Многие современные историки также подвергают аргументированной критике эту популярную точку зрения. И. Соболева считает, что, скорее всего, Иван III заимствовал двуглавого орла в противовес гербу Священной Римской империи. С ней согласен В. Кучкин, который даже называет имя императора, с печатью которого скопирован русский герб - Максимилиан I . Искусствовед Л. Мельников более вероятным источником двуглавого орла, в качестве государственного герба, считает изображение на новгородских монетах конца XV в. Существует по этому вопросу и еще одна, так называемая «южнославянская теория», согласно которой, знакомство с двуглавым орлом на Руси могло происходить и при посредничестве южнославянских государств, где облик орла был положен в основу гербов Сербии, Черногории, Албании. Так или иначе, но общегосударственная печать 1497 г. свидетельствует о том, что к тому времени уже сформировалась в основных чертах концепция власти московского великого князя. Изображенные на ней эмблемы (всадник и двуглавый орёл) подчеркивали, с одной стороны, древность происхождения власти Ивана III, а с другой - знатность русского государя. Печать целиком соответствовала политическим и идеологическим устремлениям Правителей Русской земли, которая вступала в XVI в. как единое централизованное государство, в котором старые удельные порядки сохранялись только в виде реликтов.

В XVI веке русский двуглавый  орел постепенно «обрастает перьями»: на гербе возникают новые детали-символы. На золотых буллах 1514 и 1517 годов великого князя Василия Ивановича впервые  появляется титул «царь». Буллы привешены  на красно-золотых шнурках. Такое  цветовое сочетание использовали последние  византийские императоры. С 1583 года на большой государственной печати изображается двуглавый орел, на груди которого на аверсе - ездец, на реверсе - единорог. В правление царя Федора Ивановича па государственном гербе изображен уже крест на Голгофе, но пропадает единорог, а при Борисе Годунове он снова появляется. Среди изображений русского герба представляет интерес печать Лжедмитрия (1604 года). На ней впервые изображен орел с поднятыми крыльями (возможно влияние орла из польского герба) под тремя коронами, а ездец на груди орла повернут по законам европейской геральдики. При царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче государственный герб претерпевает ряд существенных изменений. До середины, XVII века широко используются печати, на которых двуглавый орел коронован двумя коронами, а между головами поднимается православный восьмиконечный крест - символ православного государства.

В 1625 г. на печати впервые  появился двуглавый орел, коронованный не двумя, а тремя коронами. Именно это изображение с 1645 г. переходит  на большую государственную печать. Толкование смысла орла под тремя  коронами содержится в тексте «Славянской  библии», изданной в 1663 г.: «...Тремя венцами  орел восточный сияет, Веру, Надежду, Любовь к Богу являет, криле простер, объемлет все мира конца, север, аж до запада солнца, простертыми крылами  добре покрывает [35]. Другой вариант  толкования - три короны символизируют  покоренные царства Казанское, Астраханское и Сибирское. В 1654 г. двуглавый орел под тремя коронами впервые изображен  с символами власти - скипетром  и державой в лапах.

В том же году «двоеглавец» впервые садится на Спасскую башню  Московского кремля, где ему предстоит  пребывать вплоть до 1935 г. - до замены пятиконечной звездой из уральских самоцветов. В 1667 г. появилось первое официальное описание российского герба. Оно было помещено в указе 1667 г. «О титуле царском и о государственной печати», который окончательно утверждает тип русского герба - двуглавый орёл с тремя коронами, скипетром и державой в лапах, на груди которого расположена фигура всадника, поражающего копьем дракона. Как свидетельствуют многочисленные памятники культуры XVII в., двуглавого орла того времени изображали, как правило, золотым на красном или белом поле. Это цветовое сочетание приобретает государственный характер: красный (пурпурный) цвет считался царским, и его использование строго регламентировалось; золотой цвет - неизменный символ вечности, постоянства.

1.3 Герб Российской  империи в XVIII-XIX вв.

Великий реформатор Петр I, царствовавший  единолично с 1696 г., сначала не проявлял особого геральдического рвения. Однако постепенно герб дополнялся новыми символами. Во-первых, всадник, поражающий змея, перевоплощается в образ  святого Георгия Победоносца. Во-вторых, вокруг щита с московским гербом изображается цепь со знаком ордена св. Андрея Первозванного (учрежденного Петром I в конце 90-х  годов XVII века). Звезда ордена, кроме  того, стала своеобразным символом русской гвардии и непременным  атрибутом форменной одежды солдат и офицеров вплоть до 1917 г..

Уже с 10-х годов XVIII века на монетах, знаменах, барельефах двуглавый  орёл увенчан императорскими коронами. Это была своеобразная геральдическая подготовка к принятию в 1721 году императорского титула. Победа над Швецией в затяжной Северной войне (1700-1721 гг.) потребовала  изменения герба - Россия превратилась в империю. В 1722 г. была создана Геральдическая контора при Сенате во главе с  С. Копычевым. Его ближайшим помощником стал Ф. Санти - выходец из Пьемонта, профессиональный геральдист. Именно Санти совершил огромную работу по составлению полного герба империи. Он превратил догеральдические земельные  эмблемы в гербы, составил множество  новых гербов городов, монастырей, хотя значительная часть его трудов осталась невостребованной, Санти заслужил в  историографии титул «отца русской геральдики».

В течение XVIII века стилистика государственного герба меняется незначительно; могли существовать и упрощенные изображения: без московского герба, с одной короной, без цепи, со знаком ордена Святого Андрея Первозванного. Екатерина I и Петр не внесли никаких новшеств в герб России. Анна Иоановна, едва вступив на престол, повелела граверу Герлингеру, выписанному из Швейцарии, изготовить новую печать с изображением императорского герба. Выбор оказался удачным, и созданная им центральная часть матрицы просуществовала вплоть до 1856 г. Присутствует она и на печатях Елизаветы Петровны и Екатерины Великой. Указанные императрицы вкупе с кратко царствовавшим Петром III оставили орла в покое, чем создали благоприятные предпосылки для реформаторских затей Павла Петровича. Самой существенной новацией стала смена «небесного покровителя» российского герба - с шеи орла была удалена цепь ордена Андрея первозванного, а на груди орла появился белый восьмиконечный крест святого Иоанна Иерусалимского. Крест этот служил эмблемой Мальтийского ордена, великим магистром которого стал Павел I.

Почти одновременно, «русский Дон Кихот», как его назвал Наполеон I, повелел подготовить манифест «О полном государственном гербе  Всероссийской империи». Современников  поразило творение Павла I, отличавшееся пышностью, сложностью, нагромождением атрибутов, многочисленными заимствованиями  элементов западноевропейской геральдики. Опубликованию манифеста помешала смерть императора от «апоплексического  удара в висок», как отрадно  была перефразирована официальная версия.

Информация о работе Символика России