Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 12:46, реферат
В настоящее время многие области трудовой деятельности человека связаны с психическим напряжением. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливая это напряжение, скапливаются в области бессознательного и негативно влияют на психическое здоровье человека. Известно, что наиболее яркое своё проявление бессознательное имеет в сфере сновидений. Справедливым становится вопрос: существует ли объективная взаимосвязь понятий психического здоровья и сновидений?
Введение…………………………………………………………………………...2
Определение понятния «бессознательного»…………………………………….4
Сны в духовных практиках……………………………………………………….8
Методы входа в осознанные сновидения от Стивена Лаберже……………....12
Теории сновидений……………………………………………………………...15
Библиография…………………………………………………………………....26
Введение…………………………………………………………
Определение понятния «бессознательного»………………………………
Сны в духовных практиках………………………………………………………
Методы входа в осознанные сновидения от Стивена Лаберже……………....12
Теории сновидений…………………………………
Библиография………………………………………………
Введение
В настоящее время многие области трудовой деятельности человека связаны с психическим напряжением. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливая это напряжение, скапливаются в области бессознательного и негативно влияют на психическое здоровье человека. Известно, что наиболее яркое своё проявление бессознательное имеет в сфере сновидений. Справедливым становится вопрос: существует ли объективная взаимосвязь понятий психического здоровья и сновидений?
С рассветом естественнонаучного мышления стало ясно, что сновидение является продуктом психической деятельности человека. Естествоиспытатели склонялись к тому, что сновидение по природе своей бессмысленно и только отражает некие психофизиологические процессы в организме сновидца. К этому, по сути, сводятся идеи, например, Хобсона и Маккарли о том, что образы сновидения – всего лишь интерпретация беспорядочных разрядов нервной энергии, накопившейся в клетках нижнего мозга. Или популярные среди психоаналитиков взгляды на сновидение как образную разрядку накопившихся психических напряжений в области бессознательного, исполняющую роль естественной психогигиены. Эра научной интерпретации сновидений началась с приходом в психологию Зигмунда Фрейда.
Именно им была сформулирована мысль о том, что сновидение – прерогатива бессознательного. Естественно, что Фрейд связывает сновидения с сексуальной энергией (либидо). В последствии появлялись другие варианты научного толкования сновидений. Был совершён отход от психосексуальной концепции Фрейда. В одном были полностью согласны авторы различных теорий – сновидение и бессознательное неотделимы друг от друга.
Идея осознанных сновидений мало изучена для психологии. Между тем, она представляет собой огромный потенциал для работы с подсознанием и бессознательным.
Таким образом, целью данной курсовой работы является исследование работ разных ученых о снах и сновидениях.
Определение понятия «бессознательного»
На ранних этапах исследования высших
психических функций, из которых
наиболее сложной для анализа
является творческое мышление, привлечение
категории бессознательного было обязательным
условием размышлений о природе
творчества. Если исключить категорию
бессознательного из рассуждений о
творчестве у Ф. Гальтона, А. Пуанкаре,
Г. фон Гельмгольца и других, то
в них останется очень
Кажущийся успех использования категории бессознательного для описания и интерпретации творческого процесса послужил одним из оснований для дальнейшей генерализации этой категории и использования ее для описания и интерпретации практически всех явлений душевной жизни. Характерно, что несмотря на конструктивный в целом характер концепции 3. Фрейда, он также в значительной степени сохранял натуралистическую трактовку бессознательного. Это служило резонным и чаще всего несознаваемым основанием для ее критики. Более того, Фрейд так же натуралистически трактовал и сознание, например, процессы вытеснения. Суть дела заключается в том, чтобы понять вытеснение не как автоматический процесс (а именно на такое понимание толкал этот термин) а как особую психическую деятельность, пусть даже бессознательную. Ведь вытеснение - это не погружение тяжелых содержаний в некоторый более глубокий слой («физикальный низ»), а особая зашифровка этих содержаний, т.