Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 09:19, реферат
Изучение биографических явлений имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Уясняя закономерности жизнедеятельности и жизненного пути, человек может лучше представить себе оптимальный вариант собственного развития, определить свой жизненный путь и удовлетворенность им. Понимание роли личности в планировании и осуществлении жизненного пути способствует более ответственному отношению к нему, стремлению ставить серьезные жизненные цели и достигать их осуществления.
В настоящей работе будут рассмотрен общий теоретический подход психологии к проблеме жизненненой удовлетворенности (жизненного пути). В частности такие вопросы как варианты жизненного пути и поиск смысла жизни. Так же будут представлены взгляды отечественных и зарубежных психологов на данную проблему.
Введение
Исследование удовлетворенностью жизнью в отечественной психологии.
1.1 Жизненный путь человека как проблема психологии
1.2. Варианты жизненного пути
1.3. Поиск смысла жизни
2.Представления о судьбе, как о жизненном пути в зарубежной психологии
2.1 Понятие счастья в психологии
2.2 Измерение счастья
2.3 Субъективное благополучие = удовлетворённость жизнью + аффект
2.4 Формулы счастья
Заключение
Список литературы
Основные виды понимания личностью смысла жизни в юности [13].
1.
Терминальный вид. В целом
2.
Процессуальный вид. Специфику
понимания смысла жизни,
3.
Нигилистический вид. Личность
с таким видом понимания
4.
Аксиологический вид. Это
5.
Гедонистический вид. Общая
6.
Аскетический вид. Содержание
данного вида составляют
7.
Эвдемонический вид. В данном
случае понимание личностью
8.
Глористический вид.
9.
Деонтологический вид.
10.
Гуманистический вид. Прямым
11.
Виталистический вид. При
12.
Фаталистический вид. Понятие
судьбы чаще всего
Поиск смысла жизни является полимотивированной активностью личности. Его побудительная регуляция не сводится к одной лишь потребности в понимании смысла жизни, а является многокомпонентной системой, отражающей неповторимые условия жизненного пути личности.
В современной зарубежной психологической науке проблемой жизненного пути занимались многие авторы, такие как Ш.Бюлер, Г.Олпорт, У.Деннис, Х.Леман, В.Дильтея, Э.Шпрангер, Л.Зонди, Адлер, Эрик Берн. Они предлагали различные идеи в соответствии со своей научной концепцией.
Первое систематическое
Выделился ряд аспектов, составляющих объективную логику жизни:
- последовательность внешних событий;
- смена переживаний, ценностей, как эволюцию внутреннего мира человека, как логику его внутренних событий;
результат его деятельности.
Бюлер, как и многие другие психологи абсолютизировала роль детства в жизненном пути личности. Она считала, что на этой стадии развития закладывается проект всей жизни.
А. Адлер для обозначения понятия жизненного пути использовал понятие жизненный стиль, который ввел в 1926 году. На его взгляд стиль жизни это значение, которое человек придает миру и самому себе, его цели направленность его устремлений. А. Адлер считал, что значение жизни постигается впервые четыре или пять лет жизни и подходит к нему человек через ощущения, которые не до конца понимаются. К концу пятого года жизни ребенок достигает единого паттерна поведения, собственного стиля в подходе к проблемам и задачам.
А.Адлер выделил четыре типа жизненных стилей:
- полезный;
- правильный;
- избегающий;
- получающий.
По мнению А.Адлера, мы самоопределяемся
теми знаниями, которые мы придаем
происходящему с нами. И все
это выражается в ранних воспоминаниях.
Так как для запоминания
Трансакционный анализ показывает как "устроены" психологически люди, как они выражают свою индивидуальность в поведении. Ключевыми его идеями являются понятие о модели эго-состояний и сценарии жизни.
Впервые теория сценария была разработана Э. Берном и его коллегами, особенно Клодом Стайнером, в середине 60-ых годов. С тех пор концепция сценария стала одной из важных частей теория трансакционного анализа и в настоящее время является центральной. Э.Берн в понятие судьбы вкладывал понятие жизненного пути. Он считал, что судьба каждого человека определяется в первую очередь им самим, его умением мыслить и разумно относиться ко всему происходящему в его жизни и окружающем его мире. Каждый человек, еще в детстве, в принципе часто бессознательно думает о своей будущей жизни, прокручивает в голове свои жизненные сценарии. Сценарий - "это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Э.Берн разграничивает понятия жизненного пути и жизненного сценария человека. Он говорит, что жизненный путь- это то, что происходит в действительности.
Продуктом действия различных сил оказываются различные типы жизненного пути, которые могут смешиваться и вести к одному или другому типу судьбы. Типы судьбы: сценарный и несценарный насильственный или независимый.
