Синдром эмоционального выгорания у педагогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 14:33, реферат

Описание работы

Актуальность работы обусловлена тем, что эмоциональное выгорание - частая проблема педагогов. Оно проявляется нарастающим эмоциональным истощением, которое ведет и к личностному дискомфорту у специалистов, и к серьезному снижению эффективности труда. Основной источник этих явлений - стрессовые ситуации на рабочем месте, требующие значительных эмоциональных затрат. Если эти затраты не компенсируются должным образом - либо в силу личных особенностей сотрудника, либо из-за плохих условий труда - неизбежно развиваются проявления тревоги, отстраненности и эмоционального истощения. Профессия учителя, педагога, - одна из древнейших.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 55.28 Кб (Скачать файл)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы обусловлена тем, что эмоциональное выгорание - частая проблема педагогов. Оно проявляется нарастающим эмоциональным истощением, которое ведет и к личностному дискомфорту у специалистов, и к серьезному снижению эффективности труда. Основной источник этих явлений - стрессовые ситуации на рабочем месте, требующие значительных эмоциональных затрат. Если эти затраты не компенсируются должным образом - либо в силу личных особенностей сотрудника, либо из-за плохих условий труда - неизбежно развиваются проявления тревоги, отстраненности и эмоционального истощения. Профессия учителя, педагога, - одна из древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт преемственности поколений. По сути, педагог - это связующее звено между поколениями, носитель общественно - исторического опыта. В меняющемся мире профессий, общее количество которых насчитывает несколько десятков тысяч, профессия учителя остаётся неизменной, хотя её содержание, условия труда, количественный и качественный состав постоянно меняются. В настоящее время остро стоит проблема снижения престижа педагогического труда, его общественной значимости, ухудшения условий работы, что, несомненно, приводит к нехватке молодых специалистов в системе образования. Испытания на эмоциональную прочность проходят не все. У многих развиваются специфичные виды профессиональных заболеваний. Одним из которых является синдром эмоционального выгорания, проявляющийся в повышенном уровне тревожности, и низком уровне стрессоустойчивости, и как следствие, - развитии психосоматических заболеваний: болезней сердца, кишечных расстройств, неврозов.

Актуальность исследования

Профессия учителя относится к сфере профессий типа «человек - человек», то есть профессий, которые отличаются интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния и которые наиболее подвержены влиянию профессионального выгорания. В настоящее время этот синдром удостоен диагностического статуса. Современный учитель призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания учебных предметов, новых форм и методов преподавания, поиски эффективных путей воспитания, реализация гуманистической парадигмы, необходимость учитывать очень быстрые изменения, происходящие в обществе и информационном поле преподаваемого предмета - все это под силу лишь психологически здоровому, профессионально компетентному, творчески работающему учителю. Ведь от здоровья учителя во многом зависит и психологическое здоровье его учеников. Действие многочисленных эмоциогенных факторов (как объективных, так и субъективных) вызывает у учителей нарастающее чувство неудовлетворенности, ухудшение самочувствия и настроения, накопление усталости. Эти физиологические показатели характеризуют напряженность работы, что приводит к профессиональным кризисам, стрессам, истощению и выгоранию. Результатом этих процессов является снижение эффективности профессиональной деятельности учителя: но перестает справляться со своими обязанностями, теряет творческий настрой относительно предмета и продукта своего труда, деформирует свои профессиональные отношения, роли и коммуникации.

Объект исследования: синдром эмоционального выгорания.

Предмет исследования: особенности синдрома эмоционального выгорания педагогических работников

Цель исследования - изучить синдром эмоционального выгорания у педагогов и методы его психогигиены и профилактики.

Задачи исследования:

-изучить проблему эмоционального  выгорания в литературных источниках;

-выявить ключевые особенности  профессии учителя, связанные с  риском эмоционального выгорания.

-отобрать комплекс методик, позволяющих  выявить причины развития синдрома  эмоционального выгорания педагогов;

-определить способы и средства  профилактики и устранения СЭВ.

Гипотеза исследования: уровень эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога взаимосвязан с выраженностью различных стратегий совладания со стрессом и удовлетворенностью работой.

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы,

Теоретическая значимость заключается в проведенном анализе различных подходов к стрессу и эмоциональному выгоранию педагога, объединении данных взглядов в общую систему, способную выступить основой для решения практических задач профилактики выгорания. К.Маслач эмоциональное выгорание педагогов.

