Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 12:41, курсовая работа
Описание работы
Цель курсовой работы – проанализировать трудовой коллектив магазина «Книгочей» ОАО «Белкнига» с точки зрения функционирования малой группы. Для достижения поставленной цели необходимо поэтапно решить следующие задачи: • определить сущность малой группы; • проанализировать основные виды малых групп, дать их классификацию; • провести экспериментальное исследование функционирования малой группы на примере трудового коллектива магазина «Книгочей» ОАО «Белкнига».
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОЙ ГРУППЫ 5 1.1. Определение малой группы и ее границ 5 1.2. Классификация малых групп 8 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МАЛОЙ ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 13 2.1. Социометрия малой группы 13 2.2. Определение индекса групповой сплоченности Сишора 17 2.3. Психологический климат в малой группе 19 2.4.Определение лидера в малой группе 22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27 ПРИЛОЖЕНИЯ 29
Обработка и интерпретация результатов
теста, строится на следующих цифровых
показателях.
15,1 баллов и выше –
высокая;
11,6 – 15 балла – выше
средней;
7- 11,5 – средняя;
4 – 6,9 – ниже средней;
4 и ниже – низкая.
Таким образом, в результате
исследования общая сумма баллов испытуемых
составила 224 балла, что отражает средний
балл 11,2, что, в свою очередь, свидетельствует
о среднем уровне сплоченности трудового
коллектива магазина «Книгочей».
2.3. Психологический климат
в малой группе
Психологический климат на
эмоциональном уровне отражает сложившиеся
в коллективе взаимоотношения, характер
делового сотрудничества, отношение к
значимым явлениям жизни. Складывается
психологический климат за счет психологической
атмосферы, — группового эмоционального
состояния — которая, однако, имеет место
в относительно небольшие отрезки времени
и которая, в свою очередь, создается ситуативными
эмоциональными состояниями коллектива.
Для общей оценки некоторых
основных проявлений психологического
климата коллектива можно воспользоваться
картой-схемой Л. Н. Лутошкина. Здесь в
левой стороне листа описаны те качества
коллектива, которые характеризуют благоприятный
психологический климат, в правой — качества
коллектива с явно неблагоприятным климатом.
Степень выраженности тех или иных качеств
можно определить с помощью 7-балльной
шкалы, помещенной в центре листа (от +3
до –3).
Используя схему, следует прочесть
сначала предложение слева, затем — справа
и после этого знаком «+» отметить в средней
части листа ту оценку, которая наиболее
соответствует истине.
Надо иметь в виду, что оценки
означают:
+3 — свойство, указанное
слева, проявляется в коллективе
всегда;
+2 — свойство проявляется
в большинстве случаев;
+1 — свойство проявляется
достаточно часто;
0 — ни это, ни противоположное
(указанное справа) свойства не
проявляются достаточно ясно
или то и другое проявляются
в одинаковой степени;
–1 — достаточно часто проявляется
противоположное свойство (указанное
справа);
–2 — свойство проявляется
в большинстве случаев;
–3 — свойство проявляется
всегда.
Таким образом, сотрудникам
магазина были розданы бланки, в которых
предлагалось оценить, как проявляются
перечисленные свойства психологического
климата в вашем коллективе. Бланк для
заполнения представлен в Приложении
3.
Отметим, что интерпретация
полученных результатов осуществляется
в несколько этапов.
Первый этап: необходимо сложить
все абсолютные величины сначала (+), потом
(–) оценок, данных каждым участником опроса.
Затем из большей величины вычесть меньшую.
Получается цифра с положительным или
отрицательным знаком. Так обрабатывают
ответы каждого члена коллектива.
Второй этап: все цифры, полученные
после обработки ответов каждого, необходимо
сложить и разделить на количество отвечающих.
Затем полученную цифру необходимо сравнить
с «ключом» методики: +22 и более — это высокая
степень благоприятности социально-психологического
климата; от 8 до 21 — средняя степень благоприятности
социально-психологического климата;
от 0 до 7 — низкая степень (незначительная)
благоприятности; от 0 до (–8) — начальная
неблагоприятность социально-психологического
климата; от (–9) до (–10) — средняя неблагоприятность;
от (–11) и ниже в отрицательную сторону
— сильная неблагоприятность [8, c. 15].
Таким образом, сотрудниками
магазина была набрана общая сумма баллов
136, следовательно, средний балл составляет
6,8, что в соответствии с «ключом» методики
показывает низкую степень (незначительную)
благоприятности.
Такой подсчет можно сделать
по каждому свойству:
а) записать, а затем
сложить оценки, данные отдельному
свойству каждым участником опроса;
б) полученную цифру разделить
на число участников. Когда будут подсчитаны
индексы по каждому свойству, выстраивают
ранжированный ряд из этих цифр по степени
убывания их величины.
