Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 01:29, контрольная работа
Мы рассматривали социально-когнитивное направление в изучении личности представленное Альбертом Бандурой. Основная теоретическая концепция Бандуры - моделирование или научение через наблюдение. Ключевое положение о том, что моделирование генерирует научение в основном посредством своей информативной функции, ясно отражает когнитивную ориентацию мышления Бандуры. Далее, научение через наблюдение регулируется четырьмя взаимосвязанными факторами - процессами внимания, сохранения, двигательного воспроизведения и мотивации.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Основные принципы социально-когнитивной теории…………………..4
1.1 Вне подкрепления………………………………………………………...4
1.2 Саморегуляция и познание в поведении…………………………….….5
2. Научение через моделирование…………………………………………..6
2.1 Основные процессы научения через наблюдение……………………...7
2.1.1 Процессы внимания: понимание модели……………………………...7
2.1.2 Процессы сохранения: запоминание модели…………………………8
2.1.3 Моторно-репродуктивные процессы: перевод памяти в поведение..9
2.1.4 Мотивационные процессы: от наблюдения к действию……………...9
3. Подкрепление в научении через наблюдение………………………...…10
3.1 Косвенное подкрепление…………………………………………………11
3.2 Самоподкрепление………………………………………………………..11
3.3 Как появляется саморегулирование…………………………………….12
Заключение…………………………………………………………………….13
Список литературы…………………………………………………………...14
Бандура предлагает две репрезентативные основные внутренние системы, поведение модели сохраняется в памяти и превращается потом в действие.
Первая - образное кодирование. По мере того, как человек наблюдает модельные стимулы, в процессе сенсорного научения возникают относительно стойкие и легко воспроизводимые образы того, что было увидено. Мысленные образы формируются так, что любая ссылка на события, наблюдаемые ранее, сразу вызывает живой образ или картину физических стимулов. Бандура предполагает, что это повседневный феномен, и объясняет им способность человека "видеть" образ друга, с которым он виделся на прошлой неделе или образ какой-либо деятельности, которой он занимался прошлым летом. Следует отметить, что визуальные образы играют решающую роль в научении через наблюдение на ранних стадиях развития, когда отсутствуют лингвистические навыки, а также в научении паттернам поведения, которые не поддаются вербальному кодированию.
Вторая репрезентативная система заключается в вербальном кодировании ранее наблюдаемых событий. Наблюдая модель, человек может повторять про себя, что она делает. Эти речевые описания (коды) позже могут внутренне повторяться. Фактически человек молча повторяет последовательность выполнения моделируемой деятельности, которой надо будет заниматься позже, и когда он захочет воспроизвести этот навык, вербальный код даст соответствующий сигнал. Бандура утверждает, что такие вербальные коды в большой степени способствуют научению через наблюдение, потому что они несут значительную информацию, накопленную ранее.
2.1.3 Моторно-репродуктивные процессы: перевод памяти в поведение
Третий компонент научения через наблюдение - это перевод информации, символически закодированной в памяти в соответствующие действия. Несмотря на то, что человек тщательно формирует и сохраняет мысленные образы поведения модели и повторяет в уме это поведение множество раз, может оказаться, что он все-таки будет не в состоянии выстроить поведение правильно. Это касается сложных моторных действий, которые требуют последовательного вовлечения многих отдельных реакций для их мастерского выполнения (например, игра на музыкальном инструменте).
В таких случаях не достаточно простого наблюдения, чтобы гладко и точно выполнить действие. Нужна постоянная практика в выполнении последовательности движений (и коррекция на основе информативной обратной связи), если наблюдатель хочет совершенствовать моделируемое поведение.
2.1.4 Мотивационные процессы: от наблюдения к действию
Четвёртый компонент моделирования касается переменных подкрепления. Эти переменные влияют на научение через наблюдение посредством контроля сигналов моделирования, на которые человек, скорее всего, обратит внимание, а также интенсивности, с которой он попытается перевести такое научение в открытое выполнение.
Бандура подчёркивает, что не важно, насколько хорошо люди следят за моделируемым поведением и сохраняют его, и каковы их способности для выстраивания поведения - они не будут этого делать без достаточного стимула.
