Сны, сновидния и грезы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 12:46, реферат

Описание работы

В настоящее время многие области трудовой деятельности человека связаны с психическим напряжением. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливая это напряжение, скапливаются в области бессознательного и негативно влияют на психическое здоровье человека. Известно, что наиболее яркое своё проявление бессознательное имеет в сфере сновидений. Справедливым становится вопрос: существует ли объективная взаимосвязь понятий психического здоровья и сновидений?

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Определение понятния «бессознательного»…………………………………….4
Сны в духовных практиках……………………………………………………….8
Методы входа в осознанные сновидения от Стивена Лаберже……………....12
Теории сновидений……………………………………………………………...15
Библиография…………………………………………………………………....26

Файлы: 1 файл

Психология Реферат.docx

— 58.57 Кб (Скачать файл)

Юнг разделяет  сны на «большие», «средние» и  «маленькие», или как мы можем сказать, на важные, средние и незначительные сновидения. 

 «Маленький»  сон - это ночной фрагмент фантазий, которые пришли из субъективной  и личной сферы и ограничен влиянием одного дня. Такие сны легко забываются, так как отражают ежедневные флуктуации психического баланса. 

 В  «средних» сновидениях можно  выделить структуру, сходную со  строением драмы: описание места, развитие интриги, кульминация или перипетии, решение или результат. Сущность сновидческих действий заключается в некоторой компенсации односторонности, ошибок, отклонений или других недоработок сознательной позиции.Юнг считает, что многие люди «склонны поддаваться предрассудку о том, что сновидения преследуют некие моральные цели, что они предостерегают, порицают, утешают, предсказывают будущее». В этот период своего творчества он призывает не переоценивать бессознательное, так как это может привести к ухудшению процесса принятия сознательных решений. Бессознательная функция действует успешно когда выполняет требования сознания в ограниченном количестве. Сновидение может помочь там, где в этом есть необходимость, или подсказать решение тогда, когда наши усилия потерпели полный провал, но бессознательное не занимает доминирующей позиции по сравнению с сознанием.

 «Большие»  (важные) смысловые сны часто помнятся  всю жизнь и отказывают большое влияние на психический опыт. Они содержат символические образы, которые мы встречаем на протяжении всей истории человечества. В этих снах, относящихся к процессу индивидуации, мы находим мифологические мотивы или мифологемы, которые Юнг обозначил как архетипы. Они могут быть поняты как особые формы и группы образов, которые встречались не только везде и во все времена, но и в  
индивидуальных сновидениях, фантазиях, видениях и иллюзорных идеях. Юнг убежден, что человеческая психика уникальна и субъективна, и в тоже время личностна только частично, так как в глубине своей она коллективна и объективна.

 «Большое»,  несущее смысл сновидение поднимается  с глубинного уровня коллективного бессознательного, сохраняя свое значение, отличающееся от субъективного выражения, которое оно использует, благодаря пластичности форм. Такие сновидения чаще встречаются в критические моменты жизни. «Этот архетипический продукт не связан с личным опытом, а связан с основной идеей, чей смысл заложен внутри нее, а не в личном опыте и личных ассоциациях.

Некоторые сновидения могут быть осмыслены  только с помощью мифологии, когда становится понятно, что мы столкнулись с коллективной эмоцией, типичной ситуацией, полной аффекта, которая не пришла напрямую из личного опыта. Это может быть универсальная проблема, которая, появившись в чьем-то субъективном мире, вывела себя в сознание сновидца как объективную.  

 Силы  бессознательного могут взять  верх на «маской» человека, в  форме архетипического сновидения. Сновидение использует коллективные образы и фигуры, потому что выражает извечные человеческие проблемы, которые повторяются бесконечное число раз, и не связаны с нарушением только индивидуального равновесия.  

 Универсальные  законы человеческой судьбы разбивают  цели, ожидания, взгляды, принадлежащие личному сознанию. Эти размышления связаны со смыслами «больших» сновидений, с процессом реализации той части личности, которая еще не воплотилась, а находится в процессе становления.

Итак, сны создают важные компенсации. Они не очевидны и не понятны. Сны - это природная случайность, а природа не склонна приспосабливаться к человеческому сознанию. Мы можем усилить эффект компенсации, поняв сновидение, и это необходимо, поскольку голос бессознательного так легко становится неслышным.

 В  1957 году Юнг прочел лекцию «о  синхронистичности» и в этом  же году опубликовал одноименную работу. В этой работе компенсаторная функция сновидений не упоминается, но образы сновидений встраиваются в такой ряд событий, который невозможно объяснить с  точки зрения причинности. Приводя пример такого ряда из шести событий, где ключевым образом является «рыба» (и сновидение с образом рыбы в том числе), Юнг все же считает эту группу событий совпадением. Приводя еще один  
случай совпадений, он пишет, что «иногда трудно отделаться в печатления, что имеет место предчувствие наступления серии определенных событий». Особо возникает вопрос: что побуждает человека запоминать то первое событие, которое создает основу серии случайных событий.  «Чем больше нагромождается «предвиденных» деталей события, тем сильнее впечатление существования предчувствия, и тем невероятнее кажется случайность» Следующий пример особенно ценен тем, что иллюстрирует совпадение сновидения и события в бодрствующем состоянии, которое произошло с другом Юнга, когда он узнал город из своего сна. «Он нашел и площадь, и собор, которые точно соответствовали тем, что приснились ему.

