Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 21:21, курсовая работа
Актуальность темы предполагает обсуждение вопросов касающихся содержания и технологии социальной реабилитации престарелых граждан. Старение населения - наиболее характерное демографическое явление современной эпохи. Многолетнее снижение уровня естественного воспроизводства населения в сочетании с увеличением абсолютной численности людей старших возрастов сделал процесс демографического старения населения практически необратимым, а резкий спад рождаемости в 90-е годы прошлого столетия его ускорил. Население планеты столкнулось с беспрецедентными демографическими изменениями.
Введение…………………………………………………………………………4
1. Теоретические аспекты социальной реабилитации престарелых………….6
1.1 Реабилитация, как вид социальной работы………………………………..6
1.2 Понятие и сущность социальной реабилитации…………………………...9
2. Изучение опыта реабилитационной деятельности с пожилыми…………..15
2.1 Методы и формы социальной реабилитационной деятельности………...15
2.2 Технология социальной реабилитации с пожилыми гражданами……….21
Заключение………………………………………………………………………24
Использованные источники литературы………………………………………26
Существенное отличие реабилитации состоит в том, что в реабилитационном процессе участвуют приспособительные и компенсаторные механизмы. При этом происходит либо приспособление к условиям существования, либо возврат к прежнему состоянию в клиническом, социальном, психологическом плане. Таким образом, если адаптация по своей сути есть приспособление к дефекту, то сущность реабилитации - преодоление его. В зарубежной социальной практике принято различать понятия "реабилитация" и "абилитация".
Абилитация понимается как комплекс услуг, направленных на формирование новых и мобилизацию, усиление имеющихся ресурсов социального, психологического и физического развития человека. Реабилитацией в международной практике принято называть восстановление имевшихся в прошлом способностей, утраченных по причине болезни, травмы, изменения условий жизнедеятельности. В России это понятие (реабилитация) предполагает оба смысла, причём предполагается не узкомедицинский, но более широкий аспект социально-реабилитационной деятельности . Одной из важнейших задач социальной работы является сохранение и поддержание человека, группы или коллектива в состоянии активного, творческого и самостоятельного отношения к себе, своей жизни и деятельности. В её решении очень важную роль играет процесс восстановления этого состояния, которое может быть утрачено субъектом в силу ряда причин. Эта задача может и должна быть успешно решена в процессе организации и проведения социальной реабилитации субъекта.
Социальная реабилитация - это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. Это осознанный, целенаправленный, внутренне организованный процесс. Потребность в социальной реабилитации - это универсальное социальное явление. Каждый социальный субъект, независимо от степени его социального благополучия на данный момент времени, на протяжении своей жизнедеятельности вынужден менять привычное социальное окружение, формы деятельности, затрачивать присущие ему силы и способности и сталкиваться с ситуациями, которые с неизбежностью и необходимостью ведут к тем или иным потерям. Всё это приводит к тому, что человек или группа начинают испытывать потребность в определённой социально-реабилитационной помощи. Под реабилитацией людей преклонного возраста понимается процесс восстановления утраченных навыков (в том числе и бытовых), социальных связей, налаживания разрушенных человеческих отношений, принятия на себя ответственности за собственные поступки. Сущность социальной реабилитации пожилых людей заключается в ресоциализации (усвоении новых ценностей, ролей, навыков взамен прежних, устаревших) и реинтеграции (восстановлении) их в общество, адаптации их к условиям проживания; привлечении к творческой деятельности. Эти задачи решаются социальными работниками, используя имеющиеся индивидуальные способности и остаточные возможности людей пожилого возраста.. Также социальный работник с целью ресоциализации занимается организацией трудовой реабилитации клиентов с учетом их желания, возможностей и медицинских показаний; проводит мероприятия по привлечению пожилых к участию в общественной жизни; оказывает адресную социальную помощь; организует опросы, анкетирования, тестирования и аналитическую работу. [5]
Специалистами разрабатываются индивидуальные программы социальной реабилитации пожилых и организуется поэтапное их выполнение, что позволяет учитывать реабилитационный потенциал каждого клиента. Об эффективности социальной реабилитации можно судить по таким показателям, как приобретение навыков самообслуживания, расширение круга интересов, восстановление коммуникативных способностей, привитие навыков общения, активизация в проведении досуга, участие в общественной жизни. Реабилитационные мероприятия имеют различную направленность: социально-медицинскую; социально-средовую; социально-бытовую, социально-культурную и социально-трудовую. Можно сказать, что целью таких реабилитационных мероприятий является создание условий для уверенной, здоровой, гармоничной старости. Как вписываются пожилые люди в контекст современной действительности, в какой мере свойственные им жизненные представления согласуются с существующими социальными нормами, насколько они сумели воспринять и адаптироваться к общественным переменам - вот те вопросы, которые приобретают актуальность на современном этапе развития общества в России. [4]
