Социальная реабилитация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

История социальной работы с древности и до наших дней аккумулирует в себе опыт многих поколений стран и народов. Изучение этого опыта показывает, что социальная работа как система деятельности со временем видоизменятся. Ей свойственны не только количественные, но и качественные перемены. Как и все другие сферы человеческой жизнедеятельности, социальная работа развивается и совершенствуется. В основе ее прогресса лежат ее объективные и субъективные факторы.

Содержание работы

Введение 3
Социальная реабилитация как часть общей реабилитации 5
Сущность, цели и задачи социальной реабилитации 5
Виды социальной реабилитации 14
Особенности реализации социальной реабилитации как технологического процесса и с различными группами 23
Особенности реализации социальной реабилитации как технологии социальной работы 23
Особенности реализации социальной реабилитации различных групп населения 29
Заключение 41
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая социальная реабилитация.docx

— 126.45 Кб (Скачать файл)
  1. установление первичной коммуникации (эмоциональный и интеллектуальный контакт);
  2. изучение и анализ проблемной ситуации, исследование представлений личности о ситуации (событии), которые привели к необходимости реабилитации, прояснение психологических возможностей личности для компенсации ограничений жизнедеятельности вследствие болезни, возраста или трудной жизненной ситуации. Здесь необходимо учитывать стадию (фазу) кризисной ситуации, образ жизни человека до события, личностные особенности, связанные с отношением к миру, самооценку, личностный опыт, наличие-отсутствие потребности в помощи других людей. Оценка реабилитационного потенциала реабилитанта базируется на том, что болезнь и ее последствия рассматриваются в виде многоуровневой системы, где субстратные нарушения преломляются в личностно-поведенческой деятельности человека в конкретных ситуациях. Поэтому для оценки реабилитационного потенциала также используются данные о внутренней картине болезни, социально-психологический анализ «внутренней модели социальной проблемы», возникшей вследствие болезни, дефекта или трудной жизненной ситуации;
  3. определение целей и задач совместной работы;
  4. видоизменение взаимоотношений индивида с социальным окружением и/или самим собой. Например, в рамках психокоррекции, это подразумевает проведение психотерапевтических мероприятий, направленных на формирование доверительных отношений в системе «пациент-психолог»; обеспечение психологической поддержки, которая выражается в эмоциональном личностном принятии, сообщение о понимании особенностей, чувств, сложностей, ограничений возможностей и пр.; содействие свободному проявлению чувств, отреагированию подавленных и (или) вытесненных переживаний, овладение навыками конструктивного выражения чувств; помощь в овладении приемами саморегуляции; содействие в развитии и (или) восстановлении коммуникативной компетентности, в том числе навыков в разрешении конфликтных ситуаций; содействие осознанию своих особенностей, возможностей, перспектив. Другими словами, этот этап реабилитации предполагает восстановление, насколько это возможно, прежнего функционирования личности28. Далее уже идет совместное формирование нового жизненного сценария, определение новых жизненных целей, смыслов, системы ценностей и пр.;
  5. оценка прогресса и результат совместной работы.

Разные индивидуальны  подходы предполагают и разные виды помощи (реабилитационных мероприятий):  беседы, консультирование, привлечение специалистов и т.д.

Для эффективности  реализации социальной реабилитации на данном уровне важно учитывать, если ли установка на необходимость оказания именно индивидуальной помощи, обладает ли специалист необходимым уровнем подготовки, а также возрастные, личностные, индивидуальные особенности клиента. Методы индивидуальной социальной реабилитации особенно оправданы при определении перспектив, в адаптации к реальности, преодолении стрессов, приобретении коммуникативных умений, в самопознании и самопринятии.

Групповой уровень  начат активно разрабатываться в 70-е годы ХХ века. Важными считаются следующие положения, которые выполняет малая группа29:

  1. способствует выходу из роли «только слушателя»;
  2. обеспечивает реальное познание собственной точки зрения, собственного жизненного опыта, личных возможностей;
  3. создает обратную связь, то, то есть выясняется, как индивид воздействует на других своих поведением и словом;
  4. может стать инструментом накопления личного опыта, способом управления и проверки достигнутого.

Цель метода групповой работы –  оказание клиенту помощи через передачу духовного для развития его физических и духовных сил, формирование социального поведения. Реализация этой цели может быть достигнута за счет организации групповой деятельности и социальной активности членов группы, расширение сферы индивидуального опыта и самосознания в интенсивном общении либо за счет включения группы в продуктивную творческую деятельность.

Реализация данного метода зависит  от целей и задач группы. В практике социальной работы выделяют различные группы. Так, категорию социокультурных составляют группы восстановления умений, образовательные, самопомощи. Существуют и терапевтические группы, деятельность которых направлена на разрешение психосоматических и экзистенциальных проблем.

В зависимости от целей группы позиция  социального работника может  быть различной. Если группа ориентирована  на достижение какой-либо общезначимых целей, то социальный работник выполняет роль организатора и координатора внешних связей группы. Если цель группы – расширение сферы самосознания и индивидуального опыта за счет общения , то в этом случае социальный работник – посредник внутригруппового взаимодействия.