Вообще, при наличии подкрепления моделирование или научение через наблюдение быстро переводится в действие. Позитивное подкрепление не только увеличивает вероятность открытого выражения или фактического выстраивания требуемого поведения, но также влияет на процессы внимания и сохранения. В повседневной жизни мы редко обращаем внимание на что-то или кого-то, если нет стимула сделать это. Мы можем часто совершать поездки с приятелем в определённое место, и растеряемся, когда нам предложат вести машину самим: мы не обращали внимания на дорогу, которой раньше ехали, потому что нам это было не нужно - не мы были за рулём. Если нам приходится полагаться только на себя, чтобы добраться до нужного места, мы запоминаем дорогу.
Наблюдение за поведением, которое является причиной позитивного поощрения или предотвращает какие-то аверсивные условия, может быть сильнейшим стимулом к вниманию, сохранению и в дальнейшем (в похожей ситуации) выстраиванию такого же поведения. В этом случае подкрепление переживается косвенно, и человек может предвидеть, что сходное поведение приведёт к сходным последствиям. Ребёнок может добровольно подмести веранду, пропылесосить свою комнату, ожидая одобрения улыбкой или словом. Из этого примера видно, что косвенное ожидание подкрепления у ребёнка побудило его к помогающему поведению.
3. Подкрепление в научении через наблюдение
Бандура полагает, что хотя подкрепление часто способствует научению, оно совсем не является обязательным для него. Существует множество других факторов, замечает он, отличных от подкрепляющих последствий, которые могут влиять на то, будет ли человек внимательно наблюдать. Нам не нужно ждать подкрепления, чтобы обратить внимание на пожарную сирену, вспышки молнии, непривычные стимулы. Когда наше внимание к моделируемой деятельности достигается посредством абсолютного влияния физических стимулов, даже позитивные дополнительные мотивы не усиливают научение через наблюдение. Прямое подкрепление может помочь моделированию, но не является необходимым для него.
Он полагает, что понимание поведения человека только как контролируемого исключительно внешними последствиями будет слишком ограниченным: "Если бы действия определялись только внешними поощрениями и наказаниями, люди вели бы себя подобно флюгеру, постоянно вертясь в разные стороны, чтобы соответствовать прихотям других" (Bandura, 1971). Таким образом, хотя теория социально-когнитивного научения действительно признаёт важную роль внешних подкреплений, она постулирует существование более широкого круга подкрепляющих воздействий. Люди не только подвержены влиянию опыта, приобретённого в результате своих действий, но и регулируют поведение на основе ожидаемых последствий, а также создают их для себя сами.
Бандура утверждает, что внешнее подкрепление редко выступает в роли автоматического определителя поведения. Чаще оно выполняет две других функции - информативную и побудительную. Подкрепление, следующее за реакцией, может указать человеку на необходимость сформировать гипотезу о том, что такое правильная реакция. Эта информативная функция, или обратная связь, может работать, когда подкрепление переживается прямо или косвенно. Например, если вы являетесь свидетелем того, как кого-то наказывают за определённое деяние, это даёт вам столько же информации, как если бы наказывали вас.
3.1 Косвенное подкрепление
Косвенное подкрепление осуществляется всякий раз, когда наблюдатель видит действие модели с результатом, который наблюдатель осознает как результат предшествующих действий модели. Можно говорить о позитивном косвенном подкреплении, когда наблюдатели ведут себя таким же образом, как наблюдаемые ранее модели, получившие подкрепление, в то время как при косвенном наказании наблюдаемые аверсивные последствия снижают тенденцию вести себя подобным образом. В каждом примере информация, полученная от наблюдаемых последствий, позволяет наблюдателю определить, будет отдельный внешний подкрепляющий стимул являться поощрением или наказанием. Таким образом, если вы увидите, что кого-то поощряют за какие-то действия, вы, вероятно, всего придёте к заключению, что получите такой же подкрепляющий стимул, если поступите также.
