Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 09:38, курсовая работа
История социальной работы с древности и до наших дней аккумулирует в себе опыт многих поколений стран и народов. Изучение этого опыта показывает, что социальная работа как система деятельности со временем видоизменятся. Ей свойственны не только количественные, но и качественные перемены. Как и все другие сферы человеческой жизнедеятельности, социальная работа развивается и совершенствуется. В основе ее прогресса лежат ее объективные и субъективные факторы.
Введение 3
Социальная реабилитация как часть общей реабилитации 5
Сущность, цели и задачи социальной реабилитации 5
Виды социальной реабилитации 14
Особенности реализации социальной реабилитации как технологического процесса и с различными группами 23
Особенности реализации социальной реабилитации как технологии социальной работы 23
Особенности реализации социальной реабилитации различных групп населения 29
Заключение 41
Список использованных источников
К социальной реабилитации также относятся меры социальной поддержки: выплаты пособий и пенсий, оказание натуральной помощи, предоставление льгот, обеспечение специальными техническими средствами, протезирование, налоговые льготы.
Социально-психологическая
реабилитация – это «совокупность коррекцционно-
Основными целями психологической реабилитации являются17:
1) восстановление трудовой способности,
2) предупреждение инвалидности,
3) социальная адаптация людей.
Социально-педагогическая реабилитация происходит при нарушении способности граждан к получению образования в соответствии со состоянием здоровья, интересами, физическими и психическими возможностями личности. Она включает комплекс мероприятий воспитательного характера, направленный на овладение клиентом необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, коммуникации и т. д. Наиболее важен этот вид реабилитации для детей с ограниченными возможностями, хотя и для взрослых реабилитантов важным является вооружение их знаниями в юридической. Экономической, бытовой областях, в сфере семейных отношений, совершенствования собственной личности и т.д.
Профессионально-трудовое направление социальной реабилитации затрагивает вопросы трудоустройства, профессионального обучения и переобучения, определения трудоспособности больных. Оно включает в себя профессиональную ориентацию, содействие в получении профессионального образования, профессиональной подготовке и переподготовке, в профессионально - производственной адаптации и трудоустройстве. В случае социальной недостаточности, т.е. ограничении у клиента (например, инвалида) способности к профессиональной деятельности, содействия в приспособления производства и режима труда к нуждам клиента.
Социально-правовое направление – это «защита прав и интересов семьи, клиента на основе использования законодательной базы социальной защиты населения, что находит свое выражение в правовом консультировании клиентов, информировании о социальных правах, льготах, гарантиях различных категорий населения, в представлении интересов клиента в судебных органах, в содействии в оформлении правовой документации и т.п.»18.
Социально-экономическая реабилитация состоит в том, чтобы вернуть пострадавшему в результате социальной дезадаптации, т. е. нарушения связей с семьей и обществом, экономическую независимость и социальную полноценность. Другими словами это «комплекс мероприятий по обеспечению реабилитируемого необходимым и удобным жилищем, денежному обеспечению и др.»19 Эти задачи решаются уже не только медицинскими учреждениями, но и органами соцобеспечения.
Социально-культурная деятельность выступает важнейшим социализирующим фактором, способствуя общению людей, приобщая их к согласованию действий, восстанавливая их самооценку, отсюда социально-культурная реабилитация«удовлетворяет блокированную у людей потребность в информации, в получении досуговых услуг, в доступных видах творчества»20. Социально-культурная реабилитация включает в себя посещение пациентами различных культурно-массовых мероприятий: спектаклей, концертов, музеев, выставок.
В зависимости от объекта социальной реабилитации выделяют такие направления, как 21:
К объектам данного направления реабилитации относят взрослых с проблемами: профессиональных травм; сердечнососудистых заболеваний и периферийных сосудистых заболеваний; психических заболеваний, угрозы психическому здоровью, алкогольной и наркотической зависимости, депрессии и шизофрении; неврологической дисфункции.
Что касается детей, с ограниченными возможностями, то к ним относят детей с проблемами, связанными со следующими диагнозами: недоношенность; церебральный паралич или мускульная дистрофия; отклонения в развитии; педиатрические заболевания; трудности в обучении, школьная неуспеваемость; эмоциональные расстройства, поведенческие проблемы. Немаловажными являются факторы медицинской и педагогической запущенности, под воздействием которых, например, ребёнок, объективно способный обучаться и развиваться в нормальном социальном окружении, попадает в условия вспомогательной школы или школы-интерната, оказывается удалённым из семьи, изолирован от общества, что препятствует его нормальной интеграции в социум, дальнейшему развитию и самообеспечению. В таких случаях особенно важно своевременное предоставление помощи, так как со временем способности к коррекции личности, интеллекта и поведения утрачиваются и патология приобретает стойкий характер.
