Социальная среда как способ формирования личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Под влиянием бихевиористической парадигмы родился такой подход: любойданный индивид развивается в некой среде путем приспособления к ней. Эта среда представляет собой для индивида совокупность стимулов: физических, технических, социальных. Другие люди в отношении к данному индивиду также рассматриваются лишь как элементы среды. Связь "индивид-общество", по существу, ничем не отличается от связи "организм-среда". Здесь действуют те же законы и те же принципы: адаптации, уравновешивания, подкрепления и т.д. Правда, воздействия социальной среды более сложны (чем физической), также как и более сложны ответы индивида.
Цель данной работы - рассмотреть наиболее важные вопросы, касающиеся социальной среды и личности.
Цель работы определяет постановку следующих задач: рассмотрение формирования конвенционных значений, социальных ролей, социальной активности, деятельности, социальных установок и ориентаций личности.

Файлы: 1 файл

соц среда 2.docx

— 55.15 Кб (Скачать файл)

«Объект деятельности, имея предметное, внешнее  бытие, в то же время выступает  как идеальное образование, как  психический образ, и таким путем  детерминирует психическую деятельность. Процесс деятельности выступает  и как процесс активного вмешательства  субъекта в мир вещей, и как  процесс отражения предметного  мира в сознании. Сознание и личность рассматриваются как продукты и  как «моменты» стороны деятельности».

 

Понятие деятельности - непроизвольно вводимое понятие, не просто некий конкретно-научный  конструкт, который можно толковать так или иначе по

                                                         16

 

желанию того или иного психолога. Оно  с самого начала выступает как  категория, выходящая далеко за границы  психологии и связывающая систему  ее понятий с системой понятий  и категорий других общественных наук, раскрывающиеся реальные процессы связи и взаимодействия личности, сознания и общества, позволяющая  перейти от теоретического анализа  на уровень конкретного психического исследования. [3, c. 173]

    1. Социальные ориентации и установки.

Социальное  поведение ориентировано на общественные ценности, и его результаты имеют  об-щественное значение. Побудители такого рода поведе-ния следует искать в социальной действительности, хотя феноменологически они даны в стремлениях и целях личности.

Социальное  поведение, как и всякая другая актив-ность, начинается с готовности, установки, в которой, наряду со всеми другими, отражены и социальные стремления, цели, требования и ожидания. При анализе социальной активности человека указанное обстоятель-ство проявляется в наличии у личности социальных тен-денций. Для понимания природы личности совершенно недостаточно знания того, какую информацию имеет индивид о куль-туре, традициях, идеологии и социальных отношениях. Необходимо также учитывать, какие ориентации, уста-новки имеются у него в отношении указанных явлений.

Представленные  в сознании личности ориентации и  знания тесно связаны друг с другом. Если в знании отражены предметы и  явления действительности, то в ориентациях  выражаются отношения человека к  ней. В них задана тенденция действий человека относительно указанных явлений.

Для оценки знания обычно используется пятибалль-ная система. Оно может быть оценено от 0 до 5 баллов. Ориентация же биполярна. Она может оцениваться от -- 5 до + 5. Закономерности формирования и смены ориентации отличаются от законов приобретения знаний. Указанные ориентации условно могут быть подразде-лены на два класса: личные и социальные ориентации.

Личные  ориентации создаются у человека под воз-действием индивидуальных потребностей и нужд, тогда как социальные ориентации обусловливаются требова-ниями других людей.

Установка (attitude). Этот термин впервые использовал философ Г. Спенсер, позднее -- Н. Н. Ланге, русский психолог. В 1918 г. У. Томас (американец) и

                                                        17

 

Фл. Знанецкий (поляк) определили социальные установки как психическоепереживание значения, смысла, ценности социального объекта.

Установка состоит из трех компонентов: описательное знание; отноше-ние; планы, программы поведения. Функции установки: адаптивная, защитная, экспрессивная (выражает индивидуальную значимость

культурных  ценностей), познавательная и функция  координации всей познавательной системы  психических процессов.

