Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:42, курсовая работа
Целенаправленная систематическая подготовка подрастающего поколения к жизни, трудовой и общественной деятельности неотделима от подготовки его к семейно-брачным отношениям. Дорога в большую жизнь берет свое начало в семье и снова ведет в семью. Школа как ведущее звено в системе формирования всесторонне развитой личности должна нести ответственность за подготовку своих питомцев к самостоятельной семейной жизни, к выполнению супружеских и родительских обязанностей. Актуальность формирования личности семьянина обусловлена необходимостью упрочения семьи как важнейшей ячейки демократического общества, гуманизацией семейно-брачных отношений, повышением ответственности родителей за воспитание детей.
Введение
1. Психологические и социальные основы современного брака
2. Формирование адекватных семейно-брачных представлений юношей и девушек
3. Примерная программа курса для старших классов общеобразовательных учреждений «Подготовка юношей и девушек к семейно-брачным отношениям»
Заключение
Список использованной литературы
2. Формирование
адекватных семейно-брачных
Готовность к семейной жизни - важнейший показатель социальной зрелости и психического здоровья молодежи. Отсутствие этой готовности у человека - источник его личностной и общественной нестабильности. Предварить эту проблему необходимо еще на ступени раннего юношеского возраста, наиболее восприимчивого для формирования ценностных установок. В учебном заведении, наряду с решением других задач, важно осуществлять задачу педагогического обеспечения становления готовности старших учащихся к семейной жизни.
Становление готовности старших учащихся к семейной жизни является одной из составляющих процесса взросления и личностного роста учащихся, условием стабилизации будущих супружеских отношений и общества в целом. Осмысливая основу становления готовности старших учащихся к семейной жизни, можно определить ее как формирование ценностного содержания представления о семье.
Семья, по признанию ученых,
- одна из величайших ценностей, созданных
человечеством за всю историю
своего существования. Семейные ценности
обусловлены уникальностью и
социальной значимостью семьи. Отношения
супругов, детей и родителей в
течение последних десятилетий
стремительно менялись, все большую
ценность приобретала эмоционально-
Ценностно-смысловые ориентации личности формируются и развиваются в процессе социализации. На разных этапах социализации их развитие неоднозначно и определяется факторами семейного и институциализированного воспитания и обучения, профессиональной деятельностью, общественно-историческими условиями.
Исходя из рассмотренного
понятия семьи и опираясь на теоретическое
обоснование понятия ценности, можно
выделить основные ценности семьи: ценности,
связанные с самоутверждением личности
среди ближайшего окружения; ценности,
удовлетворяющие потребность в
отцовстве и материнстве; ценности,
связанные с удовлетворением
потребности в любви и
Проведя качественный анализ
ценностей, необходимо подчеркнуть
их гуманистическую сущность. Именно
гуманистический идеал - человек
как высшая ценность - определяет смысл
и назначение семейной жизни, а ее
ценности отражают признание гуманистических
общечеловеческих идеалов (добра, справедливости,
взаимопомощи, милосердия и т. д.). В
семье и браке ориентация на человека
как высшую ценность может реализоваться
в развертывании различных
Осознание ценностей порождает ценностные представления, а на основе ценностных представлений создаются ценностные ориентации, которые, в свою очередь, и представляют собой осознаваемую часть системы личностных смыслов. Задача подготовки юношей и девушек к семейным отношениям - помочь им осознать эти ценности, сформировать личностную мотивацию семейного поведения.
Таким образом, для дальнейшего
развития современной семьи как
ценностного социального
Анализ ценностного содержания
представления о семье как
основы становления готовности старших
учащихся к семейной жизни явился
основанием для вывода о необходимости
педагогического обеспечения
При этом становление готовности
рассматривается, с одной стороны,
как внешний процесс
Педагогическое обеспечение
как служба сопровождения личности
рассматривается Т.М. Афанасьевой. В
контексте его исследований воспитательная
и образовательная системы
Сущностью же педагогического
обеспечения становления
Педагогическое обеспечение
становления готовности старших
учащихся к семейной жизни - это система
помогающих действий педагога в логике
1) актуализации рефлексии учащимся
ценности семейного образа жизни, 2)
прямого включения учащихся в
процесс расширения собственных
представлений о семейной жизни
и освоения навыков конструктивного
поведения во взаимодействии с другими,
3) мобилизации самим учащимся приобретенного
на занятиях опыта для решения
жизненных задач и
Концептуальные положения
педагогического обеспечения
Решение проблемы становления
готовности старших учащихся к семейной
жизни в большей степени
Деятельность педагогов
должна быть направлена на создание ситуаций
точечного взаимодействия с учащимися,
при которых процесс
Выбор раннего юношеского
возраста для педагогического
Во-первых, в связи с тем, что ранний юношеский возраст является началом включения молодого человека в самостоятельное освоение всего многообразия явлений окружающей действительности. И хотя обучение как элемент этой действительности по-прежнему присутствует, оно носит уже другой характер.
