Социально-психологическая характеристика зависимого поведения молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Проблема: зависимое поведение у молодежи.
Цель: изучение социально-психологической характеристики у молодежи.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1)Теоретический анализ проблемы зависимостей личности.
2)Изучение социально-психологической характеристики зависимого поведения у молодежи.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика зависимого поведения........................5
1.1. Типы зависимостей...............................................................................................9
1.2. Фармакологические зависимости………………………………………………..11
1.3. Нефармакологические (психологические) зависимости...........................................18
1.4.Факторы развития зависимостей у молодежи……………………………………..25
1.5. Этапы становления зависимости...........................................................................30
Глава 2.Профилактика зависимого поведения в молодежной среде
2.1 Структура программы по профилактике зависимого поведения……………………37
Заключение…………………………………………………………………………41
Список литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

девиантное курсач.doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

В системе  общечеловеческих культурных ценностей  высокий уровень физического и психического здоровья человека во многом определяет возможность освоения им всех остальных ценностей и является основой, без которой сам процесс гармоничного развития человека, его самосовершенствования мало эффективен. В этих условиях проблема сохранения здоровья и воспитания ценностного отношения  молодежи к жизни представляют особый интерес. Известно, что здоровье человека определяется 20 % наследственности, 20 % природной среды, 7-10 % уровня здравоохранения, и 50 % здоровья человека зависит от его образа жизни человека .

Основы  ценностного отношения к жизни  человека закладываются еще в  подростковом и юношеском возрасте, т.к. именно в этот период молодежь наиболее восприимчива к воспитательным воздействиям (В.В. Колбанов, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова и др.). Школьный возраст справедливо считается наиболее сензитивным периодом для направленного формирования личности ребенка. Ориентиры, установленные в качестве критериев его ценности, обладают силой инерции, а сформированные в этом возрасте внутренние поведенческие регуляторы, обладают устойчивостью,  проецируются на будущее, изменяют жизненную позицию человека, его взаимоотношения с другими людьми и существенно определяют дальнейшее его развитие (Л.И.Божович, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.И.Непомнящая, Д.Б.Эльконин и др.), являются профилактикой разрушительных и саморазрушительных  форм поведения .

Профилактическая  работа в молодежной среде, на мой  взгляд, должна быть направлена не столько  на негативные поведенческие аспекты, сколько основываться на позитивном подходе, на исследовании социальных и психологических факторов, препятствующих формированию девиантного  поведения и на формирование ценностного отношения к жизни и своему здоровью.

Элементами  ценностного отношения к жизни  являются:

позитивные  ценности и цели; 

установка на здоровый образ жизни; 

целостность личности;

личностные  ресурсы; 

адаптивные  стратегии поведения;

творческая   и учебно-профессиональная самореализация личности.

Ценностность - центральный компонент психологической структуры личности, связанный с переживанием значимости внешнего и внутреннего бытия личности для нее самой. Данная категория раскрывается через такие психологические понятия и феномены, как: ценности, потребности, ведущие установки личности, личностные смыслы, ценностные ориентации, смысл жизни и другие .

Применительно к молодежной группе изучение её ценностных ориентаций дает возможность выявить  реальную степень включенности молодых  людей в общественные отношения, определить их адаптационные способности, охарактеризовать инновационный потенциал молодежи, от которого во многом зависит будущее состояние общества.

Целью профилактики зависимого поведения  в молодежной среде на основе ценностного  отношения к жизни является нейтрализация, блокировка асоциальных установок у молодых людей, формирование и усиление новых установок социально одобряемого поведения, а также активизация процесса самовоспитания и самосовершенствования.

