Сны, сновидния и грезы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 12:46, реферат

Описание работы

В настоящее время многие области трудовой деятельности человека связаны с психическим напряжением. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливая это напряжение, скапливаются в области бессознательного и негативно влияют на психическое здоровье человека. Известно, что наиболее яркое своё проявление бессознательное имеет в сфере сновидений. Справедливым становится вопрос: существует ли объективная взаимосвязь понятий психического здоровья и сновидений?

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Определение понятния «бессознательного»…………………………………….4
Сны в духовных практиках……………………………………………………….8
Методы входа в осознанные сновидения от Стивена Лаберже……………....12
Теории сновидений……………………………………………………………...15
Библиография…………………………………………………………………....26

Файлы: 1 файл

Психология Реферат.docx

— 58.57 Кб (Скачать файл)

Безотказный метод для  развития способности запоминать сны - привычка спраши- вать себя при каждом пробуждении: «Что мне приснилось?» Это должно стать вашей первой мыслью при пробуждении. Не сдавайтесь слишком быстро, если в первое время ничего не вспомнится, продолжайте упорно и терпеливо стараться вспомнить, не двигаясь и не думая больше ни о чем.

Развитие способности  вспоминать сны, как и развитие других навыков, иногда происходит медленно. Важно не разочароваться, если в  первое время у вас это не будет  получаться. Фактически каждый добивается успеха, если продолжает практику.

Немецкий психолог Пауль  Толи недавно описал разнообразные  методы индуцирования осознанных сновидений. Наиболее эффективный метод состоит в формировании «критически рефлективной установки» относительно состояния своего сознания с помощью вопроса «Сплю я сейчас или нет?» в состоянии бодрствования. Важно задавать себе этот вопрос как можно чаще, минимум пять-десять раз в день и в каждой ситуации, которая выглядит как сон. Еще более желательно задавать себе этот вопрос перед сном и во время засыпания. По словам Толи, используя эту технику, многие люди добиваются первого осознанного сна в течении месяца, а некоторые - в первую же ночь.

Стивен Лаберже разработал простую технику для поддержания осознания при переходе от бодрствования ко сну. Метод состоит в своеобразном счете («Раз - я вижу сон, два - я вижу сон» и т.д.), пока не заснешь, сохранив таким образом значительный уровень бодрствования. В результате в какой-то момент, произнося, например, «сорок восемь - я вижу сон», вы и в самом деле обнаружите, что видите сон!

Важным фактором, влияющим на получение нужных результатов, является использование описанных методов  в определенное ввремя. Трудно бывает войти в состояние осознанного  сна в начале цикла, лучше постараться  сделать это поздней ночью, ближе  к утру, особенно после пробуждения  от сновидения.

Для большинства людей  приемлем и другой, более легкий путь достижения осознания во сне: нужно близко познакомиться со своими сновидениями, узнать, что именно в них делает их сновидениями, и просто постараться признать, что это сновидение, в то время, когда оно происходит. По-видимому, простого намерения признать, что ты видишь сон, бывает достаточно для увеличения числа осознанных сновидений.

Простое приказание себе увидеть  осознанное сновидение может обеспечить, как минимум, начальную точку  для произвольного их вызывания.

В первые полтора года моих исследований я использовал для  индукции осознанных сновидений самовнушение. Постепенно самонаблюдение привело  меня к пониманию, что есть еще  и второй психологический фактор: намерение не забыть о том, что  надо осознавать происходящее во время  следующего сна. Это уяснение себе намерения  сопровождалось непосредственным увеличением  числа осознанных сновидений. После  того как я обнаружил, что память - ключ к осознанию, дальнейшая практика и методические усовершенствования позволили мне достичь цели: получить метод, благодаря которому я мог  надежно вызывать осознанные сновидения.

Техника мнемонического вхождения в осознанное сновидение (МВОС)

Техника мнемонического вхождения  в осознанное сновидение, или МВОС, не более сложна или эзотерична, чем способность помнить о  действиях, которые мы собираемся совершить  в будущем.

Организуя свои усилия, я говорю: «В следующий раз, когда я увижу сон, я не забуду осознать, что это сновидение». В предполагаемом действии необходимо точное и ясное понимание того, когда и чего именно я хочу.

Я формировал это намерение  либо непосредственно после пробуждения  из быстрого сна, либо после полного  пробуждения, как это описано  ниже. Для получения желаемого  эффекта важно не просто бездумно проговорить фразу. Надо действительно  хотеть получить осознанное сновидение. Вот рекомендуемая процедура:

1) Ранним утром, когда  вы пробудились ото сна, повторяйте  свой сон некоторое время, пока  не запомните его.

2) Затем, все еще лежа  в постели и собираясь опять  заснуть, скажите себе: «В следующий раз, когда я увижу сон, я не забуду осознать, что это сновидение».

3) Визуализируйте себя  вернувшимся в только что пересказанный  сон, но на этот раз постарайтесь  помнить, что вы видите сон.

4) Повторяйте второй и  третий шаги, пока не почувствуете, что ваше намерение четко определено, или пока не заснете.

