Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 15:42, курсовая работа
Само сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает дисциплина социальная психология в системе научного знания. Возникнув на стыке наук – психологии и социологии, социальная психология сохраняет свой особый статус. Это приводит к тому, что каждая из этих дисциплин довольно охотно включает в себя в качестве составной части. Такое положение социальной психологии имеет много различных причин. Главной из них является существование таких фактов общественной жизни, которые могут быть исследованы при помощи объединения двух наук: психологии и социологии.
Введение………………………………………………………………………3
Основная часть………………………………………………………………….4
1. История развития социальной психологии…………………………..4
2. Методология……………………………………………………………10
3. Методология и область знания социальной психологии………………20
Заключение…………………………………………………………………….28
Глоссарий……………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………
Что же такое научное исследование в современной логике и методологии науки. Это такие черты научного исследования: имперические данные, которые можно собрать средствами, которые есть в распоряжении науки; эмпирические (разработка методов измерения выделение фактов); логические (выведение одних положений из других), установление связи между ними; теоретические ( формирование гипотез, познавательные задачи); четкое разграничение между установленными фактами и гипотетическими предложениями; так как обработаны процедуры проверки гипотез: получение тщательно собранных фактов, объединение их в принципы, проверка и использование этих принципов.
Можно разделить на две группы весь
набор методов социально-
Метод сбора информации: эксперимент (лабораторный и естественный), чтение документов (контентанализ), наблюдение, опросы в которые входят (анкеты, интервью).Самый «старый» метод – метод наблюдения, в котором фиксируется характеристика определенных кланов, так чтобы протоколы наблюдений были понятны и другим исследователям.Большое значение имеет изучение документов при помощи этого метода можно сделать анализ продуктов человеческой деятельности. Так как документ интерпретирует исследователь, то возникает проблема понимания этого документа. Способность понимать текст играет важнейшую роль в изучении документа. Чтобы определить субъективность документа вводится особый анализ под названием «контент-анализ». Метод анализа документа заключается в том, что в тексе выделяются специальные «единицы» и идет подсчет частоты их употребления. Применяется метод контент-анализа в том случае, когда исследователь сталкивается с большой массой информации. Распространение приемов является – опрос самый распространенный в социальной психологии является анкетирование и интервью. Главная методологическая проблема заключается в состоянии вопросника и здесь главное это логика построения этого вопросника. Чаще всего в социальной психологии применяются личностные тесты, реже групповые. Что же такое тест – в ходе этого испытания, испытуемый отвечает на специальные вопросы, которые отличаются от вопросов в анкетах и интервью, смысл состоит в том, что после обработки данных с помощью определенного ключа, полученные ответы относят к определенным параметрам. Одним из основных методов исследования в социально психологии является эксперимент. Достоинство этого метода заключается в его возможностях, таких как изменять одни условия, при этом сохранять другие неизменными, при изучение социально-психологических явлений учитывать влияние условий, изменять условия эксперимента количественно, вызывать искусственно интересующие экспериментальные условия. Но экспериментальный метод имеет также как, аналитичность и абстрактность, так как эксперимент проводится в искусственно созданных условиях и выявленные особенности и закономерности социально-психологических процессов, часто имеют абстрактный характер, что мешает делать выводы, о том, как может проходить эксперимент в естественных условиях. И, полезно, то, что невозможность исключить воздействие эксперимента на ход и результаты эксперимента. Эксперименты могут быть разными по форме проведения; натуральный эксперимент – это действительное воздействие на объект с целью его диагностировать, мысленный эксперимент отличается от натурального тем, что проводится не с реальным объектом, а с информацией об этом объекте или с его моделью. Так же отличаются эксперименты по условиям проведения так; лабораторный эксперимент проводится в специальных условиях, со специальной аппаратурой, которая позволяет строго фиксировать особенности внешних воздействий и людей, это эксперимент можно проводить многократно и устанавливать общие достоверные закономерности развития психических явлений. Недостаток этой методики заключается в том, что создается искусственная среда для проведения