Сны. Толкование сновидений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 02:28, творческая работа

Описание работы

Меня всегда интересовала природа сновидений, их смысл, причину по которой люди во сне представляют себя летящим по небу или видят медведей, дышащих огнем и танцующих Буги-вуги.
Сновидения обладают определенными таинственными свойствами, что пробуждает к ним особый интерес. Это происходит отчасти по причине малодоступности и трудности изучения этого явления, проблемы доказательности теорий, сложности наблюдения, постановки и проведения лабораторных экспериментов. А так же в связи с тем, что исследователи сна подходят к этой теме с различными, зачастую, противоречивыми критериями. Это всё более усложняет изучение данного вопроса.

Содержание работы

Введение 3
Фрейд и его «Толкование сновидений» 4
Природа сновидений по Фрейду 6
Пример символов их толкования: 9
Карл Густав Юнг «Архетип и символ» 10
Анализ снов 13
Осознанные сновидения 15
Заключение 17
Список использованной литературы и интернет ресурсов 18

Файлы: 1 файл

Сны. Толкование сновидений..docx

— 61.49 Кб (Скачать файл)

Анализ снов

Юнг в своих работах, как  и Фрейд, оперирует понятием символа. Символ – это элемент сновидения, заменяющий собой, какой  либо объект материального мира.

Во снах символы появляются спонтанно, поскольку сны случаются, а не изобретаются людьми; следовательно, они являются главным источником нашего знания о символизме.

Но следует отметить, что  символы проявляются не только во снах. Они возникают в самых разнообразных психических проявлениях. Существуют символические мысли и чувства, символические поступки и ситуации. Порой кажется, что даже неодушевленные предметы сотрудничают с бессознательным по части образования символических образов. Таковы многочисленные, хорошо засвидетельствованные случаи остановки часов в момент смерти их владельца. В качестве примера можно указать на случай маятниковых часов Фридриха Великого в Сан-Суси, которые остановились, когда император умер. Другие распространенные случаи - зеркала, дающие трещину, картины, падающие в момент смерти, или маленькие необъяснимые поломки в доме, в котором у кого-то наступил эмоциональный шок или кризис. Даже если скептики отказываются верить таким сообщениям, истории подобного рода все равно возникают и множатся, и уже одно это должно послужить доказательством их психологической значимости.

Существует много символов, являющихся по своей природе и  происхождению не индивидуальными, а коллективными. Главным образом  это религиозные образы. Верующий полагает, что они божественного  происхождения, что они даны человеку в откровении. Атеист или скептик  заявит, что они попросту изобретены, придуманы, но оба будут не правы. Верно то, как полагает скептик, что религиозные символы и понятия являлись предметами самой тщательной и вполне сознательной разработки в течение веков. Равно истинно - так считает верующий - что их происхождение столь глубоко погребено в тайнах прошлого, что кажется очевидным их божественное происхождение. Но на самом деле они являются "коллективным представлением", идущим из первобытных снов и творческих фантазий. Как таковые эти образы представляют спонтанные проявления и уж никоим образом не преднамеренные изобретения.

Это обстоятельство имеет прямое и важное отношение к толкованию снов. Если вы считаете сон символическим, то очевидно, вы будете интерпретировать его иначе, чем человек верящий, что энергия мысли или эмоции известна заранее и лишь "переодета" сном. В таком случае толкование сна почти не имеет смысла, поскольку вы обнаруживаете лишь то, что заранее было известно.

Юнг в своей книге «Архетип и символ» упоминает о совместной работе с Фрейдом и подробно описывает случай с анализом собственного сновидения.

«Когда я работал с  Фрейдом, мне приснился сон, который  может это проиллюстрировать. Снилось  мне, что я "дома", на втором этаже  в уютной гостиной, меблированной  в стиле XVIII в. Я удивлен, потому что раньше никогда этой комнаты не видел, и мне интересно, на что похож первый этаж. Я спускаюсь вниз и обнаруживаю, что там довольно-таки темно, а само помещение содержит стенные панели и мебель, датированную XVI в., а возможно, и более раннюю. Мои удивление и любопытство нарастают. Я хочу увидеть, как устроен весь дом. Спускаюсь в подвал, нахожу дверь, за ней каменную лестницу, ведущую в большую подвальную комнату. Пол выстлан большими каменными плитами, стены выглядят совсем древними. Я исследую известковый раствор и нахожу, что он смешан с битым кирпичом. Очевидно, что стены относятся к эпохе Римской империи. Мое возбуждение нарастает. В углу в каменной плите я вижу железное кольцо. Вытягиваю плиту вверх - передо мной еще один узкий марш лестницы, ведущей вниз, в какую-то пещеру, кажущуюся доисторической могилой. На дне ее лежат два черепа, несколько костей и немного битой керамики. Тут я просыпаюсь.