В качестве объекта социальной реабилитации пожилые и старые люди подразделяются на людей с утратой физических функций и людей с ослаблением когнитивного функционирования. Здесь принципиально важным моментом в социальной реабилитации пожилых и старых людей является особое внимание к так называемой группе «группе риска», куда относят22: лиц в возрасте 80-90 лет и старше,одиноких престарелых,престарелых женщин, особенно одиноких вдов, изолированно живущих престарелых пар,бездетных престарелых, пожилых людей, страдающих тяжелыми заболеваниями или физическими недостатками, пожилых людей, вынужденных жить на минимальное государственное или социальное пособие. Кроме того реабилитация пожилых и старых людей в предпенсионном и пенсионном возрасте необходима в ряде профессий, связанных с высоким темпом и ритмом производства. Человек в предпенсионном возрасте часто не может справиться с привычной работой, а в таких случаях основная задача реабилитации - предупреждение инвалидности и увеличение активной трудовой деятельности путем переобучения и трудоустройства, организации оздоровительных мероприятий и нормализации труда. Выделенные группы риска пожилых, подлежащих реабилитации, существенно важны, так как не все пожилые и старые нуждаются в каком-либо виде реабилитации.
В зависимости от специфики объекта реабилитации определяются методики реабилитационного воздействия, дополняемые частными технологиями социальной работы.
Естественно вышерассмотренныеклассификации социальной реабилитации не является единственно, возможно выделение также в зависимости от субъекта, от уровня проводимых реабилитационных мероприятий (индивидуальная и групповая), по средствам реабилитации и т.д.
Подводя итоги рассмотрения видов классификации, необходимо отметить, что социальная реабилитация как искомый результат реабилитационной деятельности, может достигаться в результате совокупности действий в результате всех названных выше направлений реабилитации, ибо только в ходе их реализации возможно истинное и полноценное восстановление способностей индивиды к социальному функционированию. Выпадение того или иного направления не только ведут к ущемлению возможностей социального функционирования для индивида с ограниченными возможностями, но также к неэффективной, неполной реабилитации в тех направлениях, которые были реализованы. Это объясняется как целостностью человеческой личности, все стороны и проявления которой тесно взаимосвязаны, так и целостность социального бытия. Выделение же различных направлений является в известной мере действием условным, объясняемым требованиями и рамками отдельных организаций и учреждений.
2. Особенности реализации социальной реабилитации
как технологического процесса и с различными группами населения
В социальной работе социальная реабилитация рассматривается как технология, то есть как «совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания, социальными работниками и направленных на оказание людям социальной помощи, поддержки, защиты, социальных услуг, особенно так называемым социально незащищенным слоям и группам населения, и решение разного рода социальных проблем»23.
Выработка технологии социальной реабилитации – процесс сложный, что обуславливает необходимость при ее осуществлении соблюдения определенной этапности. Обычно здесь выделяют следующие этапы24:
1-й подэтап – восстановительная терапия (восстановительное лечение). Задачи этого этапа – психологическая и функциональная подготовка реабилитанта к активному лечению и проведению реабилитационных мероприятий, предупреждение развития дефекта функций, инвалидизации
2-й подэтап – стадия ресоциализации, с восстановлением обычных видов жизнедеятельности, а также социальных навыков,реадаптация. Здесь решаются задачи приспособления реабилитанта к условиям внешней среды – характеризуется наращиванием объема всех реабилитационных мероприятий;
3-й подэтап – реабилитация (в прямом смысле) - возвращение реабилитанта в обычные условия жизни, бытовое приспособление, исключающее зависимость от окружающих, восстановление социального доболезненного статуса.
Кроме этапности, в реализации социальной реабилитации обратить внимание на уровни (характер) этой реализации – индивидуальный и групповой (дифференцированный), в зависимости от характера отклонений от норм физического и психического здоровья, воспитанности и образованности человека, его социального статуса, экономического положения, профессиональной подготовки..
На индивидуальном уровне, с учетом индивидуально-личностных особенностей человека, шкалы ценностей, уровня притязаний, представлений о личностном и социальном комфорте, о возможностях адекватного существования в новых условиях, проводятся как мероприятия медицинской реабилитации, так и решение других проблем с целью помочь клиенту разобраться и справиться с жизненной ситуацией.
Основной упор на индивидуальном уровне реабилитации делается на конкретную адаптацию клиента к конкретной социальной ситуации, поэтому основным содержательным компонентом здесь выступает квалифицированная помощь в прояснении реабилитационного потенциала для каждого клиента.
Общими элементами, входящими в индивидуальную методику социальной реабилитации являются27: