Социальная психология как область знания: история развития и методология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Само сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает дисциплина социальная психология в системе научного знания. Возникнув на стыке наук – психологии и социологии, социальная психология сохраняет свой особый статус. Это приводит к тому, что каждая из этих дисциплин довольно охотно включает в себя в качестве составной части. Такое положение социальной психологии имеет много различных причин. Главной из них является существование таких фактов общественной жизни, которые могут быть исследованы при помощи объединения двух наук: психологии и социологии.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Основная часть………………………………………………………………….4
1. История развития социальной психологии…………………………..4
2. Методология……………………………………………………………10
3. Методология и область знания социальной психологии………………20
Заключение…………………………………………………………………….28
Глоссарий……………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………

Файлы: 1 файл

Социальная психология KP.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Находскинский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Социальная психология

Тема

Социальная психология как область знания: история развития и методология.

Фамилия студента

Шевченко

Имя студента

Елена

Отчество студента

Геннадьевна

№ контракта

0650211400409006


 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Основная часть………………………………………………………………….4

1. История развития социальной психологии…………………………..4

2. Методология……………………………………………………………10

3. Методология и область знания социальной психологии………………20

Заключение…………………………………………………………………….28

Глоссарий……………………………………………………………………….30

Список использованных источников……………………………………………….33

Приложения…………………………………………………………………………34

Введение

Само сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает дисциплина социальная психология в системе научного знания. Возникнув на стыке наук – психологии и социологии, социальная психология сохраняет свой особый статус. Это приводит к тому, что каждая из этих дисциплин довольно охотно включает в себя в качестве составной части. Такое положение социальной психологии имеет много различных причин. Главной из них является существование таких фактов общественной жизни, которые могут быть исследованы  при помощи объединения двух наук: психологии и социологии.

Причиной двойственного положения  социальной психологии является история  становления дисциплины социальной психологии, которая вызрела на основе двух наук, психологических и социологических знаний. Все это создает немалые трудности, как в определении предмета социальной психологии, так и выявление круга ее проблем. Запросы на социально-психологические исследования в условиях современного этапа развития общества поступают из всех сфер общественной жизни. Особенно в связи с тем,  что в каждой из них сегодня происходят радикальные изменения.

Если рассматривать общую психологию и социальную то здесь вопрос еще  более сложный так вся психология, ориентирующаяся на культурно-историческую традицию, социальна, то специфическая проблематика социальной психологии ближе всего к психологии личности.

  А.Н. Леонтьев отмечал, что деятельность конкретных индивидов может протекать в двух формах: в условиях открытой коллективности или с глазу на глаз с предметным миром.

А.Н. Леонтьев 1975 году, писал «в каких бы условиях и формах не протекала деятельность человека, какую бы структуру она бы не приобретала, ее нельзя рассматривать как изъятую из общественных отношений, из жизни общества. И    все - таки остается специфические задачи для социальной психологии, которые не решаются общей психологией.

Основная часть

1 История развития социальной  психологии

Большое значение имеет изучение истории  развития социально-психологической  мысли не только для повышения эрудиции психолога или социолога, но для более углубленного и четкого представления о существовании  науки,  о ее проблематики, о проблеме. История социально-психологического мышления намного старше, чем история социальной психологии как науки. Потребность осознания характер совместной деятельности. Форм общения,  складывающихся в ней,   так стары, как и сама совместная деятельность людей.  История первобытного общества, говорит о том, что люди уже на заре человечества сталкивались с социально-психологическими явлениями  и пытались их каким то образом использовать. В различных системах древних религий использовались формы массовых настроений, таких как подверженность, психологическому заражению, приводящему к воздействию толпы на индивида.  Поколение в поколение передавались обряды, табу, это помогало регулировать нравственное общение человечества. Определенные секреты воздействия на публику были известны еще древним ораторам. Такие формы «социально-психологического мышления» насчитывает тысячелетия, а история социальной психологии, как наука – относительно молодая отрасль знания. Очень трудно создавалась научная история социальной психологии, дисциплина формировалась из многих источников, и сложно определить на каких рубежах внутри той или другой науки обособились элементы социально-психологического знания. Социальная психология наиболее определенно заявила о себе как о самостоятельной дисциплине, сразу же сложились различные традиции в ее развитии, которые опирались на различные философские школы, в том числе и марксистская традиция, которая предлагала специфическое   решение ряда проблем. История социальной психологии должна включать в себя рассмотрение всех традиций, как и выявление коренных методологических и теоретических различий в их современных формах.

Когда возникала социальная психология как самостоятельная отрасль  знания, как при возникновении  любой другой научной дисциплины сыграли свою роль, как социальные, так и теоретические причины. И так каким образом социально-психологические идеи вызревали в «недрах» других отраслей знания и лишь подготовили самостоятельную фазу в развитии данной науки. Так, как процесс создания предпосылок социальной психологии отличается от процесса развития любой научной дисциплины,  его содержание – это зарождение социально психологических идей первоначально в лоне философии, а затем постепенное отделение от системы философских знаний, произошло это через выделение двух других дисциплин, которые дали жизнь социальной психологии – психологии и социологии. Многие исследователи отмечали наличие элементов социально-психологических знаний в самых разных философских концепциях. Американский исследователь О. Клайнберг считает, что большинство проблем социальной психологии, именно как проблема зародилась в философских системах древности. Г. Олпорт еще точнее указывает возникновение этой проблемы, родоначальником этих проблем он  считает Платона. На самом деле все эпохи развития философского знания можно проследить, как внутри него разрабатывались идеи социальной психологии. В античной философии – это не только философия Платона, но и философия Аристотеля. В философии Нового времени это Гоббс, Локк, Руссо, Гегель, Гельвеций.  Социально психологические идеи присутствовали в системах как идеалистической так и материалистической философии. Они были неразрывно связаны с трактовкой более общих психологических идей и «чисто» социально-психологические аспекты здесь выделить очень трудно. Чтобы рассмотреть период непосредственного выделения социальной психологии в самостоятельную дисциплину. Нужно сконцентрировать внимание на трех моментах1. решение социально психологических проблем, которые возникают в различных смежных науках. 2.  вычленение социально психологической проблематики в нутрии двух основных дисциплин: психологии и социологии.3.  характеристика первых форм самостоятельно психологического знания. В середине 19 века можно было наблюдать значительный прогресс в развитии целого ряда наук, которые имели непосредственное отношение к различным процессам общественной жизни. Большое развитие получило, языкознание его необходимость была, продиктовано изменениями в Европе, это было время бурного развития капитализма, умножение экономических связей между странами, активная миграция населения. Назрела проблема языкового общения и взаимовлияние народов, проблема связи языка с различными компонентами психологии народов. И языкознание не могло решить своими средствами эту проблему. К этому времени были накоплены значительные факты в области антропологии, этнографии и археологии которые для интерпретации накопленных фактов нуждались в услугах социальной психологии, исследование в этих областях требовали принимать в расчет психологические характеристики определенных этнических групп, связь культуры с традициями и ритуалами. В это время стало развиваться криминология, противоправное поведение требовало объяснение причин, и поэтому приходилось искать объяснение только в сфере социальных отношений, но и с учетом психологических характеристик поведения. Все эти изменения позволили в 1961 году американскому социальному психологу Т. Шибутани сделать вывод о том, что социальная психология стала независимой еще и потому, что специалисты различных областей знаний не могли решить некоторые свои вопросы. Развитие психологии и социологии считаются «родителями» развития социальной психологии. Психология 19 века преимущественно развивалась как психология индивида. И лишь в некоторых разделах патопсихологии появлялась тема будущих концепций о специфических формах  взаимодействия людей и их взаимовлияние. Большое значение имело для развития психиатрической практики, в частности  развитие гипноза как специфической формы гипноза. Факт психической регуляции поведения индивида зависит от управляющих воздействий со стороны другого. Исследование подошло к проблеме относящейся к компетенции социальной психологии. Программа перестройки психологии включающая в себя поиск новых подходов к объяснению человеческого поведения, еще только складывалось, а в целом же тяга к социально-психологическим проблемам в психологии оставалась не слишком значительной. По другому складывался интерес к социально психологическому знанию в области социологии. Социология выделилась в самостоятельную науку лишь в середине 19 века (ее основателем считается французский философ-позитивист  Огюст-Конт). Корни социальных явлений начали отыскивать в психологии, факт присутствия психологической стороны в каждом общественном явлении отождествляется с фактом психологической стороны общественного явления. С точки зрения французского социолога Г. Тарда. Элементарный социальный факт заключен не в пределах одного мозга, что есть предмет интрацембральной психологии, а в соприкосновении нескольких умов, что должно изучаться интердентальной психологией. Общая модель социального рисовалось, как взаимоотношение двух индивидов, из которых один подражает другому. Но эти модели были не состоятельны социологи стали предлагать более сложные формы психологического редукционизма и законы социального стали сводить к законам    коллективной психики. В это время начинает формироваться особое направление в социологии.  Яркие идеи были сформированы в трудах  Ф. Гиддинга с его точки зрения «первичный социальный факт составляет не сознание индивида, не народный дух»,  но так называемое «сознание рода» отсюда социальный факт есть не что иное, как социальный разум. Психологизм прочно обосновался в социологии, это в значительной степени в дальнейшем и запутало вопрос о специфике социально-психологического знания, поэтому было легко смешать психологическое направление в социологии и социальную психологию. Наряду с интересными находками характеризующих психологические стороны социальных явлений, психологическое направление нанесло вред на становление социальной психологии как науки. В нутрии социологии был зафиксирован большой интерес к развитию социально психологических знаний. Итак, в развитие  двух наук психологии и социологии наметилось как бы ветреное движение, которое должно было закончиться формированием проблем, ставших предметом новой науки. В 19 веке в эти взаимные стремления дали жизнь формам социально-психологического знания, хотя эти знания не имели исследовательской практики, но походили на конструкции универсальных энциклопедических схем, которые были свойственны социальной философии этого времени. Из первых социально-психологических теорий обычно выделяют несколько наиболее значительных:

1. психологию народов

2. психологию масс

3. теорию инстинктов социального  поведения.

Критериями их отличия является способ анализа  взаимоотношения  личности и общества. Тогда примером первого решения будет психология масс и теория инстинктов социального поведения. Примером же второго решения – психология народов. И то и другое решение найдут свое продолжение в истории социальной психологии в следующих этапах  ее развитие.

 В середине 19 века сложилась новая форма социально-психологических теорий – это психология народа. Психология народов предлагала коллективистическое решение вопроса о соотношении  личности и общества: здесь допускается существование таких субстанций как «сверхиндивидуальность» души, подчиненной «сверхиндивидуальной целостности», каковой является народ (нация). В это время в Европе проходил процесс образования наций, который в Германии приобретал специфическую форму так как в это время объединились раздробленные феодальные земли. В ряде теоретических построений немецкого обществоведения той эпохи эта специфика была отражена. Определенное влияние она оказала и на психологию народа.

Философское учение Гегеля «о народном духе» и идеалистическая психология Герберта послужили теоретическими источниками на определение психологии народа. Создатели теории психологии народа выступили философ М. Лацарус (1824-1903) и языковед  Г. Штейнталь (1823-1893).

В 1859 году был основан журнал «Психология  народов и языковедение», где  была опубликована статья «Вводные рассуждения о психологии народов». В статье была сформулирована мысль о том, что главная сила истории – выражает себя  в «дух целого». «Дух целого» выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях.  Задача социальной психологии заключалась в познании психологической сущности духа народа, открытие законов, по которым протекает духовная деятельность народа.

В 1832-1920 психология народов получила  развитие во взглядах В. Вунда. Основное развитие идеи получила в 1900 году в  издании десятитомника, в первом томе «Психология народов» Вунд изложил идею о том, что психология должна состоять из двух частей: физиологической психологии и психологии народов. Вунд высказал такую точку зрения «физиологическая психология является экспериментальной дисциплиной, но эксперимент не пригоден для исследования высших психических процессов – речи и мышления. Поэтому с этого «пункта» начинается психология народов. В ней должны применяться иные методы, а именно анализ продуктов культуры: языка, мифов, обычаев, искусства. Вунд отказался от неопределенного понятия «духа целого», то придал психологии народов более реалистический вид, это позволило ему предложить программу для исследования изучения языка, мифов, обычаем. В его понятии психология народов закреплялась как оптимальная дисциплина, эта дисциплина не претендовала на открытие законов. В России А.А. Потебке известный лингвист развивал идеи психологии народов в своем учении. Несмотря на различные подходы Штенделя, Лацаруса. Вунда,  основная  идея концепции была общей: психология сталкивается с феноменами, коренящимися не в индивидуальном сознании, а в сознании народа, и должен быть специальный раздел, который будет заниматься данными проблемами, будет применять методы отличные от обычной психологии. Эта концепция поставила принципиальный вопрос; существует ли нечто кроме индивидуального сознания, характеризующее психологию группы и индивидуальное сознание в определенной степени задается ею.

 

2 Методология

 

Теория психологии масс зародилась во второй половине 19 века во Франции. Истоки ее были заложены в концепции подражания Г. Тарда с его точки зрения, социальное поведение не имеет другого объяснения, кроме как идеи подражания. Идея подражания учитывает иррациональные моменты в социальном поведении и роль подражания – были взяты как идея непосредственными создателями психологии масс. Это были французский социолог Г. Лебон (1841-1931) и итальянский юрист С. Сигале (1868-1913). Сигале непосредственно опирался на изучение уголовных дел, в этих делах его привлекала роль аффектных моментов.

