Система тестов для определения индивидуальных склонностей личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы находит отражение в следующем. Одним из наиболее часто используемых методов оценки кандидатов при приеме на работу и формировании резерва является собеседование. Но оно, как правило, не дает полного представления о человеке. Для того чтобы быть уверенными в результатах оценки, многие кадровые службы прибегают к использованию тестирования. С его помощью при отборе персонала оценка профессионализма выглядит наиболее объективно.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………...………………………………..……….............………………2
ТЕОРИЯ……………..………………………………………………….……….............…3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА И ВИДЫ ТЕСТОВ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СКЛОННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ……….……..….............……..3
1.1. Понятие теста для определения индивидуальных склонностей личности………....………….………………….……….…………………............………3
1.2. Классификация тестов ……………………………………………….............………3
1.3. Требования, предъявляемые к тестам……………...……………….............……….6
2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ.…………………..………...……........……….….8
3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.....……............…...…9
3.1. Характеристика психологических тестов…………………………............………..9
3.2. Интеллектуальные тесты и их примеры..…………….………............…………….9
3.3. Тесты личностных характеристик и их примеры..……..……...............………….11
3.4. Тесты межличностных отношений и их примеры…….………............….………14
4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СКЛОННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ…….…….…………......................................................16
4.1. Факторы, которые необходимо учитывать при проведении тестирования…………………………………………………………............…………..16
4.2. Использование тестов при приеме на работу…………………............……..……17
ПРАКТИКА………………………………………………………...........………………21
5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА КОМПАНИИ ………...…………....……………………………..............................……21
5.1. Система Maintest 4………………………………………………………………….21
5.2. Отзыв ОАО «Администратор торговой системы»………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………............…………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...........…………..28

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 57.48 Кб (Скачать файл)

3. Тест Амтхауэра

предназначен для измерения уровня интеллектуального развития. Состоит из девяти субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта.

Самым известным тестом на интеллект является тест, состоящий  из геометрических фигур, деталей, которые  нужно складывать определенным образом:

4. “Прогрессивные матрицы  Равена”

выявляет общие интеллектуальные способности человека. Тест состоит  из 30 матриц (геометрических фигур), которые  нужно складывать в определенном порядке в зависимости от заданий  теста.

5. Методика «Сложные аналогии»

позволяет выяснить, насколько  человеку доступно понимание сложных  логических отношений и выделение  абстрактных связей. Методика состоит  из стимульного материала – 20 пар  слов (логических задач, которые нужно  решить) и шифра с образцом аналогов для ответа (всего их шесть), они  обозначены буквами А,Б,В,Г,Д,Е. Надо определить отношения между словами в каждой паре и подобрать наиболее близкую к ним по аналогии пару слов из таблицы «шифр». Время выполнения-3 минуты.

 

3.3. Тесты личностных  характеристик и их примеры

После того, как выяснен  интеллектуальный потенциал кандидата, самое время проверить его  личностные качества и направленность в профессиональной деятельности. Личностные тесты или личностные опросники  — самый распространенный вид  тестов. Предназначены для выявления  личностных особенностей, черт характера, диагностики психических состояний, определения профессиональной и  социальной ориентации (предпочтительного  типа будущей профессии, творческого  потенциала), ценностной ориентации (выявление  шкалы ценностей), психодиагностики самосознания (комфортность поведения, воля, внимание).

Личностные тесты могут  выявлять уровень выраженности каждой характеристики или по совокупности данных относить человека к тому или  иному типу. [5, c. 101]

Существуют как комплексные  тесты, описывающие личность в целом, так и тесты на какое-либо определенное качество (например, тесты на способность  к самоконтролю, способ принятия решений, агрессию и др.). Изредка используются проективные тесты, например, кандидата  просят нарисовать что-либо или проинтерпретировать  картинку или фотографию. Такие тесты  трудоемки при обработке, но дают надежную информацию о личности.

Примеры тестов личностных характеристик:

1. ММРI (мультифакторный личностный опросник, разработанный в Миннесотском университете, США).

Включает 550 утверждений  от первого лица, касающихся самочувствия обследуемого, его отношений с  окружающими, наличия невротической, психотической и психопатической  симптоматики и др.

Этот тест разработан специально для пациентов психиатрических  клиник и широко используется в практике частного психоанализа. При приеме нормальных здоровых людей в американские фирмы этот тест в последние годы не применяется! Лица, которые были подвергнуты такому тестированию, уже  выиграли по суду немало исков, а компаниям  пришлось уплатить солидные штрафы за нанесение морального ущерба.

2. Русскоязычный аналог - СМИЛ (Стандартизованный многофакторный  метод исследования личности, под  руководством Л. Собчик), адаптированный вариант теста MMPI. Полный вариант состоит из 566 утверждений, на которые следует выбрать ответ "да", "нет", "не знаю".

