Социальная психология малых групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать трудовой коллектив магазина «Книгочей» ОАО «Белкнига» с точки зрения функционирования малой группы.
Для достижения поставленной цели необходимо поэтапно решить следующие задачи:
• определить сущность малой группы;
• проанализировать основные виды малых групп, дать их классификацию;
• провести экспериментальное исследование функционирования малой группы на примере трудового коллектива магазина «Книгочей» ОАО «Белкнига».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОЙ ГРУППЫ 5
1.1. Определение малой группы и ее границ 5
1.2. Классификация малых групп 8
2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МАЛОЙ ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 13
2.1. Социометрия малой группы 13
2.2. Определение индекса групповой сплоченности Сишора 17
2.3. Психологический климат в малой группе 19
2.4.Определение лидера в малой группе 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
ПРИЛОЖЕНИЯ 29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 120.44 Кб (Скачать файл)

Деление на группы членства и референтные группы открывает интересную перспективу для прикладных исследований, в частности в области изучения противоправного поведения подростков: выяснить вопрос, почему человек, включенный в такие группы членства, как школьный класс, спортивная команда, начинает вдруг ориентироваться не на те нормы, которые приняты в них, а на нормы совсем других групп, в которые он первоначально совсем не включен (каких-то сомнительных элементов «с улицы»). Механизм воздействия референтной группы позволяет дать первичную интерпретацию этого факта: группа членства потеряла свою привлекательность для индивида, он сопоставляет свое поведение с другой группой [9, c. 109].

Кроме рассмотренных, существуют и другие классификации малых групп. Так, А.В. Петровский различает группы по степени их развития, учитывая при этом характер межличностных отношений. Иерархию реальных контактных групп он представляет следующим образом: диффузная группа - в ней взаимоотношения опосредуются только симпатиями-антипатиями, но не содержанием групповой деятельности; ассоциация - группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями; корпорация - взаимоотношения опосредуются личностно значимым, но асоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности; коллектив - взаимоотношения опосредуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности [17, c. 46].

Особо благоприятное значение для членов группы, их социализации, самоактуализации и самоутверждения, а также успехов совместной деятельности имеет группа, находящаяся на высоком уровне социально-психологического развития и характеризующаяся как коллектив.

Он отличается наивысшей сплоченностью, единством устремлений на достижение общественно и личностно значимых целей, взаимным упрочением формальной и неформальной структур, социально зрелыми групповыми явлениями (групповыми нормами, коллективным мнением, настроениями, традициями и обычаями и пр.), деловыми и товарищескими взаимоотношениями, доброжелательностью, дружбой, товариществом, взаимопомощью, согласованностью действий, коллективизмом, эмоциональным подъемом, высокой групповой идентифицированностью членов, умением их сочетать личные отношения с коллективными, настроениями удовлетворенности членством в коллективе и гордостью за принадлежность ему. В коллективе присутствует чувство чести коллектива, необходимости уважать, беречь и укреплять его [5, c.56].

Таким образом, обилие малых групп в обществе предполагает их огромное разнообразие. Сегодня существуют самые различные основания для классификации малых групп: группы различаются по времени их существования (долговременные и кратковременные), по степени тесноты контакта между членами, по способу вхождения индивида и т.д. В настоящее время известно около пятидесяти различных оснований классификации. Как показало исследование, наиболее распространенными являются три классификации: деление малых групп на «первичные» и «вторичные», деление их на «формальные» «неформальные», деление на «группы членства» и «референтные группы».

 

2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ  МАЛОЙ ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ  ПСИХОЛОГИИ

2.1. Социометрия малой группы

Малая группа, что отмечалось выше, как объект исследования занимает особое место в системе социальных наук. Она концентрирует в себе целый ряд важных проблем как социально-практического, управленческого, так и теоретико-исследовательского характера.

Процесс непосредственного социального взаимодействия, происходящий в малой группе и создающий социальную «микросреду» человека, является чрезвычайно сильным фактором формирования и воспитания личности, социально-психологического стимулирования и регулирования ее деятельности. Малая группа - важный элемент социальной системы в целом, она фокусирует в себе те общественные отношения, в которые она вплетена, воплощает их во внутригрупповые отношения. Знание механизмов этих отношений представляет собой необходимый элемент социального управления, построенного на научной основе. В то же время именно в малой группе действие этих механизмов столь наглядно и разнообразно, что позволяет успешно применять и анализировать самые различные подходы к объяснению социальной реальности - социологический, социально-психологический и психологический, динамический и статистический и т. д.

Термин «социометрия» происходит от латинского слова «societas» - общество и греческого «metruin» - измеряю и обозначает с одной стороны отрасль социальной психологии и социологии, изучающую межличностные отношения в малых группах количественными методами с акцентом на изучение симпатий и антипатий внутри группы, а с другой стороны - прикладное направление, включающее изучение, совершенствование и использование соответствующего инструментария для решения практических задач [10, c. 74].

Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, то есть взаимных симпатий и антипатий между членами группы.

Если конкретизировать, то назначение социометрической процедуры может быть трояким: во-первых, измерение степени сплоченности - разобщенности в группе; во-вторых, выявление «социометрических позиций», то есть соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии - антипатии, где на крайних полюсах оказывается «лидер» группы и «отвергнутый»; в-третьих, обнаружение внутригрупповых подсистем - сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные «лидеры» [25, c. 176].

С помощью этого способа можно установить популярность - непопулярность отдельных членов группы, изучить типологию социального поведения людей в условиях коллективной деятельности, вскрыть неформальную структуру группы, выявить степень социально-психологической совместимости ее членов и т.п.

В качестве экспериментальной группы нами был выбран трудовой коллектив магазина «Книгочей» ОАО «Белкнига» в количестве 20 человек.

В основе лежат формальные критерии, направлены на изучение взаимоотношений в ведущем виде деятельности группы. Критерии  формулируются в виде вопросов, ответы на них и служат основанием для установления структуры взаимоотношений.

Процедура: каждому давался заранее приготовленный бланк (см. Приложение 1), осуществлялась инструкция по заполнению.  В ходе исследования было важно проанализировать деловые отношения в трудовом коллективе магазина «Книгочей» ОАО «Белкнига». Для этого были сформулированные следующие вопросы:

  1. ситуация а: «Кого из членов Вашего трудового коллектива Вы попросили бы, в случае необходимости, предоставить Вам помощь в выполнении профессиональных обязанностей (в первую, вторую, третью очередь)?»
  2. ситуация б: «Кого из членов Вашего трудового коллектива Вы не хотели бы просить, в случае необходимости, предоставить Вам помощь в выполнении профессиональных обязанностей (в первую, вторую, третью очередь)?»

После проведения процедуры анкетирования, нами были получены следующие результаты, которые нашли свое отражение в составлении социоматрицы, то есть сведение всех результатов опроса с личных карточек в общую таблицу (см. таблица 2.1.1.). При этом, результаты выборов были разнесены по матрице с помощью условных обозначений. По вертикали и горизонтали записывались за номерами фамилии всех членов группы, которая изучается, список которых находится в Приложении 2. Далее, на соответствующих пересечениях цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами -1, -2, -3 — тех, кого подопытный не избирает в первую, вторую и третью очередь.

Подчеркнем, что взаимный положительный или отрицательный выбор ставится в скобки. После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь равняется +3 баллам (-3), во вторую — +2 (-2), в третью — +1(-1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.

Таблица 2.1.1. Социоматрица

№ п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1

       

-3

   

+(3)

 

-2

 

+(1)

 

+(2)

   

-1

     

2

+2

       

-3

       

-2

 

+(1)

     

-(3)

 

+3

 

3

     

+3

     

+1

   

-3

   

+2

   

-2

 

-(3)

 

4

 

-3

   

+1

   

-1

       

-2

 

+2

       

+3

5

         

-1

 

+2

 

+1

 

-3

     

+3

-2

     

6

+3

         

-2

     

-3

+1

   

+2

     

-2

 

7

   

+1

 

-1

         

+2

   

-3

+(3)

   

-2

   

8

+(1)

       

-2

   

-1

+(2)

         

+(3)

-3

     

9

     

-3

 

+2

-1

         

+1

 

-3

 

+3

     

10

 

-1

     

-3

 

+(1)

   

-2

   

+(2)

+(3)

         

11

     

-3

       

-2

     

+(1)

+2

     

+(3)

 

-1

12

+(1)

   

-3

   

-2

   

+3

       

+2

-(1)

       

13

 

+(2)

-3

             

+(1)

-1

     

-2

 

+3

   

14

+(2)

       

-1

     

+(1)

   

-2

   

+3

   

-(3)

 

15

 

-2

       

+(1)

   

+(2)

-1

 

-3

           

+3

16

+1

     

-1

   

+(2)

+3

   

-(2)

         

-3

   

17

 

-(1)

       

+3

 

-2

           

-3

 

+(2)

 

+1

18

       

+3

       

-3

+(2)

 

-2

         

+1

-1

19

   

-(1)

     

-3

 

+1

   

+2

 

-(2)

 

+3

       

20

 

-1

+3

       

+1

 

-2

   

-3

   

+2

       

КВ +

6

1

2

1

2

1

2

6

2

5

3

3

3

4

5

5

1

4

1

3

КВ -

-

-5

-2

-3

-3

-5

-4

-1

-3

-3

-5

-3

-5

-2

-1

-3

-5

-2

-3

-2

КВВ +

3

1

-

-

-

-

1

3

-

3

2

1

2

2

2

1

-

2

1

-

КВВ -

-

1

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-1

-

-1

-

-1

-1

-

-2

-

СБ

9

-2

1

-2

-1

-4

-1

8

-1

5

0

0

0

3

8

3

-5

4

-3

1


 