Следует заметить, что в отечественной практике трактовки понятия "социальная реабилитация" (реабилитация в социальном аспекте) также различны. Приведём в качестве примера лишь некоторые:
1) социальная реабилитация - комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных и утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменения социального статуса (пожилые граждане, беженцы и т. д.);
2) социальная реабилитация - это комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности. Реабилитационный процесс нацелен не только на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, но и самой социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам.[8]
Несмотря на то, что принципиальных различий в подходах к сущности и содержанию социальной реабилитации существующие трактовки не содержат, абсолютно тождественными они не являются. Целью социальной реабилитации является восстановление социального статуса личности и обеспечение социальной адаптации в обществе. Под социальной адаптацией понимается процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой. Процесс реабилитации предусматривает адаптацию реабилитируемого к потребностям общества и общества - к потребностям данного индивида. Содержание социальной реабилитации можно представить через её структуру. Существуют различные варианты структурирования социальной реабилитации. Приведём лишь некоторые из них. Согласно Л.П. Храпылиной, являющейся автором многочисленных публикаций по проблемам реабилитации, структура социальной реабилитации следующая: медицинские меры, социальные меры, профессиональная реабилитация. Профессор А. И. Осадчих полагает, что социальная реабилитация - это правовая реабилитация, социально-средовая реабилитация, психологическая реабилитация, общественно-идеологическая реабилитация и анатомо-функциональная реабилитация. Профессора Е. И. Холостова и Н. Ф. Дементьева придерживаются мнения, что начальным звеном социальной реабилитации является медицинская реабилитация, представляющая комплекс мер, направленных на восстановление утраченных функций или компенсацию нарушенных функций, замещение утраченных органов, приостановление прогрессирования заболевания. Психологическая реабилитация направлена на преодоление страха перед действительностью, изживание социально-психологического комплекса, свойственного человеку с ограниченными возможностями, укрепление активной, деятельной личностной позиции.[1]
Определяющим фактором для социальной реабилитации являются последствия утраты или нарушения каких-либо функций организма и способностей человека, обусловливающие различные социальные ограничения. Таким образом, социальная реабилитация - это комплекс социально-экономических, медицинских, юридических и других мер, направленных на обеспечение необходимых условий и возвращение определенных групп населения к полнокровной жизни в обществе, а целью социальной реабилитации является восстановление социального статуса личности, обеспечение его социальной адаптации. [7]
Возвращаясь к вопросу о сущности и содержании реабилитологии как научной и учебной дисциплины, следует уточнить её объект и предмет, что даст возможность показать её место в системе социальных знаний, социальных наук, социального образования.
2. Изучение опыта
2.1 Методы и формы социальной реабилитационной деятельности
В социальной работе с пожилыми людьми используются разно образные формы и методы. Это и социальное обслуживание на дому, и срочная социальная помощь, и адресная социальная защита и так далее. В этой системе функционируют различные учреждения, в частности центры социального обслуживания, отделения дневного пребывания, стационарные учреждения и специальные жилые дома для пожилых людей. Основные методы социальной реабилитации:
Беседа с пожилыми людьми должна строиться на принципах доверия и доброжелательности, максимальной естественности и непринужденности. Не требуется придавать ей характер какого-то специального обследования. Беседа требует умения, навыка , такта. К ней необходимо готовиться:
- ясно представить цель;
- разработать план беседы;
- продумывать
примерные вопросы(одними
Принципы беседы:
- ограничение речи психолога (клиент должен освободиться от напряжения за счет «говорения»);
- психолог не в коем случае не должен «давить» на клиента, давать ему или его действиям оценки, осуждать.
К особенностям речи психолога на протяжении беседы с клиентом относятся следующие:
- максимальное приближение к речи клиента, в том числе и освобождение речи психолога от профессиональных терминов;
- использование психологом тех характеристик, описаний и прочих, которые употребляет клиент;
- краткость
и точность высказываний
- встраивание
в речь клиента самых простых
вопросов для развития
В беседе должны обсуждаться вопросы и ситуации, которые волнуют пожилого человека, тревожат его. Главное – быть эмпатичным слушателем, которые иногда задает корректные вопросы, способствуя продолжению беседы. Благожелательный собеседник добьется наибольшего психотерапевтического эффекта, если он сумеет выслушать пожилого человека.
