Социальная среда как способ формирования личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Под влиянием бихевиористической парадигмы родился такой подход: любойданный индивид развивается в некой среде путем приспособления к ней. Эта среда представляет собой для индивида совокупность стимулов: физических, технических, социальных. Другие люди в отношении к данному индивиду также рассматриваются лишь как элементы среды. Связь "индивид-общество", по существу, ничем не отличается от связи "организм-среда". Здесь действуют те же законы и те же принципы: адаптации, уравновешивания, подкрепления и т.д. Правда, воздействия социальной среды более сложны (чем физической), также как и более сложны ответы индивида.
Цель данной работы - рассмотреть наиболее важные вопросы, касающиеся социальной среды и личности.
Цель работы определяет постановку следующих задач: рассмотрение формирования конвенционных значений, социальных ролей, социальной активности, деятельности, социальных установок и ориентаций личности.

Файлы: 1 файл

соц среда 2.docx

— 55.15 Кб (Скачать файл)

Социологи отличают предписанные и  приобретенные статусы. Предписанный – это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т.д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, ученый, директор и т.д.). Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека

                                                       22

(мужчины и женщины, детство,  юность, зрелость, старость и т.д.). Профессионально-должностной –  это базисный статус личности, чаще всего для взрослого человека, являющийся основой интегрального  статуса. В нем фиксируется  социальное, экономическое и производственно-техническое  положение (банкир, инженер, адвокат  и т.д.).

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид  в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществам, образует содержание социальной роли. Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить  человек, занимающий данный статус в  социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором.

Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно "правилам игры" ждут от той или  иной роли, и на ролевое поведение  – то, что человек реально выполняет  в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек  более или менее четко представляет связанные с ней права и  обязанности, приблизительно знает  схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы все делалось "как надо". Для этого существует целая система социального контроля – от общественного мнения до правоохранительных органов и соответствующая ей система социальных санкций –  от порицания, осуждения до насильственного  пресечения.

Социальные роли попытался систематизировать  Толкотт Парсонс. Он считал, что любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик:

Эмоциональность. Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или  полицейского) требуют эмоциональной  сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти). От членов семьи и друзей ожидается менее  сдержанное выражение чувств.

Способ получения. Некоторые роли обусловлены предписанными статусами, например, ребенка, юноши или взрослого  гражданина; они определяются возрастом  человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются; когда мы говорим  о профессоре, мы имеем в виду такую роль, которая достигается  не автоматически, а в результате усилий личности.

Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами  взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся  к здоровью пациента. Между маленьким  ребенком и его матерью или отцом устанавливаются

                

                                                          23

 

отношения более широкого плана; каждого  из родителей волнуют многие стороны  жизни малыша.

Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными. правилами. Например, библиотекарь обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за каждый просроченный день с тех, кто задерживает книги. При исполнении других ролей допускается особое обращение с теми, с кем у вас сложились личные отношения. Например, мы не ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у незнакомого человека.

Мотивация, Разные роли обусловлены различными мотивами. Ожидается, скажем, что предприимчивый человек поглощен собственными интересами – его поступки определяются стремлением получить максимальную прибыль. Но предполагается, что священник трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды. Как считает Парсонс, любая роль включает некоторое сочетание этих характеристик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   24

                                                                                             ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Социальная  среда -- конкретные общественные отношения, традиции, нравственные и правовые устои, при которых рождается и живет человек.

Социальное  в человеке не оторвано от биологического, а индивидуальное начало включено в личность и проявляется в личности. Понятие личности тесно связано с понятием позиции и соотносимыми с ним понятиями социальной роли и социального статуса.

Каждый  человек обладает целым рядом  различных социальных позиций, что  составляет его «статусный набор». Роль обусловлена конкретным местом человека в структуре социальных связей и в известном смысле не зависит от его индивидуально-психологических  свойств.

Именно  систематические и однообразные реакции других людей формирует  и фиксирует шаблоны поведения  индивида. Значения развиваются в  процессе естественного отбора. Формы  поведения, которые дают человеку возможность  успешно приспосабливаться к  существующим условиям жизни, сохраняются, чтобы стать частью его ориентации по отношению к миру.

Нельзя  считать, что под воздействием социальной среды в широком смысле слова  происходит унификация представителей, что все они становятся совершенно одинаковыми. Каждая личность имеет  свои специфические черты, отличающие её.

Изначально-рождающийся  индивид, имеющий лишь натуральные  психические функции, постепенно, посредством  вхождения в общество (начиная  с родных, близких) социализируется, т.е. становится личностью. При этом социо-культурная среда является как бы источником, питающим развитие личности, прививает ему общественные нормы, ценности, роли и т.д. И, наконец, личность, которая сама начинает воздействовать на общество является индивидуальностью.

Вхождение индивида в общество и становление  его там как личности, можно  назвать "выживанием" или адаптацией. В зависимости от того насколько  легко индивиду удается преодолеть трудности адаптационного периода, мы получаем личность уверенную в  себе, либо конформную.

На  этом этапе происходит выбор личностью  мотивации и ответственности. Если в этот период индивид, предъявляя референтной для него группе личностные свойства, характеризующие его индивидуальность, не находит взаимопонимания, это может способствовать формированию агрессивности, подозрительности.Человек либо становится интерналом ("кузнецом своего счастья"), либо экстерналом ("все в руках Господних").

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       

 


Информация о работе Социальная среда как способ формирования личности