Если все пойдет хорошо, вы скоро обретете состояние осознания  в очередном сновидении.

Причина, почему рекомендуется  делать это ранним утром, состоит  в том, что такие сновидения случаются  почти исключительно в утренние часы. Когда я сам научился использовать технику МВОС, я переживал по четыре осознанных сновиде- ния за ночь и  действительно приобретал способность  достигать осознания каждый раз, когда ставил себе это целью.

Техника МВОС хороша для людей  с высокой мотивацией и тех, кто  умеет хорошо запоминать свои сновидения.

 

Теории сновидений

Анализ теории сновидений З. Фрейда.   

 В  работе «Толкование сновидений»  (1890) Фрейд описал, каким образом  сновидения помогают психике защищать себя и достигать  чувства удовлетворения. «Сновидение -  это способ высвобождения неосуществленных желаний человека посредством его  
сознания без пробуждения физического тела». Дневные переживания трансформируются в сновидение посредством деятельности сновидения, и таким образом сновидение является невинной платой за возможность сна. Деятельность сновидения - это в целом все процессы, которые преобразуют необработанный материал сна, как то: физические раздражители, дневные переживания, разного рода мечты,  
с тем чтобы все это было воспроизведено в реальном сновидении. Сновидение само по себе не возникает. Появление сновидения связано с определенными проблемами, стоящими перед человеком, хотя это явно и не раскрывается в контексте сновидения.

Почти каждое сновидение может быть понято как  осуществленное желание. Сновидение - это альтернативный путь для удовлетворения требованиям бессознательного.  Исходя из детального анализа десятков сновидений, соотнося их с событиями жизни человека, Фрейд сумел показать, что деятельность сновидения - это процессы: сгущения,смещения (главное средство искажения сновидения), отбора, искажения, трансформации, перестановки, перемещения и других модификаций первоначального желания. Эти изменения делают модифицированное желание приемлемым для эго, если первоначальное желание было в целом неприемлемо для бодрствующего сознания. В контексте психоанализа терапевт помогает пациенту в толковании сновидений, чтобы  
содействовать раскрытию у него бессознательных мотивов. Индивидуальные ассоциации, возникающие по поводу собственных сновидений, являются более важными, чем любой предвзятый набор руководств по их толкованию.   

 В  1932 году Фрейд написал ряд лекций, которые так и не были прочитаны,  но в которых он пересматривает теорию сновидений. Теория сновидений способствовала тому, что психоанализ сделал шаг от психотерапевтического метода к глубинной психологии, но Фрейд никогда не скрывал, что изучал сновидения как введение в теорию неврозов (Фрейд, 2001, с. 138), что и определило его взгляды. Именно на сновидениях он доказывал правильность психоанализа, который показывает, что симптомы какого-то случая невротического заболевания  имеют свой  
смысл, служат какому-то намерению. Он поводил полную аналогию между  
построением сновидений и невротических симптомов, и считал, что процесс  
выздоровления аналогичен превращению спящего человека в бодрствующего и здорового.

 Фрейд  констатирует принципиальное различие  между явным содержанием сновидения и его скрытыми мыслями (материалом сновидения), и считает, что сутью сновидения является процесс работы сновидения, а не его материал. Когда же путают сновидение с его скрытыми  мыслями, то сновидение может представлять все, что содержат скрытые мысли, и может быть заменено ими (т. е.,  намерением, предостережением, рассуждением, приготовлением, попыткой решения какой-то задачи  
и т. д.).  Таким образом, бессознательная работа мышления человека (скрытые мысли) не тождественна работе сновидения. Но именно из оценки скрытых мыслей сновидений мы узнаем, что все эти сложные душевные процессы могут проходить бессознательно.

Сновидение  является краткой выжимкой из ассоциации, а его элементы выступают как бы избранными представителями всего их множества. Ассоциации к сновидению еще не являются скрытыми мыслями сновидения, они лишь «касаются их намеками».Столкнувшись с проблемой аффектов в сновидении, Фрейд признавал, что во всей теории сновидений этот момент самый уязвимый. Если сновидение является исполнением желания, то во сне невозможны мучительные ощущения. «При травматических неврозах все обстоит  по-другому, здесь сновидения постоянно приводят к страху», и он не боится признать, «что в этом случае функция сновидения  
не срабатывает» При всем этом констатирует, что с помощью его метода можно толковать не все сновидения, «но столь многие, что это убеждает в пригодности метода». Бессознательное влечение и есть создатель сновидения, его движущая сила. «Как и любое другое влечение, оно стремиться не к чему иному, как к своему собственному удовлетворению… это и является смыслом всего сновидения». По мнению Фрейда в  любом сновидении влечение должно предстать как осуществление. Желаемое удовлетворение влечения переживается галлюцинаторно как реальное. Если раньше Фрейд настаивал, что сновидение есть исполнение желания, то с учетом последних размышлений, он пришел к выводу, «что сновидение являетсяпопыткой исполнения   желания».

