Социально-когнитивная теория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 01:29, контрольная работа

Описание работы

Мы рассматривали социально-когнитивное направление в изучении личности представленное Альбертом Бандурой. Основная теоретическая концепция Бандуры - моделирование или научение через наблюдение. Ключевое положение о том, что моделирование генерирует научение в основном посредством своей информативной функции, ясно отражает когнитивную ориентацию мышления Бандуры. Далее, научение через наблюдение регулируется четырьмя взаимосвязанными факторами - процессами внимания, сохранения, двигательного воспроизведения и мотивации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Основные принципы социально-когнитивной теории…………………..4
1.1 Вне подкрепления………………………………………………………...4
1.2 Саморегуляция и познание в поведении…………………………….….5
2. Научение через моделирование…………………………………………..6
2.1 Основные процессы научения через наблюдение……………………...7
2.1.1 Процессы внимания: понимание модели……………………………...7
2.1.2 Процессы сохранения: запоминание модели…………………………8
2.1.3 Моторно-репродуктивные процессы: перевод памяти в поведение..9
2.1.4 Мотивационные процессы: от наблюдения к действию……………...9
3. Подкрепление в научении через наблюдение………………………...…10
3.1 Косвенное подкрепление…………………………………………………11
3.2 Самоподкрепление………………………………………………………..11
3.3 Как появляется саморегулирование…………………………………….12
Заключение…………………………………………………………………….13
Список литературы…………………………………………………………...14

Файлы: 1 файл

26 (1).docx

— 35.88 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1. Основные принципы социально-когнитивной  теории…………………..4

1.1 Вне подкрепления………………………………………………………...4

1.2 Саморегуляция и познание в поведении…………………………….….5

2. Научение через моделирование…………………………………………..6

2.1 Основные процессы научения через наблюдение……………………...7

2.1.1 Процессы внимания: понимание  модели……………………………...7

2.1.2 Процессы сохранения: запоминание модели…………………………8

2.1.3 Моторно-репродуктивные  процессы: перевод памяти в поведение..9

2.1.4 Мотивационные процессы: от наблюдения к действию……………...9

3. Подкрепление в научении через наблюдение………………………...…10

3.1 Косвенное подкрепление…………………………………………………11

3.2 Самоподкрепление………………………………………………………..11

3.3 Как появляется саморегулирование…………………………………….12

Заключение…………………………………………………………………….13

Список литературы…………………………………………………………...14

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Альберт Бандура родился в маленьком городе в провинции Альберта, Канада, в 1925 году. Сын фермера, поляка по происхождению. После средней школы посещал Университет провинции Британская Колумбия в Ванкувере, где получил степень бакалавра гуманитарных наук в 1949 году. В 1951 году, продолжая обучение в Университете Айовы, он получил степень магистра наук, и в 1952 году - степень доктора философии. Затем занял пост на факультете психологии в Стэндфордском университете.

На протяжении своей профессиональной деятельности Бандура активно занимался развитием социально-когнитивного подхода к изучению и пониманию личности. Он опубликовал несколько книг и бесчисленное множество научных статей, сделав огромный вклад в развитие гуманитарных наук. Сегодня Бандура - ведущий социально-когнитивный теоретик, ведущий авторитет. Его суждения имеют большое влияние на современную психологию, особенно в клинической и исследовательской областях.

Трудно преувеличить то влияние, которое основные принципы теории научения оказали на психологию и теорию личности. В последние десятилетия персонологи начали выдвигать предположения, что поведение человека регулируется сложными взаимодействиями между внутренними явлениями (включая веру, ожидания, самовосприятия) и факторами окружения. Кульминацией таких рассуждений, являющихся развитием в различных направлениях взглядов классических бихевиористов, можно назвать социально-когнитивное направление. Особенности этого направления наиболее отчётливо представлены в работе Альберта Бандуры. Теория его отличается от радикального бихевиоризма Скиннера, но сохраняет строгую научную и экспериментальную методологию, которая характеризует бихевиористкий подход.

Бандура полагает, что психическое функционирование лучше понимать в терминах непрерывного взаимодействия между факторами поведенческими, когнитивными и средовыми. Это означает, что поведение, личностные аспекты и социальные воздействия - это взаимозависимые детерминанты, то есть на поведение влияет окружение, но люди также играют активную роль в создании социальной окружающей среды и других обстоятельств, которые возникают в их каждодневных транзакциях. Бандура делает основной акцент на роли научения через наблюдение в приобретении навыков поведения. Наиболее отличительной чертой социально-когнитивной теории Бандуры является убеждение в том, что в основном поведение человека формируется через наблюдение или на основе примеров.

"Люди развили повышенную  способность научения через наблюдение, что позволяет им расширить  свои знания и навыки на  основе информации, переданной путём моделирования. Действительно, в сущности, все феномены научения через прямой опыт могут появиться косвенно при наблюдении за поведением людей и его результатами" (Bandura, 1989а, р. 14-15).

