Синдром эмоционального выгорания у педагогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 14:33, реферат

Описание работы

Актуальность работы обусловлена тем, что эмоциональное выгорание - частая проблема педагогов. Оно проявляется нарастающим эмоциональным истощением, которое ведет и к личностному дискомфорту у специалистов, и к серьезному снижению эффективности труда. Основной источник этих явлений - стрессовые ситуации на рабочем месте, требующие значительных эмоциональных затрат. Если эти затраты не компенсируются должным образом - либо в силу личных особенностей сотрудника, либо из-за плохих условий труда - неизбежно развиваются проявления тревоги, отстраненности и эмоционального истощения. Профессия учителя, педагога, - одна из древнейших.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 55.28 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Психогигиена  синдрома эмоционального выгорания  в профессии педагога.

 

Психогигиена - это отрасль психологии и гигиены, изучающая факторы и условия окружающей среды и образ жизни, благотворно влияющие на психическое развитие и психическое состояние человека, и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья.

Психическое здоровье предполагает состояние полного душевного равновесия, умение владеть собой, способность быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и их преодолевать, в короткое время восстанавливать душевное равновесие.

Предупреждение болезненных психических реакций в процессе профессионального общения - серьезная задача психогигиены.

В практике образовательных учреждений возникает проблема эмоционального выгорания учителей как следствие, с одной стороны, необходимости гуманистического мировоззрения, высокого уровня общей культуры и высокого морального облика, а с другой - высокой эмоциональной нагрузки, обусловленной работой в системе «человек-человек». Труд педагога относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда. Результатом длительного стресса становится определенное изменение личности, получившее название эмоционального выгорания.

Важное значение имеют такие психоаналитические качества, как самоконтроль, самооценка, а также стрессоустойчивые качества, физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями. Чрезвычайно важным является навык самообладания, который рассматривается, как показатель социальной и эмоциональной зрелости личности. Следует подчеркнуть, что самообладание - это не столько качество личности, сколько процесс управления своим поведением в экстремальной ситуации. В связи с этим педагогам необходимо специально развивать способности и навыки самообладания.

Профессиональная помощь при «эмоциональном сгорании», по мнению К. Кондо, может осуществляться с помощью двух видов терапии: работе с лицами, подверженными «сгоранию», и смягчение действия организационного фактора.

Основные задачи психогигиены профессиональной деятельности - разработка и осуществление совокупности мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление психического здоровья профессионала.

В задачи психогигиены входит изучение и предотвращение воздействия психотравмирующих факторов, связанных с особенностями данной деятельности.

 

 

2.3 Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания.

На основании изложенных ранее особенностей стресса как источника СЭВ можно предложить общие рекомендации по предупреждению СЭВ, основанные на внимании как к частным, конкретным проявлениям стрессовых факторов, так и к основным принципам стиля деятельности, его влияния на развитие выгорания.

Первый аспект работы заключается в информировании о разрушительных последствиях стресса, основная его задача - обеспечить педагогов способностью распознавать стрессовые ситуации в профессиональной деятельности, а также пониманием своих индивидуальных особенностей, сильных и слабых сторон личности. Важный ресурс стрессоустойчивости - психологическая компетентность учителя, уровень его психологической грамотности и культуры. Вместе с социальным опытом она определяет конкретные формы адаптивных процессов в стрессовых ситуациях.

Второй аспект связан с повышением психологического благополучия личности. Как отмечал А.Г. Маклаков, психологические способности человека определяют его личностный адаптационный потенциал, который опосредован такими показателями как [35]:

    • адекватная самооценкой личности как основа саморегуляции, влияющая на адекватность восприятия условий деятельности и собственных возможностей;
    • нервно-психическая устойчивость, уровень формирования которой обеспечивает стресс-толерантность;
    • конфликтность личности;
    • приобретённый опыт социального общения;
    • чувство социальной поддержки, обеспечивающее личную значимость и значимость для окружения, что, так или иначе, можно отнести к личностным и средовым ресурсам совладания и умению ими пользоваться и управлять.