Отметим, что в среднем визуально
предпочтения сотрудников распределились
следующим образом, что представлено в
диаграмме 2.3.1.
Подчеркнем, что каждый
ряд (от 1 до 14) соответствует высказываниям,
предложенным респондентам в
бланке методики (Приложение 3).
Диаграмма 2.3.1. Результат методики определения
психологического климата в малой группе
Примечание: каждый ряд соответствует
порядковому номеру высказывания, предложенного
в методике на определение психологического
климата (Приложение 3).
Таким образом, благодаря данной
методике можно выявить свойства свойства,
способствующие как сплочению коллектива
(положительные), так и его разобщению
(свойства с отрицательным знаком). В нашем
случае, в большей степени сплочения оказывает
то, что, как правило, сотрудники магазина
«Книгочей» с уважением относятся к мнению
друг друга. В свою очередь, как отмечают
сами сотрудники магазина, самыми слабыми
сторонами коллектива, которые оказывают
влияние на психологический климат –
это, во-первых, коллектив пассивен и инертен,
а, во-вторых, коллектив невозможно поднять
на совместное дело, каждый думает только
о собственных интересах.
В данном случае, диаграмма
отражает общее психологическое настроение
в коллективе магазина «Книгочей» ОАО
«Белкнига».
Таким образом, выбранная методика
диагностирует уровень сформированности
группы как коллектива и позволяет (при
многократном исследовании) проследить
динамику его развития (тех свойств, которые
«заложены» в опросном листе).
2.4.Определение лидера в малой
группе
Феномен лидерства привлекает
внимание исследователей прежде всего
исключительной практической значимостью
проблемы с точки зрения повышения эффективности
управления в различных сферах общественной
жизни. Лидерство в малой группе — это
феномен воздействия или влияния индивида
на мнения, оценки, отношения и поведение
группы в целом или отдельных ее членов.
Лидерство основано наличных качествах
лидера и социально-психологических отношениях,
складывающихся в группе. Поэтому лидерство
как явление, основанное на социально-психологических
механизмах, следует отличать от руководства,
в основе которого лежит использование
экономических, организационных и командно-административных
методов воздействия (Б.Д. Парыгин) [14, c.
245].
Основными референтами (признаками)
лидерства являются: более высокая активность
и инициативность индивида при решении
группой совместных задач, большая информированность
о решаемой задаче, членах группы и ситуации
в целом, более выраженная способность
оказывать влияние на других членов группы,
большее соответствие поведения социальным
установкам, ценностям и нормам, принятым
в данной группе, большая выраженность
личных качеств, эталонных для данной
группы.
Основные функции лидера: организация
совместной жизнедеятельности в различных
ее сферах, выработка и поддержание групповых
норм, внешнее представительство группы
во взаимоотношениях с другими группами,
принятие ответственности за результаты
групповой деятельности, установление
и поддержание благоприятных социально-психологических
отношений в группе.
В соответствии с выделением
двух основных сфер жизнедеятельности
малой группы: деловой, связанной с осуществлением
совместной деятельности и решением групповых
задач, и эмоциональной, связанной с процессом
общения и развития психологических отношений
между членами группы, выделяют два основных
вида лидерства: лидерство в деловой сфере
(иногда его называют «инструментальное
лидерство») и лидерство в эмоциональной
сфере («экспрессивное лидерство»). Эти
два вида лидерства могут быть персонифицированы
в одном лице, но чаше они распределяются
между разными членами группы. В зависимости
от степени выраженности направленности
на ту или иную сферу жизнедеятельности
группы можно выделить типы лидеров, ориентированных
на решение групповых задач, лидеров, ориентированных
на общение и взаимоотношения в группе,
и универсальных лидеров. Внутри каждой
из сфер групповой жизнедеятельности
могут быть выделены более дифференцированные
роли: лидер — организатор, лидер — специалист,
лидер — мотиватор, лидер — генератор
эмоционального настроя и т.д.
Феномен лидерства определяется
взаимодействием ряда переменных, основными
из которых являются: психологические
характеристики личности самого лидера,
социально-психологические характеристики
членов малой группы, особенности ситуации,
в которой находится группа, и характер
решаемых задач [15, c.111].
В свою очередь, в ключе исследования
малой группы, а именно магазина «Книгоочей»
важно было также определить лидера или
лидеров трудового коллектива. Отметим,
что, согласно, социометрического исследования,
были отмечены три лидера: Казмирчук Т.Л.
(№1), Рубцова Ю.А.(№8) и Демченко О.В.
(№ 15).
В данном случае, испытуемым
был предложен тест, состоящий из 50 вопросов,
основной целью которого явилось выявление
лидерских качеств сотрудников трудового
коллектива.
Результаты проведенного исследования,
можно представить в виде диаграммы, которая
наглядно отразит распределение лидерских
позиций испытуемый.
