Социальная психология как область знания: история развития и методология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Само сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает дисциплина социальная психология в системе научного знания. Возникнув на стыке наук – психологии и социологии, социальная психология сохраняет свой особый статус. Это приводит к тому, что каждая из этих дисциплин довольно охотно включает в себя в качестве составной части. Такое положение социальной психологии имеет много различных причин. Главной из них является существование таких фактов общественной жизни, которые могут быть исследованы при помощи объединения двух наук: психологии и социологии.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Основная часть………………………………………………………………….4
1. История развития социальной психологии…………………………..4
2. Методология……………………………………………………………10
3. Методология и область знания социальной психологии………………20
Заключение…………………………………………………………………….28
Глоссарий……………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………

Файлы: 1 файл

Социальная психология KP.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

 В середине 19 века началось зарождение абсолютно новой традиции в развитии теоретических основ социальной психологии, были созданы предпосылки социально психологического знания внутри марксизма. Создание марксистского мировоззрения и система обществоведения, включились в полемику с буржуазной теорией общественного развития. Открытый характер полемика марксизма пришла в социологии. Ситуация складывалось по - иному  в социальной психологии. Так как «встреча» социальной психологии с марксизмом была  неизбежной, то произошел коренной переворот во взглядах на соотношение индивидуального и общественного самосознания. Многие авторы встретили марксистские идеи враждебно, и такое неприятие методологических принципов марксизма привело к извращению идей марксизма. Были созданы две самостоятельные традиции в развитии социально-психологического знания:  принципы социально-психологического знания в нутрии марксизма, выделение этой дисциплины из общей системы науки.Система социально-психологического знания в марксистской традиции имела ряд специфических черт. В некоторых отношениях социальная психология выступает как общественная наука, это дает ей возможность непосредственно принимать фундаментальные теоретические положения марксизма относительно сущности общественных явлений, природы человека и общества. Как эти положения воплощаются, в конкретное изучение отдельных социально-психологических групп может быть прослежена марксистская традиция.  В других отношениях социальная психология, подобно естественным наукам, может принимать лишь общефилософские принципы марксизма. Проследить развитие марксистской теории, значит исследовать лишь методологический арсенал социальной психологии, выявить, как принципы организации научного знания реализуются в исследовательской практике. Если провести анализ социально-психологических явлений в системе марксизма, то он осуществлялся на основе материалистического понимания истории. Сама социальная жизнь рассматривалась как обоснованная материальными условиями. Такой подход отличался от традиционного социально-психологического подхода, хотя и не противоречил их основной направленности. Место психологической стороны общественных явлений во всей системе весьма специфично, роль этой психологической стороны  ни в коем случае не отрицался. Подчеркивали факт детерминации этой психологической стороны более глубокими процессами материальной  жизни людей. Важнейшие закономерности социально-психологических явлений были раскрыты именно на этих принципах. Были выявлены места общественной психологии кланов и других социальных групп в системе общественного сознания.

На основании определения: уровень  общественного сознания играет большую  роль в общественном развитии, была проанализирована общественная психология различных классов капиталистического общества. Изучалась структура Маловых побуждений людей, таких как общественные настроения, заблуждения, иллюзии, было это очень важно в связи с анализом подлинных движущих сил исторического процесса, как взаимодействуют идеология и обыденное сознание масс в период больших исторических сдвигов. Преимущественное развитие в марксизме получили проблемы, которые были включены в разработку  теории революционного процесса. Включение   анализа психологической стороны социальных процессов в контекст общесоциологической теории процессов в контекст общесоциологической теории могло быть использовано в социальной психологии, как определенный методологический норматив. Была сделана попытка найти, включить «социальный контекст» в систему социально-психологического знания. Принципиальные решения были найдены и для других разделов социальной психологии, связанных с изучением личности, микросреды ее формирование (проблемы малой группы), способ общения марксизмов о формировании философских оснований социально-психологического знания, эти знания могли быть  использованы в качестве общей методологии  социально- психологического исследования.

При соблюдении условий, что в каждом  конкретном случае будут разграничены право социального психолога, который может обращаться к любой, в том числе и к марксистской, философской ориентации при разработке собственного  исследовательского подхода, нет необходимости  отрицать возможность марксисткой ориентации в социальной психологии.  

Началом превращения социальной психологии в экспериментальную науку считается  время, наступившее после первой мировой войны в 20 веке. Была предложена программа в Европе и в США Ф. Олптором, в этой программе были написаны требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину. В это время в США происходит бурное становление экономики и это стимулировало практику прикладных исследований, что заставило социальных психологов повернуться лицом к социально-психологической теме. Так как старая социальная психология не могла решить проблемы, которые возникали в капиталистическом мире в условиях экономического кризиса, то к этому времени обозначились четко три основных подхода: генштальт теория, бихевиоризм, психоанализ. Социальная психология стала опираться на эти идеи, особое внимание было уделено бихевиористическому подходу. Это соответствовало построению строго экспериментальной дисциплины. Главное внимание исследовании начинает уделять малой группе.

