Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:02, дипломная работа
Цель дипломного проекта – изучение социально-психологических факторов и их влияния на профессиональную деятельность муниципальных служащих.
В соответствии с поставленной целью необходимо решение следующих задач:
1. Изучить общие основы муниципальной службы;
2. Изучить правовые основы профессиональной подготовки муниципальных служащих в России;
3. Изучить систему профессиональной подготовки муниципальных служащих в Российской Федерации;
4. Проанализировать социологический портрет муниципальных служащих;
5. Охарактеризовать пути воздействия на профессиональную социализацию и адаптацию специалистов в органах муниципальных управления;
6. Определить социальную адаптацию как теоретическую проблему в контексте общественных преобразований в современной России;
7. Указать проблемы формирования и развития кадрового потенциала муниципального управления;
8. Определить роль социальной адаптации в трансформирующемся российском обществе.
Кроме того, молодому работнику весьма не свойственно на данном этапе трудовой деятельности брать инициативу на себя, как правило, это случается редко, в половине случаев, а если и случается, то в основном по вопросам внутриорганизационного характера.
Так же нельзя обойти стороной рассмотрение морально – психологического климата в коллективе, в первую очередь это касается конфликтов.
70% опрошенных отметили, что молодые работники не участвуют в конфликтах в коллективе, но при возникновении, как было рассмотрено в предыдущей в анкете они стараются не вмешиваться или же стараются разрядить обстановку. К тому же сами работники со стажем так же стараются не вмешиваться в конфликт в 54% случаев. С этой точки зрения следует сказать, что любой конфликт в большей степени носит межличностный характер, который может выражаться в виде разногласий с руководством, с коллегами по работе. При этом важно быстро решать возникающий конфликт и при возможности держаться нейтральной позиции.
Работники со стажем, так же как и молодые выделяют ряд критериев, которые являются наиболее значимыми в работе. Ответы распределились следующим образом:
– 60% выделило льготы и социальные гарантии;
– 54% социальную защищенность;
– 30% материальные факторы.
Среди
менее распространенных вариантов
выделились: правовые гарантии занятости,
возможность должностного продвижения,
условия труда и хорошие
Рассматривая карьерное благополучие работников 62% из респондентов оставили эти планы в прошлом, 26% – благополучно строят свою карьеру, следует предположить, что в это число входят сотрудники, перешедшие черту молодых специалистов. Среди ответов молодых специалистов так же прослеживалась тенденция по поводу дальнейшего продвижения по службе.
При выполнении своих обязанностей работники со стажем в ряде случаев руководствуются личной ответственностью (42%) и указаниями непосредственного начальника (24%), в остальных случаях: должностными инструкциями, интересами организации и общества. Кроме этого они иногда делегируют полномочия молодым специалистам.
На вопрос о факторах, стимулирующих деятельность молодого работника распределения таковы:
– 62% – материальное стимулирование;
– 58% – моральное стимулирование;
– 56% – формирование резерва и работа с ним;
– 37% – заслушивание отчетов;
– 35% – планирование должностного перемещения;
– 31% – штрафы, административные взыскания;
– 19% – планирование индивидуального профессионального развития работника.
Опираясь на приведенные данные, отметим, что для большинства побудительными стимулами, как правило, выступают материальные и моральные. Все остальные содержат элементы организационной направленности.
В контрольном вопросе: «Что для Вас лично на сегодня является наиболее важным для успешной профессиональной деятельности?» на первый план были выдвинуты следующие ответы: 74% – получать высокую оценку результатов профессиональной деятельности со стороны окружающих; 64% – занять престижное положение в обществе; 56% – иметь хорошие отношения в коллективе; 46% – иметь высокий заработок. Наименьшую долю составили ответы: быть лидером в коллективе; быть самостоятельным в выборе решений служебных задач.
Если сравнить эти данные, с данными по молодым специалистам, то они основной упор делают на профессиональное развитие (занять высокую должность, сделать карьеру; иметь перспективы профессионального служебного роста, а также иметь возможность реализовать свои профессиональные знания) и только потом на все остальное.
В заключении хотелось бы отметить, что выдвинутая рабочая гипотеза частично подтвердилось. Во-первых, работа вполне устраивает молодых сотрудников, и они считают ее весьма престижной. Ко всему прочему, большинство из них ждут от работы перспективы профессионального роста. Во-вторых, говоря о трудностях в усвоении профессиональных норм и ценностей, надо отметить, что они существуют, и, как правило, это связано со спецификой работы, ее направленностью, взаимоотношениями с начальством и коллективом.
Для успешного усвоения специалистами профессиональных знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые позволяют функционировать в коллективе, важен также процесс развития и обогащения личности, ее свободы, ответственности и самостоятельности.
Процесс
профессиональной социализации должен
быть ускорен унифицированным
Из выводов по проведенному анкетированию, выяснилось, что для молодых сотрудников свойственны трудности, связанные с усвоением норм, навыков, правил поведения в организации (соблюдение внутриорганизационного распорядка, инструкций). В связи с этим, для молодых сотрудников в организации необходимо проведение различных мероприятий. Эти мероприятия должны нести как ознакомительный, так и практический характер, и этой работой должны заниматься и кадровые службы, и непосредственно руководитель подразделения, и сами сотрудники с большим стажем работы. В этой связи необходимо:
– выделять опытного работника – наставника, который бы следил за процессом адаптации молодых специалистов.