Диаграмма 2.4.1. Результаты теста «Определение
лидерских качеств»
Так, согласно проведенному
исследованию, 2 сотрудника набрали количество
баллов в пределах «36-40», что отражает
высокий уровень лидерских качеств, они
хорошо развиты, и у сотрудников есть предпосылки
стать управленцами - это Казмирчук Т.Л.
(№1) и Демченко О.В. (№ 15), что также находит
свое совпадение и в социометрическом
исследовании. Далее, 5 сотрудников трудового
коллектива при ответе на вопросы теста,
набрали баллы в количестве от 25 до 35, что
показывает, что у них лидерские качества
развиты средне, этот уровень достаточен
для руководителей среднего звена.
В свою очередь, как видно из
диаграммы, большинство - 13 человек,
набрали менее 25 баллов, что у них лидерские
качества выражены слабо, их следует развивать.
Таким образом, проведенное
исследование на выявление лидерских
качеств среди сотрудников магазина «Книгочей»,
показало, что в трудовом коллективе присутствуют
работники, которые обладают высоким уровнем
лидерских качеств, что отражается в воздействии
и влиянии данных работников на мнения,
оценки, отношения и поведение группы
в целом и отдельных ее членов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в заключение
необходимо отметить, что проведенное
теоретическое исследование показало,
что непосредственным проводником влияния
общества и больших социальных групп на
индивида (как в общем и наоборот: индивида
на общество) является малая группа. Она
представляет собой небольшое объединение
людей (от 2 – 3 до 20 – 30 человек) , занятых
каким-либо общим делом и находящихся
в прямых взаимоотношениях друг с другом.
Малая группа представляет собой элементарную
ячейку общества. В ней человек проводит
большую часть своей жизни. Известный
тезис о зависимости психологии и поведения
личности от социальной среды правильнее
было бы сформулировать как мысль о зависимости
личности от психологии и отношений, существующих
в малых группах. Примерами малых групп,
наиболее значимых для человека, являются
семья, школьный класс, трудовой коллектив,
объединения близких друзей, приятелей
и т.п.
Малую группу характеризует
психологическая и поведенческая
общность ее членов, которая выделяет
и обособляет группу, делает ее
относительно автономным социально-психологическим
образованием. Эта общность может обнаруживаться
по разным характеристикам – от чисто
внешних (например, территориальная общность
людей как соседей) до достаточно глубоких
внутренних (например, члены одной семьи).
Мера психологической общности определяет
сплоченность группы – одну из основных
характеристик уровня ее социально-психологического
развития.
Малые группы могут
быть разными по величине, по
характеру и структуре отношений,
существующих между их членами,
по индивидуальному составу, особенностям
ценностей, норм и правил взаимоотношений,
разделяемых участниками, межличностным
отношениям, целям и содержанию
деятельности. Количественный состав
группы на языке науки называется
ее размером, индивидуальный –
композицией. Структуру межличностного
общения, или обмена деловой и
личностной информацией, именуют
каналами коммуникаций, нравственно-эмоциональный
тон межличностных отношений
– психологическим климатом группы.
Общие правила поведения, которых
придерживаются члены группы, называют
групповыми нормами. Все перечисленные
характеристики представляют собой
основные параметры, по которым
выделяют, разделяют и изучают
малые группы в социальной
психологии.
Предметом нашего исследования,
в качестве малой группы, выступил трудовой
коллектив магазина «Книгочей» ОАО «Белкнига».
С точки зрения функционирования данной
малой группы, в результате экспериментального
исследования были сделаны следующие
выводы:
во-первых, социометрическое
исследование, направленное на диагностику эмоциональных
связей, взаимных симпатий и антипатий
между членами группы коллектива показало,
что в трудовом коллективе магазина «Книгочей» ОАО «Белкнига» существенное количество сотрудников
«изолированных» и «отверженных», что
свидетельствует о том, что группа развита
по типу ассоциации, что показывает невысокий
уровень развития в ней совместной деятельности;
во-вторых, оценивая результаты групповой
сплоченности сотрудников были сделаны выводы, что коллектив можно охарактеризовать с точки зрения среднего уровня сплоченности трудового коллектива магазина «Книгочей» ОАО «Белкнига»;
в-третьих, согласно результатам
исследования была, в целом, отмечена низкая степень (незначительная) благоприятности психологического климата, однако, также были подмечены основные моменты, которые скрепляют трудовой коллектив, и возможно опираясь на сильные стороны в данном случае, можно работать над благоприятностью в трудовом коллективе магазина «Книгочей» ОАО «Белкнига»;
в-четвертых, исследование показало,
что в трудовом коллективе присутствуют
сотрудники с высоким уровнем развития
лидерских качеств, что, безусловно, не
должно остаться не замеченным, так как
данные сотрудники не только обладают
лидерским качествами, но и признаются
наибольшим числом работников как наиболее предпочитаемые.