Практическая значимость исследования. Полученные в ходе теоретического исследования литературных источников результаты использованы для разработки рекомендаций и системы психогигиенических, профилактических и психокоррекционных мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление психического здоровья педагогов.

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА

1.1 Теоретический анализ  проблемы формирования синдрома эмоционального выгорания

Сегодня проблема профессионального здоровья привлекает к себе все большее внимание специалистов. Подробно исследуются различные аспекты психологического обеспечения профессиональной деятельности, непосредственно связанные с влиянием неблагоприятных условий труда (перенапряжения, перегрузок, психотравмирующих факторов и т. д.) на физическое и психическое здоровье личности [25,132].

Очевидно, что наличие профессионального здоровья предполагает многое: адекватный выбор профессии на этапе самоопределения, полноценную профессиональную подготовку, полную адаптацию к деятельности и ее условиям, сформированность профессионально важных качеств и профессиональной идентичности, обладание достаточным уровнем соматического и психического здоровья. Соблюдение всех этих условий должно иметь своим следствием надежность профессиональной деятельности (в том числе и моральную), удовлетворенность специалиста выполняемой работой, позитивную самооценку результатов собственной деятельности, отсутствие профессионального (эмоционального) «выгорания», профессиональных деформаций, профессиональное долголетие. [33,141]

В значительной степени подвержены развитию синдрома эмоционального выгорания - педагоги. Объясняется это тем, что профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряженностью. Известно большое количество объективных и субъективных эмоциональных факторов, которые оказывают негативное воздействие на труд педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс. Следует также учитывать, что это одна из профессий альтруистического типа, где вероятность возникновения эмоционального «выгорания» достаточно высока.

Эмоциональные факторы вызывают нарастающее чувство неудовлетворенности, накопление усталости, что ведет к кризисам в работе, истощению и выгоранию. Сопутствуют этому физические симптомы: частые головные боли, бессонница, головокружение. Кроме этого возникают психологические и поведенческие симптомы: чувства скуки и обиды, снижение энтузиазма, неуверенность, раздражительность, неспособность принимать решения. В результате всего этого снижается эффективность профессиональной деятельности педагога. Нарастающее чувство неудовлетворенности профессией ведет к снижению уровня квалификации и обусловливает развитие процесса эмоционального выгорания.

Среди многих особенностей и трудностей преподавательской и педагогической работы зачастую выделяют ее высокую психическую напряженность. Более того, способность к переживанию и сопереживанию признается одним из профессионально важных качеств учителя и воспитателя. Все эти особенности могут способствовать формированию синдрома эмоционального выгорания.

Доказано, что существенное влияние оказывают и социальные факторы: непризнание истинных заслуг учителя, ограничение его права на свободу выбора, понижение социального статуса профессии, его статуса, ограничение активности профессионала по овладению новыми знаниями, препятствия к внедрению новых технологий и прогрессивных методов и др. Есть данные о том, что выгоранию подвергаются индивиды с изначально высокой профессиональной мотивацией, которые впоследствии испытывает разочарование вследствие несовпадения реальной профессиональной ситуации с идеальным.

 «Отрицательные» (гнев, злость и т.п.) эмоции, по мнению Б.И. Додонова, играют более важную биологическую роль по сравнению с «положительными» эмоциями. Не случайно механизм «отрицательных» эмоций функционирует у ребенка с первых дней появления его на свет, а «положительные» эмоции появляются значительно позднее (цит. по Макаровой, 1968). «Отрицательная» эмоция – это сигнал тревоги, опасности для организма. «Положительная» эмоция – это сигнал возвращенного благополучия. Ясно, что последнему сигналу нет необходимости звучать долго, поэтому эмоциональная адаптация к хорошему наступает быстро. Сигнал же тревоги должен подаваться до тех пор, пока опасность не устранена. Вследствие этого застойными могут оказаться только «отрицательные» эмоции. При этих условиях здоровье человека действительно страдает. Отрицательные эмоции вредны лишь в избытке, как вредно все, что превышает норму (в том числе и положительные аффекты).

 

1.2 Психологические  условия педагогической деятельности и личности учителя

Про деятельность учителей написано много замечательных книг, авторами которых были и ученые – теоретики, и педагоги – практики. Назовем только некоторые известные всем фамилии: В.А. Сухомлинский, Ф.М. Гоноболин, Г.С. Костюк, А.И. Щербаков, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Я.А. Каменский и др. Кажется, не одна сфера человеческой деятельности не привлекает такого внимания.