В беседе можно использовать технику парадоксальных вопросов, которая позволит вскрывать внутренние противоречия и заглянуть в истинное отношение пожилого человека к предмету беседы. Применять эту технику желательно в том случае, когда клиент «прикрывается» какой-либо общеизвестной истиной, «убегает» от ситуации. В этом случае психологом ставится под сомнение высказаканная истина. Пример: клиент высказывается о том, что «грубить нехорошо». Психолог продолжает: «Грубить нехорошо, а почему?». Могут быть различные ответы на этот вопрос. Например, «Это унижает того, кто грубит» и «Его не будут любить» - два разных типа поведения в ситуации.
Цель индивидуальной беседы – помочь человеку преодолеть фиксацию на травматическом переживании, помочь найти подход из фрустрирующей ситуации. Важно помнить, что, приводя собственные примеры, психолог должен пользоваться «иллюстрацией», воспоминаниями клиента («Вы себя помните хорошо, когда…?). Для клиента важно помнить,что защищает только позиция: «Ничего со мной не случиться!». В беседе психолог не долже допускать темы физических болезней пожилых клиентов, мягко прерывая их и объясняя, что «он не врач».[13]
Групповая дискуссия – ведущий метод социально–психологического обучения. Ее суть - нерегламентированный вербальный и невербальный обмен мнениями и суждениями между членами группы.
Благодаря дискуссии у пожилых людей появляется возможность рефлектировать свои неосознаваемые проблемы, внутренние противоречия, трудности в общении, В дискуссии развивается умение импровизировать, действовать за рамками предусмотренного, прислушиваться определенного результата: обмен информацией, мнениями на выработку решения, достижение согласия. Именно дискуссия позволяет прояснить собственную позицию, выявить многообразие подходов, точек зрения по какому-либо вопросу и в результате обмена мнениями подвести участников к всестороннему видению предмета. Она помогает преодолеть приверженность старым образцам, страх перед неизвестностью, недоверие к себе, то есть все то, что характерно для пожилых людей.
Суть метода заключается в проявлении активной позиции участников дискуссии, их заинтересованности. Участники дискуссии, их заинтересованности. Участники дискуссии включаются в группу в соответствии с принципом добровольности.
Обычно выделяют три формы проведения групповой дискуссии: свободное ведение и промежуточная, компромиссная форма. Первая из названных стратегий наиболее сложна в реализации и по-настоящему доступна лишь высококвалифицированному специалисту.
Программированное ведение групповой работы предполагает наличие у ведущего четко определенного плана работы. В соответствии с планом группе предлагаются темы для дискуссии и способы их «проработки». Часто практикуется компромиссная форма проведения дискуссии, когда ведущий сочетает элементы программирования с отступлениями в сторону свободной стратегии: некоторые конкретные проблемы(ситуации) и направления их анализа могут быть заданы ведущим, в то время как другие возникают непреднамеренно в ходе групповой работы и выдвигаются самими участниками.
Например, при подготовке к дискуссии по теме «Одиночество и способы его преодоления» ведущему необходимо изучить, какие эмпирические и исследовательские феномены обозначены термином «одиночество»; выделить не только особенности одиночества пожилых, но и факторы, обусловливающие одиночества у пожилых людей, и его причины; рассмотреть способы избавления от одиночества. Уединенный образ жизни и переживание одиночества – несовпадающие реальности. Одиноким может чувствовать себя человек, проживающий в семье.
При проведении дискуссии можно обратить внимание на следующие вопросы.
- Что такое одиночество? Кто такой одинокий человек?
- Насколько
одиноким чувствует себя
- Почему вы – одинокий человек?
- Каков характер одиноких людей?
- Можно ли найти продуктивный способ компенсации одиночества?
В заключение можно обсудить те вопросы, которые предложат члены группы.
Ролевая игра. Людям пожилого возраста зачастую трудно делать выводы их собственных ошибок и неудач в сфере человеческих взаимоотношений. Повысить качество, углубить содержание методов межличностных взаимоотношений позволяет знакомство с психологической теорией. Однако это процесс не простой. Препятствием на этом пути являются собственные приобретения в практической жизни, которые имеют тенденцию к устойчивости, фиксируется в таком психологическом образовании, как установка к социальным явлениям и объектам.