Леопольд Зонди, швейцарский психолог, психотерапевт и психиатр, автор одного из направлений глубинной психологии - психологии судьбы и оригинальной проективной методики, сделал понятие "судьбы" центром своей психологии, найдя в нем самое подходящее выражение, которое охватывает все, что касается человеческой жизни.
Что касается психологии судьбы, там человек рассматривается как существо, которое, хотя и подвергалось с самого начала своей жизни определенному принуждению, но по мере возрастания зрелости получает шанс выбирать, исходя из своих возможностей, и тем самым реализовывать свою свободу.
Поэтому судьба может быть навязанной или свободной.
Леопольд Зонди считал, что к навязанной судьбе человека относится:
- наследственность, т.е., прежде всего, все то, что было получено им от своих предков;
- окружающая среда;
-социальная среда, в которой появляется на свет ребенок.
Зонди была разработана психология человеческой свободы.
Сущность психического заключалась
для него в стремлении человека к
свободе. Благодаря личностно
Таким образом, можно говорить о
том, что многие психологи обращались
к проблеме судьбы, как жизненного
пути личности и видели как минимум
два возможных варианта развития.
Судьба может быть объективно-предопределенной,
где предопределенность - это когда
событие происходит в данном месте
и в определенный момент неизбежными
и единственно возможным
2.1 Понятие счастья в психологии
Путь развития психологических подходов к счастью схож с траекторией развития философских представлений о счастье. Психологи, как и философы, выделяют
а)
объективистские подходы
б)субъективистские подходы, отождествляющие счастье с субъективным ощущением (Э.Динер, Д.Майерс, М. Селигман),
с) немногочисленные теории, связывающие субъективное переживание счастья с его бытийно-смысловыми основаниями (Р.Эммонс, Л.Кинг)
Все эти разрозненные исследования счастья того времени, обобщил в своей работе английский психолог М.Аргайл, собрав их воедино под одним названием «Психология счастья».
Эта комплексная работа, содержащая в себе обширный материал западноевропейских и американских исследований счастья издана в 80-е гг. XX века и весьма актуальна до сих пор. В основном обзор Аргайла включает перечисление факторов счастья. Причём факторы выступают также и как источники, и как условия, и как области удовлетворённости жизнью, а иногда и как характеристики самого субъекта – совокупность личностных черт жизни индивида, которые поддаются определению, измерению и обнаруживают статистически значимую связь с удовлетворённостью жизнью.
Аргайл понимает счастье как состояние переживания удовлетворённости жизнью в целом, общую рефлективную оценку человеком своего прошлого и настоящего, а также частоту и интенсивность положительных эмоций. Этот взгляд имеет исторический корни в философской традиции античного эвдемонизма.
Аргайл показывает зависимость счастья от социальных связей, основной значимостью которых является психологическая поддержка, которую оказывают близкие люди на индивида. Значимыми социальными связями являются: супружеские отношения, внутрисемейные и близкие дружеские связи. Следующим фактором, влияющим на общую удовлетворенность, является наличие работы, причем не столько сам факт работы, или материального поощрения труда, сколько психологические аспекты работы, такие как: разнообразие и самостоятельность труда, его осмысленность, общественная ценность, эмоциональный фон, характер взаимоотношений с коллегами и руководством. Наряду с работой, выделяется следующий фактор: досуг, свободное время, сюда включаются: занятия рукоделием; просмотр СМИ; занятия физкультурой и спортом; посещение исторических памятников, музеев, выставок, зоопарков; поездки за город, посещение кафе, ресторанов, танцев и пр. Этот фактор оказывает большую значимость (и удовлетворение), чем работа, что объясняется наличием простора для деятельности, связанной с внутренней мотивацией, получением удовлетворения от общения, укреплением чувства идентичности, наличием возможности разрядки и отдыха. Касательно материального обеспечения, Аргайл делает вывод о том, что субъективное ощущение счастья и удовлетворенности несколько выше у тех, кто богаче и принадлежит к более высокому социальному классу. С течением времени и повышением уровня образования эти тенденции ослабевают. Следующим фактором, рассматриваемым Аргайлом, является здоровье, которое тесно связано с ощущением счастья и удовлетворенности.
Аргайл выделяет особую группу факторов входящих под общим названием - личность, которые также положительно влияют на ощущение счастья, сюда относятся: самоуважение и самооценка, экстраверсия, осмысленность жизни.
Одним из наиболее значимых факторов, выделяемых Аргайлом, являются положительные эмоции, испытываемые индивидом, их частота и интенсивность.
Таким образом, значимыми для
В 1976 году психологи Эндрюс и Уайтни
зафиксировали три компонента, из
которых складывается субъективное
благополучие:
Информация о работе Смысл жизни в отечественной и зарубежной психологии