Если бы Фрейд при анализе  этого сна следовал моему методу изучения его специфических ассоциаций и контекста, то услышал бы очень  длинную историю. Но боюсь, что отверг бы ее как попытку уйти от проблемы, которая в действительности была его собственной. Фактически сон  представлял резюме моей жизни и  более специфично - моего ума. Я  вырос в доме, возраст которого составлял 200 лет, мебель была трехсотлетней  давности, и к тому моменту моим важным духовным достижением было изучение философии Канта и Шопенгауэра. Величайшей новостью являлись труды  Чарлза Дарвина. Незадолго до этого  я все еще жил со средневековыми представлениями своих родителей, у которых мир и люди управлялись  божественным всемогуществом и провидением.

Теперь же этот взгляд ушел в прошлое. Мое христианство сделалось  довольно формальным после встречи с восточными религиями и греческой философией. По этой причине на первом этаже все выглядело таким темным, тихим и ненаселенным.

Тогдашние мои исторические интересы развились на основе первоначальных занятий сравнительной анатомией  и палеонтологией во время работы ассистентом в Анатомическом  институте. Меня увлекли находки  ископаемых людей.. Фактически это и были мои реальные ассоциации во сне, но я не осмелился упомянуть о черепах, скелетах и костях Фрейду, потому что знал, что эту тему лучше не затрагивать. У него жила подспудная идея, что я предчувствую его раннюю смерть. Он сделал этот вывод из того, что я высказал явный интерес к мумифицированным трупам, обнаруженным в Бремене, который мы вместе посетили в 1909 г., по пути на корабль, отправлявшийся в Америку.

Поэтому я и не хотел  возникать со своими собственными идеями. Слишком сильное впечатление  произвел тот недавний опыт, показавший почти непреодолимую пропасть между  нашими взглядами. Я не хотел терять его расположение и дружбу, открывая свой собственный мир, который, я  полагал, был бы ему странен. Чувствуя себя весьма неуверенно, я почти  автоматически солгал ему насчет моих "свободных ассоциаций", чтобы  избежать невыполнимой задачи знакомства с моим очень личным и совершенно отличным внутренним устройством.

Следует извиниться за этот довольно длинный рассказ о щекотливом положении, в которое я попал, рассказав Фрейду свой сон. Но это  хороший пример тех трудностей, с  которыми сталкивается всякий, кто  занимается реальным анализом снов. Многое зависит от разницы в типе личности аналитика и анализируемого.

Вскоре я понял, что  Фрейд ищет во мне какое-нибудь несовместимое  желание. Для пробы я предположил, что черепа, которые я видел, могли  относиться к некоторым членам моей семьи, чьей смерти по каким-то причинам я мог желать. Это было встречено  с одобрением, но я не удовлетворился этим, по сути, ложным ходом. Когда же я попытался найти подходящие ответы на вопрос Фрейда, то был внезапно ошарашен мыслью о той роли, которую субъективный фактор играет в психологическом понимании. Мое прозрение было столь ошеломляющим, что я подумал лишь о том, как бы выбраться из этой трудной ситуации, и не нашел ничего лучшего, как попросту солгать. Моральные соображения уступили перед угрозой крупной ссоры с Фрейдом, чего я совершенно не желал по множеству причин.

Суть прозрения же состояла из понимания, что мой сон вносит смысл в меня самого, в мою жизнь  и в мой мир, вопреки теоретическим  построениям иного внешнего разума, сконструированного согласно собственным  целям и задачам. Это был сон  не Фрейда, а мой, и я, словно при  вспышке света, понял его значение.

Приведенный пример иллюстрирует главное в анализе снов. Сам  анализ не столько техника, которую  можно выучить, а затем применять  согласно правилам, сколько диалектический многосоставной обмен между двумя личностями. Если его проводить механически, то индивидуальная психическая личность теряется и терапевтическая проблема сводится к простому вопросу: чья воля будет доминировать - пациента или аналитика? По этой же причине я прекратил практику гипноза, поскольку не желал навязывать свою волю другим. Мне хотелось, чтобы исцеление исходило из личности самого пациента, а не путем моих внушений, которые могли иметь лишь преходящее значение. Я стремился защитить и сохранить достоинство и свободу своих пациентов, так, чтобы они могли жить в соответствии с собственными желаниями. В эпизоде с Фрейдом мне впервые стало ясно, что прежде чем строить общие теории о человеке и его душе, мы должны больше узнать о реальном человеческом устройстве, с которым имеем дело.»

Осознанные сновидения

В предыдущих главах рассматривались  различные способы толкования бессознательных  сновидений. Но существует и другой вид снов – осознанные сновидения. Его отличие очевидно, человек,  будучи находящимся во сне осознает свое состояние и, не пытаясь выйти из него, начинает создавать желаемые образы. Одной из особенностей осознанного сновидения является возможность переживать ситуации, невозможные в обычной жизни, находить выходы из них и, оценивая собственные реакции, использовать полученные сведения для самоанализа и самопознания на разных этапах взросления и становления личности.

