Смысл жизни в отечественной и зарубежной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 09:19, реферат

Описание работы

Изучение биографических явлений имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Уясняя закономерности жизнедеятельности и жизненного пути, человек может лучше представить себе оптимальный вариант собственного развития, определить свой жизненный путь и удовлетворенность им. Понимание роли личности в планировании и осуществлении жизненного пути способствует более ответственному отношению к нему, стремлению ставить серьезные жизненные цели и достигать их осуществления.
В настоящей работе будут рассмотрен общий теоретический подход психологии к проблеме жизненненой удовлетворенности (жизненного пути). В частности такие вопросы как варианты жизненного пути и поиск смысла жизни. Так же будут представлены взгляды отечественных и зарубежных психологов на данную проблему.

Содержание работы

Введение

Исследование удовлетворенностью жизнью в отечественной психологии.
1.1 Жизненный путь человека как проблема психологии
1.2. Варианты жизненного пути
1.3. Поиск смысла жизни
2.Представления о судьбе, как о жизненном пути в зарубежной психологии
2.1 Понятие счастья в психологии
2.2 Измерение счастья
2.3 Субъективное благополучие = удовлетворённость жизнью + аффект
2.4 Формулы счастья
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

тема смысл жизни человека.docx

— 54.49 Кб (Скачать файл)

Основные  виды понимания личностью смысла жизни в юности [13].

1. Терминальный вид. В целом личность  смысл своей жизни видит в  конечной реализации жизненных  целей, осуществлении сокровенных  мечтаний и покорении определенных  жизненных высот.

2. Процессуальный вид. Специфику  понимания смысла жизни, присущую  данному виду, метко передают  крылатое выражение: «Смысл жизни  не в достижении цели, а в  ее преследовании».

3. Нигилистический вид. Личность  с таким видом понимания обесценивает  значение смысла жизни лично  для себя и для других людей  («смысл жизни не представляет  никакой ценности для человека»,  «понимание человеком смысла  своей жизни ничего в ней  не меняет», «потеря человеком  смысла жизни может быть легко  пережита»).

4. Аксиологический вид. Это такое  понимание личностью смысла жизни,  когда сам смысл жизни выступает  в качестве одной из главных  человеческих ценностей («смысл  жизни можно считать одной  из величайших ценностей человека).

5. Гедонистический вид. Общая логика, присущая данному виду понимания,  заключается в осмыслении личностью  своей жизни через категории  удовлетворения – неудовлетворения  личных потребностей. Смысл жизни  для такой личности заключается  в «получении удовольствий», «пользовании  жизненными благами», «удовлетворении  желаний». В свою очередь осмысленность  жизни обусловливается притоком, «валом» всяческих благ и.

6. Аскетический вид. Содержание  данного вида составляют утверждения  о необходимость ограничения  человеком своих потребностей, обуздания  страстей и непрерывного самосовершенствования.

7. Эвдемонический вид. В данном  случае понимание личностью смысла  жизни сводится к стремлению  обрести и сохранить счастье.

8. Глористический вид. Существование  личности в данном случае наполнено  смыслом при условии осознания  своей значимости и почтенности.

9. Деонтологический вид. Деонтологическое  понимание смысла жизни основано  на твердом убеждении о наличии  тесной связи между предназначением  личности и ее жизненным.

10. Гуманистический вид. Прямым источником  гуманистического понимания смысла  жизни явилась направленность  жизненного пути личности на  благо конкретных «значимых других»  («ребенок», «родители», «семья»)  или более общая ориентация  на принесение пользы другим.

11. Виталистический вид. При таком  понимании смысл жизни вкладывается  в «борьбу за выживание», «конкуренцию».  Необходимым фоном для насыщения  жизни смыслом выступают «жизненные  невзгоды», «трудности», «препятствия»  и «преграды», которые необходимо  превозмогать.

12. Фаталистический вид. Понятие  судьбы чаще всего опредмечивается  в неустранимых жизненных обстоятельствах  («рок», «предназначение», «доля») либо  в неопределенной группе жизненных  обстоятельств, на которые индивид  не способен повлиять («тяжелая  жизненная ситуация»).

Поиск смысла жизни является полимотивированной активностью личности. Его побудительная  регуляция не сводится к одной  лишь потребности в понимании  смысла жизни, а является многокомпонентной  системой, отражающей неповторимые условия  жизненного пути личности.

  1. Представления о судьбе, как о жизненном пути в зарубежной психологии.

В современной зарубежной психологической  науке проблемой жизненного пути занимались многие авторы, такие как  Ш.Бюлер, Г.Олпорт, У.Деннис, Х.Леман, В.Дильтея, Э.Шпрангер, Л.Зонди, Адлер, Эрик Берн. Они  предлагали различные идеи в соответствии со своей научной концепцией.