«Педагогическая деятельность – это, прежде всего передача детям определенных знаний. Главное, с чем должен идти учитель к детям, - знание предмета, эрудиция, владение информацией, хорошее самочувствие, самооценка, любовь к детям, душевное равновесие, психологический климат, эмоциональный настрой и многое другое». [32,7]

Не вызывает сомнения, что любая профессиональная работа, помимо физических и психологических особенностей имеет основанием личностные качества, содействующие успеху деятельности человека. В первую очередь это относится к профессиям, где объектом профессиональной активности человека выступает другой человек, и взаимодействие “ человек – человек” зависит от качеств того и другого.

Таким образом, не вызывает сомнения то, что педагог должен обладать определенной суммой каких-то высоких личностных качеств, педагогическая литература переполнена попытками обозначить качества, без которых нет успеха педагогической работы. Но такие попытки обычно заканчиваются перечислением достоинств современного культурного человека таких как: гуманизм, честность, справедливость, трудолюбие и прочие столь же прекрасные черты достойного человека, но не являющиеся производными определенной профессии.

Щуркова Н.Е. в своей работе “Классное руководство”, говорит о том, что если исходить из сущности и содержания профессии педагога, то основные личностные черты это:

1. Интерес к жизни. Влияние  этой личностной черты на содержание  и характер работы педагога  чрезвычайно сильное, и тем более  сильное, что оно незаметно даже  самому учителю. Детство, так неравнодушное  к жизни не прощает равнодушия  к жизни кого-либо, тем более, если  такое равнодушие проявляет педагог. Интерес к жизни – условие  работы с детством, это условие  эффективности воспитания, так как  воспитание непременно ориентировано  на формирование способности  быть счастливым, а в основе такой способности лежит принятие жизни как таковой в качестве великого дара природы.

2. Интерес к человеку  как к таковому. Под ним подразумевается  такое общее отношение к человеку  как феномену в системе живых  организмов на земле.

Когда внимание разного рода личностным проявлениям “Я” человека связано с познанием человеческой души, с уважением индивидуальности, с признанием права человека на особенности и несходство с другими людьми и когда в отношении к человеку сохраняется ценностная позиция вне зависимости от конкретных характеристик этого человека. Если педагогу интересен человек как таковой, решается, или легко снимается целый ряд проблем. Решается пресловутый вопрос “любви к ребенку”, потому что педагогу при наличии интереса к человеку интересен каждый воспитанник. Нельзя любить сотни и тысячи людей, с которыми приходится работать педагогу в течение своей профессиональной жизни: для этого не хватит духовных и физических сил. Но, имея интерес к человеку, работать с множеством маленьких детей, при всей сложности и тонкости этой работы легко, если обеспечена профессиональная компетентность. Интерес к человеку помогает обрести профессиональное равновесие и устоять на профессиональной высоте, а значит, трезво искать решение проблемы.[50,93]

3. Интерес к культуре. Как личностная характеристика  он, с одной стороны, является  условием успешности профессиональной  работы педагога, а с другой  стороны эта черта личности  развивается в процессе воспитания. В понятие культуры входит  все, что возделывается человеком, все, что стало преобразованием  натуры. Когда речь идет об  интересе к культуре педагога, то имеется в виду широкая  палитра его интересов к технике, науке, искусству, устройству быта, политическому устройству общества, морали, экономике, гигиене и др. форм созидания в этом мире.

Согласно Щурковой Н. Е. перечисленные выше личностные характеристики являются базовыми. Обозначим теперь профессиональные качества, обеспечивающие успешное педагогическое общение и взаимодействие учителя с учащимися более подробно. [50,94] Столяренко Л.Д. к таким качествам относит:

- наличие потребности  и умений общения, общительность, коммуникативные качества;

- способность эмоциональной эмпатии и понимания людей;

- гибкость, оперативно-творческое  мышление, обеспечивающее умение  быстро и правильно ориентироваться  в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие  в зависимости от ситуации  общения, индивидуальных особенностей  учащихся;

- умение ощущать и поддерживать  обратную связь в общении; умение  управлять собой, своим психическим  состоянием, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные  зажимы;

Информация о работе Синдром эмоционального выгорания у педагогов