Социально-психологические типологии личностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 20:16, доклад

Описание работы

В настоящее время в психологической литературе представлен богатейший материал, посвященный проблеме типологизации людей. Выделяемые авторами психологические типы зачастую существенно различаются по способам определения, критериям отличий и содержанию, что может указывать, с одной стороны, на локальность подходов отдельных психологов, а, с другой стороны, на различие в понимании ими самого понятия типа. Учитывая проблематичность создания универсальной типологии человека, в данной статье будут рассматриваться вопросы собственно типологии, т. е. что такое психологический тип и в чем его отличие от других видов группировки объектов и их свойств.

Файлы: 1 файл

materialy_dlya_umnikov_i_umnic.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

МАТЕРИАЛЫ ПО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  ТИПОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

 

В А. Ганзен, А.А. Фомин

О ПОНЯТИИ ТИПА В ПСИХОЛОГИИ

// Вестник Санкт-петербургского  университета. 1993 Сер. 6. Вып. 1  (№6) Психология

 

В настоящее время в психологической  литературе представлен богатейший материал, посвященный проблеме типологизации людей. Выделяемые авторами психологические типы зачастую существенно различаются по способам определения, критериям отличий и содержанию, что может указывать, с одной стороны, на локальность подходов отдельных психологов, а, с другой стороны, на различие в понимании ими самого понятия типа. Учитывая проблематичность создания универсальной типологии человека, в данной статье будут рассматриваться вопросы собственно типологии, т. е. что такое психологический тип и в чем его отличие от других видов группировки объектов и их свойств.

В первую очередь следует отметить отсутствие в психологической и  общенаучной справочной литературе четкого определения понятия  «тип». В большинстве работ это  понятие рассматривается как изначально данное и не требующее каких-либо пояснений. В тех же работах, где оно определяется, существует значительное совпадение его с такими понятиями, как класс, художественный образ, типаж, вид, категория и т. п.

Поскольку прагматическая ценность использования понятия «тип» состоит в возможности построения типологий, следует прежде всего отделить его от понятия «класс», служащего для построения классификаций. Анализ применения этих понятий в литературе позволяет сделать вывод о следующем их различии: понятие «тип» используется преимущественно при объединении некоторых элементов (объектов, явлений, свойств и т. п.), а понятие «класс» — преимущественно при делении некоторого множества элементов. Соответственно, типологии строятся преимущественно индуктивным [композиционным] методом на основе группировки элементов вокруг одного, обладающего эталонными свойствами, выступающими в качестве критерия группировки, а классификации строятся преимущественно дедуктивным (декомпозиционным) методом на основе деления множества элементов путем введения произвольного критерия деления, как правило, наличия или отсутствия какого-либо существенного свойства у элемента данного множества.

Но, пожалуй, главное различие между  классами и типами состоит в том, что первые строятся на основе определения границ подмножеств некоторого множества и установления возможности включения в эти границы тех или иных элементов. Элементы, характеристики которых выходят за границы данного класса, помещаются в другой класс или выпадают из классификации. При определении же типа границы между типами не устанавливаются, а задается структура типа, с которой соотносятся (49) по признаку подобия или равенства элементы соответствующего множества. Наглядным аналогом процесса типологизации является помещение затравочных кристаллов в среду с множеством химических элементов. На каждом кристалле будут осаждаться элементы соответствующего состава и структуры. Можно также добавить, что границы между типами гораздо менее четки, чем между классами, а определение типа конкретного элемента более трудоемко, чем определение класса.

Такое понимание типа уже существенно  конкретизирует его суть. При этом оказывается, что, например, типология  темперамента по И.П. Павлову является не типологией, а классификацией темперамента на основе различий ведущих свойств нервной системы, в отличие, скажем, от конституциональных типологий Кречмера и Шелдона. Конечно, словосочетание «тип темперамента» звучит привычнее, чем «класс темперамента», но, тем не менее, их следует разделять.

Другое существенное различие в  понимании типа лежит уже внутри самого понятия. Существуют два основных подхода к описанию типа: тип понимается либо как некоторый усредненный элемент (объект, свойство, проявление и т.п.), либо как элемент с крайней, максимальной выраженностью тех или иных характеристик. Нетрудно заметить, принципиальное различие этих двух подходов. Так, в первом случае нетипичным будет элемент с редко встречающимся набором качеств, во втором же случае, наоборот, нетипичным будет элемент с отсутствием каких-либо ярко выраженных свойств. Например, определение «типичный представитель интеллигенции» или «бесхарактерный» будут относиться к первому пониманию типа, а определения «агрессивный тип» или «типичный сангвиник» — ко второму. Какой же из этих подходов является правильным? Очевидно, и тот и другой, но с учетом области их применения, рассматриваемых объектов и существующих традиций.

