Социальная реабилитация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

История социальной работы с древности и до наших дней аккумулирует в себе опыт многих поколений стран и народов. Изучение этого опыта показывает, что социальная работа как система деятельности со временем видоизменятся. Ей свойственны не только количественные, но и качественные перемены. Как и все другие сферы человеческой жизнедеятельности, социальная работа развивается и совершенствуется. В основе ее прогресса лежат ее объективные и субъективные факторы.

Содержание работы

Введение 3
Социальная реабилитация как часть общей реабилитации 5
Сущность, цели и задачи социальной реабилитации 5
Виды социальной реабилитации 14
Особенности реализации социальной реабилитации как технологического процесса и с различными группами 23
Особенности реализации социальной реабилитации как технологии социальной работы 23
Особенности реализации социальной реабилитации различных групп населения 29
Заключение 41
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая социальная реабилитация.docx

— 126.45 Кб (Скачать файл)

К социальной реабилитации также относятся  меры социальной поддержки: выплаты пособий и пенсий, оказание натуральной помощи, предоставление льгот, обеспечение специальными техническими средствами, протезирование, налоговые льготы.

Социально-психологическая реабилитация – это «совокупность коррекцционно-восстановительных, лечебно-оздоровительных и диагностико-профилактических мероприятий, направленных на создание благоприятных психологических условий для выздоровления больного , восстановление нарушенных психических функций, формирование у клиента реалистической самооценки и оптимальной реадаптации к новой личностно-социальной ситуации»16.  По своей сути он заключается в повышении уровня  психического здоровья граждан, оптимизации внутрисемейных и других внутригрупповых связей и отношений, информировании о потенциальных возможностях личности; мотивации  личности и семьи на самореализацию и самопомощь, психокоррекционной индивидуальной и групповой работе  и психологическом консультирование, формирование  адаптивных способностей к новым социальным  условиям; организации психологической коррекции, поддержки и помощи.

Основными целями психологической реабилитации являются17:

1) восстановление  трудовой способности, 

2) предупреждение  инвалидности,

3) социальная  адаптация людей. 

Социально-педагогическая реабилитация происходит при нарушении способности граждан к получению образования в соответствии со состоянием здоровья, интересами, физическими и психическими  возможностями личности. Она включает  комплекс мероприятий воспитательного характера, направленный на овладение клиентом необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, коммуникации и т. д. Наиболее важен этот вид реабилитации для детей с ограниченными возможностями, хотя и для взрослых реабилитантов важным является вооружение их знаниями в юридической. Экономической, бытовой областях, в сфере семейных отношений, совершенствования собственной личности и т.д.

Профессионально-трудовое направление социальной реабилитации затрагивает вопросы трудоустройства, профессионального обучения и переобучения, определения трудоспособности больных. Оно включает в себя профессиональную ориентацию, содействие в получении профессионального образования, профессиональной подготовке и переподготовке, в профессионально  - производственной адаптации  и трудоустройстве. В случае  социальной недостаточности, т.е. ограничении у клиента (например, инвалида) способности  к профессиональной  деятельности,  содействия  в приспособления  производства  и режима труда к нуждам  клиента.

Социально-правовое направление – это «защита прав и интересов семьи, клиента на основе использования законодательной базы социальной защиты населения, что находит свое выражение в правовом консультировании клиентов, информировании о социальных правах, льготах, гарантиях различных категорий населения, в представлении интересов клиента в судебных органах, в содействии в оформлении правовой документации и т.п.»18.

Социально-экономическая  реабилитация состоит в том, чтобы  вернуть пострадавшему в результате социальной дезадаптации, т. е. нарушения связей с семьей и обществом, экономическую независимость и социальную полноценность. Другими словами это «комплекс мероприятий по обеспечению реабилитируемого необходимым и удобным жилищем, денежному обеспечению и др.»19 Эти задачи решаются уже не только медицинскими учреждениями, но и органами соцобеспечения.

Социально-культурная деятельность выступает важнейшим  социализирующим фактором, способствуя общению людей, приобщая их к согласованию действий, восстанавливая их самооценку, отсюда социально-культурная реабилитация«удовлетворяет блокированную у людей потребность в информации, в получении досуговых услуг, в доступных видах творчества»20. Социально-культурная реабилитация включает в себя посещение пациентами различных культурно-массовых мероприятий: спектаклей, концертов, музеев, выставок.