Первое систематическое изучение закономерностей жизненного пути было предпринято Ш. Бюлер и ее сотрудниками в Венском психологическом институте  в 20-30-е годы. Она провела аналогию между процессом жизни и процессом  истории и объявила жизнь личности индивидуальной историей. На большом  эмпирическом материале было установлено, что, несмотря на индивидуальное своеобразие, существуют закономерности регулярности в сроках наступления оптимумов  жизни в зависимости от соотношения  духовных, ментальных" и биологических  витальных тенденций. Так же были обнаружены различные типы жизненного развития личности. Ш. Бюлер пыталась понять жизнь не как цепь случайностей, а через ее закономерные этапы. Жизненным путем личности она называла индивидуальную, или личную, жизнь в ее динамике.

Выделился ряд аспектов, составляющих объективную  логику жизни:

- последовательность внешних событий;

- смена переживаний, ценностей, как эволюцию внутреннего мира человека, как логику его внутренних событий;

результат его деятельности.

Бюлер, как и многие другие психологи  абсолютизировала роль детства в  жизненном пути личности. Она считала, что на этой стадии развития закладывается  проект всей жизни.

А. Адлер для обозначения понятия  жизненного пути использовал понятие  жизненный стиль, который ввел в 1926 году. На его взгляд стиль жизни это значение, которое человек придает миру и самому себе, его цели направленность его устремлений. А. Адлер считал, что значение жизни постигается впервые четыре или пять лет жизни и подходит к нему человек через ощущения, которые не до конца понимаются. К концу пятого года жизни ребенок достигает единого паттерна поведения, собственного стиля в подходе к проблемам и задачам.

А.Адлер выделил  четыре типа жизненных стилей:

- полезный;

- правильный;

- избегающий;

- получающий.

По мнению А.Адлера, мы самоопределяемся теми знаниями, которые мы придаем  происходящему с нами. И все  это выражается в ранних воспоминаниях. Так как для запоминания человек  выбирает то, что ощущается, хотя и  очень смутно им, как связанное  с его нынешней жизнью.

Трансакционный анализ показывает как "устроены" психологически люди, как они выражают свою индивидуальность в поведении. Ключевыми его идеями являются понятие о модели эго-состояний  и сценарии жизни.

Впервые теория сценария была разработана  Э. Берном и его коллегами, особенно Клодом Стайнером, в середине 60-ых годов. С тех пор концепция сценария стала одной из важных частей теория трансакционного анализа и в  настоящее время является центральной. Э.Берн в понятие судьбы вкладывал  понятие жизненного пути. Он считал, что судьба каждого человека определяется в первую очередь им самим, его  умением мыслить и разумно  относиться ко всему происходящему  в его жизни и окружающем его  мире. Каждый человек, еще в детстве, в принципе часто бессознательно думает о своей будущей жизни, прокручивает в голове свои жизненные  сценарии. Сценарий - "это постепенно развертывающийся жизненный план, который  формируется еще в раннем детстве  в основном под влиянием родителей. Э.Берн разграничивает понятия жизненного пути и жизненного сценария человека. Он говорит, что жизненный путь- это  то, что происходит в действительности.

Продуктом действия различных сил  оказываются различные типы жизненного пути, которые могут смешиваться  и вести к одному или другому  типу судьбы. Типы судьбы: сценарный  и несценарный насильственный или  независимый.

Леопольд Зонди, швейцарский психолог, психотерапевт и психиатр, автор  одного из направлений глубинной  психологии - психологии судьбы и оригинальной проективной методики, сделал понятие "судьбы" центром своей психологии, найдя в нем самое подходящее выражение, которое охватывает все, что касается человеческой жизни.

Что касается психологии судьбы, там  человек рассматривается как  существо, которое, хотя и подвергалось с самого начала своей жизни определенному  принуждению, но по мере возрастания  зрелости получает шанс выбирать, исходя из своих возможностей, и тем самым  реализовывать свою свободу.

Поэтому судьба может быть навязанной или свободной.

Леопольд Зонди считал, что к  навязанной судьбе человека относится:

- наследственность, т.е., прежде всего, все то, что было получено им от своих предков;

- окружающая среда;

-социальная среда, в которой появляется на свет ребенок.

Зонди была разработана психология человеческой свободы.

Сущность психического заключалась  для него в стремлении человека к  свободе. Благодаря личностно обусловленным  способностям решать и выбирать, человек  не является ни рабом своей природы, ни игрушкой окружающего его мира.

Таким образом, можно говорить о  том, что многие психологи обращались к проблеме судьбы, как жизненного пути личности и видели как минимум  два возможных варианта развития. Судьба может быть объективно-предопределенной, где предопределенность - это когда  событие происходит в данном месте  и в определенный момент неизбежными  и единственно возможным образом. При этом предопределенность зависит  от ряда причин, в большинстве своем  берущих истоки из раннего детства, значение которого практически у  всех абсолютизировалось. Или она  есть субъективно - преобразующаяся  линия жизни, которая зависит  от самого человека, от его осознания  того, что с ним происходит и  желания что-либо изменить.