Анализ определений типа, данных в различных источниках, приводит к установлению соотношения двух указанных подходов с двумя наиболее употребимыми вариантами использования этого понятия. Первый подход (типичный как средний) используется преимущественно при описании художественных типов в литературе и искусстве, а также в бытовых описаниях. Художественный тип — это результат обобщения характеристик множества представителей той или иной социальной группы или форм проявления тех или иных психологических качеств, представленный в виде усредненного, обобщенного, «нормального» образа человека.

Второй подход (типичный как крайний) используется преимущественно при описании типов в научных исследованиях. Так, в описании темперамента Г. Айзенком темперамент конкретного человека определяется соотнесением его с граничными типами. Аналогичное описание можно найти в работе Р. Акоффа и Ф. Эмери при определении степени экстернальности-интернальности и субъектоверсии-объектоверсии.1 Данными авторами реализован так называемый факторный подход , где в качестве основы описания используются противоположные типы двух ортогональных факторов. Другой вид описания, типологический, строится на нахождения определенных базовых типов или архетипов, служащих в качестве образцов для сравнения с наличными психологическими характеристиками конкретного человека. К таким описаниям относятся, например, конституциональные типологии Кречмера и Шелдона, типы акцентуаций личности Личко, типология личности Леонгарда. Таким образом, научный тип — это результат поиска наиболее ярких, «рафинированных», уникальных характеристик некоторой группы элементов, в частности группы людей — носителей этих качеств. Такие характеристики или свойства, присущие психологическому типу, существуют (50) не просто в виде определенного набора таковых, а в совокупности: со связями между ними, т.е. имеет место структура психологических качеств, своеобразная для каждого типа. Наглядным представлением: такой структуры может быть профиль типа, определяющий состав типологических характеристик и отношения их соподчиненности, дополненный описанием горизонтальных связей между ними.

Обобщая существующие определения типа, и учитывая сказанное, можно сформулировать следующее определение:

Тип — это образец, служащий для объединения элементов (объектов, явлений  и т.п.) на основе соотношения их существенных свойств, рассматриваемых в совокупности, и обладающий максимально выраженным своеобразием.

Художественный тип можно определить как образец, служащий для объединения  элементов на основе сходства совокупности их существенных свойств и обладающий максимально выраженной обобщенностью. Художественный тип характеризуется распространенностью в пространстве и устойчивостью во времени.

Как научный, так и художественный тип субъективно выступают как  целостный образ, служащий в качестве эталона для определения принадлежности к типу того или иного конкретного  объекта. По своему составу образы художественного и научного типа одинаковы, так как проявляются в виде более или менее отчетливого представления о структуре характеристик типа. Различие же между ними появляется на этапе соотнесения реального объекта или явления с типом. Поскольку-научный тип представлен максимальным своеобразием свойств, то, следовательно, значения соответствующей совокупности свойств большинства реальных объектов будут меньше, чем значения типа. Таким образом, при сравнении реального объекта фактически определяется то, насколько он не доходит, не равен идеальному, эталонному, т.е. определяется различие между объектом и образцом. В этом смысле аналогом типа может быть образец для подражания. На поведенческом уровне такими образцами могут быть психологические качества национальных героев, великих поэтов, выдающихся ученых, политиков и т.п.

При соотнесении же реального объекта  или явления с художественным, средним типом происходит, наоборот, установление сходства свойств объекта  со свойствами образца, меры его типичности, «похожести», близости к типу, причем для определения меры сходства, в сущности, не важно — недостаточно выражены качества объекта или избыточно.

Поскольку установление сходства с  одним элементом подразумевает  возможность установления различия с другим элементом, в частности, имеющим противоположные свойства, и наоборот, то результат процедуры соотнесения реального объекта как с научным, так и художественным типом может быть одинаковым и выражаться как словами «похож на», так и словами «не похож на». Таким образом, различие научного и художественного типов лежат как в их сути, так и в механизме соотнесения типологических образов с реальными объектами. По составу образов и результату соотнесения они могут быть одинаковы.

