Социальная среда как способ формирования личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Под влиянием бихевиористической парадигмы родился такой подход: любойданный индивид развивается в некой среде путем приспособления к ней. Эта среда представляет собой для индивида совокупность стимулов: физических, технических, социальных. Другие люди в отношении к данному индивиду также рассматриваются лишь как элементы среды. Связь "индивид-общество", по существу, ничем не отличается от связи "организм-среда". Здесь действуют те же законы и те же принципы: адаптации, уравновешивания, подкрепления и т.д. Правда, воздействия социальной среды более сложны (чем физической), также как и более сложны ответы индивида.
Цель данной работы - рассмотреть наиболее важные вопросы, касающиеся социальной среды и личности.
Цель работы определяет постановку следующих задач: рассмотрение формирования конвенционных значений, социальных ролей, социальной активности, деятельности, социальных установок и ориентаций личности.

Файлы: 1 файл

соц среда 2.docx

— 55.15 Кб (Скачать файл)

сохранение своей непохожести  и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

изменение себя, "стать как все";

конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Существует  свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, чего ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок иибо интегрируется с обществом, либо отторгается. Известный психолог Эриксон ввел понятие "групповая идентичность", которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на

                                                     10

 

включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как 

эта группа. Но постепенно у ребенка  формируется и "эгоидентичность", чувство устойчивости и непрерывности своего "Я", несмотря на то, что идут многие процессы изменения. Формирование эгоиндентичности – длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет.

На  стадии младенчества главную роль в  жизни ребенка играет мать, она  кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется  базовое доверие к миру. Базовое  доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка  спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, ребенок как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно). Динамика развития доверия зависит  от матери. Сильно выраженный дефицит  эмоционального общения с младенцем  приводит к резкому замедлению психического развития ребенка.

2-я  стадия раннего детства связана  с формированием автономии и  независимости, ребенок начинает  ходить, обучается контролировать  себя при выполнении актов  дефекации; общество и родители  приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за "мокрые штанишки".

В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии, ребенок  уже убежден, что он личность, так  как он бегает, умеет говорить, расширяет  область овладения миром, у ребенка  формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается  в игре. Игра очень важна для  развития ребенка, т.е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения  между людьми посредством игры, развивает  свои психологические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению  пассивности, неуверенности, чувству  вины.

В младшем школьном возрасте (4-я стадия) ребенок уже исчерпал возможности  развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к  знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а

                                                     11

порой и к закреплению чувства своей  неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе.

В подростковом возрасте (5-я стадия) формируется  центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения – вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении.

На 6-й стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с  другими людьми, появляется чувство  близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и  на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.

7-я  – центральная стадия – взрослый  этап развития личности. Развитие  идентичности идет всю жизнь,  идет воздействие со стороны  других людей, особенно детей:  они подтверждают, что ты им  нужен. Положительные симптомы  этой стадии: личность вкладывает  себя в хороший, любимый труд  и заботу о детях, удовлетворена  собой и жизнью.

После 50 лет (8-я стадия) происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое "Я" в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь – это неповторимая судьба, которую не надо переплывать, человек "принимает" себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.

    1. Социальная активность личности.

Специфически человеческую форму  взаимодействий и взаимоотношений  создают взаимосвязи между людьми. Другой человек оказывает на индивида весьма своеобразное воздействие. На основе ряда экспериментальных исследований известно, что наличие в ситуации другого человека оказывает специфическое влияние на поведение индивида. В социальной психологии были отмечены эффекты «сосуществования», «сотрудничества», «социального подкрепления», «соактивности» и пр. Они не могут быть объяснены однопланово, лишь особенностями субъект-объектного взаимоотношения. Личностные взаимодействия характеризуются гораздо более сложной природой.

                                                      12

 

Некоторые их особенности могут быть выявлены при анализе социальных ожиданий.  
Человеческая активность предполагает использование сложных психических механизмов. В теории установки экспериментально были изучены некоторые их аспекты. Анализ экспериментальных данных показал, что при «построении поведения» посредством установочного механизма учитываются не только потребности индивида и соответствующая ситуация, но и те ее возможные преобразования, которые ожидаются с большой вероятностью. Эта особенность установочной активности исследовалась с физиологической точки зрения И. М Фейгенбергом, и была им обозначена как способность мозга к вероятностному прогнозированию.  
Установочное прогнозирование как примитивная форма ожидания является одним из проявлений специфики отношения человека к действительности (ее отражения). Такие ожидания могут действовать совершенно неосознанно. Более того, как показывают экспериментальные исследования, для формирования социальных ожиданий недостаточно созревания способностей объективации и осознания. Их формирование начинается только в переходном возрасте, и лишь на последнем этапе социализации человека они становятся детерминантами поведения. Следует отметить также, что для их формирования необходимы участие сознания и объективации, однако, сформировавшись, они могут функционировать на бессознательном уровне. [6.c.169-171]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     13

  1. Глава. Самосознание.

