Социальная реабилитация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

История социальной работы с древности и до наших дней аккумулирует в себе опыт многих поколений стран и народов. Изучение этого опыта показывает, что социальная работа как система деятельности со временем видоизменятся. Ей свойственны не только количественные, но и качественные перемены. Как и все другие сферы человеческой жизнедеятельности, социальная работа развивается и совершенствуется. В основе ее прогресса лежат ее объективные и субъективные факторы.

Содержание работы

Введение 3
Социальная реабилитация как часть общей реабилитации 5
Сущность, цели и задачи социальной реабилитации 5
Виды социальной реабилитации 14
Особенности реализации социальной реабилитации как технологического процесса и с различными группами 23
Особенности реализации социальной реабилитации как технологии социальной работы 23
Особенности реализации социальной реабилитации различных групп населения 29
Заключение 41
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая социальная реабилитация.docx

— 126.45 Кб (Скачать файл)

Все вышеизложенное является содержательно-целевыми характеристиками социальной реабилитации. Следует заметить, что в отечественной практике социальная трактовка данного понятия, несмотря на их многообразие формулировок, по своей сути близка к вышеуказанным, например, в качестве направления социальной работы она определяется как «система медицинских, психологических, профессиональных и социальных мероприятий, направленных на предупреждение прогрессирования патологического процесса, восстановление здоровья, нарушенных функций, трудоспособности больных и инвалидов, создание условий для их включения или возвращения в жизнь общества»8. Примером такой точки зрения также может служить определение социальной реабилитации, данное В. И. Курбатовым, согласно которому,под ней понимается «комплекс мер, направленных на восстановление  человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности»9.

Но в исследованиях, посвященных данной теме, есть еще  один аспект, который необходимо учитывать при анализе данного понятия. Если содержательно-целевая характеристика социальной реабилитации практически едина, форма ее реализации рассматриваться может по-разному: как процесс, как конечный результат и как деятельность.

Социальная  реабилитация как процесс представляет собой динамическую систему, в ходе которой осуществляется последовательная реализация постоянно возникающих в ходе взаимодействия с объектом реабилитации тактических задач на пути к достижению стратегической цели - восстановления его социального статуса, формирования устойчивой к травмирующим ситуациям личности, способной успешно интегрироваться в общество. Процесс социальной реабилитации осуществляется под руководством специалиста в этой области, протекает, как и педагогический процесс, в специально организованных условиях, в ходе которых используются различные формы, методы и специальные средства воздействия на объект реабилитации.

Социальная  реабилитация как конечный результат - это достижение ее конечных целей, например, когда человек, имеющий ограниченные возможности здоровья, после прохождения комплексной реабилитации в соответствующих реабилитационных учреждениях, вливается в социально-экономическую жизнь общества и не ощущает своей неполноценности.

Социальная  реабилитация как деятельность относится  в равной мере как к личности специалиста, являющейся ее организатором, так и  к личности реабилитанта, включенного в социально-реабилитационный процесс, который выступает в нем как субъект деятельности и общения.

Анализируя различные характеристики социальной реабилитации можно сделать несколько обобщающих выводов:

  1. общей целью реабилитационных мероприятий является ограничение или преодоление физической и экономической зависимости с тем, чтобы отдельное лицо могло вернуться к тому, что названо естественной (эмоциональной) зависимостью. Кроме того в качестве подцелей здесь можно выделить: восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта; достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости; повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности;
  2. объектами, к которым применяют реабилитационные мероприятия, являются: люди, перенесшие тяжелые заболевания, ранения, контузии, физические и психические травмы; лица и группы людей, подвергшихся воздействию неблагоприятных жизненных обстоятельств, испытывающих симптомы выраженной социальной дезадатптации; инвалидов; дети с проблемами в развитии; пожилые и старые люди; подростки с девиантным поведением; лица, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, предпринимавших попытки суицида; реально и потенциально безработные; бездомные; беженцы и мигранты; несовершеннолетние матери и т.д..

Другими словами, реабилитация в современном понимании  предполагает включение в зону своей  ответственности достаточно большого круга лиц, в том числе и  участников экстремальных событий, жертв физического, социального  и психологического насилия, лиц  с асоциальными моделями поведения  и др.