Г. Лебон внимание уделял проблеме противопоставления масс элит общества. В 1985 году появилась работа  «Психология народов и масс», в которой была изложена суть   концепции. Г. Лебон считал, что всякое скопление людей представляет собой «массу» - масса имеет отличительную черту, она  не способна к наблюдению. Человек в массе обезличивается, что приводит к преобладанию импульсивных, интенсивных реакций, происходит резкое преобладание чувств под интеллектом. Это приводит к подверженности личности к различным влияниям, при утрате интеллекта начинает отказывать логика, личность утрачивает ответственность, что приводит к  отсутствию контроля . Поведение человека в массе состоит в том, что мала по своей природе хаотично, неупорядочено, поэтому массе нужен предводитель, «вождь», роль эту может выполнять «элита». Выводы были сделаны на основании единичных случаев проявления масс, а именно проявления ее в ситуации паники. Вследствие чего паника оказалась единственной формой действия масс, хотя в дальнейшем наблюдение за этой единственной формой поведения были экстраполированы на любые другие массовые действия.

В это время в психологии масс ярко проявляется  определенная социальная окраска . в конце 19 века были многочисленные массовые выступления и поэтому заставляло официальную идеологию искать средства направленных против массовых выступлений. Большое распространение получает утверждение, что конец 19 – начало 20 века это «эра толпы», человек теряет свою индивидуальность , начинает подчиняться импульсам примитивным инстинктам, поэтому масса легко поддается различным действиям.

Само значение психологии масс оказывается двойственным; с одной стороны это было взаимоотношение личности и общества, с другой стороны решение его было никак не обосновано. В этом случае признавался известный примат индивида над обществом, но само общество произвольно сводилось к толпе. В это время сама «толпа» и «масса» были описаны в ситуациях ее поведения только паники.

Для дальнейшего развития социальной психологии, психология масс не имела большого значения, но проблематика, разработанная в рамках этой концепции, имеет большой интерес и в наше время.

Теория инстинктов социального  поведения стоит в ряду первых самостоятельных социально-психологических  построений. 1908 год считается годом окончательного утверждения социальной психологии. Хотя этот год лишь весьма условно может считаться началом эры социальной психологии, так как 1897 году было опубликовано «Исследования по социальной психологии Дж. Болдуин»,  и эти исследования могли претендовать на первое системное руководство.

В. Магдугалл (1871-1938) считал, что причина социального поведения врожденные инстинкты. Инстинкты у каждого человека возникают в результате определенного   психофизического предположения – наличия наследственно закрепленных каналов для разрядки нервной энергии. Инстинкты включают центральную  (эмоциональную), аффективную (рецептивную) и аффективно (двигательную). Все, что происходит, в области сознания от бессознательного начала эмоции главным образом являются, главным внутренним выражением инстинктов и эта связь между инстинктами и эмоциями носит определенный систематический порядок.

Магдугалл перечислял семь пар связанных  между собой инстинктов  и эмоций: борьбы, гнев, бегство и чувство  сохранения, воспроизведение рода и ревность, женская радость, чувство робости, инстинкт приобретения, строительства и чувства созидания, стадный инстинкт и чувство принадлежности. Так были выведены из инстинктов и все социальные учреждения: различные общественные процессы, семья, торговля. Идеи Магдаулла были популярны, но их роль истории науки оказалась  отрицательной.

Продолжение идей теории инстинктов послужило важной веткой в дальнейшем становлении научной социальной психологии. После того как были выстроены первые концепции, выделены и четко поставлены важные вопросы, которые надо было решать: о соотношении сознания индивида и сознание группы, о движущих массах социального поведения. Поставленные проблемы пытались решить с двух сторон: 1. со стороны психологии. 2. со стороны социологии

       В первом случае получалось, что все решения предлагались с точки зрения индивида, его психика, переход к психологии группы не прорабатывали точно. Во втором случае пытались идти от «общества», но получалось, что само общество распространялось в психологии, это приводило к психоголизации общественных отношений.

    Следовательно, не «психологический» не «социологический» не  дают правильного решения, если они не связаны между собой. Социально-психологические концепции вообще не базировались на исследованиях, не опирались на исследовательскую практику, то они были лишь «рассуждениями» по поводу социально-психологических проблем.

    Поэтому социальная психология была заявлена как отдельная дисциплина, которая имела право на существование, так как психология к этому времени накопила достаточный опыт в использовании экспериментального опыта.

Информация о работе Социальная психология как область знания: история развития и методология