В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.

В ходе социализации расширяются  и углубляются связи общения  человека с людьми, группами, обществом  в целом, происходит становление  в человеке образа его "Я". Образ "Я", или самосознание (представление  о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний  и включает четыре компонента (по В. С. Мерлину):

  • сознание отличия себя от остального мира;
  • сознание "Я" как активного начала субъекта деятельности;
  • сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;
  • социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

Критерии самосознания:

  1. выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды);
  2. осознание своей активности – "Я управляю собой";
  3. осознание себя "через другого" ("То, что я вижу в других, это может быть и мое качество");
  4. моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта.

В структуре самосознания можно выделить:

  1. осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего "Я" ("Я как действующий субъект");
  2. осознание своих реальных и желаемых качеств ("Реальное Я" и "Идеальное Я");
  3. познавательные, когнитивные представления о себе ("Я как наблюдаемый объект");
  4. эмоциональное, чувственное представление о себе.

Таким образом, самосознание включает в себя:

  • самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);
  • самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

                                        14

 

В целом можно выделить три пласта сознания человека:

  1. отношение к себе;
  2. отношение к другим людям;
  3. ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).

Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным:

  1. эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как самоценности влияет на отношение к другим людям ("Если мне помогают, то – хорошие люди");
  2. группоцентрический уровень отношений ("Если другой человек принадлежит к моей группе, он – хороший");
  3. просоциальный уровень ("Другой человек – это самоценность, уважай и прими другого человека таким, каков он есть". "Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой");
  4. эстохолический уровень – уровень исходов ("Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом. Милосердие, совесть, духовность – главное в отношении к другому человеку").
    1. Социальная природа деятельности личности.

Человеческая  деятельность - это совместная деятельность, в ходе которой люди вступают в  общение и взаимодействие друг с  другом. Совместный характер деятельности вынуждает индивидов обмениваться информацией, согласовывать индивидуальные цели и планы действий, подчинять  их общим задачам, добиваться взаимопонимания.

Совместность (общение и взаимодействие с другими), деятельность, сознание составляют онтологические основания человеческого способа  жизни. Эти основания взаимополагают друг друга, но не сводимы одно к другому, каждое из них имеет специфическое содержание. Деятельность с самого начала предполагает сознание в качестве своего необходимого момента (например, постановка цели), а сознание, в свою очередь, предполагает в качестве своей предпосылки социальную связь (в частности, сознание немыслимо без языка, а язык - изначально социальное явление). Таким образом, все три стороны целостной человеческой реальности (субъективности) или способа бытия человека (общность, деятельность, сознание) являются здесь одновременно и следствиями, и предпосылками.

                                                 15

Деятельность  человека всегда общественна. В своей подлинно социальной   деятельности человек выступает не как Робинзон, а как

представитель человеческого рода, учитывающий  и результаты деятельности других людей, и их позиции в совместной деятельности. Понятия "деятельность" и "общение" тесно связаны между собой. По своему происхождению общение возникает  из нужд деятельности.

Социальная  среда не просто формирует личность благодаря деятельности

и в процессе деятельности, но сама предметность как конструирующее свойство деятельности имеет социальную природу. Социальное не «дано» через деятельность, проблема не стоит как проблема «социальности и деятельности»: это в действительности вопрос о социальной сущности самих объектов деятельности и социальности человеческого сознания, отражающего эти объекты в процессе деятельности и благодаря ей. [1, c.241-243]

Личность  не является простой результирующей социальных воздействий, но представляет собой специфичное образование. Социальная природа деятельности индивида не носит универсально-абстрактного характера: она коренится в исторически  конкретной форме общества.

Психологическое изучение деятельности в качестве особого  предмета было начато отечественными психологами Л. С. Выгодским и  С. Л. Рубинштейном, но особенно интенсивно в течение многих лет оно проводилось  А. Н. Леонтьевым и его последователями.

По  А.Н.Леонтьеву личность рассматривается  в неразрывной связи с деятельностью. Главная идея заключается в том, что «личность человека ни в каком  смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и сознание, она ею порождается».

Информация о работе Социальная среда как способ формирования личности