  1. субъектами социальной реабилитации, создающими реабилитационную среду, выступают: государство, общественные объединения и фонды, органы местного самоуправления, медицинские и лечебно-оздоровительные учреждения, органы воспитательной работы, специализированные реабилитационные центры, работодатели, конфессии, органы соцзащиты и т.д. Реабилитационная среда данных социальных институтов является целью их функционирования и формируется педагогическими методами с учётом психологических, медицинских, экономических, политических, правовых, нравственных, эстетических и др. факторов
  2. факторы, которые обуславливают потребность людей в социально-реабилитационных мерах могут быть10: а) объективные, т.е. социально или природно обусловленные: возрастные изменения; природные, техногенные или экологические катастрофы; тяжёлые заболевания или травмы; социальные катастрофы (экономический кризис, вооружённый конфликт, рост национальной напряжённости и т.п.); б) субъективные или личностно обусловленные: изменение целей, интересов и ценностных ориентации субъекта и его собственные действия;девиантные формы поведения;неоправданное применение алкоголя, наркотиков, курения; неоправданное применение лекарственных средств и др.
  3. последствиями воздействия вышеуказанных этих и им подобных факторов является: оттеснение будущих объектов социальной реабилитации  на периферию социальной жизни, постепенно приобретение ими  некоторых маргинальных качеств и характеристик; утрата чувства идентичности между собой и окружающим миром; разрушение привычной системы социальных связей и отношений; утрата привычного социального статуса и присущей ему модели статусного поведения и статусного восприятия мира; разрушение привычной системы социальной ориентации субъекта; снижение или потеря способности самостоятельно и адекватно оценивать себя, свои действия, действия окружающих людей и, как следствие, принимать самостоятельные решения; ситуация социальной или личностной недостаточности, которая может сопровождаться разрушением человеческой личности.

Осуществление социальной реабилитации в значительной мере зависит от соблюдения ее основных принципов, таких как11:

  1. раннее начало проведения реабилитационных мероприятий,
  2. непрерывность, последовательность и преемственность на протяжении всей реабилитации,
  3. поэтапность реабилитации,
  4. системность и комплексность использования всех доступных и необходимых реабилитационных мероприятий,
  5. индивидуализация программы реабилитации (индивидуальный подход),
  6. принцип компенсации,
  7. доступность реабилитационных мер,
  8. добровольность их применения,
  9. социальная направленность реабилитационных мероприятий: равные социальные права и возможности всех индивидов, принцип активного участия самих реабилитантов в организации работы реабилитационных служб, сохранение семейных и социальных связей и т..д.
  10. использование методов контроля адекватности нагрузок и эффективности реабилитации.

Таким образом, можно сделать вывод, что социальная реабилитация сегодня занимает важнейшее место в жизнедеятельности людей. Ведь это - восстановление основных социальных функций личности, общественного института, социальной группы, их социальной роли как субъектов основных сфер жизни обществ. В содержательном плане социальная реабилитация, по существу, включает в концентрированном виде все аспекты реабилитации, так как в нее входит знание социальных ценностей, требований к человеку в определённых жизненных ситуациях, его образованности и воспитанности, необходимых для социализации, знания, имеющие функциональный характер, готовые к включению их в реабилитационную деятельность, в структуру умений и навыков и т.п. И в этом случае она может рассматриваться как социальная реабилитация в широком смысле, т. е. включающая все основные виды жизнедеятельности людей. Сегодня реабилитация  стала уже одной важных социальных проблем общества, к решению которой должны привлекаться не только врачи различных специальностей, но и психологи, педагоги, юристы, социологи, экономисты и другие представители различных наук.

 

    1. Виды социальной реабилитации

 

Для научного решения вопроса о видах реабилитационных процессов (классификации) необходимо нахождение соответственных оснований. Такими основаниями могут быть, с одной стороны, виды восстановления (в зависимости от содержания реабилитационных мероприятий, то есть того, на что они направлены), с другой - объекты реабилитации (разные возрастные группы и категории населения: инвалиды, пожилые люди, ветераны военной службы, дети с ограниченными возможностями жизнедеятельности, лица с наркологической зависимостью и др.).

В первом случае имеются в виду правовая (юридическая), педагогическая, медицинская и другие виды реабилитаций, в том числе  социальная (в узком смысле) реабилитация. В теории и практике социальной работы, используя это основание, в системе реабилитации обычно выделяют следующие виды реабилитации:

  1. социально-медицинскую,
  2. собственно социальную реабилитацию (в узком смысле слова);
  3. социально-психологическую,
  4. социально-профессиональную (профессионально-трудовую),
  5. педагогическую (просветительскую),
  6. социально-экономическую,
  7. социально-правовую,
  8. социально-культурнуюи творческую,
  9. духовную,
  10. спортивнуюи т.д.