Увлечение экспериментальными методиками способствовало применению исследовательских   процессов, которые протекали в  малых группах. Развитие экспериментальных  методик имело большое развитие социально-психологического знания. В США такое увлечение экспериментальными исследованиями привело к одностороннему развитию социальной психологии: был утерян интерес к теории и вся идея теоретической социальной психологии баласкоминтированна. Но с другой стороны именно в этот период социальная психология набрала силу, как научная дисциплина, были разработаны методики, которые позднее вошли во все учебники по исследованиям в области малых групп. Но такое увлечение малыми группами не позволяла решать проблему, связанную с особенностями массовых процессов. Проблематика их психологической стороны оказалась практически исключенной из анализа, и хотя в экспериментальной ориентации, пытались дать достоверное знание о реальных проблемах общества, получили то, что само социальное  содержание было окончательно выложено искусно проводимых лабораторных исследованиях.

С 30 годов 20 века начался бум экспериментальных  исследований, теоретические исследования стали непопулярны и малочисленны, но все же продолжали существовать. В наше время интерес к ним  стал возрастать, концентрируется интерес возле четырех направлений: когнитивные теории, бихевиоризм, психоанализ, интеракционизм. Три из них являются социально психологическим вариантом основных течений психологической мысли, а интеракционизм – представлял собой социологический источник

В социальной психологии бихевиоризм  использует сейчас варианты общепсихологического течения, которые связаны с необихевиаризмом – здесь выделяют два направления (введение идеи промежуточных форм классического бихевиоризма). 

Н. Миллер и Д. Доллар разработали  теорию фрустрации- агрессии опираясь, на подход Хала, Дж. Гибо и Г. Келли  в рамках этого же подхода разработали  многочисленные модели дидактического взаимодействия. В  идеи социально-психологического бихевиоризма – социальный обмен стоит отдельно и разрабатывается в рамках Д. Хомса. Необихевиоризм и в социальной психологии претендует на создание стандарта подлинного научного исследования с хорошей техникой измерения и лабораторными экспериментами. Но так как в основном работы были выполнены на животных, идею основной методологический упрек,  и социальные психологи пытаются преодолеть это направление. В рамках этого течения очень мал «социальный контекст» и социальная психология почти не имеет социального вида. В социальной психологии психоанализ не имел такого широкого распространения, как бихевиоризм, но и здесь есть ряд приемом построения социально-психологических попыток. Идеи классического Фрейдизма непосредственно включенных в орбиту социальной психологии имеет ряд других теорий. Примером являются все теории групповых процессов, здесь применялись попытки уйти от только диадического взаимодействия и рассмотреть ряд процессов  в более многочисленной группе.

В рамках этого течения  появились  группы тренинги, где использовали социально-психологические механизмы воздействия людей  друг на друга.

Эти теории не считаются системно реализующими,  основные идеи психоанализа были выделены отдельные положения, которые входили в исследовательскую  практику.  Психоанализ помог развитию нового течения гуманистической психологии, это течение опирается на теорию и практику групп тренинга и строит свою проблематику. Это помогает претендовать ей на одно из ведущих мест по своей популярности.

В большей мере в интеракционизме, чем в других теоретических ориентациях была сделана попытка установить социальные детерминанты человеческого поведения, здесь вводится кочевое понятие взаимодействие, в ходе этого взаимодействия   и осуществляется формирование личности. Очень многие социальные причины были исключены из анализа, так индивид практически не был включен в систему общественных отношений, в социальную структуру общества и поэтому коренные методологические проблемы и здесь не были решены.

Рассмотрение социального поведения  и точки зрения познавательных процессов индивида является - когнитивизмом. Общий рост когнитивных идей в психологии дал толчок к развитию когнитивистикой ориентации в социальной психологии, особое место имеют так называемые теории когнитивного соответствия. Во всех теориях таких как: теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера,  теория коммуникативных актов Т. Ньюкома, в этой сфере когнитивизма работают известные американские исследователи Д. Кретч, Р. Крачвилд.  Во всех этих теориях пытались объяснить социальное поведение личности. Но эта модель крайне уязвима так как  «соответствие», которого стремился достичь индивид, никак не связано с противоречиями реального мира, хотя именно эта мысль была представлена основной объяснительной моделью.  Но, несмотря на все противоречия, когнитивистская ориентация в настоящее время получает все более широкое распространение, что делают когнитивистскую ориентацию очень популярной. Потому, что внимание к проблемам рационального поведения человека полны знания для объяснения окружающего мира. И еще дает возможность исследовать фундаментальные проблемы социальной психологии.

Четвертая теория это интеракционизм источником этой теории является Г. Мид. В современной социальной психологии  в интеракционизме сделана попытка  установить именно социальные детерминанты человеческого поведения, и здесь эта мысль была представлена в большей степени, чем в других теориях. Но и здесь индивид по существу не включен в систему общественных отношений, не включен в социальную структуру общества. Коренные методологические проблемы включения социального «контекста» в исследованиях не решены и здесь. Но основной идеей интеракционизма является то, что личность всегда социальна и не может формироваться вне общества.