В зависимости  от объекта социальной реабилитации выделяют такие направления, как 21:

  1. реабилитация инвалидов и детей с ограниченными возможностями;

К объектам данного направления реабилитации относят взрослых с проблемами: профессиональных травм; сердечнососудистых заболеваний и периферийных сосудистых заболеваний; психических заболеваний, угрозы психическому здоровью, алкогольной и наркотической зависимости, депрессии и шизофрении; неврологической дисфункции.

Что касается детей, с ограниченными возможностями, то к ним относят детей с проблемами, связанными со следующими диагнозами: недоношенность;  церебральный паралич или мускульная дистрофия; отклонения в развитии; педиатрические заболевания; трудности в обучении, школьная неуспеваемость; эмоциональные расстройства, поведенческие проблемы. Немаловажными являются факторы медицинской и педагогической запущенности, под воздействием которых, например, ребёнок, объективно способный обучаться и развиваться в нормальном социальном окружении, попадает в условия вспомогательной школы или школы-интерната, оказывается удалённым из семьи, изолирован от общества, что препятствует его нормальной интеграции в социум, дальнейшему развитию и самообеспечению. В таких случаях особенно важно своевременное предоставление помощи, так как со временем способности к коррекции личности, интеллекта и поведения утрачиваются и патология приобретает стойкий характер.

  1. реабилитация пожилых и престарелых людей;

В качестве объекта социальной реабилитации пожилые  и старые люди подразделяются на людей  с утратой физических функций  и людей с ослаблением когнитивного функционирования. Здесь принципиально важным моментом в социальной реабилитации пожилых и старых людей является особое внимание к так называемой группе «группе риска», куда относят22: лиц в возрасте 80-90 лет и старше,одиноких престарелых,престарелых женщин, особенно одиноких вдов, изолированно живущих престарелых пар,бездетных престарелых, пожилых людей, страдающих тяжелыми заболеваниями или физическими недостатками, пожилых людей, вынужденных жить на минимальное государственное или социальное пособие. Кроме того реабилитация пожилых и старых людей в предпенсионном и пенсионном возрасте  необходима в ряде профессий, связанных с высоким темпом и ритмом производства. Человек в предпенсионном возрасте часто не может справиться с привычной работой, а в таких случаях основная задача реабилитации - предупреждение инвалидности и увеличение активной трудовой деятельности путем переобучения и трудоустройства, организации оздоровительных мероприятий и нормализации труда. Выделенные группы риска пожилых, подлежащих реабилитации, существенно важны, так как не все пожилые и старые нуждаются в каком-либо виде реабилитации.

  1. реабилитация участников боевых действий;
  2. реабилитация лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы;
  3. реабилитация лиц без определённого места жительства;
  4. реабилитация лиц с наркотической зависимостью;
  5. реабилитация беженцев и вынужденных переселенцев;
  6. реабилитация дезадаптированных детей и подростков с такими проблемами, как:  семейной и социальной адаптации; алкогольной и наркотической зависимости, социопатологии поведения; неврологической недостаточности на почве травм головного и спинного мозга; ортопедических ограничений на почве несчастного случая или заболевания; нервно-психических расстройств.
  7. реабилитация населения в зонах чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера и др.

В зависимости от специфики объекта  реабилитации определяются методики реабилитационного воздействия, дополняемые частными технологиями социальной работы.

Естественно вышерассмотренныеклассификации социальной реабилитации не является единственно, возможно выделение также в зависимости от субъекта, от уровня проводимых реабилитационных мероприятий (индивидуальная и групповая), по средствам реабилитации  и т.д.

Подводя итоги  рассмотрения видов классификации, необходимо отметить, что социальная реабилитация как искомый результат  реабилитационной деятельности, может достигаться в результате совокупности действий  в результате всех названных выше  направлений реабилитации, ибо только в ходе  их реализации возможно истинное и полноценное восстановление способностей индивиды к социальному функционированию. Выпадение того или иного направления не только ведут  к ущемлению возможностей  социального функционирования для индивида с ограниченными возможностями, но также к неэффективной, неполной реабилитации в тех направлениях, которые были реализованы. Это объясняется как целостностью  человеческой личности, все стороны и проявления которой тесно взаимосвязаны, так и целостность социального бытия. Выделение же различных направлений является в известной мере действием условным, объясняемым требованиями и рамками отдельных организаций и учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности реализации социальной реабилитации

как технологического процесса и с различными       группами населения

    1. Особенности реализации социальной реабилитации как технологии солильной работы

 

В социальной работе социальная реабилитация рассматривается  как технология, то есть как «совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания, социальными работниками  и направленных на оказание людям социальной помощи, поддержки, защиты, социальных услуг, особенно так называемым социально незащищенным  слоям и группам населения, и решение разного рода социальных проблем»23.

