Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:42, курсовая работа
Целенаправленная систематическая подготовка подрастающего поколения к жизни, трудовой и общественной деятельности неотделима от подготовки его к семейно-брачным отношениям. Дорога в большую жизнь берет свое начало в семье и снова ведет в семью. Школа как ведущее звено в системе формирования всесторонне развитой личности должна нести ответственность за подготовку своих питомцев к самостоятельной семейной жизни, к выполнению супружеских и родительских обязанностей. Актуальность формирования личности семьянина обусловлена необходимостью упрочения семьи как важнейшей ячейки демократического общества, гуманизацией семейно-брачных отношений, повышением ответственности родителей за воспитание детей.
Введение
1. Психологические и социальные основы современного брака
2. Формирование адекватных семейно-брачных представлений юношей и девушек
3. Примерная программа курса для старших классов общеобразовательных учреждений «Подготовка юношей и девушек к семейно-брачным отношениям»
Заключение
Список использованной литературы
Методические рекомендации
Рекомендуется провести занятие школьному врачу. Целесообразно разбить класс на 2 группы (мальчиков и девочек) и адресно объяснить материал. Рекомендуется использовать наглядные пособия.
Контрацепция.
Цель: Дать достоверную информацию
о современных методах
Основные понятия: противозачатие; контрацепция, как альтернатива аборту; ответственность мужчины и женщины за нежелательную беременность.
Методические рекомендации
Занятие представляет собой лекцию преподавателя или медицинского работника, в ходе которой используются отрывки из видеофильмов и демонстрация средств контрацепции. С целью закрепления полученных знаний можно предложить учащимся деловую игру: «Реклама контрацептивных средств».
Оборудование: схемы строения
мужской и женской
Аборт.
Цель: Сформировать представление об аборте, как о сложной медицинской операции, проводимой вслепую, которая может привести к тяжелому нарушению не только репродуктивного здоровья, но и здоровья в целом. Показать влияние аборта на всю дальнейшую судьбу.
Основные понятия: аборт, история аборта в России, виды абортов, цель аборта, техника проведения; медицинские осложнения (ранние, поздние, отсроченные); аборт - как уничтожение жизни; психологические проблемы.
Методические рекомендации
В ходе занятия необходимо с максимальной убедительностью показать разрушительное действие аборта на организм женщины. На примере конкретных ситуаций подвести учащихся к пониманию возможности принятия решения об аборте только по медицинским показаниям. Акцентировать внимание школьников на том, что аборт - это не прожитая человеческая жизнь.
Оборудование: Схемы строения
женской репродуктивной системы, плакаты,
демонстрирующие этапы
Занятие 31. Интимность как нравственное понятие. Особенности полового влечения юноши и девушки. (1 ч.)
Цель: Сформировать ответственное отношение к интимности. Дать понятие об особенностях и различии полового влечения юношей и девушек. Развить навыки культуры взаимоотношений полов.
Основные понятия: интимность, половое влечение.
Методические рекомендации
В ходе доверительной беседы
с подростками педагог
Совместно со школьниками формулирует проблемы, связанные с различиями полового развития юношей и девушек. Показывает, что уважение, понимание, принятие особенностей другого могут являться факторами решения указанных проблем.
Занятие 32. Воспитание детей как раскрытие собственного личностного потенциала (1 ч.)
Цель: Сформировать ответственное отношение репродуктивной функции семьи. Дать понятие об особенностях протекания беременности, родах, уходе за ребенком первых леи жизни. Развить навыки педагогической культуры.
Основные понятия: беременность, роды.
Методические рекомендации
Занятия строятся как лекция в ходе которой раскрывается особенности индивидуального развития человека, значение здорового образа жизни. Особый упор делается на ценностных аспектах материнства и отцовства, формировании ответственности за будущего ребенка. Необходимо в общих чертах сформировать представление о значимости первого года жизни для развития полноценной личности.
Самостоятельная работа: самостоятельно подготовить реферативное исследование об уходе за ребенком от 1мес до 3-4 лет.
Итоговые занятия
Занятие 33. Моя будущая семья.
Учащиеся пишут сочинение на тему «Моя будущая семья», моделируя желательные для них семейные отношения, прогнозируя проблемы и радости, которые ожидают их при создании семьи.
Занятие 34. Подведение итогов.
Обсуждение сочинений. Коллективная дискуссия на тему «Традиционные и мои личные семейные ценности». Побудить учащихся оторваться от идеальной модели и рассказать, какой тип брачного и репродуктивного поведения желателен для них, отстаивать свою точку зрения.
Заключение
Социально-политические преобразования
в России, начавшиеся в последней
четверти ХХ века, вызвали деформацию
многих культурных и духовных ценностей,
накопленных веками. Это обстоятельство
сказалось и на российской семье.
Наблюдается трансформация
Эффективным инструментом для
предотвращения дальнейшего обострения
кризиса семьи является воспитание
у подрастающего поколения
Проанализированные в
работе проблемы имеют перспективы
разрешения, в случае направленной
разработки программ не только для
подготовки юношей и девушек, но и
подготовки педагогов для ведения
специальных курсов. Подготовка молодежи
к семейной жизни требует не только
подготовки специалистов, но и развития
материально-технической базы для
проведения тренингов и ролевых
игр, совместного просмотра
Список использованной литературы
1. Афанасьева Т.М. Семья. - М.: Просвещение, 1988.
2. Газман О. Педагогика свободы. Педагогика необходимости // Учительская газета. 1997. 13 мая
3. Гноевая О.Н. Проблемы становления готовности
молодежи к семейной жизни и деторождению.
// Актуальные проблемы профессионально-
4. Голод И.С. Семья и
брак: историко-социологический
5. Голод И.С. ХХ век
и тенденции сексуальных
6. Забарская И. [Интервью] // Труд. 2005. 16 июня
7. Кериг П.К. Семейный контекст: удовлетворенность супружеством, родительский сталь и речевое поведение с детьми // Вопросы психологии. 1990. №2.
8. Кон И.С. Ребенок и общество. - М.: Наука, 1988.
9. Никандров Н.Д. Православные традиции, семья и школа в современной России // Педагогика, №1, 2005.
10. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. - М.:Академия, 1990.
11. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М.: Педагогика, 1992.
12. Слово Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при открытии XIII Международных Рождественских Образовательных чтений 23 января 2005 г. // Педагогика. 2005. №1.