Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:02, дипломная работа
Цель дипломного проекта – изучение социально-психологических факторов и их влияния на профессиональную деятельность муниципальных служащих.
В соответствии с поставленной целью необходимо решение следующих задач:
1. Изучить общие основы муниципальной службы;
2. Изучить правовые основы профессиональной подготовки муниципальных служащих в России;
3. Изучить систему профессиональной подготовки муниципальных служащих в Российской Федерации;
4. Проанализировать социологический портрет муниципальных служащих;
5. Охарактеризовать пути воздействия на профессиональную социализацию и адаптацию специалистов в органах муниципальных управления;
6. Определить социальную адаптацию как теоретическую проблему в контексте общественных преобразований в современной России;
7. Указать проблемы формирования и развития кадрового потенциала муниципального управления;
8. Определить роль социальной адаптации в трансформирующемся российском обществе.
– достойное и дифференцированное материальное вознаграждение -60% ответов;
– увеличение заработной платы – 46%;
– усиление социальной и правовой защищенности муниципальных служащих – 44% ответов;
– применение новых технологий управления персоналом – 35%;
– улучшение технико-технологической оснащенности рабочего места – 32%;
– совершенствование нормативно-правовой базы – 23%;
– грамотная работа кадровой службы – 17%;
– усиление внешнего контроля со стороны средств массовой информации, граждан, общества и общественных организаций -11%.
Также респонденты предлагали такие варианты ответов как личная ответственность, грамотная и компетентная работа руководителей (2%).
Каждому человеку для успешной профессиональной деятельности необходим определенный набор потребностей. В большей части они касаются внутренних потребностей и частично внешних. На сегодняшний день наиболее важными являются следующие потребности – иметь высокий заработок, перспективы профессионального служебного роста, хорошие отношения в коллективе и видеть реальную пользу от выполняемой работы. На втором месте можно выделить – возможность реализовать свои профессиональные знания; занять высокую должность, сделать карьеру и иметь престижное положение в обществе. Анализируя данные результаты, нужно отметить, что выбранные пункты вопроса в той или иной мере отражают специфику нынешней молодежи. В первую очередь это выражается, как было уже отмечено в заработной плате, которой недостаточно для удовлетворения элементарных нужд. Во-вторых, молодые люди в большинстве случаев заинтересованы в должностном продвижении по службе (48%), а это так же выражается в перспективе профессионального служебного роста. Таким образом, каждая потребность, направленная на достижения в профессиональной деятельности будет изменяться, и приобретать новый характер.
Кроме
вопросов, специалистам были даны одиннадцать
суждений, по поводу которых необходимо
было выразить свое согласие или не согласие.
По большинству суждениям респонденты
выразили свое согласие, например: «Успешно
справляюсь со своими профессиональными
задачами», «Руководитель видит, отмечает
Ваш вклад в деятельность организации»
или «Ваш профессиональный труд оценивается
по достоинству». Несогласие было выражено
в суждении «Вам нередко приходят в голову
мысли о том, что было бы не плохо сменить
работу». В общем, суждения в основном
затрагивали вопросы, связанные с профессиональной
деятельностью и отношения к профессиональному
росту.
Таблица 1
Суждения: | согласие | несогласие |
Успешно справляюсь со своими профессиональными задачами | 100% | - |
У Вас есть перспективы профессионального роста, совершенствования | 72% | 28% |
У Вас есть реальные перспективы должностного роста | 60% | 40% |
Ваш профессиональный труд оценивается по достоинству | 62% | 38% |
Вы знаете оценку руководства о Вашей текущей профессиональной деятельности | 72% | 28% |
Коллеги с Вами часто советуются по вопросам работы | 60% | 40% |
Ваши предложения чаще всего учитываются | 90% | 10% |
По вопросам работы с Вами часто советуется Ваш непосредственный руководитель | 52% | 48% |
Руководитель видит, отмечает Ваш вклад в деятельность организации | 82% | 18% |
Вам не редко приходят в голову мысли о том, что было бы неплохо сменить работу | 14% | 86% |
Случается, что Вы затрудняетесь решить стоящую перед Вами профессиональную задачу | 84% | 16% |
В конце следует отметить, что 78% респондентов имеет высшее образование, среди которых 4% имеют второе высшее. Кроме этого молодые специалисты испытывают потребность в дополнительной профессиональной подготовке (18%), так же потребность в постоянном образовании (40%), для остальных она необходима для продвижения по службе, для прохождения аттестации. Большинство молодых специалистов занимают должность ведущей группы муниципальной службы, остальная часть старшей и младшей групп. 48% работают по специальности, полученной после окончания учебного заведения, 40% не работают по специальности, оставшаяся часть в дальнейшем собирается сменить профиль трудовой деятельности.
В дополнение к вышесказанному следует отметить, что по данным социологического исследования среди 96 молодых чиновников более половины респондентов (53%) считают наиболее подходящим для своей работы высшее образование по той или иной конкретной специальности, но одна треть респондентов прямо делает выбор не в пользу специального высшего образования. Иными словами, более низкие должности реже требуют большого багажа специальных знаний и навыков – такого, которого нельзя было бы быстро приобрести в процессе самой работы. Три четверти респондентов утверждают, что выполняемая ими работа соответствует имеющейся у них специальности. Это результат того, что сами респонденты, даже не ориентируются на специальность как приоритетный критерий выбора работы, все же учитывали его как дополнительный критерий. Кроме того, данный избыток, возможно, объясняется как раз возможностью обучения и переобучения: работа, которую человек исходно не считает своей специальностью, постепенно, по мере освоения новых умений и навыков, становится таковой.