Так, что же такое  социальная психология как область знания – это область психологии, которая изучает психологические явления и деятельность людей  и закономерности поведения людей в то время, когда они включены в социальные группы, а так же изучает психологические характеристики  этих групп. Особые психологические факторы, закономерности и механизмы, которые присуще обществу и человеку в них называются социально-психологическими явлениями. Можно выделить несколько функций социальной психологии: социальная адаптация, где сознание индивида приводится в соответствии с принципами и нормами, которые присущи данной социальной группе. Следующей функцией является  приведение поведения личности в соответствии с нормами принятыми в данном социуме  или назвать одним словом – социальная корреляция.  Существует функция социального контроля, где регулируется поведение людей информационными санкциями общества. Освобождение от социально- психологического напряжения без нарушения общественных норм или психологическая разгрузка. Социальная активация – организации массовых эволюций через человеческую деятельность.  

 

 

 

 

 

3 Методология и область знания социальной психологии

 

Для любой науки проблемы исследования  методологии являются актуальными. В современную эпоху возрастает знание средств, которые решают усложнившиеся  задачи науки. Так же возникновение в обществе новых форм науки дают толчок  для создания больших исследовательских коллективов, в нутрии этих коллективов ученым необходимо разработать одиночную систему принимаемых методов, единую стратегию исследований .

Развитие кибернетики и математики рождает класс междисциплинарных методов, эти методы применяются в различных дисциплинах. Исследователям приходится контролировать свои познавательные действия. Возникновение логики и методологии служит доказательством того, что интерес  современной науки к проблемам методологии очень велик. Анализом методологических проблем начинают заниматься не только философы, хотя они были специалистами в этой дисциплине, но и представители конкретных наук. Возникает внутри научная методологическая рефлексия. Так как социальная психология была относительно еще молода, возникла необходимость руководствоваться в исследовательской практике одновременно методологическими принципами двух дисциплин: психологии и социологии. Для социальной психологии была поставлена новая задача соотношение друг другу закономерностей, таких как развитие психики человека и общественного развития.

Так,  что же вообще подразумевается  под понятием методология. В современном  научном знании «методология» обозначает три различных уровня «научного подхода». Это общая методология, частная (или специальная методология, и совокупность конкретных методологических приемов).

Под понятием общая методология  подразумевается общий философский  подход, общий способ познания, который  принимает исследователь, формирование общих принципов, которые применяются в исследованиях как осознанно так и не осознанно. Социальная психология определенно должна была понимать вопрос о существовании соотношения общества и личности, природы человека.

Общая методология принятие исследователями различных философских систем. Частная методология является определенным способом знаний, который адаптирован в более узкой сфере этих знаний, это реализация философских принципов, которые применяются к специфическому объекту исследования.

Социальная психология имела двойственное происхождение, то и формирование социальной методологии было сформировано как  в психологии, так и в  социологии.

Как же применяется принцип деятельности в отечественной психологии, это  означает признание деятельности сущность способа бытия человека,

В социологии способ существования  человеческого общества, реализация социальных законов, которые проявляются  через деятельность людей. Деятельность производит, а так же изменяет конкретные условия существования индивидов, о так же общества в целом. Только через деятельность личность может включиться  в систему общественных отношений. В психологии деятельность является специфическим видом активности людей, как субъективно-объектное отношение, где человек это субъект, который определенным способом относится к объекту и овладевает им.

Деятельность помогает человеку реализовывать  свои интересы и в тоже время преобразовывать  мир, удовлетворить свои потребности, а это ведет к рождению новых  потребностей. Можно сделать вывод, что деятельность это процесс, в ходе которого развивается человеческая личность.

Одним из принципов специальной  методологии является деятельность. Содержание принципа деятельности раскрывается в следующих положениях: совместная социальная деятельность людей, во время деятельности возникают особые связи, такие как коммуникативные; как определенные системы деятельности позволяет исследовать реальные социальные группы идей коллективного субъекта; если принять группы, как субъект деятельности, то можно изучить цели групп, ее мотивы, потребности.

Функция специальной методологии  – это превращение принципа социально  психологического исследования,  который  определяет исследовательскую стратегию. Совокупность конкретных методологических исследований и является методологией. Ее суть в том, что какие бы эмпирические и экспериментальные методики не применялись, но они не могут рассматриваться отдельно от общей и специальной методологии. Итак, любой методический прием: тест, анкета, социометрия всегда применяется в условиях решения ряда более принципиальных вопросов исследования. Философские принципы не могут применяться в исследованиях каждой науки  непосредственно, они изменяются через принципы специальной методологии. Методологические приемы могут быть независимы от методологических принципов и могут  применяться в одинаковой форме в рамках различных методологических ориентаций, хотя общий набор методик несут методологическую нагрузку.

Информация о работе Социальная психология как область знания: история развития и методология