исследований. Аппаратурные методы относятся к особым видам экспериментальных методик, эксперимент проводится с применением технических аппаратов, которые позволяют выявлять разные характеристики диагностирующего объекта, снимать показание, фиксировать и частично подсчитывать результаты диагностирования. В наше время аппаратные методики используются для замера реакции средств массовой информации на те или иные программы или для подсчета ответов в ходе автоматизированного опроса следующий метод это метод наблюдения, который является одним из старших методов, который применяется для сбора данных определенного рода. Научное наблюдение отличается от обыденного тем, что у него есть: четкая схема, четкая заданность единиц наблюдения, четко фиксируются результаты восприятия, и последнее это целенаправленность наблюдения. Используют этот метод в социальной психологии для изучения человеческого поведения и групповых процессов. Этот метод можно применять и в лабораторных условиях, и в искусственных, наблюдатель фиксирует реакцию членов группы как в искусственной так и в естественной социальной среде. Есть у этого метода и недостаток влияние на поведение изучаемых лиц присутствие наблюдателя и это надо учитывать при регистрации и обработки данных, которые были собраны. Чтобы получить более достоверные данные используют метод Газелла, при этом наблюдении испытываемый не видит наблюдателя, который находится в другой комнате. Комната эта темная и звук туда поступает с помощью скрытых микрофонов.
Различаются наблюдения несколькими видами:
Наблюдение за людьми занятыми своей повседневной деятельностью и не знающие о том, что за ними наблюдают – это наблюдение в естественной среде или (полевое) наблюдение (артисты, спортсмены).
Исследователям проводится наблюдение за членами группы, куда он внедрен (могут быть психиатрические больные, бомжи) – это включенное наблюдение. У этого наблюдения существует ряд недостатков; невозможность наблюдать за большими группами людей, требует много времени, сложность остаться незамеченным, не вызвать подозрение.
Неконтролируемое наблюдение. Использовать этот метод в начальной стадии с целью уточнить тему, выдвинуть гипотезу, поведенческий реакций для дальнейшей их стандартизации.
Контролируемое наблюдение. Используется для сбора первичной информации с заранее распределенных категорий индивидов.
Метод опроса, информация о социально-психологических
явлениях изучают от общения
практического психолога с
В интервью психолог стремиться получить информацию непосредственно от опрашиваемого или от группы лиц. Интервью бывают нескольких видов: индивидуальное интервью, фокусированные, где внимание заостряются на определенных событиях, жизненных проблемах, групповые интервью, которые используют для сбора информации настроения, мышлениях целой группы.
Глубинные интервью в этих интервью выясняются события, переживания, которые находятся в глубинах памяти. Интервью по количеству опрашиваемых и диагностирования. Для диагностики массовых социально-психологических явлений используют массовые интервью.
Стандартизированное интервью позволяет формировать вопрос, последовательность этих вопросов определена заранее. Достоинство этого метода состоит в том, что полученные данные в ходе интервью более сравнимы с друг другом, а недостаток состоит в том, что контакт между опрашиваемым и тем кто берет интервью затруднительны. Используют этот метод при исследовании очень больших групп людей. Неконтролируемое интервью его преимущество состоит в том, что есть возможность задавать дополнительные вопросы и это приближает интервью к обычной беседе, что вызывает более естественные ответы. Используют эту методику на начальных стадиях исследования, предварительное знакомство с изучаемой проблематикой.
Анкетирование, где психолог получает информацию с помощью анкеты вопросника, который составлен определенным способом в соответствии с целями исследования. Используют анкетирование при необходимости опросить большое количество людей, ил для того, чтобы выяснить отношение людей к острым дискуссионным или интимным вопросам. Анкетирование можно проводить несколькими способами, рассылать анкеты по почте, распространять в средствах массовых информаций, или вручать анкеты по месту жительства или работы анкетирующих. Анкетирование дает исследователю информацию, которое он не может получить другим способом, может служить как для сбора первичной информации, так и для уточнения и контроля других методов.
Взаимосвязь всех уровней методологии и социальной психологии взаимосвязаны в учениях о методах, совокупностью применяемых методов, совокупностью применяемых в науке принципов. С греческого термин методология можно перевести как «путь к познания». Это есть система принципов, способ организации и построение теоретической и практической деятельности, а так же учение об этой системе.