Здесь необходимо отметить, что данные направления  в исследованиях отечественных ученых также могут рассматривать как элементы структуры социальной реабилитации.

Рассмотрим особенности указанных направлений реабилитации в зависимости от содержания реабилитационных мероприятий подробнее.

Начальным звеном системы общей реабилитации должна являться социально-медицинское направление (медицинская реабилитация), целью которого является восстановление здоровья человека (больного) посредством комплексного использования различных средств, направленных на максимальное восстановление нарушенных физиологических функций организма, а в случае невозможности достижения этого – развитие компенсаторных и заместительных приспособлений (функций).

Социально-медицинское  направление включает в себя физическую, психологическую реабилитацию и уход (ведущая роль в ней принадлежит методам физического воздействия – физической реабилитации).

Определяющим  фактором для социально-медицинской реабилитации являются последствия утраты или нарушения каких-либо функций организма и способностей человека, обусловливающие различные социальные ограничения

По длительности, обусловленной состоянием  пациента ,социально-медицинская реабилитация осуществляется12:при острых состояниях (госпитализация в стационаре, что подразумевает круглосуточный постельный уход);при подострых состояниях (в стационаре, но режим полупостельный, амбулаторное лечение с выездом на дом); долговременно (на дому, в пансионате, интернате и т.д., режим свободный)

В комплекс средств социально-медицинской реабилитации входят13: восстановительно-реконструктивная терапия, медикаментозная терапия и коррекция, протезирование, хирургическая коррекция, физические упражнения, ЛФК (кинезотерапия), физиотерапия, различные виды массажа, занятия на тренажерах, а также ортопедические приспособления, лечебное питание, психотерапия и аутотренинг, трудотерапия, музыкотерапия, фитотерапия, аэротерапия, хореотерапия, природные факторы (курортно-санаторное лечение) и др. Наиболее доступны для людей старшего возраста занятия физическими упражнениями

Собственно  социальную реабилитацию определяют как  «оказание мер социальной поддержки (содействие трудоспособным, активным группам населения, семьям, клиентам, временно оказавшимся в трудной жизненной ситуации), социальной помощи (в моменты непосредственной потребности в ней – медицинская, психологическая, юридическая, материальная); социальное обслуживание (удовлетворение потребности населения в социальных услугах)»14.

В зависимости  от характера и содержания социальных или личностных проблем, в которые  вовлекаются реабилитанты, как по собственному желанию, так и помимо его, и содержания задач, которые необходимо решить, здесь выделяют два вида реабилитационных мероприятий15:

  1. мероприятия  социально-бытовой реабилитация представляют собой процесс приспособления пожилого человека к условиям жизнедеятельности с помощью специальных вспомогательных устройств и приспособлений для стабилизации жизни в условиях ограниченности естественных возможностей. Осуществление социально- бытовой адаптации предусматривает обучение геронта приемам восстановления утраченных (или искаженных) навыков по: самообслуживанию: (организация питания, способность к организации быта, развитость навыков личной гигиены, умение планировать свой режим дня, полноценно сочетать труд и отдых), самостоятельности передвижения (знание назначения транспортных средств для достижения своих целей при выполнении бытовой, общественной, профессиональной деятельности, знание инфраструктуры своей территории, ориентация на местности), включение в трудовую деятельность (формирование мотивации к профессиональной деятельности с целью самообеспечения и экономической независимости). Особенно это касается людей с ограниченными возможностями и дезадаптированных несовершеннолетних;
  2. мероприятия социально-средовой реабилитации - направлены на восстановление у человека чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды, формирование готовности личности к условиям изменяющейся социальной среды. Этот вид реабилитации включает в себя знакомство человека с основными характеристиками среды, в которой он оказался, помощь в организации новой среды жизнедеятельности и восстановление привычных моделей поведения и деятельности по организации собственной повседневной жизни. Характеристиками эффективности социально-средовой реабилитации будут умения определять свои жизненные планы и перспективы, делать выбор относительно профессии, устанавливать межличностные отношения, владение способами реализации планов, способами достижения результатов (способами, которые не противоречат устоявшимся социальным нормам).

Информация о работе Социальная реабилитация