Синдром эмоционального выгорания у педагогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 14:33, реферат

Описание работы

Актуальность работы обусловлена тем, что эмоциональное выгорание - частая проблема педагогов. Оно проявляется нарастающим эмоциональным истощением, которое ведет и к личностному дискомфорту у специалистов, и к серьезному снижению эффективности труда. Основной источник этих явлений - стрессовые ситуации на рабочем месте, требующие значительных эмоциональных затрат. Если эти затраты не компенсируются должным образом - либо в силу личных особенностей сотрудника, либо из-за плохих условий труда - неизбежно развиваются проявления тревоги, отстраненности и эмоционального истощения. Профессия учителя, педагога, - одна из древнейших.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 55.28 Кб (Скачать файл)

- способность к спонтанности (неподготовленной коммуникации);

- умение прогнозировать  возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;

- хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый  лексический запас, правильный отбор  языковых средств;

- владение искусством  педагогических переживаний, которые  представляют собой сплав жизненных, естественных переживаний педагога  и педагогически целесообразных  переживаний, способных повлиять  на учащихся в требуемом направлении;

- способность к педагогической  импровизации, умение применять  все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применение  различных приемов воздействия, “приспособлений” и “пристроек”).[40,58]

По мнению Щурковой Н.Е. все перечисленные личностные качества не заменяют профессионализма, и поэтому вредны призывы к самосовершенствованию личности педагога, если они не подкрепляются хорошим профессиональным обучением, но, тем не менее, их влияние сильно и основательно.

Выявленные личностные качества профессионально ценностные, они необходимы как условие, они достаточны для педагога, но они обладают еще одной важной ролью: сберегают физическое, психическое здоровье педагога, укрепляют его духовные силы. [50,94].

1.3 Синдром эмоционального  «выгорания» и его симптомы

В настоящее время нет единого взгляда на структуру синдрома «burnout», но, несмотря на различия в подходах к его изучению, можно заключить, что он представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных или напряженных отношений в системе человек–человек. Последствия «выгорания» могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационно-установочных) изменениях личности. То и другое имеет непосредственное значение для социального и психосоматического здоровья личности.(Водопьянова)

Выделяют три ключевых признака синдрома эмоционального «выгорания»:

1. предельное истощение,

2. отстраненность от учеников и от работы,

3. ощущение неэффективности  и недостаточности своих достижений

Развитию синдрома эмоционального выгорания, предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, затем наступает первый признак - истощение. Истощение определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию возобновляются.

Вторым признаком синдрома эмоционального выгорания является - личностная отстраненность. Профессионалы, испытывающие выгорание, используют отстраненность, как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе изменением своего сострадания к клиенту через эмоциональное отстранение. В крайних проявлениях человека почти ничего не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Утрачивается интерес к клиенту, он воспринимается как неодушевленный предмет, само присутствие которого порой неприятно.

Третьим признаком синдрома выгорания является - ощущение утраты собственной эффективности или падение самооценки в рамках выгорания. Люди не видят перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.

В англоязычной литературе были опубликованы тысячи статей по эмоциональному «выгоранию». В настоящее время исследователи выделяют около 100 симптомов, так или иначе связанных с эмоциональным «выгоранием». В большинстве случаев они носят описательный характер, не подтвержденный эмпирическими исследованиями. [6, 212]

Выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для синдрома выгорания:

1. Физические симптомы - усталость, физическое утомление, истощение, уменьшенный или увеличенный вес, недостаточный сон, бессонница, плохое общее состояние здоровья (в том числе по ощущениям), затрудненное дыхание, отдышка, тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание, гипертензия (повышенное давление), язвы, нарывы, сердечные болезни.

2. Эмоциональные симптомы - недостаток эмоций, неэмоциональность, пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни, безразличие и усталость, ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность, раздражительность, агрессивность, тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться, депрессия, чувство вины, нервные рыдания, истерики, душевные страдания. Потеря идеалов или надежд или профессиональных перспектив. Увеличение деперсонализации своей или других. (Люди становятся безликими, как манекены.) Преобладает чувство одиночества

3. Поведенческие симптомы - рабочее время больше 45 часов  в неделю.

Во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть. Безразличие к еде; стол скудный, без изысков. Малая физическая нагрузка. Оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств. Несчастные случаи (например, травмы, падения, аварии и т.д.). Импульсивное эмоциональное поведение.

4. Интеллектуальное состояние - уменьшение интереса к новым  теориям и идеям в работе. Уменьшение  интереса к альтернативным подходам  в решении проблем (например, в  работе). Увеличение скуки, тоски, апатии  или недостаток куража, вкуса  и интереса к жизни. Увеличение  предпочтения стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу. Цинизм или безразличие к новшествам, нововведениям. Малое участие или  отказ от участия в развивающих  экспериментах (тренингах, образовании). Формальное выполнение работы.

5. Социальные симптомы - нет  времени или энергии для социальной  активности. Уменьшение активности  и интереса к досугу, хобби. Социальные  контакты ограничиваются работой. Скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе. Ощущение  изоляции, непонимания других и  другими. Ощущение недостатка поддержки  со стороны семьи, друзей, коллег.

Выгорание очень «инфекционно» и может быстро распространяться среди сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание «выгорающих». Наибольшая вероятность того, что это случится, существует в организациях с высоким уровнем стресса. Профессор К. Чернисс в своей статье «Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет» говорит о том, что большая ответственность за развитие выгорания в организации лежит на руководителе, потому что существуют такие рабочие места и ситуации, которые, в некотором смысле, просто созданы для выгорания. Большинство людей, работающих в этих местах, очень уязвимы. Они находятся в высоко- стрессовых ситуациях, где от них ожидается высокий уровень выполнения работы, и где они имеют небольшой контроль над тем, что или как они делают.

Таким образом, синдром эмоционального выгорания характеризуется выраженным сочетанием симптомов нарушения в психической, соматической и социальной сферах жизни.

Наличие тех или иных симптомов определяет тип и степень выгорания. Однако все вместе они ни у кого не проявляются одновременно, потому что выгорание — процесс сугубо индивидуальный. [48,2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ПРОФИЛАКТИКА И УСТРАНЕНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГА.

 

2.1 Условия работы учителя, способствующие развитию синдрома эмоционального «выгорания».

 

 Педагогическая деятельность - одна из наиболее сложных областей человеческой деятельности и в то же время - одна из наиболее важных. Поэтому постоянно актуальными остаются проблемы профессиональной пригодности, становления и развития личностных и профессиональных качеств учителя, повышение его педагогического мастерства.

Проанализируем деятельность педагога с точки зрения наличия факторов инициирующих эмоциональное выгорание.

Индивидуальные факторы.

Организационные факторы.

Социально-демографические: возраст, пол, уровень образования, семейное положение.

Условия работы: рабочие перегрузки, дефицит времени, продолжительность рабочего дня.

Содержание труда: стаж работы, число клиентов.

Личностные особенности: острота их проблем, выносливость, глубина контакта с клиентом, локус контроля, обратная связь, стиль сопротивления.

Социально-психологические: самооценка, взаимоотношения в организации, нейротизм (тревожность), отношение к объекту труда, экстраверсия.

Рассмотрим сначала группу организационных факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности.

- Условия работы. Основной  упор в изучении этих факторов  был сделан на временные параметры  деятельности и объема работы. Практически все исследования  дают сходную картину, свидетельствующую  о том, что повышенные нагрузки в деятельности, сверхурочная работа, высокая продолжительность рабочего дня стимулируют развитие выгорания.

Профессия педагога подпадает под эти параметры: так, сам по себе факт, что средняя величина рабочей недели учителя, равна по подсчетам Л.Ф. Колесникова 52 часам, намного выше той (40 часов), которая установлена по стране; очень низкая оплата труда, не обеспечивающая нормального существования (практически все исследования подтверждают, что недостаточное вознаграждение, денежное или моральное, или его отсутствие способствуют возникновению выгорания), как следствие сверхурочная работа, а значит повышенные нагрузки, что нередко приводит к фрустрации, тревожности, эмоциональному опустошению как предпосылке различных психических заболеваний.