– вести разъяснительную работу с сотрудниками, по поводу возникающих трудностей, недопонимания и разногласий;
– помогать в работе, корректировать, проводить неофициальные беседы с молодыми специалистами по проблемным вопросам;
– давать оценку по результатам выполненной работы, с указанием недостатков и преимуществ;
– создание психологической службы, которая должна выделить в своей работе деятельность по адаптации молодых специалистов к особенностям и требованиям профессиональной среды.
Ко всему перечисленному следует добавить, что основной упор должен делаться на совершенствование кадровой работы, которая может включать такие направления деятельности как:
– вести работу со студентами старших курсов образовательных учреждений, с целью формирования у них мотивации к трудовой деятельности;
– проводить регулярные мероприятия на базе ФВВАГС в г. Чебоксары по профилактике стрессового состояния и успешной социально-психологической адаптации муниципальных служащих к условиям их профессиональной деятельности (тренинги и семинары).
– содействовать и обеспечивать занятость наиболее перспективных студентов;
– систематически вести работу по мотивации и стимулированию муниципальных служащих;
– развивать и поощрять идеологию, культуру организации, основанную на формировании таких качеств как патриотизм, гражданский долг, профессиональный личностный рост;
Молодые специалисты еще со студенческой скамьи должны быть убеждены, что они будут востребованы, и их знания и умения будут направлены на самореализацию в труде, на готовность действовать в условиях рыночной экономики.
В дополнение к вышесказанному было взято интервью по поводу совершенствования кадровой работы среди молодых специалистов муниципальной службы. Были предложены следующие рекомендации по профессиональной социализации и адаптации молодых специалистов.
Во-первых, за каждым молодым сотрудником необходимо закрепление наставника. Наставничество нацелено на оказание помощи:
– в ознакомлении с должностными задачами и обязанностями;
– в знакомстве со структурой организации, правилами ее внутреннего распорядка;
– в социально – психологической адаптации в коллективе;
– в решении личных проблем;
– в
приобретении профессиональных знаний,
навыков и умений.
Наставничество | = | Адаптация | + | Развитие работника |
Во-вторых, как было отмечено в интервью, важно вести правильную работу с подбором кадров и резервом, с тем, чтобы в процессе деятельности облегчить профессиональную социализацию работнику. При этом необходимо наличие у работника соответствующего профессионального образования, с тем чтобы он имел представление о работе, ее специфике и направлениях; наличие определенных личностных качеств, с тем, чтобы сократить процесс адаптации работника. Но наличие данных факторов не в полной мере позволит влиться в рабочую среду. Отрицательным моментом может послужить стиль руководства начальника (тоталитарный, демократический и т.д.) и морально-психологический климат в коллективе.
В этой связи главная роль должна принадлежать руководителю, ведь именно он выступает гарантом стабильности в работе коллектива, направлять, помогать сотрудникам, требует исполнения и соответственно оценивает результаты.
В-третьих важна «стартовая» подготовка молодых специалистов, т.е. профессионализм.
В-четвертых, важна помощь со стороны сотрудников организации, по разъяснению возникающих вопросов, как рабочего характера, так и организационного, а также морально-психологическая поддержка.
90-ые гг. привели к необходимости модернизации технологии планирования карьеры (выстраивание индивидуальных траекторий жизненного успеха в профессиональной и организационной сферах). По сути, речь идет о применении методов бизнес – планирования к карьере. И в этой ситуации традиционные – негуманитарные – технологии перестают работать. Об этом свидетельствует трилемма Дэвида Борчарда, где он, оценивая последствия перехода от эры массового производства к эре сервисной экономики знания, зафиксировал сдвиг в разработке карьерных планов: от парадигмы планирования карьеры – к парадигме управления карьерой.
Трилемма была сформулирована следующим образом:
Больше не следует никому доверять планирование своей карьеры – ни корпорациям, ни профсоюзам, ни государству, ни судьбе. Ваша карьера – предмет вашего собственного творчества и зона вашей ответственности.
Планирование
карьеры стало настолько
При разработке карьеры требуется учитывать рыночную стоимость уникальных качеств и талантов индивида, которые необходимо перевести в конкретные карьерные планы.
На лицо типичная ситуация, когда требуется разворачивание форм организации совместно–творческой деятельности и, следовательно, развития организационной культуры. Это совсем другое – типодеятельностное, а не социокультурное (культуры власти, роли, цели, личности или их комбинации) измерение организационной культуры, в котором обычно испытываются типы карьерных траекторий. Следовательно, требуется иное представление о процессах профессиональной социализации и ресоциализации. Точнее, выделение процесса профессиональной инкультурации – освоение необходимых паттернов профессиональной культуры (соответствующего типа профессионализма). [15,69]
Первые опыты в 80-е гг. по разворачиванию совместно-творческой деятельности (процесс командообразования в рамках организационно – деятельностных и организационно-управленческих игр) показали, что закон Э. Геккеля работает и для процессов социально-психологической адаптации. Процесс социально-психологической адаптации может быть представлен в следующем виде:
Информация о работе Социально-психологические факторы муниципальных служащих