Выработка технологии социальной реабилитации – процесс сложный, что обуславливает необходимость при ее осуществлении соблюдения определенной этапности. Обычно здесь выделяют следующие этапы24:

  1. диагностический – выявление и учет на подведомственной территории групп, семей и отдельных граждан, относящихся к категории социального риска, сбор и изучение информации о клиенте (ах), о динамике социальных процессов, из анализ, постановка социального диагноза, в котором уточняется степень «социальной недостаточности» клиента (ов), определяется уровень нуждаемости в различных видах и формах социальной поддержки, помощи, социальном обслуживании, формулируется социальная проблема;
  2. целевой – постановка цели (ей) взаимодействия с клиентом или решения социальной проблемы в соответствии с социальным диагнозом, прогнозирование изменений, результата. Формулировка задач деятельности, их ранжирование, форм, методов, способов социальной работы, которые приведут к достижению цели, получению ожидаемых результатов.
  3. организационный (этап управления технологическим процессом) – разработка плана, алгоритма действий по решению проблем клиента, социальной проблемы (возможно, в форме проекта), определение видов и сроков контроля за деятельностью сотрудников, продумывание вариантов в случае корректировки алгоритма, возможных рисков, корректировка деятельности,  мотивации коллектива (специалиста), назначение координатора или координирующего органа, формирование межведомственных и междисциплинарных групп, комиссий, мобильных команд, разработка и заключение необходимых договоров и соглашений, проведение информационных и рекламных кампаний и т.д.);
  4. функциональный – осуществление конкретных действий по решению проблем(ы) клиента, социальной проблемы в соответствии с разработанным алгоритмом, планом, программой. Процесс социальной реабилитации на этом этапе может разделяться на подэтапы, реализуясь в форме25:

1-й подэтап – восстановительная терапия (восстановительное лечение). Задачи этого этапа – психологическая и функциональная подготовка реабилитанта к активному лечению и проведению реабилитационных мероприятий, предупреждение развития дефекта функций, инвалидизации

2-й подэтап – стадия ресоциализации, с восстановлением обычных видов жизнедеятельности, а также социальных навыков,реадаптация. Здесь решаются задачи приспособления реабилитанта к условиям внешней среды – характеризуется наращиванием объема всех реабилитационных мероприятий;

3-й подэтап – реабилитация (в прямом смысле) - возвращение реабилитанта в обычные условия жизни, бытовое приспособление, исключающее зависимость от окружающих, восстановление социального доболезненного статуса.

  1. этап обратной связи – предполагает наличие возможности показать результат, промежуточный или итоговый. В данном случае результатом социальной реабилитации является степень восстановления, которая оценивается по четырехбалльной шкале26: а) полное восстановление; б) частичное восстановление; в) без изменения от исходного уровня; г) ухудшение.
  2. обеспечивающий компонент, включающий в себя следующие обязательные элементы: методическое обеспечение; кадровое обеспечение; информационное обеспечение; материально-техническое обеспечение; нормативно-правовое обеспечение.

Кроме этапности, в реализации социальной реабилитации обратить внимание на уровни (характер) этой реализации – индивидуальный и групповой (дифференцированный), в зависимости от характера отклонений от норм физического и психического здоровья, воспитанности и образованности человека, его социального статуса, экономического положения, профессиональной подготовки..

На индивидуальном уровне, с учетом индивидуально-личностных особенностей человека, шкалы ценностей, уровня притязаний, представлений о личностном и социальном комфорте, о возможностях адекватного существования в новых условиях, проводятся как мероприятия медицинской реабилитации, так и решение других проблем с целью помочь клиенту разобраться и справиться с жизненной ситуацией.

 Основной  упор на индивидуальном уровне реабилитации делается на конкретную адаптацию клиента к конкретной социальной ситуации, поэтому основным содержательным компонентом здесь  выступает квалифицированная помощь в прояснении реабилитационного потенциала для каждого клиента.

Общими элементами, входящими в индивидуальную методику социальной реабилитации являются27:

Информация о работе Социальная реабилитация