Профилактика  зависимого поведения, должна быть основана, прежде всего, на принципах раннего вмешательства, дифференцированном подходе по полу и возрасту, раннем взаимодействии с семьей, выработке у молодых людей ценностного отношения к жизни. Это означает необходимость целенаправленного и последовательного формирования позитивной направленности личности. Молодые люди окажутся внутренне защищены от аутодеструкции в том случае, если в их системе ценностей приоритетное место займут не потребности в риске, физиологических ощущениях, протесте и принадлежности группе, а противоположные стремления: к безопасности, духовному развитию, творческой самореализации и сотрудничеству с другими людьми. Центральным переживанием, сопровождающим перечисленные потребности и формы личностного бытия, является переживание ценности собственной личности и окружающего мира. То, что искренне признается ценным, не может ни игнорироваться, ни разрушаться.[3]

2.1. Структура программы  по профилактике  зависимого поведения.

Для профилактики зависимого поведения молодежи был  выбран психологический тренинг  на тему «Зависимый человек, кто он?». На мой взгляд проведение именно тренинга в виде игры и дискуссии, является более продуктивным и интересным для учащихся в возрасте от 14 до 18 лет. Так как особенность данной программы является в том, что она проводится в виде беседы с учащимися, что позволяет, по моему мнению, услышать точку зрения о данной проблеме каждого участника тренинга.

    Целью данной программы является  показать молодым людям пути  избегания попадания в зависимости,  нахождение выхода из стрессовых  ситуаций без негативный проявлений.

Структура программы:

      Изначально участникам тренинга рассказывается что такое зависимое поведение, дается определение зависимости.

     Зависимость- это всё то, что человек постоянно делает, чтобы убежать от неприятной реальности. Причём такое бегство не изменяет эту реальность. Оно только усугубляет со временем переживания человека и его положение в этой реальности.

      За тем говорится о привычках, что это такое, то что у каждого человека они есть и то ,что во многих случаях именно привычки приводят к зависимостям. Учащимся задается вопрос есть ли у них привычки и какие они, ведущими так же приводятся примеры своих привычек. Оказывается ,что у многих из участников тренинга имеются одинаковые привычки и многие признали их совсем не отрицательными.

     Привычка- это способность живых существ сохранять и воспроизводить ранее приобретённые изменения. Привычки — результат научения и обучения, чаще всего сознательного и целенаправленного, реже — стихийного. Привычки бывают: вредными, временными и постоянными, индивидуальными и коллективными (общественными).

     Следующим этапом программы является игра «Ценности»

        Цель: Продемонстрировать неизбежность потерь при различных зависимостях.

       Процедура: Ведущий выдает каждому по пять листочков бумаги и просит написать пять ценностей (то есть то без чего не представляют свою жизнь, то чем дорожат больше всего в жизни сейчас )

      Ведущий: «Давайте поставим себя на место человека, который попал в серьезную зависимость, для того, чтобы лучше понять, что происходит в его жизни. Итак, человек выбрал удовольствие, которое получает от зависимости. За любое удовольствие надо платить и не только деньгами. По этому я прошу отдать по одной карточке с ценностью».

       Далее зависимость требует следующих  жертв, и участники отдают по 2 карточки. После этого ведущий  проходит по кругу и забирает ,не глядя, по 1 листочку у каждого  участника. Это символизирует  то, что зависимый челок не  может контролировать ситуацию. Все, что осталось у участников – это возможный вариант того, что зависимость может сделать мс жизнью человека, но чаще всего не остается и этого.

        Затем проводится обсуждение  того, какие чувства испытывали  участники при расставании с  карточками , с чем было труднее расстаться, что они чувствовали после окончания упражнения, с чем они остались, каково это остаться только с этим, действительно ли это та ценность, которая является главной в их жизни. И есть ли желания что-то изменить. Напомнить , что сейчас у участников есть возможность изменить что- то, у зависимого человека- на вряд–ли .

        После проведения игры, участники  стали более общительными. Благодаря игре, они прочувствовали на себе, каково это оказаться без целей в жизни, многие из тренингуемых хотели бы поменять ход игры, написать другие ценности, так как изначально не восприняли всерьез данную игру.

        За тем идет дискуссия «Списки».

       Цель: выявление значимых для данной группы стрессовых ситуаций. Ситуации прямо или косвенно приводящие к зависимости.