Метод групповой работы не имеет  «застывшего» вида. В настоящее время  появляются новые оригинальные формы (например, метод семейно терапии).

Но и на индивидуальном и групповом уровнях  в процессе организации и осуществления деятельности по социальной реабилитации важно не только помочь человеку или группе., но предоставить им возможность активной жизнедеятельности, гарантировать определённый уровень социальной стабильности, продемонстрировать возможные перспективы внутри нового социального статуса и сформировать ощущение собственной значимости и нужности и чувство ответственности за свою последующую жизнедеятельность.

Таким образом, социальная реабилитация, будучи одной из общих технологий социальной работы, то есть совокупностью приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания, социальными работниками  и направленных на на восстановление не только здоровья, трудоспособности, но и социального статуса личности, его правового положения, морально-психологического равновесия, уверенности в себе., предполагает определенное рациональное построение, структуру, этапы, формы и методы.

 

    1. Особенности реализации социальной реабилитации различных групп населения

 

В практической социальной работе реабилитационная помощь оказывается различным категориям клиентов. В зависимости от этого  определяются и важнейшие направления реабилитационной деятельности. Так как особенности реализации социальной реабилитации всех ее объектовв рамках данной работы невозможно осуществить, рассмотрим их на примере основных групп (тех, с которыми наиболее часто сталкиваются на практике социальные работники), выделяя наиболее специфичные характеристики реализации такой реабилитации – это взрослые и дети с ограниченными возможностями, пожилые и старые люди; семьи и дети, находящееся в трудных жизненных ситуациях, дезадаптированные дети и подростки и некоторые другие группы.

Наиболее  актуальной в практике социальной работы является социальная реабилитация взрослых и детей с ограниченными возможностями, так как социальная защита именно этой категории населения объявлена одним из приоритетов современной социальной политики.

При рассмотрении проблем реализации социальной реабилитации инвалидов Н. Ф. Дементьева30 предлагает выделять следующие аспекты:

  1. клинический аспект как отражение анатомического дефекта в костно-мышечной системе, сенсорной либо нервно-психической сферах с выраженными функциональными нарушениями, приводящими к ограничению жизнедеятельности;
  2. социальный аспект, который проявляется в вынужденной изоляции, социальной депривации, дефиците информации, ограничении занятости, в возникновении информационного и градостроительного барьера;
  3. психологический аспект; отражает изменения личностного плана в виде пониженной самооценки, разбалансировки саморегуляции, дезадаптации к окружающему миру, угнетающего чувства зависимости от окружающих. Возможны более выраженные психологические изменения личности инвалида: неуверенность, безнадёжность, обречённость, тревожные опасения.

Исходя из вышеизложенного, реабилитацию людей  с ограниченными возможностями можно раскрыть как «процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограниченной жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья, стойким расстройством функций организма»31. Сущность же социальной реабилитации относится ко второй части данного определения, то есть социальная реабилитация инвалида - не только (или не столько) восстановление здоровья, сколько восстановление (или создание) возможностей для социальногофункционирования при том состоянии здоровья, которым после излечения он располагает,  восстановление в правах, социальном статусе, дееспособности. Это процесс, имеющий целью предоставить инвалидам возможность достичь оптимального физического, интеллектуального, психического и/или социального уровня деятельности и поддерживать его, тем самым предоставляя им средства, призванные изменить их жизнь и расширить рамки их независимости. Сегодня социальная реабилитация признаётся неотъемлемым правом инвалида и неотъемлемой обязанностью общества передним. Отсюда главной целью социальной реабилитации можно считать восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Рассмотрим  конкретные направления реализации социальной реабилитации взрослых и детей с ограниченными возможностями, специфику некоторых приемов и методов, включенных в такую деятельность.

Основными формами  ограничений данной группы барьеров), которые воздвигает перед человеком инвалидность и проблемы, порождаемые ими, и на которые обращают особое внимание при проведении реабилитационные мероприятий, являются32: а) физические ограничения (изоляции) – они требуют принятия специальных мер, устраняющих пространственную, транспортную, бытовую изоляцию инвалида, эмоциональную депривацию, и обеспечивают возможность трудовой адаптации; б) трудовая сегрегация (изоляция) инвалидов – обусловлена не только (и не столько) ограниченностью их индивидуальных физических и интеллектуальных ресурсов, сколько неразвитым рынком труда для лиц с особыми потребностями; в) малообеспеченность – является естественным следствием социально-трудовых ограничений; г) пространственно-средовой барьер– является труднопреодолимым даже для инвалида со средствами передвижения: сама организация жилой и транспортной среды является недружественной (неприспособленной) для людей с ограниченными возможностями; д) информационный барьер– приводит не только к угасанию интеллектуальных способностей в познании, критической оценке окружающей действительности и в самооценке, но и провоцирует правовую безграмотность, в том числе в вопросах социальной защиты, отгораживает общество от инвалида и инвалида от общества; е) эмоциональный барьер, который является двусторонним, он складывается из непродуктивных эмоциональных реакций окружающих по поводу инвалида (любопытства, насмешки, неловкости, чувства вины, гиперопеки, страха и т. д.) и фрустрирующих эмоций самого инвалида (жалости к себе, недоброжелательства по отношению к окружающим, ожидания гиперопеки, стремления к изоляции). Этот барьер требует нормализации эмоционального фона взаимоотношений общества и инвалида; ж) коммуникативный барьер– обусловлен действиями всех вышеперечисленных ограничений. Расстройство общения - одна из наиболее трудных социальных проблем инвалидов, а восстановление коммуникативных связей - одна из наиболее нагруженных целей социальной реабилитации инвалида.