2.1 Понятие счастья в психологии

Путь развития психологических  подходов к счастью схож с траекторией  развития философских представлений  о счастье. Психологи, как и философы, выделяют

а) объективистские подходы отражающие уровень психологического и социального  благополучия, связывающие счастье  со степенью реализации человеческого  потенциала (К.Рифф, К.Кейес),

б)субъективистские подходы, отождествляющие счастье  с субъективным ощущением (Э.Динер, Д.Майерс, М. Селигман),

с)  немногочисленные теории, связывающие субъективное переживание счастья с его бытийно-смысловыми основаниями (Р.Эммонс, Л.Кинг)

Все эти разрозненные исследования счастья того времени, обобщил в  своей работе английский психолог М.Аргайл,  собрав их воедино под одним названием «Психология счастья».

Эта комплексная работа, содержащая в  себе обширный материал западноевропейских и американских исследований счастья  издана в 80-е гг. XX века и весьма актуальна  до сих пор. В основном обзор Аргайла  включает перечисление факторов счастья. Причём факторы выступают также и как источники, и как условия, и как области удовлетворённости жизнью, а иногда и как характеристики самого субъекта – совокупность личностных черт жизни индивида, которые поддаются определению, измерению и обнаруживают статистически значимую связь с удовлетворённостью жизнью.

Аргайл понимает счастье как состояние переживания удовлетворённости жизнью в целом, общую рефлективную оценку человеком своего прошлого и настоящего, а также частоту и интенсивность положительных эмоций.  Этот взгляд имеет исторический корни в философской традиции античного эвдемонизма.

Аргайл показывает зависимость  счастья от социальных связей, основной значимостью которых является психологическая  поддержка, которую оказывают близкие  люди на индивида. Значимыми социальными  связями являются: супружеские отношения, внутрисемейные и  близкие дружеские связи. Следующим фактором, влияющим на общую удовлетворенность, является наличие работы, причем не столько сам факт работы, или материального поощрения труда, сколько психологические аспекты работы, такие как: разнообразие и самостоятельность труда, его осмысленность, общественная ценность, эмоциональный фон, характер взаимоотношений с коллегами и руководством. Наряду с работой, выделяется следующий фактор: досуг, свободное время, сюда включаются: занятия рукоделием; просмотр СМИ; занятия физкультурой и спортом; посещение исторических памятников, музеев, выставок, зоопарков; поездки за город, посещение кафе, ресторанов, танцев и пр. Этот фактор оказывает большую значимость (и удовлетворение), чем работа, что объясняется наличием простора для деятельности, связанной с внутренней мотивацией, получением удовлетворения от общения, укреплением чувства идентичности, наличием возможности разрядки и отдыха. Касательно материального обеспечения, Аргайл делает вывод о том, что субъективное ощущение счастья и удовлетворенности несколько выше у тех, кто богаче и принадлежит к более высокому социальному классу. С течением времени и повышением уровня образования эти тенденции ослабевают. Следующим фактором, рассматриваемым Аргайлом, является здоровье, которое тесно связано с ощущением счастья и удовлетворенности.

Аргайл выделяет особую группу факторов входящих под общим названием -  личность, которые также положительно влияют на ощущение счастья, сюда относятся: самоуважение и самооценка, экстраверсия, осмысленность  жизни.

Одним из наиболее значимых факторов, выделяемых Аргайлом, являются положительные  эмоции, испытываемые индивидом, их частота  и интенсивность.

Таким образом, значимыми для удовлетворенности  жизнью в целом, для состояния  счастья по Аргайлу являются такие  факторы как: наличие близких  социальных связей, удовлетворенность  работой, здоровье, наличие свободного времени для досугового времяпрепровождения, личностные качества (самооценка, экстраверсия, осмысленность жизни), положительные  эмоции (хорошее настроение). Менее  значимым является материальное обеспечение. И не влияющими являются возраст  и пол. Также, мало влияющим на удовлетворенность  жизнью, по данным Эндрюс и Уайтни является религиозная удовлетворённость.

В 1976 году психологи Эндрюс и Уайтни зафиксировали три компонента, из которых складывается субъективное благополучие:  удовлетворенность жизнью, позитивные эмоции и негативные эмоции. Субъективное благополучие тем выше, чем больше у человека положительных эмоций,  чем меньше отрицательных эмоций и чем больше удовлетворенность собственной жизнью, которая не является чисто эмоциональной оценкой, а включает момент когнитивного суждения. В настоящее время эта структура общепризнанна, иногда она видоизменяется или расширяется.

Информация о работе Смысл жизни в отечественной и зарубежной психологии