Примечание к таблице 2.1.1:

КВ +: количество положительных выборов

КВ -: количество отрицательных выборов

КВВ +: количество положительных взаимовыборов

КВВ -: количество отрицательных взаимовыборов

СБ – сумма баллов

Подчеркнем, что число выборов показывает популярность члена коллектива. Если у двух человек количество выборов одинаково, то смотрят по количеству набранных баллов. Чтобы яснее представить положение каждого работника, была составлена карта социометрического выбора. Она представляет собой четыре окружности, расположенных друг в друге. В центральном, наименьшем круге, располагают испытуемых с большим, чем у других, количеством выборов – это «звезды». Во 2-м круге находятся номера «предпочитаемых», в 3-й окружности – «игнорируемых», если выборы с отрицательным знаком – это «изолированные», они находятся в 4-м круге. Таким образом, в 1-м и 2-м кругах расположены фамилии людей, занимающих благоприятное положение в группе, а оказавшиеся в 3-м и особенно 4-м круге находятся в неблагоприятном положении. Наглядно, результаты представлены в виде рисунка 2.1.2.


 

 


 


 


 

 

Рисунок 2.1.1. Карта социометрического выбора

В целом, анализ социоматрицы дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Основное достоинство социоматрицы — возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе.

Таким образом, эмпирическое исследование малой группы (трудового коллектива магазина «Книгочей» ОАО «Белкнига») показало, что наибольшим влиянием в группе обладают трое: Казмирчук Т.Л. (№1),  также Рубцова Ю.А. (№8) и Демченко О.В. (№ 15) - это свидетельствует о том, что они являются наиболее благополучными в общении.

В свою очередь, безусловный лидер, у которого все выборы позитивные – Казмирчук Т.Л. (№1): она имеет наибольшее число выборов, причем только положительные – 9.

Сложно сказать, кто из коллектива обладает наименьшим влиянием, так как больше половины из них отрицательных выборов имеют больше, чем положительных. А большое число отрицательных показателей свидетельствует о том, что данные люди слабо включены в процесс совместной деятельности, несерьезно относятся к происходящему в группе, а может быть даже и мешают ее деятельности.

Таким образом, исследование показало, что в трудовом коллективе существенное количество сотрудников «изолированных» и «отверженных», что свидетельствует о том, что группа развита по типу ассоциации, что показывает невысокий уровень развития в ней совместной деятельности.

В свою очередь, анализ позитивных выборов позволяет сделать вывод, что в коллективе функционируют три подгруппы, основу первой составляет Казмирчук Т.Л. (№1), основу второй подгруппы – Рубцова Ю.А.(№8) и третья – Демченко О.В. (№ 15).

В целом, можно заключить, что ценность каждого участника группы не до конца раскрыта, о чем свидетельствуют отрицательные социометрические статусы.

 

2.2. Определение индекса групповой сплоченности Сишора

Рассматривая закономерности развития малой группы как определенное сочетание процессов групповой дифференциации и интеграции, в качестве одного из основных параметров развития малой группы большинство психологов выделяют групповую сплоченность или единство группы. Понятие «сплоченность» используется для обозначения таких социально-психологических характеристик малой группы, как степень психологической общности, единства членов группы, теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия, степень эмоциональной привлекательности группы для ее членов.

Групповую сплоченность – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, – можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма: +19 баллов, минимальная: -5). В ходе опроса баллы указывать не нужно [22, c. 178].

Таким образом, испытуемым было предложено ответить на следующие тестовые вопросы:

1. Как бы вы оценили свою  принадлежность к группе?  
   1. Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5).  
   2. Участвую в большинстве видов деятельности (4).  
   3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).  
   4. Не чувствую, что являюсь членом группы (2).  
   5. Живу и существую отдельно от нее (1).  
   6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1).  
2. Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?  
   1. Да, очень хотел бы перейти (1).  
   2. Скорее перешел бы, чем остался (2).  
   3. Не вижу никакой разницы (3).  
   4. Скорее всего остался бы в своей группе (4).  
   5. Очень хотел бы остаться в своей группе (5).  
   6. Не знаю, трудно сказать (1).  
3. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?  
   1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).  
   2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).  
   3. Хуже, чем в большинстве классов (1).  
   4. Не знаю, трудно сказать (1).  
4. Каковы у вас взаимоотношения с руководством?  
   1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).  
   2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).  
   3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1).  
   4. Не знаю. (1)  
5. Каково отношение к делу (учебе и т. п.) в вашем коллективе?  
   1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).  
   2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).  
   3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1).  
   4. Не знаю (1).

Информация о работе Социальная психология малых групп