Построение и достижение определенных знаний, определение способов применяемых для достижения этих знаний и есть методология.
Весь этап развития социально – психологического знания ее историю можно разделить на несколько этапов. Первым этапом: этап описательный длился он (6 века до нашей эры середина 19 века). Платон разделил поведение и индивидуальные особенности человека с тремя частями: головой – ум преимущественно философам, сердце (мужество) было у воинов, живот (телесное вожделение) у ремесленников, или одним словом социоцентризм.
Аристотель рассматривал человека как (животное) – эгоцентризм. Теория хорошего и плохого человека Н. Макаавелли, Т. Гоббс – мнение изначально аморально испорчен обществом, а человек порочен. Мнение, что человек добр, а общество его портит и формирует негативные черты (Руссо, Кант, Дидро).
В 18 веке М Бунтам, А. Смит развили теорию, где все явления оценивались исходя из полезности для отдельного индивида. Конт считал, что психика человека развивается только в обществе, человек должен рассматриваться исходя из своего социального окружения – теория методология позитивизма.
Следующим этапом становления социально психологического знания является этап, характеризующийся следующими направлениями.
Психология народов идеи Гегеля – «дух» нации или народа противопоставлялся «духу» отдельных индивидов. Вундт, Лацарус, Штейнталь выдвигали теорию, что (языки, мифы, обычаи) не могут исходить только из индивидуального сознания, а имеют социальное происхождение. Были сведены к единственному объяснению всех социально-психологических явлений к теории доминирующего фактора. В качестве такого фактора У. Баджат и Г. Тард объединили в подражание, Г. Лебон – внушение, У. Джеймс – привычку, У. Магдугалл и Т. Троттер – инстинкт.
З. Фрейд выдвинул психоаналитическую
теорию. В этой теории интенсивные
импульсы человека приходят в конфликт
с интересами общества. В основе
эмоциональных связей общества
лежат идентификация и
Третьим этапом социальной психологии
считается этап экспериментально-
В настоящее время в нашей стране психологическая наука в определении своего предмета исходит из принципа деятельности. Можно условно сказать о специфике социальной психологии: изучение закономерностей поведения людей, их деятельность обусловленных включением их в социальные группы.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Цель |
Образ желаемого результата, то есть того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия |
2 |
Потребности |
Особое состояние психики индивида; отражение несоответствия между внутренним состоянием и внешними условиями его деятельности. |
3 |
Человек, как часть природы |
Живой организм, то есть целостность,
которая подчиняется |
4 |
Способности |
Индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. |
5 |
Характер |
Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, |
6 |
Личность |
Человек как субъект отношений и сознательной деятельности; устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. |
7 |
Индивид |
Особь, каждый самостоятельно существующий организм; отдельный человек, |
8 |
Сознание |
Свойственный человеку способ отношения
к объективной |
9 |
Психоанализ |
Направление в психологии, основанное австрийским психиатром З. Фрейдом в конце 19 – первой трети 20 века и в центре которого находятся бессознательные психические процессы и мотивация. |
10 |
Психология |
Наука о закономерностях развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности. |
1 |
Андреева Г.М., Богомолова Н.Н, Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе (теоретические ориентации). М. 1978 |
2 |
Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений современной французской психологии. М. 1987 |
3 |
Парыгин Б.Я. Основы социально-психологической теории. М. 1971 |
4 |
Трусов В.П. Когнитивные процессы в социальной психологии. Л., 1983 |
5 |
Шихирев Л.Н. Современная социальная психология США. М. 1979 |
6 |
Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ. М., 1992 |
7 |
Кэмбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. Пер с англ. М., 1980 |
8 |
Леонтьев А,Н, Деятельность, сознание, личность. М., 1975 |
9 |
Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. Самара. М.,1995 |
10 |
Лекции по методике конкретных социальных исследований. М., 1972 |
11 |
Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985 |
Приложение А |
|
Информация о работе Социальная психология как область знания: история развития и методология