е. особый деятельно-семиотический процесс. В результате перед сознанием и его феноменами остаются только зашифрованные «сообщения», ключ от которых может быть найден лишь в ходе психоанализа, поскольку сознание переозначает явление так, что не узнает его действительного содержания. Если, в ходе развития теории и практики психоанализа, категории бессознательного и сознания все более и более «окультуривались», то в контексте исследования познавательных процессов они продолжали трактоваться натуралистически, как и сами познавательные процессы. Это способствовало тому, что категория бессознательного постепенно стала вытесняться из описаний творческого процесса. Ее место стали занимать другие психические (и не психические) функции и процессы: воображение, интуиция. По мере развития экспериментальной психологии значение категорий бессознательного в описании высших психических функций неуклонно уменьшалось. Категория бессознательного стала испытывать общую судьбу с категорией сознания. Реактология, рефлексология, бихевиоризм пытались изгнать эти категории из научной психологии вместе с категориями души и психики. Были попытки подменить психику (сознательную и бессознательную) динамикой нервных процессов. Процессы решения сменили адрес, они стали совершаться не в пространстве бессознательного, а в пространстве мозга, или в пространстве проб и ошибок. Эта волна антипсихологизма характерна для психологии бихевиоризма и кибернетических концепций мозга на сломе XIX и XX веков. Однако категория бессознательного продолжала существовать, и не только в психоанализе. Несмотря на очевидную теперь недостаточность натуралистической трактовки сознательного и бессознательного, равно как и психики вообще, категория бессознательного играла и продолжает играть положительную роль в развитии психологии. Оставаясь terra incognita, существуя в подсознании современной научной психологии, она выступала как оппозиция антипсихологизму и длительное время поставляла строительный материал для возведения здания психологической науки. Более того, наличие .категории и феноменов бессознательного служило и продолжает служить надежной защитой не только от всех форм редукционизма в психологии, но и от его облегченных форм. Категория бессознательного представляет собой непреодолимую преграду для любых форм редукции психического. Но речь идет не только о защитных функциях категории бесзознательного.
Безусловно, психологические идеи фрейдизма и неофрейдизма оказали влияние на развитие исследований высших психических функций. Не давая общую оценку этих идей, отметим некоторые положения в интересующем нас аспекте. Они заключаются в том, что 3. Фрейд в попытках объяснить поведение и деятельность индивида как нечто целостное пришел к тезису о трехуровневом строении психики. Отсюда следовало, что деятельность и психика не могут быть представлены линейно, в одной плоскости. В соответствии с идеей сложного, уровневого строения психики в психоанализе происходит отказ от универсальной единицы исследования и предлагается строить определенную таксономию специальных единиц, адекватных каждому из уровней.
Эти идеи можно обнаружить в любом
современном направлении
Во фрейдовском различении сознательного и бессознательного проявился, таким образом, важнейший архетип психологического мышления, согласно которому психика имеет уровневое строение. Хотя впервые этот архетип был отчетливо артикулирован уже Аристотелем, его именно фрейдовское понятийное наполнение сказалось на развитии всей психологической науки.
Сны в духовных практиках
С древнейших времен люди интересовались снами и считали их значимыми. Американский психолог Килтон Стюарт называл не получивший объяснения сон «нераспечатанным письмом от Бога». Сны – это послания нашей души о том, как она себя чувствует, каковы ее потребности, на каком этапе развития она находится. Последний аспект особенно интересен тем, кто занимается духовными практиками.
Символика развития души разработана
известным швейцарским
Сны обычно сопровождают процесс работы над собой, показывают, в каком состоянии находится душа. Например, если в душе преобладают животные программы, если она подвержена инстинктивным импульсам, то снятся животные. Часто это сказочные образы – волки, медведи, обезьяны, кошки, собаки, лягушки, птицы. Эти образы показывают еще и то, что душа готова к следующему уровню развития, готова снять доминанту животных программ и раскрыть свой человеческий потенциал, не ущемляя при этом животную составляющую. Ведь если вспомнить сказки (а сказки, по утверждению Юнга, – это «коллективные сновидения»), то животные часто помогают главному герою, дают подсказки. Также бывают сны, когда человек видит себя в подвалах, подземельях, башнях. Это говорит о том, что его душа находится «в заточении», ей необходимы свобода, простор.
Люди, занимающиеся телесно-энергетическими практиками – йогой, цигун, тенсегрити, часто видят сны о реках, ручьях, водных источниках. Эти сны показывают, в каком состоянии их жизненная сила, жизненная энергия, насколько свободно она «течет» в теле. Если река или ручей запружены, то необходимо дополнительно поработать над такими внутренними блокираторами, как страхи, чувства вины, обиды, а также над определенными психологическими комплексами, которые мешают человеку проявляться более свободно и естественно. Кстати, очень часто начало стихийного процесса кардинальных внутренних изменений отмечено снами о наводнениях, землетрясениях, катастрофах, явлениях, символически отражающих начавшуюся трансформацию психики.
