Социально-психологические типологии личностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 20:16, доклад

Описание работы

В настоящее время в психологической литературе представлен богатейший материал, посвященный проблеме типологизации людей. Выделяемые авторами психологические типы зачастую существенно различаются по способам определения, критериям отличий и содержанию, что может указывать, с одной стороны, на локальность подходов отдельных психологов, а, с другой стороны, на различие в понимании ими самого понятия типа. Учитывая проблематичность создания универсальной типологии человека, в данной статье будут рассматриваться вопросы собственно типологии, т. е. что такое психологический тип и в чем его отличие от других видов группировки объектов и их свойств.

Файлы: 1 файл

materialy_dlya_umnikov_i_umnic.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

 

2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК

 

Экономический человек — это  не обязательно человек, связанный  с производством. Самое главное то, что основным мотивом, определяющим самые различные сферы личности и характер ее бытия, является мотив полезности.

…Экономическим человеком является тот, кто во всех жизненных связях на первое место ставит полезность. Все для него становится средством  поддержания жизни, борьбы за существование и наилучшего устройства своей жизни. Он экономит материал, силы, время — только бы извлечь из этого максимальную пользу. Вернее было бы назвать его практическим человеком, так как с понятием экономики связана и вся область техники. Смысл же его действий не в самой деятельности, а в ее полезном эффекте. Греки назвали бы его "делающим", но не деятельным. (56-57)

 

3. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК

 

Чисто эстетическому поведению  не свойственно вожделение. Непосредственное соприкосновение с миром всегда болезненно, связано с борьбой за существование. Но есть второй мир, где боль так же сладка, как и веселье, страдания так же одухотворены, как и радость: это мир фантазии. …Есть люди, окружающие себя фантазиями, сквозь которые они и воспринимают действительность.

Эстетический человек обладает особой способностью предвидения или  проникающей интуицией. Для теоретика люди подобного сорта мечтатели, романтики. Принцип полезности и эстетический взгляд противостоят друг другу. Приписывание полезности эстетическому разрушает его сущность. Эстетический человек, так же как и теоретический, беспомощен перед лицом экономических условий жизни.

…Мы имеем в виду не столько  деятелей искусства, создающих материальные произведения, сколько людей, творящих самих себя, обладающих внутренней структурой эстетического типа.

Людей, относящихся к эстетическому  типу, можно рассмотреть с точки  зрения того, является ли для них  наиболее важной красота души, или  же их внутрення жизнь сосредоточена  на природе, или же, наконец, они чувствуют  красоту только в завершенных формах конкретных произведений искусства.

Важным является различие между  творящей эстетической натурой и  натурой наслаждающейся.

4. СОЦИАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК

 

Для социального поведения характерен особый акт, а именно обращенность к  чужой жизни и чувство себя в другом. … Эта потребность в самоотречении ради другого становится ведущей жизненной потребностью. Все духовные акты, имеющие отношение к прагматике, целиком исключаются, так как в них определяющим является не социальный момент, а какие-то другие, например, экономические или политические. Только если социальная установка является организующим принципом душевной жизни, она становится предметом нашей характерологии.

Социальная направленность в своем  высшем проявлении — это любовь. Она может быть основополагающим чувством, обращенным ко всей жизни. Но она может быть направлена и на отдельный предмет или круг предметов и при этом не терять характера ведущей потребности, определяющей все индивидуальное бытие.

 

5. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК

 

Власть представляется прежде всего общественной формой, в которой могут быть отражены четыре содержательные сферы ценностей. Один может подчинить другого или благодаря своему уму и знаниям, или экономическим и техническим средствам, имеющимся в его распоряжении, или благодаря внутреннему богатству и законченности своей личности, или, наконец, благодаря религиозной вере, воспринимаемой другим как божья благодать. Власть всегда заключается в одной из этих форм. Особый случай, когда человек направлен не на одну из этих ценностей, а главным для него становится могущество само по себе. Власть можно определить как способность, а также стремление делать собственную ценностную направленность ведущим мотивом других людей.

Можно говорить об активных и пассивных политических натурах. Одни стремятся к высокому социальному статусу и только тогда, в качестве вождей, в лучах славы чувствуют себя на своем месте. Другие, напротив, не могут ориентироваться в жизни без руководства. Они несамостоятельны в своих вкусах, действиях, суждениях, мировоззрении. …Потребность в опоре определяет бытие и выражается в служении и подражании другому.