       Процедура: Ведущий дает определение понятию «зависимость». Делит на 2 команды. Ведущий просит составить списки тех ситуаций, переживаний, факторов которые можно расценить как ведущие к зависимости. Что может заставить человека стать зависимым? Что является поводом этого? Второй шаг. Поиск альтернативного  поведения в стрессовой ситуации. Выход из ситуации без негативных проявлений. Как выйти из ситуации, чтобы не попадать в зависимость?

     Основными факторами приводящими к зависимостям , которые посчитали участники являлись:

  1. Одиночество.
  2. Плохая компания.
  3. Скука.
  4. Проблемы в семье.
  5. Интерес.
  6. Желание выделиться из толпы.
  7. Мода.
  8. СМИ.
  9. Избегание проблем.

      Для выхода из сложившихся  ситуаций, не прибегая к зависимостям, участники предложили следующее:

  1. Завести домашнее животное.
  2. Попытаться найти другую компанию, с иными ценностями.
  3. Заняться каким- либо видом спорта.
  4. Обсудить проблему с родственниками.
  5. Найти иной интерес в жизни.
  6. Попытаться иначе выделиться из толпы, например отказавшись от употребления того же пива.
  7. Сейчас в моде здоровый образ жизни.
  8. Использовать СМИ с другой целью.
  9. Пытаться решать проблемы, так как избегание это не выход из ситуации.

    Анализируются ситуации . Готовы ли вы отказаться от привычки сейчас? И делать то, что вы написали  при 2- ом обсуждении? Как поменялось ваше мнение на данную проблему? Вы определили, что для вас зависимость? От чего вы зависите? Чем бы вы заполнили один день без зависимости?

     Для подведения итогов ведущим  задаются следующие вопросы:

  1. Понравилась игра?
  2. Что конкретно понравилось? Не понравилось?
  3. Какой момент самый яркий?
  4. Какие модели поведения понравились вам?
  5. Что мешает применять их в жизни?
  6. Что вам дал тренинг?
 

      Результаты проведенного исследования показали, что учащихся (180 человек) условно можно разделить на несколько групп. Первая группа – это молодежь (20%) с активной жизненной позицией, целеустремленная, талантливая, которая отлично учится, участвует в общественной и политической жизни, побеждает на конкурсах, за успешную учебу получают дополнительную стипендию и другое. Это группа людей при любых жизненных условиях пробивается и достигает намеченной цели, даже независимо, есть ли поддержка или нет.

       В то же время 13% молодежи – это абсолютно полярная группа: слабая, с неустойчивым характером, неуверенная в своих силах, не умеющая бороться с трудностями, «плывущая по течению», очень часто оказывающаяся растерянной при столкновении с жизненными экстремальными ситуациями. Именно эта группа, оказавшаяся в жестких обстоятельствах реальности, пытается от них уйти, прибегая к употреблению наркотиков, алкоголя, к другим психотропным веществам. Очень часто лица данной категории, встретившись с трудностями по работе, учебе, бросают ее, начинают жить за счет случайного заработка, опускаются, деградируют как личности, нередко становятся бродягами, попрошайками, живут за счет совершения корыстных или иных преступлений.

         Как правило, это молодежь, которая выходит их неблагополучных, неполных семей, где родители ведут антиобщественный, аморальный образ жизни, пьянствуют, в семье обычное явление физическое или психологическое насилие над детьми, рукоприкладство обязательный атрибут семейного воспитания.

          В самой большой средней группе молодежи около 30% может получить образование, достичь определенного успеха в бизнесе, науке, других сферах знаний  или профессиональной деятельности. Остальные 37% являются зависимыми от каких либо незначительных вещей,  которые никак не влияют на жизненные установки личности.

        Так же в программу входит  просмотр видео ролика, суть которого  показать, что жизнь это не  черновик и ее нельзя переписать. Этот ролик  заставил участников  серьезно задуматься над тем, какой образ жизни они ведут, на что просто закрывают глаза и прогибаются под обстоятельства.

Информация о работе Социально-психологическая характеристика зависимого поведения молодежи