Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 12:46, реферат
В настоящее время многие области трудовой деятельности человека связаны с психическим напряжением. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливая это напряжение, скапливаются в области бессознательного и негативно влияют на психическое здоровье человека. Известно, что наиболее яркое своё проявление бессознательное имеет в сфере сновидений. Справедливым становится вопрос: существует ли объективная взаимосвязь понятий психического здоровья и сновидений?
Введение…………………………………………………………………………...2
Определение понятния «бессознательного»…………………………………….4
Сны в духовных практиках……………………………………………………….8
Методы входа в осознанные сновидения от Стивена Лаберже……………....12
Теории сновидений……………………………………………………………...15
Библиография…………………………………………………………………....26
Юнг разделяет сны на «большие», «средние» и «маленькие», или как мы можем сказать, на важные, средние и незначительные сновидения.
«Маленький»
сон - это ночной фрагмент фантазий,
которые пришли из
В
«средних» сновидениях можно
выделить структуру, сходную
«Большие»
(важные) смысловые сны часто помнятся
всю жизнь и отказывают большое влияние
на психический опыт. Они содержат символические
образы, которые мы встречаем на протяжении всей истории
человечества. В этих снах, относящихся
к процессу
индивидуации, мы находим мифологические
мотивы или мифологемы, которые Юнг обозначил как архетипы.
Они могут быть поняты как особые формы
и группы
образов, которые встречались не только
везде и во все времена, но и в
индивидуальных сновидениях, фантазиях,
видениях и иллюзорных идеях. Юнг убежден, что
человеческая психика уникальна и субъективна,
и в тоже время личностна только частично, так как в
глубине своей она коллективна и объективна.
«Большое»,
несущее смысл сновидение
Некоторые сновидения могут быть осмыслены только с помощью мифологии, когда становится понятно, что мы столкнулись с коллективной эмоцией, типичной ситуацией, полной аффекта, которая не пришла напрямую из личного опыта. Это может быть универсальная проблема, которая, появившись в чьем-то субъективном мире, вывела себя в сознание сновидца как объективную.
Силы бессознательного могут взять верх на «маской» человека, в форме архетипического сновидения. Сновидение использует коллективные образы и фигуры, потому что выражает извечные человеческие проблемы, которые повторяются бесконечное число раз, и не связаны с нарушением только индивидуального равновесия.
Универсальные
законы человеческой судьбы
Итак, сны создают важные компенсации. Они не очевидны и не понятны. Сны - это природная случайность, а природа не склонна приспосабливаться к человеческому сознанию. Мы можем усилить эффект компенсации, поняв сновидение, и это необходимо, поскольку голос бессознательного так легко становится неслышным.
В
1957 году Юнг прочел лекцию «о
синхронистичности» и в этом
же году опубликовал одноименну
случай совпадений, он пишет, что «иногда трудно отделаться в печатления,
что имеет
место предчувствие наступления серии определенных событий».
Особо возникает вопрос: что побуждает
человека запоминать то первое событие, которое создает основу серии
случайных событий. «Чем больше нагромождается
«предвиденных» деталей события, тем сильнее впечатление
существования предчувствия, и тем невероятнее
кажется случайность» Следующий пример
особенно ценен тем, что иллюстрирует совпадение
сновидения и события в бодрствующем состоянии,
которое произошло с другом Юнга, когда он узнал город из
своего сна. «Он нашел и площадь, и собор, которые точно
соответствовали тем, что приснились ему.
Юнг обнаружил,
что «ощущение уже виденного»
в большом количестве случаев основывается на предчувствии
во время сна (это предчувствие может посетить и во время бодрствования).
«В таких случаях простая случайность становится
крайне маловероятной, потому что совпадение
известно заранее. Оно утрачивает свой случайный характер
не только психологически и субъективно,
но и объективно,
поскольку накопление совпадающих деталей
неизмеримо уменьшает вероятность случайности, как определяющего
фактора». Если в
данных случаях неуместно говорить о «случайности»
происходящего, то это уж вопрос«смыслового
совпадения». «Как правило, его объясняют
предчувствием - иными словами, предвидением». Можно говорить
и о ясновидении, телепатии и т. п., но это, по мнению Юнга,
«не научные концепции, которые могут считаться формулировкой
принципа, ибо никому еще не удалось построить
причинный мост между элементами, образующими «смысловое
совпадение» .Так как причинное объяснение
невозможно дать, то остается назвать
эти «невероятные происшествия беспричинной природы»
«смысловыми совпадениями».
Опираясь на эксперименты Д. Б. Райна Юнг считает, что психе может преодолевать пространственный фактор, а временной фактор может стать психически относительным. Концепция энергии здесь неуместна, не годится также и закон причинности.
Пример
Юнга о своей пациентке,
Далее я привожу обширную цитату, где Юнг классифицирует все случаи «смыслового совпадения». «Они включают в себя все, что относится к категории ясновидения, телепатии и т. д., от подтвержденного очевидцами видения Сведеборгом большого пожара в Стокгольме до недавнего рассказа маршала авиации сэра Виктора Годара о сновидении неизвестного офицера, в котором была предсказана действительно имевшая впоследствии место авария самолета Годара. Все упомянутые мною феномены можно разделить на три категории:
1) Совпадение
психического состояния
учитывая психическую относительность
времени и пространства, такой связи не может и быть.
2) Совпадение
психического состояния с
3) Совпадение
психического состояния с
Если
между параллельными событиями
нельзя проследить никакой причинной
связи, и единственной заметной и доказуемой
связью между ними является общность смысла или эквивалентность,
то это также есть основа древней теории
соответствия «высшей точкой, а заодно и временным концом которой
стала идея Лейбница о заранее установленной гармонии» Синхронистичность
- это, по мнению Юнга
современный и модернизированный вариант
устаревшей концепции соответствия, взаимопонимания и гармонии, который
основан на эмпирических ощущениях и экспериментах.
Интересующие
нас «синхронистические феномены доказывают
возможность одновременной смысловой эквивалентности
разнородных, причинно не связанных друг с другом процессов;
иными словами, они доказывают, что воспринятое наблюдателем
содержимое может быть, в то же самое время,
представлено каким-то внешним событием, причем без
всякой причинной связи. Из этого следует или
что психе расположена вне пространства,
или что пространство родственно (связано) с
психикой. То же самое относится к временному
(темпоральному) определению
психе и к психической относительности
времени»
В дополнение к вышесказанному Юнг предполагает, «что психический фактор, который модифицирует или даже исключает принципы, лежащие в основе мировоззрения физика, связан с эмоциональным состоянием субъекта»
Библиография