3.2 Самоподкрепление
С точки зрения социально-когнитивной теории многие наши поступки регулируются самоналагаемым подкреплением. Бандура утверждает даже, что в основном поведение человека регулируется посредством подкрепления самого себя (Bandura, 1988).
Самоподкрепление имеет место всякий раз, когда люди устанавливают для себя планку достижений и поощряют или наказывают себя за её достижение, превышение или неудачу. В разных областях деятельности люди сами оценивают своё поведение и поощряют или наказывают себя. Они поздравляют себя со своими мыслями и поступками, они хвалят себя и разочаровываются в своих достоинствах, и они сами выбирают моральные и материальные поощрения и наказания. Акцент Бандуры на самоподкреплении значительно повышает возможности объяснения поведения человека на основе принципов подкрепления.
3.3 Как появляется саморегулирование
Для обозначения усиливающего и уменьшающего эффекта самооценки, Бандура использует термин саморегулирование. Уровень самопроизвольной мотивации человека обычно варьирует в соответствии с типом и ценностью побуждений и природой норм поведения. По Бандуре, есть три процесса, входящие компонентами в саморегулирование поведения: процесс самонаблюдения, самооценки и самоответа.
Поведение человека меняется по ряду параметров самонаблюдения (например, качество или скорость реакций). Например, атлетические соревнования оцениваются в терминах времени и расстояния. Социальное поведение обычно оценивается в таких величинах, как искренность, девиантность, нравственность и другие.
Второй компонент, вовлечённый в поведение саморегулирования, - самооценка. Часто бывает, что поведение рассматривается как достойное одобрения и, следовательно, поощряемое или как неудовлетворительное и наказуемое, в зависимости от того, с позиции каких личностных стандартов оно оценивается. Вообще поступки, соответствующие внутренним нормам, считаются позитивными, а не соответствующими негативными.
Оценка деятельности - другой ключевой фактор в критическом компоненте саморегулирования поведения. Очевидно, например, что люди прилагают мало усилий или вообще не утруждают себя в деятельности, которая не касается их лично. А в тех сферах жизни, которые влияют на их благополучие и самоуважение, самооценка производится постоянно.
Бандура утверждает, что широкий спектр поведения человека регулируется с помощью реакций самооценки, выражаемых в форме удовлетворённости собой, гордости своими успехами, неудовлетворённости собой и самокритики (Bandura, 1982). Таким образом, третий компонент, вовлечённый в поведенческое саморегулирование, касается процессов самоответа, в особенности результатов самооценки. "Реакции самооценки приобретают и сохраняют критерии поощрения и наказания в зависимости от реальных последствий. Люди обычно удовлетворены собой, если испытывают гордость от своих успехов, но не довольны собой, когда что-то осуждают в себе" (Bandura, 1977).
Заключение
Мы рассматривали социально-когнитивное направление в изучении личности представленное Альбертом Бандурой. Основная теоретическая концепция Бандуры - моделирование или научение через наблюдение. Ключевое положение о том, что моделирование генерирует научение в основном посредством своей информативной функции, ясно отражает когнитивную ориентацию мышления Бандуры. Далее, научение через наблюдение регулируется четырьмя взаимосвязанными факторами - процессами внимания, сохранения, двигательного воспроизведения и мотивации.
Истолкование Бандурой подкрепления в научении через наблюдение также отражает его когнитивную ориентацию. В социально-когнитивной теории внешнее подкрепление часто имеет две функции - информативную и побудительную. Далее Бандура подчёркивает роль косвенного подкрепления, то есть наблюдение за тем как другие получают подкрепление, и самоподкрепление, когда люди подкрепляют своё собственное поведение.
Саморегулирование, или то, как люди регулируют своё поведение, также является важной чертой социально-когнитивной теории. В саморегулировании важное значение придаётся основным процессам самонаблюдения, суждениям и самооценке.
Список литературы
1. Л. Хьел, Д. Зиглер. Теории личности. - Питер, 2005
2. Рогов Е.И. Психология общения. - М.: Владос, 2001
3. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1990
4. Зейгарник Б.В. Теории
личности в зарубежной
5. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. - М., Владос, 2002