Занимаясь структурой ценностных ориентации, В. А. Ядов разработал диспозиционную концепцию  личности, в которой отдельные  установки связываются в определенную уровневую систему диспозиций:

1) элементарные установки (формируются  на основе витальных потребностей, в простых ситуациях не осознаваемы);

2) социальные установки (формируются  на базе оценки отдель-ных социальных объектов и ситуаций);

3) базовые социальные установки  (определяют общую направ-ленность личности);

4) система ценностных ориентации.

Изменение установки обычно имеет цель добавить знания, изме-нить отношение, показать последствия изменения взглядов, мнений и т. п.

Установки более успешно меняются через  изменение отношения, что достигается, например, внушением. Под гипнозом измененные установки принимают вид твердых  убеждений. На формирование ус-тановки оказывают влияние родители (важно сходство установки ро-дителей и детей по отношению к социально значимым объектам) и авторитетные личности, а также средства массовой коммуникации.

Стереотипы  являются одним из видов социальной установки, Знания о людях, накопленные  как в личном опыте общения, так  и из других источников, обобщаются и закрепляются в сознании лю-дей в виде устойчивых представлений -- стереотипов. Они весьма широко используются человеком при оценке людей, ибо упрощают, облегчают процесс познания. Термин «социальный стереотип» вве-ден в социальную психологию У. Липпманом для обозначения пред-взятых мнений и представлений. Таким

                                                    18

образом, речь идет, прежде всего, об оценочных  стереотипах, а не о поведенческих  привычках.

Стереотипы -- регуляторы поведения. Наиболее изучены нацио-нальные стереотипы. Они фиксируют отношения между этнически-ми группами, являются частью национального самосознания, имеют выраженную связь с национальным характером. Стереотипы -- ду-ховное образование, сложившиеся в сознании людей эмоционально окрашенные образы, передающие значения, в которых есть элемен-ты описания, оценки и предписания. По мнению известных иссле-дователей, сумма истинных знаний в стереотипе всегда больше сум-мы ложных знаний, однако в силу своей большой обобщенности они значительной информации не содержат. [5. c. 163-164]

Существуют  стереотипы профессиональные, физиогномические (в основе лежит связь черт внешности  и личности), этнические и др. Национальный стереотип есть инструмент политики.

Причины возникновения стереотипов -- общая, тенденция к упрощению игнорированию различий. Они выступают как регуляторы социальных взаи-моотношений. Их отличает экономия мышления, «защита» (оправдание своего поведения), удовлетворение агрессивных тенденций, способ выхода напряжения.

Сте-реотип и имидж -- близкие понятия. Имидж -- образ, представление, методом ассоциаций наделяющий объект дополнительными ценностями, не имеющими основания в реальных свойствах самого объекта, но обла-дающими социальной значимостью для воспринимающего этот объект.

Имидж -- образ, подобие. Имидж наделяет социальное явление (человека, группу, организацию, товар) новыми характеристиками. Имидж -- «полуфабрикат», требует домысливания, стимулирует вооб-ражение, имеет более регулирующую роль, требует от человека или организации умения «жить на уровне своего имиджа» и, следовательно, имеет достаточную мотивационную и мобилизующую функ-цию. Он обладает внушающим воздействием и может превратиться в стереотип. Вместе с социальными мотивами имидж направляет и обусловливает все виды социального взаимодействия, в которые вступают индивиды и труппы. [5. c.166]

На  основе экспериментальных исследований выясни-лось, что установка личности к определенным явлениям, ценностям, взглядам, теориям, идеологии может быть выражена посредством шкалы от --5 до +5. Крайне отрицательная установка личности к какой-либо теории, положению, обычаю

                                                    19

 

может быть выражена через --5, крайне положительная  через +5, нейтраль-ная -- «нулем», а различные степени положительного или отрицательного отношения -- соответствующим чи-слом, отмеченным точкой на шкале между крайними позициями.

