Синдром эмоционального выгорания у педагогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – раскрыть проблему изучения особенностей проявления синдрома «эмоционального выгорания» у педагогов дополнительного образования.
Объект исследования – синдром «эмоционального выгорания» у педагогов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СИНДРОМА «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» ………………………… 6
1.1 Анализ теоретических подходов отечественных и зарубежных авторов к определению понятия синдрома «эмоционального выгорания» ………………. 6
1.2 Симптомы проявления синдрома «эмоционального выгорания» ………... 10
1.3 Причины и факторы, определяющие развитие синдрома «эмоционального выгорания» ……………………………………………………………………...… 13
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СИНДРОМА ВЫГОРАНИЯ …………………………………………………….. 20
2.1 Характеристика диагностического инструментария по проблеме изучения проявления синдрома «эмоционального выгорания» ……………….………… 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………… 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………… 28
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………...…… 30

Файлы: 1 файл

Синдром эмоционального выгорания у педагогов.doc

— 260.00 Кб (Скачать файл)

- неэмоциональность или  неумение общаться;

- алекситимия во всех  проявлениях (невозможность высказать  словами свои ощущения), всегда  связано с тревогой;

- трудоголизм, когда происходит камуфлирование какой-либо проблемы работой (трудоголик чаще всего прикрывает темпом свою профессиональную несостоятельность);

- люди без ресурсов (социальные связи, родственные связи, любовь, профессиональная состоятельность, экономическая стабильность, цель, здоровье и т.д.) [4].

В значительной степени подвержены развитию синдрому «эмоционального выгорания» педагоги. Объясняется это тем, что профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряженностью. Известно большое количество объективных и субъективных эмоциогенных факторов, которые оказывают негативное воздействие на труд педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс. Следует также учитывать, что это одна из профессий альтруистического типа, где вероятность возникновения психического выгорания достаточно высока.

Эмоциогенные факторы вызывают нарастающее чувство неудовлетворенности, накопление усталости, что ведет к кризам в работе, истощению и выгоранию. Сопутствуют этому физические симптомы: астенизация, частые головные боли и бессонница. Кроме этого возникают психологические и поведенческие симптомы: чувства скуки и обиды, снижение энтузиазма, неуверенность, раздражительность, неспособность принимать решения. В результате всего этого снижается эффективность профессиональной деятельности педагога. Нарастающее чувство неудовлетворенности профессией ведет к снижению уровня квалификации и обусловливает развитие процесса психического выгорания.

Среди многих особенностей и трудностей преподавательской  и педагогической работы зачастую выделяют ее высокую психическую напряженность. Более того, способность к переживанию и сопереживанию признается одним из профессионально важных качеств учителя и воспитателя. Все эти особенности могут способствовать формированию синдрому «эмоционального выгорания» [2].

Таким образом, в работах ученых разных стран обнаруживается определенное единство в понимании факторов риска синдрома «выгорания» для представителей различных профессий. По мнению Грингласс, профессиональная специфика сказывается лишь на определении степени стрессогенности отдельных факторов. А Кристина Маслач говорит о том, что эмоциональное выгорание отдельного человека «больше говорит о состоянии его работы, чем о нем лично» [17].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СИНДРОМА ВЫГОРАНИЯ

 

2.1 Характеристика  диагностического инструментария по проблеме изучения проявления синдрома «эмоционального выгорания»

 

Рассмотрим  методики, наиболее часто применяемые  для диагностики синдрома «эмоционального выгорания».

Опросник «Синдром выгорания» А. Рукавишников [9]

Синдром психического выгорания рассматривается автором методики как совокупность симптомов трех субшкал. Содержательные характеристики данных субшкал следующие.

- Психоэмоциональное истощение (ПИ) – процесс исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми; проявляется в хроническом эмоциональном и физическом утомлении, равнодушии, холодности по отношению к окружающим с признаками депрессии и раздражительности.

- Личностное отдаление (ЛО) – специальная форма социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми; проявляется в уменьшении количества контактов с окружающими, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к другим людям.

