Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 16:29, курсовая работа
Под влиянием бихевиористической парадигмы родился такой подход: любойданный индивид развивается в некой среде путем приспособления к ней. Эта среда представляет собой для индивида совокупность стимулов: физических, технических, социальных. Другие люди в отношении к данному индивиду также рассматриваются лишь как элементы среды. Связь "индивид-общество", по существу, ничем не отличается от связи "организм-среда". Здесь действуют те же законы и те же принципы: адаптации, уравновешивания, подкрепления и т.д. Правда, воздействия социальной среды более сложны (чем физической), также как и более сложны ответы индивида.
Цель данной работы - рассмотреть наиболее важные вопросы, касающиеся социальной среды и личности.
Цель работы определяет постановку следующих задач: рассмотрение формирования конвенционных значений, социальных ролей, социальной активности, деятельности, социальных установок и ориентаций личности.
сохранение своей непохожести
и появление агрессивных
изменение себя, "стать как все";
конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.
Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, чего ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок иибо интегрируется с обществом, либо отторгается. Известный психолог Эриксон ввел понятие "групповая идентичность", которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на
включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как
эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и "эгоидентичность", чувство устойчивости и непрерывности своего "Я", несмотря на то, что идут многие процессы изменения. Формирование эгоиндентичности – длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет.
На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, ребенок как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно). Динамика развития доверия зависит от матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка.
2-я
стадия раннего детства
В
возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии, ребенок
уже убежден, что он личность, так
как он бегает, умеет говорить, расширяет
область овладения миром, у ребенка
формируется чувство
В
младшем школьном возрасте (4-я стадия)
ребенок уже исчерпал возможности
развития в рамках семьи, и теперь
школа приобщает ребенка к
знаниям о будущей
порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе.
В
подростковом возрасте (5-я стадия) формируется
центральная форма
На 6-й стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.
7-я
– центральная стадия –
После
50 лет (8-я стадия) происходит создание
завершенной формы
Специфически человеческую форму
взаимодействий и взаимоотношений
создают взаимосвязи между
Некоторые их особенности могут быть
выявлены при анализе социальных ожиданий.
Человеческая активность предполагает
использование сложных психических механизмов.
В теории установки экспериментально
были изучены некоторые их аспекты. Анализ
экспериментальных данных показал, что
при «построении поведения» посредством
установочного механизма учитываются
не только потребности индивида и соответствующая
ситуация, но и те ее возможные преобразования,
которые ожидаются с большой вероятностью.
Эта особенность установочной активности
исследовалась с физиологической точки
зрения И. М Фейгенбергом, и была им обозначена
как способность мозга к вероятностному
прогнозированию.
Установочное прогнозирование как примитивная
форма ожидания является одним из проявлений
специфики отношения человека к действительности
(ее отражения). Такие ожидания могут действовать
совершенно неосознанно. Более того, как
показывают экспериментальные исследования,
для формирования социальных ожиданий
недостаточно созревания способностей
объективации и осознания. Их формирование
начинается только в переходном возрасте,
и лишь на последнем этапе социализации
человека они становятся детерминантами
поведения. Следует отметить также, что
для их формирования необходимы участие
сознания и объективации, однако, сформировавшись,
они могут функционировать на бессознательном
уровне. [6.c.169-171]
В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.
В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его "Я". Образ "Я", или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента (по В. С. Мерлину):
Критерии самосознания:
В структуре самосознания можно выделить:
Таким образом, самосознание включает в себя:
В целом можно выделить три пласта сознания человека:
Отношение к другим людям,
осознание этого отношения
Человеческая
деятельность - это совместная деятельность,
в ходе которой люди вступают в
общение и взаимодействие друг с
другом. Совместный характер деятельности
вынуждает индивидов
Совместность
(общение и взаимодействие с другими),
деятельность, сознание составляют онтологические
основания человеческого
Деятельность человека всегда общественна. В своей подлинно социальной деятельности человек выступает не как Робинзон, а как
представитель
человеческого рода, учитывающий
и результаты деятельности других людей,
и их позиции в совместной деятельности.
Понятия "деятельность" и "общение"
тесно связаны между собой. По
своему происхождению общение
Социальная среда не просто формирует личность благодаря деятельности
и в процессе деятельности, но сама предметность как конструирующее свойство деятельности имеет социальную природу. Социальное не «дано» через деятельность, проблема не стоит как проблема «социальности и деятельности»: это в действительности вопрос о социальной сущности самих объектов деятельности и социальности человеческого сознания, отражающего эти объекты в процессе деятельности и благодаря ей. [1, c.241-243]
Личность
не является простой результирующей
социальных воздействий, но представляет
собой специфичное образование.
Социальная природа деятельности индивида
не носит универсально-
Психологическое изучение деятельности в качестве особого предмета было начато отечественными психологами Л. С. Выгодским и С. Л. Рубинштейном, но особенно интенсивно в течение многих лет оно проводилось А. Н. Леонтьевым и его последователями.
По
А.Н.Леонтьеву личность рассматривается
в неразрывной связи с
Информация о работе Социальная среда как способ формирования личности