Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 13:20, курсовая работа
Цель данной работы – раскрыть проблему изучения особенностей проявления синдрома «эмоционального выгорания» у педагогов дополнительного образования.
Объект исследования – синдром «эмоционального выгорания» у педагогов.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СИНДРОМА «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» ………………………… 6
1.1 Анализ теоретических подходов отечественных и зарубежных авторов к определению понятия синдрома «эмоционального выгорания» ………………. 6
1.2 Симптомы проявления синдрома «эмоционального выгорания» ………... 10
1.3 Причины и факторы, определяющие развитие синдрома «эмоционального выгорания» ……………………………………………………………………...… 13
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СИНДРОМА ВЫГОРАНИЯ …………………………………………………….. 20
2.1 Характеристика диагностического инструментария по проблеме изучения проявления синдрома «эмоционального выгорания» ……………….………… 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………… 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………… 28
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………...…… 30
Очевидно, что есть профессии, более подверженные выгоранию: педагоги, врачи, менеджеры. То есть это те профессии, в которых люди отдают большое количество энергии и сил для выполнения своих профессиональных обязанностей, чья работа напрямую связана с общением с людьми.
Отношение к работе – это вопрос несколько философский, но иногда бывает полезно на секунду остановиться и задуматься: ради чего все это? Честный ответ на этот вопросы может привести к интересным размышлениям о цели своей жизни, отношениях с друзьями, родными и близкими, на которые постоянно не хватает времени, заброшенных увлечениях и занятиях. Пока мы считаем, что работа – это самое значимое, что есть в жизни – мы в плену у синдрома выгорания.
В данной работе мы рассмотрели теоретические подходы отечественных и зарубежных авторов к определению понятия синдрома «эмоционального выгорания», симптомы проявления данного синдрома, причины и факторы, определяющие его развитие, а также диагностические методики, которые могут быть использованы для изучения проявлений синдрома.
И если специалист
замечает, что его состояние
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев, Б.А. Введение в психологию здоровья / Б.А. Ананьев. – СПб.: Питер,1999. – 123 с.
2. Антилогова, Л.Н. Этико-психологические аспекты труда учителя / Л.Н.Антилогова. – Омск, 1992. – 98 с.
3. Барабанова, М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания / М.В. Барабанова // Вестник Московского университета. Серия 14. «Психология». – 1995. – С. 54.
4. Безносов, С. П. Профессиональная деформация личности / С.П.Безносов. – СПб: Речь, 2004. – 272 с.
5. Большой психологический словарь/ [сост. и общ. ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко]. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 560 с.
6. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 1999. – 105 с.
7. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В.В. Бойко. – М.: Наука, 1996. – 154 с.
8. Бондаренко, А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика / А.Ф.Бондаренко. – Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 336 с. – (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 94).
9. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е.Водопьянова. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.: ил. – (Серия «Практикум»).
10. Водопьянова, Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях / Н.Е. Водопьянова. – СПб.: Издательство СПб ГУ, 2000. – 260 с. – (Психология здоровья).
11. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е.Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2005. – 250 с.
12. Гринберг, Д. Управление стрессом / Д.Гринберг. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 406 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
13. Ефремов, К. Эмоциональное выгорание и как с ним бороться / К.Ефремов // Народное образование. – 2005. – №3. – С.118-123.
14. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 752 с.
15. Кабаченко, Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами: Учебное пособие / Т. С. Кабаченко. – СПб.: Питер, 2003. – 400 с. – (Серия «Учебное пособие»).
16. Митина, Л.М. Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция / Л.М.Митина, Е.С.Асмаковец. – М.: Флинта, 2001. – 144 с.
17. Пайнс, Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии / Э. Пайнс, К. Маслач. – СПб.: Питер, 2000. – 528 с.
18. Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. – 2002. – С. 85–95.
19. Самоукина, Н.В. Синдром профессионального выгорания / Н. В. Самоукина // Управление персоналом, российский опыт / Н.В.Самоукина. – М.: МГУ, 2000. – с. 201 – 215.
20. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики // Вестник РАТЭПП.–1995. – С. 34–37.
21. Трунов, Д. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме / Д. Трунов // Журнал практического психолога. – 1998. – С. 84–89.
22. Шапарь, В.Б. Практическая психология. Инструментарий / В.Б.Шапарь, А.В.Тимченко, В.Н.Швыдченко. – Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002. – 688 с.
Приложение 1
Опросник «Синдром выгорания», автор А.Рукавишников
Инструкция: вам предлагается ответить на ряд утверждений, касающихся чувств, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте высказывание и решите, испытывали ли вы нечто подобное. Если у вас подобного чувства никогда не возникало, поставьте галочку или крестик в колонке «никогда» напротив порядкового номера утверждения. Если у вас подобное чувство присутствует постоянно, то поставьте отметку в колонке «обычно», а также в соответствии с ответами «часто», «редко». Постарайтесь долго не задумываться над выбором. Благодарим вас за искренние ответы!
№ п/п |
Утверждение |
Обычно |
Часто |
Редко |
Никогда | |
1 |
Я легко раздражаюсь |
|||||
2 |
Думаю, что работаю лишь потому, что надо где-то работать |
|||||
3 |
Меня беспокоит, что думают коллеги о моей работе |
|||||
4 |
Я чувствую, что у меня нет никаких эмоциональных сил вникать в чужие проблемы |
|||||
5 |
Меня мучает бессонница |
|||||
6 |
Думаю, что, если
бы представилась удачная |
|||||
7 |
Я работаю с большим напряжением |
|||||
8 |
Моя работа приносит мне удовлетворение |
|||||
9 |
Чувствую, что работа с людьми изматывает меня |
|||||
10 |
Думаю, что моя работа важна |
|||||
11 |
Я устаю от человеческих проблем, с решением которых сталкиваюсь на работе |
|||||
12 |
Я доволен профессией, которую выбрал |
|||||
13 |
Непонятливость моих коллег или учеников раздражает меня |
|||||
14 |
Я эмоционально устаю на работе |
|||||
15 |
Думаю, что не ошибся в выборе своей профессии |
|||||
16 |
Я чувствую себя опустошенным и разбитым после рабочего дня |
|||||
17 |
Чувствую, что получаю мало удовлетворения от достигнутых успехов на работе |
|||||
Г18 |
Мне трудно устанавливать или поддерживать тесные контакты с коллегами по работе |
|||||
19 |
Для меня важно преуспеть на работе |
|||||
20 |
Идя утром на работу, я чувствую себя свежим и отдохнувшим |
|||||
21 |
Мне кажется, что результаты моей работы не стоят затраченных мною усилий |
|||||
22 |
У меня не хватает времени на свою семью и личную жизнь |
|||||
23 |
Я попон оптимизма по отношению к своей работе |
|||||
24 |
Мне нравится моя работа |
|||||
25 |
Я устал все время стараться |
|||||
26 |
Меня утомляет участие в дискуссиях на профессиональные темы |
|||||
27 |
Мне кажется, что я изолирован от своих коллег по работе |
|||||
28 |
Я удовлетворен своим профессиональным выбором |
|||||
29 |
Я чувствую физическое напряжение, усталость |
|||||
30 |
Постепенно я начинаю испытывать безразличие к своим ученикам |
|||||
31 |
Работа эмоционально выматывает меня |
|||||
32 |
Я использую лекарства для улучшения самочувствия |
|||||
33 |
Меня интересуют результаты работы моих коллег |
|||||
34 |
Утром мне трудно вставать и идти на работу |
|||||
35 |
На работе меня преследует мысль: поскорее бы рабочий день закончился |
|||||
36 |
Нагрузка на работе практически невыносима |
|||||
37 |
Я ощущаю радость, помогая окружающим меня людям |
|||||
38 |
Я чувствую, что стал более безразличным к своей работе |
|||||
39 |
Случается, что у меня без особой причины начинает болеть голова или желудок |
|||||
40 |
Я прилагаю усилия, чтобы быть терпеливым с учениками |
|||||
41 |
Я люблю свою работу |
|||||
42 |
У меня возникает чувство, что глубоко внутри я эмоционально не защищен |
|||||
43 |
Меня раздражает поведение моих учеников |
|||||
44 |
Мне легко понять чувства окружающих по отношению ко мне |
|||||
45 |
Меня часто охватывает желание все бросить и уйти со своего рабочего места |
|||||
46 |
Я замечаю, что становлюсь все более черствым по отношению к людям |
|||||
47 |
Я чувствую эмоциональное напряжение |
|||||
48 |
Я совершенно не увлечен и даже не интересуюсь своей работой |
|||||
49 |
Я чувствую себя измотанным |
|||||
50 |
Я считаю, что своим трудом я приношу пользу людям |
|||||
51 |
Временами я сомневаюсь в своих способностях |
|||||
52 |
Я испытываю ко всему, что происходит вокруг, полную апатию |
|||||
53 |
Выполнение повседневных дел для меня — источник удовольствия и удовлетворения |
|||||
54 |
Я не вижу смысла в том, что делаю на работе |
|||||
55 |
Я чувствую удовлетворение от выбранной мной профессии |
|||||
56 |
Хочется плюнуть на все |
|||||
57 |
Я жалуюсь на здоровье без четко определенных симптомов |
|||||
58 |
Я доволен своим положением на работе и в обществе |
|||||
59 |
Мне понравилась бы работа, отнимающая мало времени и сил |
|||||
60 |
Я чувствую, что работа с людьми сказывается на моем физическом здоровье |
|||||
61 |
Я сомневаюсь в значимости моей работы |
|||||
62 |
Испытываю чувство энтузиазма по отношению к работе |
|||||
63 |
Я так устаю на работе, что не в состоянии выполнять свои повседневные обязанности |
|||||
64 |
Считаю, что вполне компетентен в решении проблем, возникающих на работе |
|||||
65 |
Чувствую, что могу дать детям больше, чем даю |
|||||
66 |
Мне буквально приходится заставлять себя работать |
|||||
67 |
Присутствует ощущение, что я могу легко расстроиться, впасть в уныние |
|||||
б8 |
Мне нравится отдавать все силы работе |
|||||
69 |
Я испытываю
состояние внутреннего |
|||||