- Профессиональная мотивация (ПМ) – уровень рабочей мотивации и энтузиазма по отношению к работе «альтруистического» содержания. Состояние мотивационной сферы оценивается таким показателем, как продуктивность профессиональной деятельности, оптимизм и заинтересованность в работе, самооценка профессиональной компетентности и степени успешности в работе.

Испытуемому предлагается ответить на ряд утверждений, касающихся чувств, связанных с работой (см. Приложение 1).

Обработка и  интерпретация результатов. Оценка психического выгорания определяется по трем субшкалам (психоэмоциональное истощение, личностное отдаление, профессиональная мотивация) в соответствии с «ключом».

«Ключ»

Психоэмоциональное истощение (ПИ) – вопросы: 1, 5, 7, 14, 16, 17, 20, 25, 29, 31, 32, 34, 36, 39, 42, 45,47, 49, 52, 54, 57, 60, 63, 67, 69 (25 утверждений).

Личностное  отдаление (ЛО) – вопросы: 3, 4, 9-11, 13, 18, 21, 30, 33, 35, 37, 40, 43, 46, 48, 51, 56, 59, 61, 66, 70-72 (24 утверждения).

Профессиональная  мотивация (ПМ) – вопросы: 2, 6, 8, 12, 15, 19, 22-24, 26-28, 37, 41, 44, 50, 53, 55, 58, 62, 64, 65, 68 (23 утверждения).

Количественная  оценка по каждой шкале осуществляется путем перевода ответов в трехбалльную систему (обычно – 3 балла; часто – 2, редко – 1, никогда – 0) и суммарного подсчета баллов. Обработка производится по сырым баллам, затем с помощью нормативных таблиц (см. Приложение 2) определяется уровень психического выгорания по каждой шкале.

 

Методика «Эмоциональное выгорание» В. Бойко [6]

Согласно мнению автора методики, эмоциональное выгорание  – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще – профессионального поведения. С одной стороны, оно позволяет человеку дозировать и экономно использовать энергетические ресурсы, другой – выгорание отрицательно сказывается на выполнении работы и отношениях с партнерами. Бойко рассматривает эмоциональное выгорание как профессиональную деформацию личности, которая возникает под воздействием ряда факторов – внешних и внутренних.

Цель: изучение особенностей проявления синдрома эмоционального выгорания у работников коммуникативных профессий.

Методика представляет собой опросник, содержащий 84 вопроса (см. Приложение 3). Предполагаемые варианты ответа: «да» или «нет». Время, отведённое испытуемым на заполнение бланка, строго не ограничивается, но выносится рекомендация, что не стоит долго размышлять над текстом вопроса. Проводить опрос можно как коллективно, так и индивидуально. Методика позволяет диагностировать 3 фазы процесса. Такое разделение обусловлено динамической природой выгорания.

Первая фаза - «напряжение».

Вторая - «резистенция».

Третья - «истощение».

Автор указывает: каждой из трёх фаз соответствуют 4 симптома, составляющие её симптоматическую картину при диагностике (см. Таблицу 1).

 

Таблица 1

Фазы  стресса и симптомы выгорания  по В. В. Бойко

Фаза

Симптом

Тревожное напряжение

- Переживание психотравмирующих обстоятельств (Проявляется усиливающимся осознанием проблем. Если человек не региден, то недоверие и раздражение усиливается. Накапливается негодование, недовольство ситуацией);

 - Неудовлетворенность собой (профессией, должностью; развивается при невозможности конструктивно разрешить ситуацию);

- Ощущение «загнанности в клетку» (состояние интеллектуально - эмоционального затора, тупика. У человека возникает вопрос: «когда всё это кончится»?);

- Тревога и депрессия (Возникает разочарование в себе, избранной профессии, в конкретном месте службы).