Бандура также подчёркивает важность самостоятельных воздействий как причинного фактора во всех аспектах функционирования человека - мотивации, эмоции и действиях. Это наиболее очевидно в его концепции самоэффективности - положения о том, что человек может научиться контролировать события, влияющие на его жизнь.

 

1. Основные принципы  социально-когнитивной теории

Бандура отмечает, что до недавнего времени наиболее общим положением, популяризованным различными психодинамическими доктринами, было убеждение в том, что поведение человека зависит от целого ряда внутренних процессов (например, влечений, потребностей), часто действующих на уровне ниже порога сознания.

С точки зрения Бандуры, внутренняя реальность, состоящая из влечений и мотивов, просто не может объяснить явные колебания частоты и силы данного поведения в различных ситуациях по отношению к различным людям в различных социальных ролях. Можно сравнить, как мать реагирует на ребёнка дома в разные дни, как она реагирует на свою дочь, в отличие от сына в сравнимой ситуации и как она реагирует на ребёнка присутствие собственного мужа и без него.

Персонологи-экперементаторы заявляют, что хотя влечение и мотивы могут дать готовое объяснение событий уже происшедших, они бессильны предсказать, как люди будут вести себя в конкретной ситуации.

 

1.1 Вне подкрепления

Какие факторы позволяют людям учиться? Современные теоретики научения делают акцент на подкреплении как на необходимом условии для приобретения, сохранения и модификации поведения. Бандура, хотя и признаёт важность внешнего подкрепления, не рассматривает его как единственный способ, при помощи которого приобретается, сохраняется или изменяется наше поведение. Люди могут учиться, наблюдая или читая, или слыша о поведении других людей. В результате предыдущего опыта люди могут ожидать, что определенное поведение будет иметь последствия, которые они ценят, другое - произведёт нежелательный результат, а третье - окажется малоэффективным. Наше поведение, следовательно, регулируется в значительной мере предвиденными последствиями. Посредством нашей способности представлять действительный исход символически, будущие последствия можно перевести в сиюминутные побудительные факторы, которые влияют на поведение во многом так же, как и потенциальные последствия. Наши высшие психические процессы дают нам способность предвидения (Bandura, 1989 с).

В центре социально-когнитивной теории лежит положение о том, что новые формы поведения можно приобрести в отсутствие внешнего подкрепления. Бандура отмечает, что многое в поведении, которое мы демонстрируем, приобретается посредством примера: мы просто наблюдаем, что делают другие, а затем повторяем их действия. Этот акцент на научении через наблюдение или пример, а не на прямом подкреплении, является наиболее характерной чертой теории Бандуры.

 

1.2 Саморегуляция и познание в поведении

Другой характерной чертой социально-когнитивной теории является способность человека к саморегуляции. Устраивая своё непосредственное окружение, обеспечивая когнитивную поддержку и осознавая последствия своих собственных действий, люди способны оказывать некоторое влияние на своё поведение. Функции саморегуляции создаются и не так уж редко поддерживаются влиянием окружения. Таким образом, они имеют внешнее происхождение, однако не следует преуменьшать тот факт, что однажды установившись, внутренние влияния часто регулируют то, какие действия выполняет человек. Далее Бандура утверждает, что интеллектуальные высшие способности, например, способность оперировать символами, дают нам мощное средство воздействия на наше окружение. Посредством вербальных и образных репрезентаций мы производим и сохраняем опыт таким образом, что он служит ориентиром для будущего поведения.используя способность к оперированию символами, мы можем решать проблемы, не обращаясь к действительному, открытому поведению проб и ошибок, можем, таким образом, предвидеть вероятные последствия различных действий и соответственно изменять наше поведение. Представим себе ребёнка, который знает, что если он разобьет любимую игрушку младшей сестры, то она будет плакать, заставляя тем самым маму волноваться, будет обвинять того, кто разбил игрушку, создавая необходимость его наказать. Представив возможные последствия, ребёнок предпочтёт играть своими игрушками, чтобы избежать родительского гнева и сохранить позитивное одобряющее поведение матери. Способность ребёнка предвидеть последствия различных действий позволяет ему вести себя соответствующим образом. Теперь рассмотрим, какие виды научения через наблюдение, с точки зрения Бандуры, являются центральными по отношению к этим аспектам поведения человека.

 

2. Научение через  моделирование

Бандура устанавливает, что фактически все феномены научения, приобретаемые в результате прямого опыта, могут формироваться косвенно, путём наблюдения за поведением других людей и его последствиями. Нам не нужно умирать от рака, чтобы понять, какие эмоциональные изменения он вызывает, так как мы видели других, поражённых этой болезнью, читали сообщения об их смерти и были свидетелями драматической борьбы с раком. Таким образом, игнорировать роль научения через наблюдение в приобретении новых поведенческих паттернов - значит игнорировать уникальные способности человека.