Также на определенном этапе духовного развития появляются сны о «черном человеке», «преследователе», от которого нельзя убежать и скрыться. Это так называемые сны о «тени», или теневых составляющих личности, которые человек не признает в себе и отвергает. Но от себя, как говорится, не убежишь... Так эти сны оповещают нас, что наступил этап работы со своей «тенью» – этап исследования, принятия и трансформации «плохих» сторон себя. Как говорил Юнг, «человек, который перестает приписывать свою тень ближнему, а открывает ее в себе и примиряется с ней, как мирятся с отвергнутым когда-то братом, – такой человек совершает работу великой, всемирной важности».
В продолжение темы принятия различных сторон себя мужчинам снятся сны с различными яркими женскими образами, олицетворяющими их бессознательную женскую часть. Юнг назвал ее Анимой. Женщинам, в свою очередь, снятся различные яркие образы мужчин, которые представляют их мужскую часть, или Анимуса, по Юнгу. Мы не можем быть цельными личностями, пока не признаем права на существование той части нашего существа, которая представляет начало противоположного пола. Таким образом, мужчине необходимо принять свои эмоциональность, мягкость, заботливость, артистизм, а женщине – свои агрессивность, логику, аналитические способности.
На следующем этапе в снах
может появляться символика движения
– путешествия, дороги, развилки, брод
через реку. В этих снах часто
присутствуют образы «мудрого старца»
или «мудрой старой женщины». Появление
этих фигур свидетельствует о
том, что человек уже почти
готов довериться голосу мудрости своего
внутреннего существа, своего Высшего
«Я», и перестать приписывать всю мудрость
внешним авторитетам.
В дальнейшем появляются сны, в которых
дорога приводит человека в другой город
или страну, где он должен выполнить какую-то
важную работу, либо в какое-то другое
место, уникальное для конкретного человека,
но в котором он должен исполнить свое
предназначение или отыскать сокровище.
И это сокровище олицетворяет духовную
сущность человека.
Также могут сниться универсальные
символы из различных религиозных
и мистических традиций, например
«Древо жизни», «Цветок лотоса», «Змея,
кусающая себя за хвост», «Зодиакальный
круг», а также мандала – фигура
круглой формы с особо
И наконец, могут начать появляться сны, которые символизируют чистую энергию или единство всей жизни. Отдельная категория – так называемые «прозрачные сновидения», в которых человек осознает, что он спит, и может по своему усмотрению выстраивать сновидческую реальность. Существует даже такой вид духовной практики, как «Управление сновидением». Человек в процессе этой практики учится «просыпаться во сне», исследовать эту дополнительную сферу реальности, осваивать ее как еще одно пространство жизни и деятельности своих сознания и души. Фактически эта практика позволяет человеку расширить сферу своего осознания настолько, что он начинает жить в двух мирах – мире физической реальности и мире сновидческой реальности. Сновидящий, который полностью осознал состояние сновидения и может его поддерживать, получает возможность делать практически все, что пожелает. Он может встречаться с любыми людьми, летать, путешествовать в весьма отдаленные места, разговаривать с кем угодно – настоящими людьми и вымышленными, живыми и мертвыми, он может решать свои дневные проблемы и творческие задачи. Сновидящий, который может быть сознательным во сне, открывает для себя мир удивительных приключений. Но это больше, чем просто приключения. Творческий сновидящий имеет возможность сознательно объединить два уровня своего существования. Следуя принципам контроля над своими сновидениями, он может превратить их в особый уровень сознания. Борясь с трудностями во сне, он обогащает свою дневную жизнь. Чем дольше человек практикует контроль над сновидениями, тем больше он будет действовать как единое целое, цельный человеческий индивидуум, пока пространства физической и сновидческой реальности не интегрируются в Пространство Единой Реальности.Таким образом, внимание к своим сновидениям является важным дополнением процесса личностного и духовного развития.
Методы входа в осознанное сновидения от Стивена Лаберже
Люди, как правило, вполне способны помнить свои сны, если хотят этого, и не вспоминают, если не хотят. Для многих достаточно просто напомнить себе о желании запомнить сон, перед тем как заснуть. Один из эффективных способов усилить это намерение - держать рядом с постелью записную книжку и записывать при каждом пробуждении все, что вы сможете вспомнить из своих сновидений. Чем больше сновидений вы запишете, тем больше сновидений запомните. Просматривать свои записи полезно еще потому, что чем лучше вы представляете себе свои сны, тем легче вам распознать сновидение, когда оно происходит.