Подводя
общий итог по полученным результатам,
можно составить примерный
Не конфликтен, но при возникновении конфликта старается не вмешиваться в него. В работе наибольшую ценность представляют: высокий профессионализм, высокий заработок, взаимоотношения и взаимопонимание в коллективе и профессиональная самореализация. Среди факторов, являющихся наиболее значимыми в работе и удовлетворяющие его «скорее да, чем нет» выделяет такие как: субординация во взаимоотношениях, содержание выполняемой работы, собственный должностной статус, условия труда и уровень своей профессиональной компетенции.
Об оценке своего профессионального труда чаще всего узнает от своего непосредственного руководителя, который в свою очередь дает разъяснения при постановке задач и заданий.
В полной мере присутствуют такие черты гражданственности как: сознательность и целенаправленность, свобода и ответственность, гуманность.
Среди
условий имеющихся в
Наиболее важным для успешной профессиональной деятельности является:
– видеть реальную пользу от выполняемой работы;
– иметь высокий заработок;
– иметь перспективы профессионального служебного роста;
– занять высокую должность, сделать карьеру
– иметь возможность реализовать свои профессиональные знания.
В свою очередь примерный портрет весьма впечатляющий, где молодой специалист предстает в виде самостоятельной личности, способной своими силами достичь высоких результатов в профессиональной деятельности, с использованием профессиональных знаний, умений, навыков. Надо надеяться, что именно такие специалисты смогут достойно выполнять свою работу, руководствуясь при этом опытом предыдущего поколения, личным опытом, чтобы в итоге достичь высоких результатов, как в профессиональной деятельности, так и в жизни.
В дополнение к полученным данным было проведено анкетирование среди работников со стажем, благодаря которому можно в полной мере оценить профессиональную социализацию молодых специалистов и выявить достоинства и недостатки в работе с ними.
Анализируя данные анкетирования, необходимо отметить, что вопросы анкеты для работников со стажем в значительной мере переплетаются с вопросами анкеты для молодых специалистов, часть которых непосредственно касается рядовых сотрудников.
Общее число респондентов составило 50 человек, где 74% опрошенных составили женщины и 26% мужчины.
Сотрудники муниципальной службы позитивно оценивают работу молодых специалистов. Так по полученным данным 72% из них работу оценивают – «средне», оставшаяся часть либо плохо, либо хорошо, следует предположить, что такое разделение связанно со степенью сложности выполняемой работы и ответственностью перед вышестоящим руководством. Но в целом, молодые сотрудники не плохо зарекомендовали себя на рабочих местах, и их труд оценивается по достоинству.
Работа любого сотрудника должна не только оцениваться, но и быть эффективной, и, она может повышаться разными способами. Как правило, способы могут носить различный характер и распространяться везде по-разному. В связи с этим респондентам был предоставлен ряд наиболее распространенных мер, среди которых наибольшее распространение получили: увеличение заработной платы, усиление социальной и правовой защищенности, а так же улучшение технико-технологической оснащенности рабочего места. На мой взгляд, этот выбор весьма значимый, так как он не только сможет повысить производительность труда работника, но и стать решающим, при желании сменить место работы.
Кроме выше названных мер по повышению эффективности труда существуют так же различные формы поощрения работника. На вопрос: «Какие формы поощрения для молодых специалистов Вы используете?» 58% отметили – признание профессиональных достижений, которые связаны с умением работника решать стоящие перед ним профессиональные задачи, используя при этом различные способы и методы (рис. 2). Что касается остальных форм поощрения: повышение по службе; награды, грамоты, благодарности и денежные вознаграждения, то их распространение слабо развито, а если и существует практика их применения, то действует в большей степени на работников со стажем, так как, в отличие от молодых специалистов, они долгое время работают в организации и имеют богатый опыт работы.
Рис. 5.
Формы поощрения для молодых специалистов
По данным социологического исследования Шоркиной В.Н. выявлено, что муниципальные служащие ждут различных форм денежного вознаграждения (73% ответов), признание их профессиональных достижений (47%), повышения по службе (38%), правительственных наград, грамот и благодарностей (16%) и лишь публичного признания (10%). Так же автор утверждает, что низка эффективность позитивного морального стимулирования служащих, например, интерес к традиционным формам поощрений (правительственные награды, грамоты, благодарности и т.д.) сохранившаяся в статистически незначительном выражении.
В
целом полученные данные в значительной
мере свойственны настоящему времени
и связаны с политикой
Нельзя обойти вниманием вопрос, связанный с должностным продвижением работника. При ответе на вопрос: «Как Вы думаете, возможно ли служебное продвижение молодых специалистов за счет трудолюбия и развития профессиональных качеств?» 62% выделили вариант – «возможно, но это очень трудно сделать». На вопрос: «Как Вы думаете, от чего зависит должностной рост молодого специалиста?» 50% отметили, что от решения руководства и лишь 16% от самого молодого специалиста. Полученные результаты по двум рассмотренным вопросам наталкивают на мысль, что молодому работнику трудно достичь профессиональных высот без посторонней помощи, эта помощь должна исходить либо со стороны руководства, либо необходимо прибегать к покровительству и связям. Помимо этого, молодой специалист должен приложить не мало усилий для развития себя в профессиональной деятельности.
Информация о работе Социально-психологические факторы муниципальных служащих