Фактор наблюдения - ключ к проблеме. Наблюдая, дети учатся - неважно, доставляет им это удовольствие или нет - делать домашнюю повседневную работу или играть в определённые игры. Также через наблюдение они могут научиться быть агрессивными, альтруистичными, отзывчивыми или даже несносными. Во многих случаях необходимо учиться моделируемому поведению именно таким образом, как оно выполняется. Езда на велосипеде, катание на роликовой доске, печатание на машинке и лечение зубов, например, позволяют очень мало, если вообще позволяют, отойти от существующей практики. Однако в дополнение к передаче специфических форм путём моделирования можно выстроить новое поведение. При помощи процессов моделирования наблюдатели извлекают общие черты из, казалось бы, разных реакций и формулируют правила поведения, дающие им возможность идти дальше того, что они уже видели или слышали. Действительно, научение через наблюдение может привести к стилю поведения, довольно отличающемуся от того, что человек наблюдал в действительности.

С точки зрения Бандуры, люли формируют когнитивный образ определённой поведенческой реакции через наблюдение поведения модели, и далее эта закодированная информация (хранящаяся в долговременной памяти) служит ориентиром в их действиях. Он полагал, что люди избавлены от груза ненужных ошибок и траты времени на формирование соответствующих реакций, так как они могут, по крайней мере, приблизительно научиться чему-то на примере.

 

 

2.1 Основные процессы  научения через наблюдение

Социально-когнитивная теория предполагает, что моделирование влияет на научение главным образом через его информативную функцию (Bandura, 1986). То есть во время показа образца, обучаемые приобретают в основном символические образы моделируемой деятельности, которая служит прототипом для соответствующего или несоответствующего поведения. Научение через наблюдение регулируется четырьмя взаимосвязанными компонентами: внимание, сохранение, моторно-репродуктивные и мотивационные процессы. Рассматриваемое таким образом, научение через наблюдение представляет собой активный критический и конструктивный процесс.

 

Процессы внимания

Процессы сохранения

Моторно-репродуктивные процессы

Мотивационные процессы

 

Человек следит за поведением модели и точно воспринимает это поведение

Человек помнит (долговременное сохранение) поведение модели, наблюдаемое ранее

Человек переводит закодированные в символах воспоминания о поведении модели в новую форму ответа

Если позитивное подкрепление (внешнее, косвенное или самоподкрепление) потенциально присутствует, человек совершает моделируемое поведение

 
         

2.1.1 Процессы внимания: понимание модели

Человек может многому научиться через наблюдение, если он обратит внимание на характерные черты поведения модели и правильно поймёт их. Другими словами, индивид должен тщательно выбрать, на что стоит обратить внимание, чтобы извлечь релевантную информацию для использования в имитации модели. Определённые факторы, одни из которых включают наблюдателя, другие - моделируемую деятельность, а третьи - структурное оформление взаимодействий человека, могут в большей степени повлиять на вероятность того, что какая-то часть наблюдаемого поведения будет усвоена наблюдателем и закодирована в долговременной памяти. Бандура показывает, что среди детерминант внимания, влияющих на моделирование, ассоциативные модели являются наиболее важными.люди с которыми мы регулярно общаемся, определяют типы поведения, которое можно наблюдать, и следовательно, изучить наиболее полно. Возможности для научения альтруистическому поведению, например, у члена уличной банды существенно отличаются от таковых у члена религиозной группы. Подобным образом, возможно, внутри любой социальной группы есть люди, которые привлекают к себе большее внимание, чем другие, благодаря своей власти, статусу и принятой роли. Функциональная ценность, соответствующая поведению, представленному различными моделями, оказывает существенное влияние на выбор тех моделей, которым человек будет подражать, и тех, которые он будет игнорировать. Внимание модели также регулируется её личной привлекательностью. Модели, представленные высококомпетентными людьми, признанными специалистами, знаменитостями, должны привлекать большее внимание, чем люди, лишённые этих качеств. Рекламодатели, предлагающие товар, как раз наживаются на этой идее, используя знаменитостей в рекламе своих товаров.

Другие переменные, которые особенно важны на этой стадии, - это собственные способности и мотивы наблюдателя. Например, если наблюдатель-мужчина обращает внимание на физическую привлекательность модели женщины, он будет особенно пристально наблюдать за тем, что она делает. По существу, любой набор характеристик, который превращает наблюдение за моделью в течении длительного времени в поощрение, увеличивает вероятность проявления внимания к модели и, следовательно, вероятность моделирования.

 

2.1.2 Процессы сохранения: запоминание модели

Второй набор процессов, вовлечённых в научение через наблюдение, касается долговременной репрезентации в памяти того, что наблюдалось когда-то. Не имея возможности вспомнить, что дела модель, наблюдатель едва ли продемонстрирует стойкое изменение поведения.

Информация о работе Социально-когнитивная теория