В рамках социальной реабилитации взрослых и детей с ограниченными возможностями используются практически все направления (виды) социальной реабилитации. Медицинская реабилитация направлена на восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции или на возможное замедление заболевания. Психологическая реабилитация представляет собой воздействие на психическую сферу инвалида, направленное на развитие и коррекцию индивидуально-психологических особенностей личности. Педагогическая реабилитация.– это  комплекс мероприятий воспитательного характера в отношении детей, направленный на то, чтобы ребенок овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил школьное образование. Важно выработать у ребенка психологическую уверенность в собственной полноценности и сформировать правильную профессиональную ориентацию.Социально-экономическая реабилитация является комплексом  мероприятий по обеспечению инвалида необходимым и удобным жилищем, денежному обеспечению и т. п. Профессиональная реабилитацияпредусматривает обучение инвалида доступным видам труда, предоставление необходимых индивидуальных технических приспособлений, помощь в трудоустройстве. Социально-бытовая реабилитация обеспечивает получение необходимых протезов, личных средств передвижения дома и на улице, других приспособлений, позволяющих индивиду стать достаточно самостоятельным в быту.Спортивная и творческая реабилитация также обладает высокой эффективностью, так как благодаря ей укрепляется физическое и психическое здоровье, исчезает депрессия, ощущение своей неполноценности,  совместное участие в спортивно-реабилитационных мероприятиях позволяет их здоровым людям  преодолеть психологические барьеры, предубеждение по отношению к людям с ограниченными возможностями.Социальная реабилитация как таковая включает в себя и меры по социальной поддержке, т. е. выплаты родителям пособий и пенсий, надбавок по уходу за ребенком, оказание натуральной помощи, предоставление льгот, обеспечение специальными техническими средствами, протезирование, налоговые льготы.

Социальная  реабилитация взрослых объектов позволяет увеличить возможности для самостоятельного функционирования в ежедневных занятиях, требующих применения физических, социальных и когнитивных навыков; расширить жизненно важные функции, используя терапевтическую деятельность или реабилитационные технологии, включая протезирование; помочь в поддержании и развитии выносливости; обеспечить средства и технологии, компенсирующие недостаточность повреждённой функции; развить приемлемые навыки решения проблем и управления жизненными ситуациями;

Для детей  с проблемами развития важным аспектом является раннее начало реабилитации, так как это позволяет облегчить их нормальное развитие и стимулировать обучение; развить двигательные навыки, эмоциональную зрелость, когнитивную сферу, коммуникацию; достичь самостоятельности в жизненных навыках, включая самообслуживание, мобильность и социальную адаптацию;

Программа реабилитации таких детей может разрабатываться  на полгода или на более короткий срок – в зависимости от возраста и условий развития ребенка.Установлено, что детям удается достичь гораздо лучших результатов, когда в реабилитационном процессе родители и специалисты становятся партнерами и вместе решают поставленные вопросы. Отсутствие взаимодействия специалистов и родителей намного снижает эффективность социально-реабилитационных услуг, поэтому программа реабилитациидолжна представлять четкий план, схему совместных действий родителей и специалистов по развитию способностей ребенка, его оздоровление, социальную адаптацию. Эти мероприятия охватывают всех членов семьи. В практике социальной деятельности существует пять тактик работы с родителями в зависимости от того, как взаимодействует социальный работник с одной семьей или группой родителей – напрямую или опосредованно, развивается ли сеть контактов между семьями, которые в этом случае могут иногда оказывать поддержку друг другу и без участия социального работника33.

Актуальность  проблемы старения населения мира и  России, в том числе, обуславливает  особое внимание социальной работы как  науки и как практики к решению  проблем пожилых и старых людей. Ведь одно из закономерных последствий старения является рост потребности в социальных услугах, влияющий как на развитие системы социального обслуживания населения в целом, так и на используемые в нем технологии. Анализ реализации социальной реабилитации пожилых и старых людей как социальной технологии позволяет отметить следующие ее особенности, касающиеся как самого определения сущности, целей и задач  данной технологии, так и  ее практического использования.

Информация о работе Социальная реабилитация