3. 16 PF личностный опросник Кеттела (“16 личностных факторов”).

Оценка результатов производится исходя из 16 факторов, среди которых  можно выделить такие: эмоциональная  устойчивость, интеллектуальное развитие, доминантность, беспечность-сдержанность, моральный контроль поведения, устойчивость к стрессу и т.д.

4. CPI (California Psychological Inventory), Калифорнийский личностный опросник, показывает проекцию личностных особенностей на социальное поведение. Автор - Г. Гаух (H. G. Gough), русскоязычная версия в переводе Н. Графининой. Разработан на основе MMPI, изначально создавался как инструмент для диагностики психически нормальных людей. Содержит 480 заданий, на каждое из которых тестируемый должен дать ответ "верно" или "неверно".

5. OPQ (Occupational Personality Questionnaire), Профессиональный личностный опросник, разработан компанией SHL, предлагается на русском языке, измеряет личность по 30 различным шкалам. По итогам теста выдается отчет по менеджерским компетенциям (планирование и организованность, решительность, коммуникация, лидерство, гибкость, устойчивость, мотивированность и пр.) и по стилям поведения (влияние, независимость, уверенность в себе, пунктуальность, соревновательность, эмоциональный контроль и пр.) Содержит 90 вопросов, на каждое из утверждений дается четыре варианта ответа, тестируемый должен выбрать наиболее и наименее подходящий вариант.

Необходимо учитывать, что  западные личностные тесты, в частности, 16 PF, Калифорнийский личностный перечень CPI, опросник Айзенка EPI, тест Вандерлика для корректного применения в нашей стране нуждаются в серьезной доработке — так называемой культурной и психометрической адаптации. Далеко не со всеми подобными тестами такая работа проведена.

6. Тест Люшера основан на субъективном предпочтении цветовых стимулов. Определяет оценку направленности на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

7. Опросник «личностный  дифференциал» (ОЛД). Тест, разработанный  Ч. Осгутом и адаптированный В.И. Тараненко в психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева. Позволяет получить информацию «второго порядка», т.е. в какой-то степени не осознаваемую и в какой-то степени скрываемую индивидом, проходящим тестирование. К ней прилагается текстовый интерпретатор результатов всех возможных комбинаций. Интерпретационный текст может использоваться в профориентационной службе управления и обучения персонала, службах кадров при формировании микроколлективов, для индивидуального психотренинга, делового тренинга в обучающих центрах, а также в психодиагностике личности для самоанализа. Из двух «сопряженных» качеств А и В испытуемый выбирает то, которое ему больше подходит. Потом определяет степень выраженности каждого качества по трехбалльной шкале («1» - это качество мне присуще, «2» - это качество во мне хорошо выражено, «3» - это качество развито во мне очень сильно). [4, с. 228-229]

8. Тест «ОДН». Позволяет выявить такие аспекты личности, как направленность на себя (ориентация на вознаграждение, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству), направленность на общение (ориентация на совместную деятельность даже в ущерб выполнению конкретных заданий или оказание искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с коллективом), направленность на общее дело (заинтересованность в общих достижениях, способность отстаивать свое мнение, полезное для достижения общей цели). Анкета состоит из 27 суждений, в каждом из которых нужно выбрать один из трех вариантов ответов. Испытуемый выбирает один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности. Этот ответ оценивается в 2 балла. Из оставшихся двух ответов тот, который все же предпочтительнее, получает один балл. Оставшийся невыбранным ответ получает ноль баллов. [4, с. 271-272]

 

3.4. Тесты межличностных  отношений и их примеры

Тесты межличностных отношений  выявляют стиль общения с людьми, конфликтность, способность идти на компромиссы, приходить на помощь другим, навыки общения в различных ситуациях. Тестам на конфликтность, как правило, уделяется особое внимание, поскольку  сложные отношения в коллективе работодателю не нужны. К этой же группе можно отнести тесты на выявление  стиля руководства или лидерства.

Примеры тестов межличностных  отношений:

 

 

1. Опросник Айзенка

предназначен для диагностики экстра- и интроверсии (общительности и необщительности), эмоционально-психологической устойчивости.