При рассмотрении психологических типов можно заметить определенную их специфику. Описание психологических типов носит преимущественно качественный характер, т.е. не указывается мера выраженности психологических характеристик, включенных в тип. Зачастую также не указывается приоритет, иерархия признаков типа, степень их существенности для определения типа. Терминология, используемая при описании типа, во многих случаях различна, что ставит дополнительную задачу совместимости различных описаний сходных психологических типов. Образ психологического типа достаточно аморфен и субъективен. (51) Указанные особенности приводят к известной трудности отнесения конкретного человека к тому или иному типу, особенно при небольшом (3—5) количестве типов в типологии. Более того, нестрогость описаний позволяет отнести человека одновременно к нескольким типам, что достаточно ярко выражено в астропсихологических типологиях (гороскопах).

Следует отметить наличие так называемого  ореола психологического типа — сопутствующих  описаний, не являющихся непосредственно описаниями психологических качеств, а скорее вытекающих из них, являющихся следствием их реализации. Так, описание холерического типа темперамента сопровождается указанием на те сферы деятельности, в рамках которых этот тип может функционировать эффективно или неэффективно. Принадлежность к определенному конституциональному типу предопределяет склонность к развитию определенных соматических или психических заболеваний. Из отнесения человека к тому или иному типу акцентуации личности следует описание его типичных проблем. Наличие такого ореола свидетельствует, с одной стороны, о единстве и связности разнообразных проявлений психики, а с другой,— о наличии единых оснований различных типологий и гипотетической возможности выделения базисных психологических типов.

Исходя из сказанного, описание научного психологического типа должно включать в себя следующие компоненты:

  1. описание состава психологических характеристик типа;
  2. описание иерархии типологических характеристик — существенные, малосущественные, несущественные;
  3. указание максимальной меры выраженности качеств;
  4. описание  взаимосвязей  между  типологическими  характеристиками;
  5. описание ореола психологического типа — особенности  поведения, патологий, проблем, предпочтений и т.п., вытекающих из наличия данной структуры психологических качеств.

В идеале такое описание должно осуществляться на различных уровнях — от генетического  до социального и охватывать все  аспекты: субстанционально-атрибутивный, структурно-функциональный, стато-кинетический, активно-реактивный и эволюционно-экологический.

В современной психологической  литературе представлено значительное количество описаний типов, в той  или иной мере удовлетворяющих указанным  требованиям. В качестве групп типологий  можно выделить конституциональные (Кречмер, Шелдон), психологические (Юнг, Леонгард, Личко), социальные (типы лидеров) и астропсихологические (гороскопы). Эти типологии затрагивают различные макроуровни описания человека (индивид, субъект, личность и индивидуальность), но интерес ученых сосредоточен, в основном, на типологических описаниях личности. Это связано в первую очередь с тем, что описания личности косвенно отражают характеристики предыдущих уровней (индивида и субъекта), а также дают возможность включать в них характеристики социальных отношений и взаимосвязей. Требования, предъявляемые к описаниям научных типов можно рассмотреть на примере типологий К. Юнга и Э. Кречмера.

При создании типологии Юнг затрагивает  исключительно описательную часть  типов, не касаясь их генезиса. Им выделяется два общих типа — экстравертированный и интровертированный, различающиеся в зависимости от установки, направленности интересов на субъект или объект, и четыре функциональных типа — мыслительный, эмоциональный, сенсорный и интуитивный, определяемые по привычному господству одной из указанных функций. Ниже приводится краткая общая (32) характеристика экстравертированного типа и описание экстравертированного мыслительного типа.

 

ЭКСТРАВЕРТИРОВАННЫЙ ТИП.

«Когда ориентировка на объект и на объективно данные перевешивает до того, что наиболее частые и главнейшие решения и поступки обусловлены не субъективными взглядами, а объективными отношениями, то говорят об экстравертированной установке. Если это бывает постоянно, то говорят об экстравертированном типе. Когда кто-нибудь так мыслит, чувствует и поступает, одним словом так живет, как это непосредственно соответствует объективным отношениям и их требованиям, в хорошем или плохом смысле, то он экстравертированный. Интерес и внимание следуют за объективными событиями и прежде всего за теми из них, которые тесно его окружают.

Опасность экстравертированного заключается в том, что он втягивается  в объекты и сам в них  совершенно теряется. Происходящие отсюда функциональные (нервные) или действительные телесные расстройства имеют компенсаторное значение, так как они принуждают субъекта к невольному самоограничению. Как мне кажется, истерия наиболее распространенный невроз экстравертированного типа. Основная черта истерического характера — это постоянная тенденция быть интересным и производить впечатление на окружающих. Коррелятом к этому является вошедшая в поговорку внушаемость, доступность влиянию других лиц. У экстравертированного типа всегда есть искушение (мнимо) пожертвовать собой в пользу объекта, ассимилировать свой субъект с объектом.

Информация о работе Социально-психологические типологии личностей