Юнг обнаружил, что «ощущение уже виденного»  в большом количестве случаев основывается на предчувствии во время сна (это предчувствие может посетить и во время бодрствования).  «В таких случаях простая случайность становится крайне маловероятной, потому что совпадение известно заранее. Оно утрачивает свой случайный характер не только психологически и субъективно, но и объективно, поскольку накопление совпадающих деталей неизмеримо уменьшает вероятность случайности, как определяющего фактора». Если в  
данных случаях неуместно говорить о «случайности» происходящего, то это уж вопрос«смыслового совпадения».  «Как правило, его объясняют предчувствием - иными словами, предвидением». Можно говорить и о ясновидении, телепатии и т. п., но это, по мнению Юнга,  «не научные концепции, которые могут считаться формулировкой принципа, ибо никому еще не удалось построить причинный мост между элементами, образующими «смысловое совпадение» .Так как причинное объяснение невозможно дать, то остается назвать эти «невероятные происшествия беспричинной природы» «смысловыми совпадениями».  

 Опираясь на эксперименты Д. Б. Райна Юнг считает, что психе может преодолевать пространственный фактор, а  временной фактор может стать психически относительным. Концепция энергии здесь неуместна, не годится также и закон причинности.

 Пример  Юнга о своей пациентке, которая  накануне увидела во сне золотого  скарабея, и он потом влетел в окно во время сеанса психотерапии, еще раз ярко демонстрирует роль сновидений в смысловых совпадениях. Юнг считает, что эта история «не более чем парадигма бесчисленных случаев «смысловых совпадений», которые наблюдались» не только им, «но и многими другими, и обильно задокументированы».

Далее я  привожу обширную цитату, где Юнг  классифицирует все случаи «смыслового совпадения». «Они включают в себя все, что относится к категории ясновидения, телепатии и т. д., от подтвержденного очевидцами видения Сведеборгом большого пожара в Стокгольме до недавнего рассказа маршала авиации сэра Виктора Годара о сновидении неизвестного офицера, в котором была предсказана действительно имевшая впоследствии место авария самолета Годара. Все упомянутые мною феномены можно разделить на три категории:

1) Совпадение  психического состояния наблюдателя  с происходящим в момент этого состояния, объективным, внешним событием, которое соответствует психическому состоянию или его содержимому (например, скарабей), в котором не прослеживается причинная связь между психическим состоянием и внешним событием, и в котором,  
учитывая психическую относительность времени и пространства, такой связи не может и быть.

2) Совпадение  психического состояния с соответствующим  (происходящим более-менее в то же время) внешним событием, имеющим место за пределами восприятия наблюдателя, то есть на расстоянии, удостовериться в котором можно только впоследствии (например, стокгольмский пожар).

3) Совпадение  психического состояния с соответствующим,  но еще не существующим будущим событием, которое значительно отдалено во времени и реальность которого тоже может быть установлена только впоследствии. События групп 2 и 3 еще не присутствуют в поле зрения наблюдателя, но уже ему известны, если, конечно, их реальность будет подтверждена. Поэтому я назвал эти события «синхронистическими», что не следует путать с «синхронными». 

Если  между параллельными событиями  нельзя проследить никакой причинной связи, и единственной заметной и доказуемой связью между ними является общность смысла или эквивалентность, то это также есть основа древней теории соответствия «высшей точкой, а заодно и временным концом которой стала идея Лейбница о заранее установленной гармонии» Синхронистичность - это, по мнению Юнга  
современный и модернизированный вариант устаревшей концепции соответствия, взаимопонимания и гармонии, который основан на эмпирических ощущениях и экспериментах.

Интересующие  нас «синхронистические феномены доказывают возможность одновременной смысловой эквивалентности разнородных, причинно не связанных друг с другом процессов; иными словами, они доказывают, что воспринятое наблюдателем содержимое может быть, в то же самое время, представлено каким-то внешним событием, причем без всякой причинной связи. Из этого следует или что психе расположена вне пространства, или что пространство родственно (связано) с психикой. То же самое относится к временному (темпоральному) определению  
психе и к психической относительности времени»

В дополнение к вышесказанному Юнг предполагает, «что психический фактор, который модифицирует или даже  исключает принципы, лежащие в основе мировоззрения физика, связан с эмоциональным состоянием субъекта»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

  1. Стивен Лаберж. Практика осознонного сновидения. М., София, 2009
  2. Курт Г. Энциклопедия снов от а до я / Пер. с нем. А. Забуги. М.: «Аквариум», 2010. – 400 с.
  3. Менегитти А. Онтопсихология: практика и метафизика психотерапии /Пер. с итальянского ННБФ «Онтопсихология». – М.: ННБФ «Онтопсихология», 2003. - 144 с. 
  4. Мир Е. Управляемые сны. СПб.: Изд-во «ДИЛЯ», 2007. - 352 с.
  5. Прыгин Г. С. Введение в общую психологию (том 2)., Н. Челны.: редакционно-издательский отдел Института Управления, 1996. – 169 с.
  6. Фрейд. З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. м. Г. Ярошевский. – М.,Просвещение, 2010. – 448 с.
  7. Фрейд З. Избранное /Сост., общ. ред. и предисл. А. И. Белкина. – М.: Внешторгиздат, 2007. – 448 с.
  8. Цветков Е. Счастливые сны., М.: Издательская фирма «Макет рынка», 2011. – 173 с.
  9. Юнг К. Г. Аналитическая психология., М.: Мартис, 1995. –320 с.
  10. Эриксон М. Мой голос останется с вами.: пер. с англ. – СПб., Изд-во «Петербург – 21 век». 2008. – 256 с.

 

 


Информация о работе Сны, сновидния и грезы