Непосредственный настрой, и несложная соответствующая  подготовка делают возможным психотерапевтический аспект. Например, научившись уверенному управлению действиями и событиями  в осознанном сновидении, как то: полётам во сне вместо падений, изменению  сюжетных линий, схожих, типовых и  повторяющихся снов сновидец имеет  возможность испытать и перенести  ощущение уверенности в свою повседневную жизнь и, в том числе, избавиться от некоторых страхов или фобий.

Для обучения умению осознавать нахождение в сновидении и контролировать сон, необходима длительная практика. Достижение контроль над снами возможно различными способами с помощью  специальных упражнений, увеличивающих  вероятность осознания себя во сне  или тренирующих внимание до способности  воспринимать сам момент засыпания, то есть сохранять сознание в момент засыпания. В процессе перехода от бодрствования  к осознанному сну человек  может испытывать изменения в  восприятии собственных ощущений (изменение  звуков, чувства времени, ощущения тела и др.), своеобразные двигающиеся  абстрактные конструкции. Также  осознание сна может быть достигнуто с помощью некоторых психотропных веществ. Для увеличения вероятности осознания себя во сне человеку может помочь мысль о том, спит он или нет. Одним из способов вхождения в осознанное сновидение является гипноз, а именно самогипноз или прослушивание аудиозаписей для гипноза непосредственно перед сном. Например, сновидцу предлагается придумать какой-нибудь условный знак, и когда этот условный знак появляется во сне, то сновидец понимает, что спит, и входит в осознанное сновидение.

Основной вопрос, который  возникает у человека, желающего  проснуться во сне, это: «Как я пойму, что это сон?». Получить на него ответ  не так просто, хотя и возможно. Такие  методы, как попытка взлететь или  проткнуть пальцем свою ладонь, часто  срабатывают, поскольку свойства объектов и пространства в сновидении частично поддаются влиянию намерений  спящего. В частности, некоторые  практикующие осознанные сновидения отмечают некоторое сопротивление (ощущение упругости) при попытке проткнуть  пальцем твердый предмет, либо необходимость  нескольких попыток. Встречный вопрос, который может возникнуть, это: «Как понять, что это реальность, а  не сон?». Существует несколько простых  методик, которые позволяют понять, спите вы или нет:

  • Найти отличие обстановки сновидения от обстановки аналогичного места в реальной действительности;
  • Попробовать прочесть что-либо дважды — если надпись меняется, значит, вы спите;
  • Посмотреть на часы с циферблатом;
  • Вообще посмотреть на что-либо, что в реальности несёт определённую информацию. Информация может меняться;
  • Прокрутить в голове предыдущую минуту — если вы не смогли это сделать, вы, скорее всего, спите;
  • Попробовать включить или выключить свет в комнате при помощи выключателя. Во сне выключатель может не работать, или порождать странный эффект, когда свет горит, но всё равно темно.
  • Долго смотреть на свои руки — в сновидении они начинают изменять внешний вид.
  • Если вы во сне не уверены, сон это или реальность, то это сон, ведь в реальности вы совершено точно можете сказать, что это реальность, а задумываетесь над этим только во сне.
  • Также можно долго смотреть на себя в зеркало. Обычно отражение в зеркале во сне видоизменяется.

В дополнение к вышеописанным  советам можно отнести и следующий: присмотритесь к внешности человека из постоянного вашего окружения (например, одноклассника, коллеги, родственника или друга). В сновидении его внешность может быть неестественно искажена, либо же вообще иметь облик другого человека из вашего же окружения.

В неосознанном сне далёкие  перемещения осуществляются мгновенно, если это заметить, можно понять, что это — сон. Например, если во сне вы сели в машину, чтобы  ехать куда-то, однообразная дорога будет пропущена. Можно попробовать  что-то изменить во сне. Тут главное  — сила воли и ожидание того, что  получится. Например, можно сменить  день на ночь и наоборот.

Как правило, во сне некоторые  причинно-следственные связи могут  не работать. Если что-то «пошло не так», следует задаться вопросом, не сон  ли это. Так, если вы на конференции  в другом городе и вечером хотите вернуться в гостиницу, но вдруг  понимаете, что не помните, где остановились и в каком городе вообще находитесь — вы, скорее всего, спите.

Необходимо отметить, что  эти действия помогают опосредованно  понять, что человек в сновидении и не гарантируют результата. Например, человек может смотреть на изменённый подъезд своего дома, быть в совершенно незнакомом городе или немного взлететь, задуматься об этом и всё равно  не понять, что это сновидение. Всё  дело в некой убеждённости, согласно которой человек уверен, что находится  в реальности, а не во сне.

Существуют определённые техники «удержания» сознания, позволяющие  продлить период осознанности в сновидении. Например, при первых признаках ослабевания  внимания начать пристально рассматривать  детали сновидения, не концентрируясь на каком-то одном объекте.

Информация о работе Сны. Толкование сновидений