 

Продолжение таблицы 1

Резистенция

- Неадекватное (избирательное) эмоциональное реагирование (Человек не чувствует разницы в своих реакциях. На одних событиях экономит эмоции, на других излишне тратит. Действует часто по — принципу «хочу - не хочу». Партнёры начинают чувствовать чёрствость и равнодушие);

- Эмоционально-нравственная  дезориентация (Происходит ещё большее усугубление неадекватных реакций на партнёров. Происходит разделение на хороших и плохих.);

- Экономия эмоций (эмоции экономятся вне профессиональной деятельности: в кругу семьи, с друзьями. Человек срывается обычно дома. Поэтому домашние становятся первыми жертвами);

- Редукция профессиональных обязанностей (упрощение, сокращение, попытки облегчить профессиональные обязанности, которые требуют эмоциональных затрат).

Истощение

- Эмоциональный дефицит (положительные эмоции заменяются отрицательными. Люди становятся резкими, грубыми, обидчивыми, капризными);

- Эмоциональная отстраненность (Почти полное исключение эмоций из сферы деятельности. Почти ничего не волнует, не вызывает эмоционального отклика);

- Деперсонализация (полная или частичная утрата интереса человека к человеку, субъекту профессиональной деятельности. Тяготит его присутствие, проблемы, потребности. Партнёр или клиенты воспринимаются как объект для манипуляций);


 

Окончание таблицы 1

 

- Психосоматические  и психофизиологические нарушения  (Обнаруживаются на уровне психического  и физического самочувствия. Образуется по условно-рефлекторной связи: многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонение в соматических и психических состояниях).


 

Обработка и  интерпретация результатов. В соответствии с «ключом» определяется сумма баллов отдельно для каждого из симптомов  выгорания. Показатель выраженности симптомов колеблется в пределах от 0 до 30 баллов.

При подсчёте баллов считается, что:

    • симптом не сложился, если сумма равна 9 или менее;
    • симптом на стадии формирования - 10-15 баллов;
    • сложившийся симптом - 16 и выше баллов.

«Ключ».

Фаза «Напряжение»

1. Переживание  психотравмирующих обстоятельств: + 1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61(5), -73(5)

2. Неудовлетворенность  собой:

-2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5), +74(3)

3. «Загнанность  в клетку»:

+3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)

4. Тревога и  депрессия:

+4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3) Фаза «Резистенция»

1. Неадекватное  эмоциональное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)

2. Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)

3. Расширение  сферы экономии эмоций:

+7(2), +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5)

4. Редукция профессиональных  обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10) Фаза «Истощение»

1. Эмоциональный  дефицит:

+9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)

2. Эмоциональная  отстраненность:

+ 10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10)

3. Личная отстраненность (деперсонализация): +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10)

4. Психосоматические  и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5)

Показатель  сформированности фаз развития синдрома «выгорания»:

36 и менее  баллов – фаза не сформировалась;

37-60 – фаза в стадии формирования;

61 и более  баллов – сформировавшаяся фаза.

Также для изучения проявления синдрома «эмоционального  выгорания» может применяться:

- Анкета для оценки синдрома эмоционального «выгорания» К.Лавровой;

- Опросник на «выгорание» Maslach Burnout Inventory (MBI) американских психологов К. Маслач и С. Джексон в адаптаци Н.Е. Водопьяновой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, «синдром профессионального выгорания» - процесс, при котором ежедневное воздействие факторов стресса, связанных с оказанием помощи другому человеку, постепенно приводит к проблемам с собственным здоровьем психологического и физического характера. Он может затронуть не только отдельного сотрудника, но и организацию в целом.

Началу процесса выгорания обычно предшествует слишком высокая активность. Это логично, так как тот, кто выгорает, однажды должен быть подвержен процессу горения (вспомните поговорку «сгорел на работе»). Однако важно, что далеко не каждый человек, который много работает и с увлечением отдается какому-то делу, неминуемо «сгорит на работе». Проблема начинается тогда, когда ресурсов для восстановления утраченных сил, «подзарядки» становится недостаточно. То есть выгорание начинается тогда, когда предъявляемые к человеку требования становятся для него чрезмерными и приобретают форму хронического стресса.

Информация о работе Синдром эмоционального выгорания у педагогов