В тридцатой  лекции, которая названа «Сновидения  и оккультизм», Фрейд считает, чтосновидения могут помочь в понимании такого явления как телепатия.  «Телепатией мы называем предполагаемый факт, когда событие, происходящее в определенное время, примерно в то же время осознается отдаленным в пространстве лицом, при этом известные нам способы сообщения нельзя принимать в расчет. Молчаливой предпосылкой является то, что данное событие касается лица, к которому  другое лицо, принимающее известие, имеет сильный эмоциональный интерес» .

Телепатический  феномен имеет мало общего со сновидением, он может возникнуть и в состоянии бодрствования. По мнению Фрейда, состояние сна все же кажется особенно подходящим для приема телепатического послания. В телепатическом сне телепатическое известие сыграет ту же  роль, что и любой другой остаток дневных впечатлений. И как  таковое оно оказывается измененным в результате работы сновидения, подчинившись ее тенденции.

Фрейд считает, что объективное отношение к  возможности передачи мыслей, а вместе с тем и телепатии, возможно с помощью психоанализа. Впервые Фрейд столкнулся с ними в начале 20-х годов и «испытал страх пред угрозой нашему научному мировоззрению». Через десять лет (в 1932 году) он уже думал по-другому, и  считал, что передача мыслей благоприятствует распространению научного образа мышления на столь трудно постижимую духовную область. «Ведь телепатический  
процесс, должно быть, в том и заключается, что какой-то психический акт одного лица  возбуждает тождественный психический акт у другого лица» (с. 301). Фрейд  предполагал, что та сущность, что лежит между обоими психическими актами, легко может быть физическим процессом, и тогда аналогия с телефоном была бы несомненной. Он позволяет себе помечтать о том, что бы было, «если бы можно было бы овладеть этим физическим эквивалентом психического акта». Включив бессознательное между физическим и тем, что называется «психическим, психоанализ подготовил почву для предположения таких интереснейших процессов, как  
телепатия»

Теория сновидений К. Г. Юнга.  

 По  Юнгу, сны играют важную дополнительную (или компенсаторную) роль в психике. «Общая функция снов - попытаться восстановить наш психологический баланс продуцирования материала сна, который восстанавливает трудноуловимым способом общее психическое равновесие».

Юнг подходит к сновидениям как к живым  реальностям. Их надо получить посредством опыта и внимательно наблюдать. Иначе их понять невозможно. Уделяя внимание форме и содержанию сновидения, Юнг, пытался раскрыть значение символов сна и при  этом постепенно отходил от свойственного психоанализу доверия к свободным ассоциациям в анализе сновидений.

Для интерпретации  снов не может быть простой механической системы, так как сон связан с символами, имеющими более одного значения. Анализ сна должен предприниматься с учетом аттитюдов, опыта и биографии сновидца. Помощь аналитика важна, но в итоге только сновидец может знать, что означает сон. «Образ является сконцентрированным выражением психической ситуации, не единственным  и даже не преобладающим - простым и чистым содержанием бессознательного.

Джереми Тейлор, признанный авторитет в юнгианской теории сновидений, постулирует основные предположения относительно снов:

1. Все  сны служат здоровью и целостности.

2. Сны  не просто рассказывают сновидцу  то, что он или она уже знает.

3. Только  сновидец может с уверенностью  сказать, может ли произойти  то, что означает сон.

4. Не  бывает сна только с одним значением.

5. Все  сны говорят на универсальном  языке, языке метафоры и символа.

Более важным, чем когнитивное понимание сна, является его понимание как акта извлечения опыта из материала сна и принятия этого материала всерьез. Сны следует рассматривать не как изолированные события, но как сообщения, идущие из бессознательного. Сон - процесс, создающий диалог между сознанием и бессознательным как важный шаг их интеграции. В неспособности интегрировать сознание и бессознательное, которые комплиментарны по своей природе, кроется причина психических заболеваний. Для достижения нормального состояния развития психотерапевт должен использовать архетипы коллективного бессознательного, которые воплощаются в некие видимые  
формы. Эти архетипы могут быть выявлены в процессе анализа сновидений и их интерпретации. 

Утраченная  гармония между сознанием и бессознательным  может быть восстановлена с помощью сновидений. Они приносят воспоминания, инсайты, переживания, пробуждают скрытые качества личности и раскрывают бессознательные элементы в их отношениях. Благодаря их компенсаторному поведению анализ сновидений открывает новые взгляды и пути выхода из тупика.

В сериях сновидений выделяется феномен, чем-то напоминающий процесс развития внутри личности. Отдельные акты компенсации превращаются в подобие плана, ведущего к одной общей цели, словно шаги на пути развития. Этот процесс спонтанного самовыражения в символике серий сновидений Юнг назвал процессом индивидуации.

 Толкование  сновидений невыполнимо без знаний  мифологии и фольклора, без понимания психологии древности и примитивных народов, а также религий. Это помогает выделить сущностный момент процесса индивидуации, который лежит в основе психологической компенсации.

Информация о работе Сны, сновидния и грезы