70 |
Я стал с меньшим энтузиазмом относиться к своей работе |
|||||
71 |
Верю, что способен выполнить все, что задумано |
|||||
72 |
У меня нет желания глубоко вникать в проблемы моих учеников |
Приложение 2
Нормативные таблицы к опроснику «Синдром выгорания» А.Рукавишникова
Нормы для компонента «психоэмоциональное истощение» (ПИ)
Крайне низкие значения |
Низкие значения |
Средние значения |
Высокие значения |
Крайне высокие значения |
9 баллов и ниже |
10-20 баллов |
21-39 баллов |
40-49 баллов |
50 баллов и выше |
Нормы для компонента «личностное отдаление» (ЛО) | ||||
Крайне низкие значения |
Низкие значения |
Средние значения |
Высокие значения |
Крайне высокие значения |
9 баллов и ниже |
10-16 баллов |
17-31 балл |
32-40 баллов |
41 балл и выше |
Нормы для компонента «профессиональная мотивация» (ПМ) | ||||
Крайне низкие значения |
Низкие значения |
Средние значения |
Высокие значения |
Крайне высокие значения |
7 баллов и ниже |
8-12 баллов |
13-24 балла |
25-31 балла |
32 балла и выше |
Нормы для индекса психического выгорания (ИПв) | ||||
Крайне низкие значения |
Низкие значения |
Средние значения |
Высокие значения |
Крайне высокие значения |
31 балл и ниже |
32-51 балл |
52-92 балла |
93-112 баллов |
113 баллов и выше |
Жизненные проявления психического выгорания на системно-структурных уровнях
Субфакторы |
Проявления психического выгорания на уровнях | ||
межличностном |
личностном |
мотивационном | |
ПИ |
Психическое истощение, раздражительность, агрессивность, повышенная чувствительность к оценкам других |
Низкая эмоциональная толерантность, тревожность |
Нежелание идти на работу; желание скорее окончить рабочий день. Прогулы |
ПО |
Нежелание контактировать с людьми; циничное, негативное отношение к людям |
Критическое отношение к окружающим и некритичность в оценке самого себя, значимость своей правоты |
Снижение включаемости в работу и дела других людей; безразличие к своей карьере |
ПМ |
Неудовлетворенность работой и отношении-ями в коллективе |
Заниженная самооценка, неудовлетворенность собой как профессионалом, чувство низкой профессиональной эффективности и удовлетворенности |
Снижение потребности в достижениях |
Приложение 3
Методика диагностики уровня эмоционального «выгорания» В. Бойко
1. Организационные
недостатки на работе
2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
3. Я ошибся
в выборе профессии или
4. Меня беспокоит
то, что я стал хуже работать
(менее продуктивно,
5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения – хорошего или плохого.
6. От меня
как профессионала мало
7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
8. Когда я
чувствую усталость или
9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
10. Моя работа притупляет эмоции.
11. Я откровенно
устал от человеческих проблем,
12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
16. Меня часто
расстраивает то, что я не могу
должным образом оказать
17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
18. Меня очень
огорчает, если что-то не ладится
в отношениях с деловым
19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
20. Из-за нехватки
времени, усталости или
21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
22. Я спокойно
воспринимаю обоснованные
23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
24. При воспоминании
о некоторых коллегах по
25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
26.Мне все
труднее устанавливать или
27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
28. У меня
часто возникают тревожные
29. Если партнер
мне неприятен, я стараюсь
30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».
31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
32. Бывают дни,
когда мое эмоциональное
33. Порой я
чувствую, что надо проявить к
партнеру эмоциональную
34. Я очень переживаю за свою работу.
35.Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
36.При мысли
о работе мне обычно
37.У меня хорошие
(вполне удовлетворительные) отношения
с непосредственным
38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.
40.Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.
43.Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.
45.Обычно я
прихожу на работу отдохнувшим,
46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами, без души.
47. По работе
встречаются настолько
48.После общения
с неприятными партнерами у
меня бывает ухудшение
Информация о работе Синдром эмоционального выгорания у педагогов