Общим результатом функционирования ак-туальной установки является то, что под ее воздейст-вием в сознании и поведении личности формируется определенная позиция относительно действительности -- «позиционность». Позиционность -- существенная осо-бенность психической активности человека.

В определенной социальной среде в  отношении таких профессий, как, например, учитель, токарь, тракторист, металлург, агроном, существуют различные  ориентации. Социальная группа или отдельный человек может характеризоваться различной степенью положительной или отрицательной установки к указанным явлениям и ценностям. Их социальная активность значительно определяется именно тем, какие у них имеются социальные ориентации, установки. Поэтому ясно, что знание закономерностей формирования и смены такого рода социальных установок имеет большое практическое значение. [7. c. 176]

    1. Социальная роль и статус.

Каждый человек, живущий  в обществе, включен во множество  различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т.д.).

В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные требования. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой – как друг, в третьей – как начальник, т.е. выступать в разных ролях.

Социальная роль – соответствующий  принятым нормам способ поведения людей  в зависимости от их статуса или  позиции в обществе, в системе  межличностных отношений.

Освоение социальных ролей  – часть процесса социализации личности, непременное условие "врастания" человека в общество себе подобных. Социализацией называется процесс  и результат усвоения и активного  воспроизведения индивидом социального  опыта, осуществляемые в общении  и деятельности.

                                                  20

Примерами социальных ролей  являются также половые роли (мужское  или женское поведение), профессиональные роли. Наблюдая социальные роли, человек  усваивает социальные стандарты  поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Однако поскольку в реальной жизни  человек включен во многие деятельности и отношения, вынужден исполнять  разные роли, требования к которым  могут быть противоречивыми, возникает  необходимость в некотором механизме, который позволил бы человеку сохранить  целостность своего "Я" в условиях множественных связей с миром (т.е. оставаться самим собой, исполняя различные  роли). Личность (а точнее, сформированная подструктура направленности) как раз и является тем механизмом, функциональным органом, который позволяет интегрировать свое "Я" и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого.

Таким образом, развитая личность может использовать ролевое поведение  как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время  не сливаясь, не идентифицируясь с  ролью.

Основные компоненты социальной роли составляют иерархическую систему, в которой можно выделить три  уровня. Первый – это периферийные атрибуты, т.е. такие, наличие или  отсутствие которых не влияет ни на восприятие роли окружением, ни на ее эффективность (например, гражданское состояние  поэта или врача). Второй уровень  предполагает такие атрибуты роли, которые влияют как на восприятие, так и на ее эффективность (например, длинные волосы у хиппи или  слабое здоровье у спортсмена). На вершине  трехуровневой градации – атрибуты роли, которые являются решающими  для формирования идентичности личности.

Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-х годах XX в. (Ч. Кули, Дж. Мид) и получила распространение в различных социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном анализе. Т. Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.

Чарлз Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое "зеркальное Я", которое состоит из трех элементов:

того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие ("Я уверена, что люди обращают внимание на мою  новую прическу");

                                               21

 

того, как, по нашему мнению, они реагируют на

то, что видят ("Я уверена, что им нравится моя новая прическа");

  1. того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других ("Видимо, я буду всегда так причесываться").

Эта теория придает важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей. Американский психолог Джордж Герберт Мид пошел дальше в своем анализе процесса развития нашего "Я". Как и Кули, он считал, что "Я" – продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми. Вначале, будучи маленькими детьми, мы не способны объяснять себе мотивы поведения других. Научившись осмысливать свое поведение, дети делают тем самым первый шаг в жизнь. Научившись думать о себе, они могут думать и о других; ребенок начинает приобретать чувство своего "Я".

По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии. Первая – имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т.д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли.

Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может  иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его  положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный, или  интегральный, статус обусловлен его  должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в  установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.).

Информация о работе Социальная среда как способ формирования личности