- Содержание труда. Данная  группа факторов включает в  себя количественные и качественные  аспекты работы с клиентами (учащимися): их количество, частоту обслуживания, степень глубины контакта. Так  в профессии педагога, большое  количество учащихся в классе, может привести к недостатку  элементарного контроля, что будет  являться главным фактором, способствующим  выгоранию. Так же не секрет, что  педагогам, в настоящее время, все  чаще приходится иметь дело  с детьми из социально- неблагополучных семей, острота проблем этих детей обычно способствует возникновению выгорания.

- Социально-психологические  факторы. Анализ взаимодействия  между социально-психологическими  отношениями работников к объекту  их труда можно провести в  двух направлениях: позиции работников  по отношению к своим реципиентам  и особенностей поведения самих  реципиентов (учеников). Существует  взаимосвязь между данной характеристикой  и «выгоранием». Данная зависимость  может быть обусловлена спецификой  самой деятельности. Так учителя, характеризующиеся наличием опекающей  идеологии во взаимоотношениях  с учениками, а так же не  использующие репрессивную и  ситуационную тактики, демонстрируют  высокий уровень выгорания. С другой стороны, атмосфера в коллективе учащихся и их отношение к учителю и учебному процессу могут провоцировать возникновение выгорания у педагогов. В частности, отмечается, что апатия учеников и неблагоприятная атмосфера в классе, например, активное сопротивление учителю в виде негативного поведения учеников вызывают у учителей «выгорание». [27,18]

Таким образом, на основании вышесказанного, мы видим, что профессия учителя может быть отнесена к “разряду стрессогенных, требующих от него самообладания и саморегуляции”. [47,12] Проявления стресса в работе учителя разнообразны и обширны. Так, в первую очередь выделяются фрустрированность, тревожность, изможденность, депрессия, эмоциональная ригидность и эмоциональное опустошение – это цена ответственности, которую платит учитель.

Рассмотрим теперь индивидуальные факторы, в эту группу включены социально-демографические и личностные особенности. Орел В.Е. отмечает, что из всех социально- демографических характеристик наиболее тесную связь с выгоранием имеет возраст и стаж. [27,19] Причины спада профессиональной деятельности учителя старшего возраста, так называемый “педагогический криз”, выделяет Ю.Л. Львова. По ее мнению, это:

- во-первых, стремление педагога  использовать новые достижения  науки и невозможность их реализовать  в сжатые сроки обучения; отсутствия  отдачи учащихся; несоответствие  ожидаемого результата и фактического;

- во-вторых, возникновение  и развитие излюбленных приемов, шаблонов в работе и осознание  того, что нужно менять сложившуюся  ситуацию, но как менять – неизвестно;

- в-третьих, возможность  изоляции учителя в педагогическом  коллективе, когда его поиски, инновации  не поддерживаются коллегами, что  вызывает чувство тревоги, одиночества, неверия в себя.

Большая часть учителей справляется с кризом, но частично он может оказывать влияние на развитие «выгорания».

Личностные особенности. Более всего риску возникновения синдрома эмоционального выгорания подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. В их представлении настоящий педагог – это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и частной жизнью.

Так какова же основная причина развития эмоционального «выгорания» – личностные черты или характеристики профессиональной деятельности? Определенной попыткой ответа на этот вопрос стало появление нескольких новых подходов к понятию «выгорания», среди которых следует отметить подход К. Маслач и М. Лейтер.

Основная идея подхода, предложенного данными авторами, заключается в том, что выгорание – результат несоответствия между личностью и работой. Увеличение этого несоответствия повышает вероятность возникновения выгорания синдром эмоциональный выгорание.

Информация о работе Синдром эмоционального выгорания у педагогов