Третий аспект связан с помощью в поиске наиболее адаптивных стратегий преодоления стрессовых ситуаций на уровне профессиональной деятельности в целом. В этом смысле проблема эмоционального выгорания рассматривается в связи со способностью управлять собственными действиями, поступками, а также возможностями произвольного и эффективного управления собственной психоэмоциональной сферой, что является важной составляющей в профессиональной деятельности педагога.

Для педагогических работников, важнейшими «требуемыми свойствами» являются здоровье (физическое и психическое), компетентность и профессионализм.

Главными направлениями, предотвращающими «выгорание» педагогов, являются:

- накопление знаний, навыков  и умений.

- улучшение условий труда  и отдыха.

- развитие содержания  труда.

- развитие средств труда.

- развитие мотивации.

- изменение оплаты труда.

- система психологической  разгрузки, снятия напряжения после  рабочего дня.

-система улучшения психологического  климата в коллективе.

Так же существует немало конкретных способов преградить путь «синдрому эмоционального выгорания»:

    • культивирование других интересов, не связанных с преподаванием, наилучшее решение этой проблемы состоит в том, чтобы сочетать работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей;
    • внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны руководства;
    • поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации;
    • удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс;
    • стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности;
    • способность к самооценке без упования только на уважение окружающих;
    • открытость новому опыту;
    • умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни;
    • обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за учеников и родителей, чем делают они сами);
    • чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу;
    • участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;
    • периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно;
    • участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с педагогической работой,
    • хобби, доставляющее удовольствие.

Важнейшим принципом предотвращения синдрома «сгорания» является соблюдение требований психогигиены самим педагогом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Мы рассмотрели основы формирования синдрома эмоционального «выгорания» у педагогов.

Анализ литературы по данной тематике позволяет нам сформулировать теоретическую позицию, согласно которой синдром эмоционального «выгорания» развивается в процессе профессиональной деятельности педагога в форме стереотипа эмоционального поведения, проявляющегося в особенностях профессионального общения.

Эмоциональное «выгорание» – это динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, когда налицо все три фазы стресса: нервное напряжение, резистенция (сопротивление) и истощение.

Важно отметить, что авторы статей и работ по эмоциональному «выгоранию», говорят о нем неоднозначно. В одном случае как о профессиональной деформации, которая негативно отражается на профессиональной деятельности педагогов, а в другом – как о механизме психологической защиты, который позволяет регулировать психику и защищать ее от негативных эмоциональных воздействий.

Таким образом, синдром эмоционального выгорания характеризуется выраженным сочетанием симптомов нарушения в психической, соматической и социальной сферах жизни. Наличие тех или иных симптомов определяет тип и степень выгорания. Однако все вместе они ни у кого не проявляются одновременно, потому что выгорание — процесс сугубо индивидуальный.

Рассматривая вопрос о педагогической деятельности, мы пришли к выводу, что синдром эмоционального выгорания непосредственно связан не только с личностными качествами педагога, но и с его профессиональной деятельностью.

Щуркова Н.Е. выделила некоторые личностные черты, способствующие успешной работе

1. интерес к жизни. Влияние  этой личностной черты на содержание  и характер работы педагога  чрезвычайно сильное, и тем более  сильное, что оно незаметно даже  самому учителю.

2. интерес к человеку  как к таковому. Под ним подразумевается  такое общее отношение к человеку  как феномену в системе живых  организмов на земле.

3. интерес к культуре. Как личностная характеристика  он, с одной стороны, является  условием успешности профессиональной  работы педагога, а с другой  стороны эта черта личности  развивается в процессе воспитания. В понятие культуры входит  все, что возделывается человеком, все, что стало преобразованием  натуры.

Выявленные личностные качества профессионально ценностные, они необходимы как условие, они достаточны для педагога, но они обладают еще одной важной ролью: сберегают физическое, психическое здоровье педагога, укрепляют его духовные силы.

