Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:17, курсовая работа
Проблема: зависимое поведение у молодежи.
Цель: изучение социально-психологической характеристики у молодежи.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1)Теоретический анализ проблемы зависимостей личности.
2)Изучение социально-психологической характеристики зависимого поведения у молодежи.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика зависимого поведения........................5
1.1. Типы зависимостей...............................................................................................9
1.2. Фармакологические зависимости………………………………………………..11
1.3. Нефармакологические (психологические) зависимости...........................................18
1.4.Факторы развития зависимостей у молодежи……………………………………..25
1.5. Этапы становления зависимости...........................................................................30
Глава 2.Профилактика зависимого поведения в молодежной среде
2.1 Структура программы по профилактике зависимого поведения……………………37
Заключение…………………………………………………………………………41
Список литературы…………………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУРСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ФИЛИАЛ)
РГСУ
Факультет
«Социальная работа, педагогика и
психология»
Кафедра
психологии и педагогики
Специальность
020403 (030301.65) «Психология»
Курсовая
работа
По дисциплине Психология девиантного поведения
На тему: Социально-психологическая
характеристика зависимого поведения
молодежи.
Выполнила:
студентка 3 курса
очной формы обучения
специальности «Психология»
факультета социальной работы,
педагогики и психологии
Маслова
Ольга Сергеевна
Проверила:
к.психол.н., доцент
Шайкова
Марина Витальевна
Курск 2011
План:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Общая
характеристика зависимого поведения.....................
1.1.
Типы зависимостей..................
1.2. Фармакологические
зависимости……………………………………………….
1.3. Нефармакологические
(психологические) зависимости...................
1.4.Факторы развития зависимостей у молодежи……………………………………..25
1.5. Этапы становления
зависимости...................
Глава 2.Профилактика зависимого поведения в молодежной среде
2.1 Структура
программы по профилактике
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение:
В настоящее время в психологии уделяется большое значение проблемам отклоняющегося поведения человека. Недовольство реальной жизнью и желание уйти от нее является одной из сложнейших проблем человеческой жизни. Однако формы и способы ухода чрезвычайно разнообразны и нередко носят патологический характер. Одной из таких форм является аддиктивное поведение, когда жизнь человека, его состояние и поведение начинают жестко зависеть от различных факторов (наркотиков, алкоголя, еды, работы, секса, азартных и компьютерных игр и др.).[2]
Актуальность работы заключается в том, что мало кто задумывается над тем, что проблема психологической зависимости сегодня оказалась едва ли не самой запутанной и трудноразрешимой из всех стоящих перед человечеством затруднений. Зависимость в широком смысле слова — это та или иная форма рабства, ограничивающая возможности человека и умаляющая его способность к саморазвитию. Любая из известных зависимостей, будь то тяжелая наркомания либо патологическая ревность, оказывается непреодолимой преградой на пути человека к полноте самореализации, в просторечье именуемой счастьем.
Зависимости — это психологические
причины всевозможных личных катастроф,
разрушений и заболеваний. Они представляют
собой самые прочные цепи, удерживающие
человеческий разум в постыдном плену.
Обществу зависимости его членов обходятся
значительно дороже, чем самые смертоносные
эпидемии и стихийные бедствия. Согласно
данным медицинской статистики, зависимости
убивают намного больше людей, чем все
войны и преступники вместе взятые. Они
похищают у людей время полноценной жизни
и энергию здоровья, мешают развиваться,
препятствуют осуществлению заветных
желаний. [18]
Проблема: зависимое поведение у молодежи.
Цель: изучение социально-психологической характеристики у молодежи.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1)Теоретический анализ проблемы зависимостей личности.
2)Изучение социально-психологической характеристики зависимого поведения у молодежи.
Объектом исследования являются: молодежь в возрасте от 14 до 18 лет.
Предметом исследования является: социально-психологическая характеристика зависимого поведения у молодежи.
Задача:
профилактика зависимого поведения среди
молодежи в рамках психологического тренинга
« Зависимый человек, кто он?»
ГЛАВА 1. Общая характеристика зависимого поведения.
Внутри чрезвычайно сложной и многообразной категории «отклоняющееся поведение» личности выделяется подгруппа так называемого зависимого поведения или зависимости. Зависимое поведение личности представляет собой серьезную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрата работоспособности, конфликт с окружающими, совершение преступлений. Кроме того, это наиболее распространенный вид девиации, так или иначе затрагивающий любую судьбу.[10]
С давних времен различные формы зависимого поведения называли вредными или пагубными привычками, имея в виду пьянство, азартные игры и другие пристрастия. В современной медицинской литературе используется такой термин, как патологические привычки. Понятие зависимость также заимствовано из медицины, является относительно новым и популярным в наше время.
В широком смысле под
Зависимое (аддиктивное) поведение как вид девлактного поведения личности, в свою очередь имеет множество подвидов, дифференцируемых преимущественно по объекту аддикции. Теоретически (при определенных условиях) это могут быть любые объекты или формы активности – химическое вещество, деньги, работа, игры, физические упражнения или секс.
В реальной жизни более распространены такие объекты зависимости, как:
1) психоактивные вещества (легальные и нелегальные наркотики);
2) алкоголь (в большинстве классификаций относится к первой подгруппе);
3) пища;
4) игры;
5) секс;
6) религия и религиозные культы.
В соответствии с перечисленными объектами выделяют следующие формы зависимого поведения:
- фармакологическая
зависимость (курение,
- нарушение
пищевого поведения (
- гэмблинг – игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры);
- сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм, трансвестизм, эксбиционизм, вуастеризм, некрофелия, садомазохизм);
- религиозное
диструктивное поведение (
Зависимое (аддиктивное) поведение – это одна из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со злоупотреблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации.
Степень тяжести аддиктивного поведения может быть различной – от практически нормального поведения, до тяжелых форм биологической зависимости, сопровождающихся выраженной сонатической и психической патологией.
Различные формы аддиктивного
поведения имеют тенденцию
Следовательно, несмотря на кажущиеся внешние различия, рассматриваемые формы поведения имеют принципиально схожие психологические механизмы. В связи с этим выделяют общие признаки зависимого поведения.
Прежде всего, зависимое поведение проявляется в ее устойчивом стремлении к изменению психофизического состояния. Данное влечение переживается человеком, как импульсивно-категорическое, непреодолимое, ненасыщаемое. Внешне это может выглядеть, как борьба с самим собой, а чаще – как утрата самоконтроля.
Аддиктивное поведение
Длительность и характер
Еще одной характерной особенностью зависимого поведения является его цикличность. Перечислим фазы одного цикла:
- наличие
внутренней способности к
- усиление ….. и напряжения;
- ожидание и активный поиск объекта аддикции;
- получение
объекта и получение
- расслабление;
- фаза ремиссии (относительного покоя).
Далее циклы повторяются с
индивидуальной частотой и
Зависимое поведение не
Первостепенное значение имеет
формирование аддиктивной
Аддиктивная установка:
Выражается в появление сверх ценного эмоционального отношения к объекту аддикции (например, в беспокойстве о том, чтобы всегда был постоянный запас сигарет, наркотиков). Мысли и разговоры об объекте начинают преобладать. Усиливается механизм рационализации – интеллектуального оправдания аддикции («все курят», «без алкоголя нельзя снять стресс», «кто пьет, того болезни не берут»). При этом формируется так называемое логическое мышление (в виде фантазий о собственном могуществе и всемогуществе наркотиков) и «мышления по желанию», вследствие чего снижается критичность к негативным последствиям аддиктивного поведения и аддиктивному окружению («все нормально»; «я могу себя контролировать»; «все наркоманы – хорошие люди»).
Информация о работе Социально-психологическая характеристика зависимого поведения молодежи