2. Тест Сонди

используется для выявления  трудностей межличностных отношений  и изучения особенностей ценностных ориентаций. [7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ТЕСТОВ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ  СКЛОННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

4.1. Факторы, которые  необходимо учитывать при проведении

Большое количество кадровых служб, применявших тестирование как  один из методов оценки, не получили ожидаемого результата. Однако, используя  некоторые виды тестовых методик, можно  получить положительный результат, если заранее учесть следующие факторы:

  • Для тестируемых необходимо создавать комфортные условия (помехи могут помешать), объяснять процедуру, снимать психологическое напряжение (боязнь ошибиться, не уложиться во времени). В результате они скорее сумеют показать типичное поведение, которое нужно зафиксировать и оценить. [5, с. 94]
  • Не следует считать результаты в присутствии соискателя, вся полученная информация обрабатывается после того, как соискатель выйдет из кабинета, иначе у человека может сложиться мнение, что вы сразу сообщите о решении принять или отказать ему в работе.
  • Если вакансия на должность подразумевает способности ясно мыслить в условиях дефицита времени, можно лимитировать время выполнения, но не по каждой серии, а в целом всего теста при этом объяснив, что задания нужно решать в строгой очередности, не оставляя «на потом» более сложные.
  • Не поддавайтесь искушению подсказать, иначе вы получите свои результаты, а не соискателя.
  • Не стоит делать выводы, исходя лишь из результатов одного теста. Кроме интеллектуальных, у человека есть личностные качества, которые не в коем случае не следует упускать из виду. [4, с. 143]
  • Проводя тестирование персонала, следует помнить, что обычно для каждой должности составляется свой набор тестов, соответствующий основным компетенциям сотрудника. Конечно, умные люди нужны везде, но есть ряд профессий, в которых именно логичность мышления не является значимой, например: художник, фотограф, дизайнер и другой «творческий люд» - у таких людей «своя логика», они в работе опираются больше на свой вкус и творческую интуицию. [4, с. 142] Грамотный менеджер по персоналу обязательно имеет систему разработанных критериев отбора кандидатов на каждую вакансию. А уже на их основе подбирает необходимую “батарею” тестов.
  • Не стоит проводить сложные виды тестов собственными силами. Если в вашей организации нет высококлассного специалиста в области личностного тестирования, то лучше обратиться в кадровое агентство или, как минимум, к профессиональному психологу. [2, c.78]
  • Не злоупотребляйте тестированием. Если вы подбираете бухгалтера или экономиста, то нужно ли его тестировать на такие личностные качества, как отзывчивость, доброта? Лучше дайте ему практическое бухгалтерское задание и посмотрите, как он с ним справится.

Наиболее объективный  результат даст только всестороннее и комплексное исследование человека, включающее личное собеседование, проверку профессиональных навыков и, возможно, тестирование. К последнему лучше  всего прибегать в тех случаях, когда нужно выбрать одного из нескольких потенциальных кандидатов с приблизительно одинаковыми способностями. Иначе из-за не всегда объективных  личностных тестов можно потерять хорошего специалиста.[7]

 

4.2 Использование  тестов при приеме на работу

Универсальность тестов относительна и зависит от того, что вкладывается в понятие универсальность. Так, для оценки деловых качеств при приеме на работу часто используются личностные тесты, рассчитанные в основном на выявление черт характера. Почему-то эти тесты чаще других попадают в разряд «универсальных». Хотя HR-менеджер при их использовании получает сведения именно о личности кандидата и его психологических качествах, а не деловых.

Примером может служить  тест Кеттелла - 16-факторный личностный опросник, довольно широко применяемый при подборе персонала. Он дает возможность спрогнозировать поведение человека в условиях стресса, выявляет склонность к лидерству и т.д., что, безусловно, находит отражение в деловых и профессиональных качествах кандидата. Но, как отмечалось выше, этот тест довольно легко просчитывается и ответы подгоняются под «нужные».

Часто работодатели используют Миннесотский многопрофильный личностный опросник - MMPI, несмотря на то, что он предназначен для клинической диагностики и выявления патологий характера и личностного развития и содержит более 400 шкал (основных и дополнительных) для оценки самых разнообразных особенностей личности.

В последнее время широкое  распространение получил также  Калифорнийский личностный опросник - CPI. Он не так легко просчитывается на «правильные» ответы, как тест Кеттелла, и не столь объемен, как MMPI (CPI включает 18 шкал оценки), к тому же не рассчитан на клиническую диагностику. Но этот опросник имеет свои недостатки относительно оценки соискателей, т.к. направлен на изучение психологических качеств личности, существенных для управленческой деятельности, и, следовательно, подходит для тестирования небольшого круга кандидатов.[3, с. 77-78]

Для оценки претендента при  приеме на работу эксперты предлагают следующую психодиагностическую модель личности, которая базируется на связи  разных этапов ее развития и целостном  понимании ее как единства биологического, психологического и социального  факторов. Дело в том, что набор  применяемых методик в данной батарее тестов не является случайным: каждая из них отражает ту или иную сторону личности, что в целом  дает многосторонний образ человека. [3, c. 18-19]

Информация о работе Система тестов для определения индивидуальных склонностей личности