Во-вторых, именно в этот
возрастной период приобретается та
степень психической, идейной и
гражданской зрелости, которая позволяет
человеку в известной мере быть способным
к самостоятельной трудовой жизни
и деятельности и служит надежной
основой его дальнейшего
В-третьих, данный возрастной диапазон определен как очень важный, а во многом и решающий период в психическом развитии ребенка, особенно в формировании его личности. Исследуемый возраст - решающий период в формировании личности будущих мужчин и женщин.
Специфика задач, стоящих
в настоящее время перед
Опираясь на концепции В.Г. Алексеева и др., в которых потребность в преобразующей деятельности выделяется как ведущая характеристика человека, влияющая на процессы творческого самовыражения и личностного роста, созревания рефлексивных способностей, мы выводим второй фактор, способствующий эффективному становлению готовности старших учащихся к семейной жизни, - способность учащихся к творческому восприятию, пониманию, преобразованию действительности и самого себя в ней.
Анализируя работы педагогов-классиков К.Н. Вентцеля, Я. Корчака, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М.: Педагогика, 1992. С.20 и др., а также педагогов-современников О.С. Газмана, Е.В. Бондаревской, Л.Н. Куликовой, В.В. Серикова Там же. С.34 и др., рассматривающих организацию педагогически целесообразной среды воспитания, в условиях которой возможно духовно-нравственное саморазвитие, мы вывели третий фактор исследуемого нами процесса - ориентированность образовательно-воспитательного процесса психолого-педагогического отделения на личностное развитие старшего учащегося.
Взаимообусловленность и взаимодействие названных факторов является основой для становления готовности старших учащихся к семейной жизни.
Становление готовности к
семейной жизни - это сложный интегративный
процесс, вбирающий в себя множество
спонтанных и, при желании, волевых
усилий не только самой личности, но
и ее окружения. Следовательно, должны
быть созданы социально-
У современных подростков и юношей семейные ценности не входят в число приоритетных, представления о них достаточно скудные и искаженные. Это дает основание предположить: педагогическое обеспечение процесса становления готовности к семейной жизни должно начинаться с обеспечения актуализации у старших учащихся ценностного содержания представлений о семье.
Работа по обеспечению актуализации ценностного содержания представлений о семейной жизни переводит семейные ценности в разряд актуальных, но их содержание останется привнесенным извне, навязанным, если не будут организовываться специальные ситуации, в которых произойдет интериоризация этих ценностей. Это дало делает необходимым организацию модельных ситуаций, предполагающих выбор учащимися стратегии поведения будущего семьянина на основе творческой интерпретации семейных ценностей.
Опираясь на идеи П. Рикёра об интерпретации как основе понимания и идеи Г. П. Звенигородской о суждении как особом способе организации личностного знания, можно выявить еще одно требование к созданию модельных ситуаций: они должны предполагать лексическую и содержательную интерпретацию предъявляемого в лекциях, беседах, дискуссиях, учебных и научных текстах содержания семейных ценностей, то есть стимулировать личностную, интеллектуальную и коммуникативную рефлексию.
Созданные на основе таких требований модельные ситуации станут условием внешнего педагогического влияния на становление готовности старших учащихся к семейной жизни, однако необходимо создать дополнительные гарантии запуска внутриличностного процесса становления этой готовности, в связи с чем определяем третье условие - обеспечение взаимосвязи внешнего социально-педагогического воздействия с внутриличностным процессом становления готовности старших учащихся к семейной жизни.
Указанные выше условия успешности становления готовности старших учащихся к семейной жизни взаимодейственны и взаимодополнительны. Успешная реализация педагогических условий возможна только на основе создания педагогических предпосылок становления готовности старших учащихся к семейной жизни.
Необходима специальная работа с педагогическим коллективом и родителями учащихся, направленная на «разморозку» (К. Левин) стереотипов, на проблематизацию ситуации, сложившейся в плане подготовки к семейной жизни, на совместную разработку личностно-ориентированной идеологии педагогического обеспечения становления готовности к семейной жизни. Поэтому одной из предпосылок становления готовности старших учащихся к семейной жизни мы считаем актуализацию для педагогов и родителей учащихся проблемы подготовки молодежи к семейной жизни, получения новых специальных знаний.
Другой важной предпосылкой становления готовности к семейной жизни является создание доверительных отношений между взрослыми (специалистами) и старшими учащимися. Cоздаваемая как предпосылка, благоприятная психологическая атмосфера, основой которой является взаимопонимание, сопереживание, поддержка, взаимное доверие, взаимоуважение, стимулирует процесс становления готовности старших учащихся к семейной жизни. Таким образом, создание данных предпосылок помогает нам построить иную психологическую основу образовательного процесса учебного заведения и активизировать процесс становления готовности старших учащихся к семейной жизни в нем.
Анализ представленных слагаемых
позволяет определить готовность к
семейной жизни как интегративное
личностное и социально-психологическое
образование с диалектически
развивающимися внутренними и внешними
связями, предопределяющими