Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:17, курсовая работа
Проблема: зависимое поведение у молодежи.
Цель: изучение социально-психологической характеристики у молодежи.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1)Теоретический анализ проблемы зависимостей личности.
2)Изучение социально-психологической характеристики зависимого поведения у молодежи.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика зависимого поведения........................5
1.1. Типы зависимостей...............................................................................................9
1.2. Фармакологические зависимости………………………………………………..11
1.3. Нефармакологические (психологические) зависимости...........................................18
1.4.Факторы развития зависимостей у молодежи……………………………………..25
1.5. Этапы становления зависимости...........................................................................30
Глава 2.Профилактика зависимого поведения в молодежной среде
2.1 Структура программы по профилактике зависимого поведения……………………37
Заключение…………………………………………………………………………41
Список литературы…………………………………………
На мой взгляд, была проведена
довольна серьезная работа с
молодежью, конечно они сразу
же не бросили дурные привычки,
но я думаю, многие задумались
над тем устраивает ли их
жизнь с этими вредными
Заключение:
Зависимость в широком смысле слова —
это та или иная форма рабства, ограничивающая
возможности человека и умаляющая его
способность к саморазвитию. Любая из
известных зависимостей, будь то тяжелая
наркомания либо патологическая ревность,
оказывается непреодолимой преградой
на пути человека к полноте самореализации,
в просторечье именуемой счастьем. Зависимости
— это психологические причины всевозможных
личных катастроф, разрушений и заболеваний.
Они представляют собой самые прочные
цепи, удерживающие человеческий разум
в постыдном плену.
Обществу зависимости
его членов обходятся значительно дороже,
чем самые смертоносные эпидемии и стихийные
бедствия. Они похищают у людей время полноценной
жизни и энергию здоровья, мешают развиваться,
препятствуют осуществлению заветных
желаний. Фактически зависимости похищают
у людей саму их жизнь — без всяких оговорок
и двусмысленностей.
По мнению В.Д. Менделевича, различные виды зависимости имеют сходные корни – все они базируются на индивидуально-личностных качествах. Однако необходимо отметить и то, что само аддиктивное поведение закономерно вызывает личностные изменения и социальную дезадаптацию.
Проблема аддиктивной настроенности молодежи всеобща и касается всех нас — хотя бы потому, что аддиктивное поведение по сути своей является ущербным в усложняющихся условиях современной жизни. Аддикция — это несовершенный способ приспособления к слишком сложным для индивида условиям деятельности и общения.
Мы часто вспоминаем о свободах юридических и политических, почти не уделяя внимания свободе душевной, свободе психологической, то есть свободе от зависимостей. Психофизиологическая суть аддиктивного поведения заключается в неумении управлять своим психоэмоциональным тонусом. Человек хочет взбодриться, поработать или порадоваться, а его организм не испытывает склонности к такого рода реагированию на невпечатляющие обстоятельства жизни или склоняющие к пессимизму условия труда. Человек желает быть свежим и подтянутым, а груз депрессивных переживаний ослабляет и апатизирует его.
Зависимое поведение включает нарушения, затрагивающее значительное количество людей различных социальных уровней в разных странах и обществах.Оно требует специальных подходов в плане превенции, коррекции и лечения.
Нездоровый образ жизни, алкоголизация и наркотизация населения (в т.ч. и никотизация), употребление токсических веществ, делинкветное поведение, включая сексуальные дебиоции, уход от социально конструктивной деятельности, праздное времяпрепровождение – все это саморазрушающее поведение. В его основе лежит уход от жизненных проблем. Как мы видим алкоголизм и наркомания, хотя и считаются универсальными средствами ухода от действительности, не являются единственными.
Была проведена довольна
Я считаю, что необходимо как можно больше
проводить психологических тренингов,
профилактических и коррекционных работ
с молодым поколением. Молодежь должна
быть осведомлена о различных видах зависимостей
и о том к чему они приводят, а в первую
очередь мы должны начать с себя.
Список литературы
1. Аванесян Г.Г. Особенности стратегий совладания и Я-концепции у людей, зависящих от психоактивных веществ: Автореф. дисс. канд. психол. наук. – М., 2003 – 230с.
2. Бодалёв А.А. Личность и общение. – М., 1995. – 328с.
3. Березин Ф.Б. Психология и психофизиологическая адаптация человека. Л.-1998.- 178с.
4. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988. -180с.
5. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. – 240с.
6. Грузд Л.В. Психологические факторы и механизмы формирования алкогольной и наркотической зависимости / Актуальные проблемы психологии на современном этапе общественного развития: Сборник научных трудов / Под ред. М.Г. Рогова, В.Г. Иванова. – Казань: КГТУ, 2003. – 464с.
7. Дудко Т.Н., Котельникова Л.А. "Формирование зависимости от азартных игр у молодежи и лиц зрелого возраста"-М., 2005г.- 270с.
8. Егоров А.Ю. Алкоголизация и алкоголизм в подростково-молодежной среде: личностные особенности, клинические проявления, половые различия. Вопросы психического здоровья детей и подростков.- М., 2003. – 286с.
9. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студентов ВУЗов – 2-е изд., испр. – М: Издательский центр «Академия», 2004. – 288с.
10. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. – М.: Смысл, 1998. – 195с.
11. Клейберг Ю.А., Конорева Л.А. Теоретические и прикладные аспекты социальной психологии девиантного поведения / Ежегодник Российского психологического общества: материалы III Всероссийского съезда психологов. – СПб.: СПб ГУ, 2003. – 407с.
12. Корченов В.И. Пьянство, алкоголизм, наркомания: причины и следствия / Медико-биологические и социальные аспекты наркологии: Сборник научных трудов. – М.: РГМУ, 1997 -230с.
13. Кесельман Л.Е., Мацкевич М.Г. Социальное пространство наркотизма. СПб. Изд-во Инст. им. В.М. Бехтерева. 2002.- 250с.
14. Короленко Ц.П. Работоголизм – респектабельная форма аддиктивного поведения. – Обозр. психиат. и мед. психол., М.,1993 -240с.
15. Лозовая Г.В. Признаки нефармакологических зависимостей // Психологические основы педагогической деятельности: Материалы 30-й научной конференции СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 2003. – 20с.
16. Москаленко В.Д. Когда любви слишком много. –М.,2002. – 222с.
17. Мизирене Р.В Психологическая зависимость от еды. М., 2005. -150с.
18. Сельченок К.В. Психология зависимости. Хрестоматия. Харвест 2005 Минск., – 596с.
19. С.Пил., А.Бродски Любовь и зависимость. М.,2005 – 269с.
20. Смагин С. Ф. Аддикция, аддиктивное поведение, СПб.: МИПУ, 2000. – 250с.
21. Эрик Ф. Вагнер, Холли Б. Уолдрон. Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков.пути преодоления. – М., 2006. – 190с.
Информация о работе Социально-психологическая характеристика зависимого поведения молодежи