Рассматривая проблему условий труда педагога, видим, что профессия учителя может быть отнесена к “разряду стрессогенных, требующих от него самообладания и саморегуляции”. Проявления стресса в работе учителя разнообразны и обширны. Так, в первую очередь выделяются фрустрированность, тревожность, изможденность, депрессия, эмоциональная ригидность и эмоциональное опустошение – это цена ответственности, которую платит учитель.

Маркова А.К., говорит о том, что для работы учителя характерны: информационный стресс, возникающий в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за их последствия; и эмоциональный стресс, когда под влиянием опасности, обид возникают эмоциональные сдвиги, изменения в мотивации, характере деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения.

Эмоциональное «выгорание» инициируется комплексом факторов, включающих индивидуально-психологические особенности педагога и специфические особенности профессиональной деятельности эмоционального характера. Проведя обзор факторов, влияющих на развитие выгорания, мы можем прийти к выводу, что многочисленные исследования данных факторов не дали ответа на вопрос о том, что же является главным в возникновении этого явления. Какова его основная причина – личностные черты или характеристики деятельности, особенности взаимодействия с людьми или факторы рабочей среды? Решение данных проблем особенно важно, прежде всего, для разработки мер по предупреждению «выгорания».

Надо отметить, что эмоциональное «выгорание» – процесс довольно коварный, поскольку человек, подверженный этому синдрому часто мало осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять что происходит. Поэтому он нуждается в поддержке и внимании, а не конфронтации и обвинении.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология. - М.: Эксмо, 2007. - 366 с.
  2. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. - М.: Владос, 2008. - 272 с.
  3. Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии. - 2003. - № 8. С. 31-39.
  4. Анциферова Л.И. Условия деформации личности. - М.: Владос, 1998. - 296 с.
  5. Бабанов С.А. Профессиональные факторы и стресс: синдром эмоционального выгорания. // Трудный пациент. № 12, 2009. С. 20-24.
  6. Бойко В.В. Правила эмоционального поведения. - СПб.: Речь, 2008. - 348 с.
  7. Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. - СПб.: Питер, 2011. - 105 с.
  8. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. - М.: Эксмо, 2010. - 469 с.
  9. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии - М.: Смысл, 2008. 287 с.
  10. Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М.: МПСИ, 2004. - 542 с.
  11. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: Диагностика и профилактика. - СПб.: Питер, 2005. - 336 с.
  12. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях. // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: СПБГУ, 2010. - 498 с.
  13. Водопьянова Н.Е., Ковальчук Н. С. Исследование профессиональных деформаций представителей профессий, относящихся к типу «человек - человек». - СПб.: СПБГУ, 2008. - 154 с.
  14. Водопьянова Н.Е., Серебрякова А.Б., Старченкова Е.С. Синдром профессионального выгорания в управленческой деятельности // Вестник СПбГУ, 2005, № 6. С. 79-86.
  15. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е. С. Психическое «выгорание» и качество жизни // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Крылова А.А. и Коростылевой Л.А. - СПб.: Питер, 2010. - 316 с.
  16. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 512 с.
  17. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб.: Свет, 2007. - 179 с.
  18. Гринберг Дж.С. Управление стрессом / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2002. - 648 с.
  19. Орел В.Е. Исследование обвинительной установки как феномена профессиональной деформации // Психология и практика. - М.: 2009. №1. С.29-34.
  20. Орел В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии. - Ярославль, 2009. С. 76-97.
  21. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал. - 2003. С. 90.
  22. Орел В.Е., Шемет И.С. Исследование влияния содержания деятельности на удовлетворенность трудом // Психологические проблемы рационализации трудовой деятельности. - Ярославль, 2007. С.109-116.
  23. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. - М.: Педагогическое общество России, 2011. - 241 с.

Информация о работе Синдром эмоционального выгорания у педагогов