6. РЕЛИГИОЗНЫЙ ЧЕЛОВЕК

 

Религиозный человек — это тот, чья духовная структура постоянно и вся  целиком направлена на достижение высшего переживания ценностей. Три основные формы религиозного типа. Различение проводится на основании того, в каком отношении находятся ценности (четыре содержательные сферы ценностей) к общему смыслу жизни: позитивном, негативном или смешанном. Если все жизненные ценности переживаются как стоящие в позитивном отношении к высшему смыслу жизни, то мы имеем тип имманентного мистика; если же они ставятся в негативное отношение, то возникает тип трансцендентного мистика. Третья — дуалистическая религиозная натура. (59)

Ньюком  указывает на использование им в качестве объектов ориентации высокообобщенных ценностей (ценности Шпрангера, составляющие основу теста, разработанного Олпортом-Верноном (1931).

 

 

Из книги Оллпорта «Личность в психологи» – С.50-53

 

Измерение ценностей

 

Работа, известная под названием «Изучение ценностей» (Allport & Vernon, 1931), основана на априорном анализе одной большой области, относящейся к человеческой личности, а именно общих оценок ценностей. Шпрангер привел убедительные доказательства существования шести фундаментальных типов образа жизни. Он определял эти шесть взглядов на ценности мира как характеристику отдельных и отличных друг от друга идеальных типов, хотя и не утверждал, что конкретный человек принадлежит к одному и только одному типу.

Принимая эту рациональную исходную точку, мы делаем второй шаг, пытаясь проверить эту гипотезу эмпирическим путем. Мы задаем себе следующий вопрос: могут ли эти шесть предлагаемых нам типов — теоретический, экономический, эстетический, (50) социальный, политический и религиозный — быть измерены с помощью мультимерной шкалы? Можно ли считать их надежными и валидными?

Довольно  быстро выяснилось, что люди, которым  предлагается методика вынужденного выбора, соглашаются со всеми шестью ценностями, но в разной степени. Внутри любой пары ценностей или внутри любой четверки их вынужденный выбор является надежным индикатором реальных предпочтений Таким образом, если рассматривать эти шесть ценностных ориентаций не как типы, а скорее как эмпирический континуум, они оказываются вполне измеряемыми, воспроизводимыми и согласованными. Но валидны ли они? Можем ли мы проверить внешнюю валидность этой частной априорной концепции черт? В таблице 1 приведены результаты исследования профессиональных групп женщин (вполне релевантные и для мужской выборки).

Обратите внимание на три последние  колонки. Мы видим, что в двух группах  — учительниц и медсестер, проходящих педагогическую подготовку, — теоретические ценности выбирают чаще, чем в группе аспиранток, специализирующихся в администрировании, которые отдают предпочтение экономическим ценностям. Результаты по эстетическим ценностям, вероятно, отражают более высокий уровень свободной подготовки в области искусств у двух последних групп. Средние значения оценок социальных ценностей (филантропия) относительно невысоки для аспиранток, в то время как по политическим ценностям (власть) они достаточно высоки. Медсестры наиболее часто предпочитают религиозные ценности.

 

Таблица 1

Средние значения оценок ценностей  для профессиональных женских групп

 

Типы ценностей

Студентки колледжа

N=2475

Дипломированные медсестры, проходящие педагогическую подготовку

N=328

Аспирантки, специализирующиеся в  администрировании

N=77

Учительницы из Корпуса Мира

N=131

Теоретические

36,5

40,2

37,3

40,6

Экономические

36,8

32,9

40,4

29,9

Эстетические

43,7

43,1

46,8

49,3

Социальные

41,6

40,9

35,0

41,2

Политические

38,0

37,2

41,8

39,7

Религиозные

43,1

45,7

38,7

39,2


(51)

Другое исследование внешней валидности, демонстрирующее долговременную предсказательную силу теста, это работа Бетти Маварди, основанная на повторном тестировании выпускников колледжа Веллесли, которые проходили тестирование по методике измерения ценностей. В таблице 2 приведены значимые отклонения (начиная с пятипроцентного уровня) по средним значениям для различных профессиональных групп выпускников колледжа Веллесли. Фактически в каждом случае мы находим значимые отклонения для каждой рассматриваемой нами профессиональной группы. Так, у бизнесменов значительно усилились экономические интересы; у медицинских работников, государственных служащих, литераторов и научных работников — теоретические, у литераторов и художников — эстетические, у социальных работников — социальные; и у священнослужителей — религиозные.

 

Таблица 2

Значимые отклонения результатов опроса выпускников колледжа Веллесли от средних значений

 

   

Типы ценностей

Профессиональные группы

N

Теоретические

Экономи ческие

Эстети ческие

Социаль ные

Полити ческие

Религи озные

Бизнесмены

64

Ниже

Выше

       

Медицинские работники

42

Выше

Ниже

   

Ниже

 

Литераторы

40

Выше

Ниже

Выше

     

Художники

37

   

Выше

Ниже

   

Научные работники

28

Выше

 

Ниже

     

Государственные служащие

24

Выше

   

Ниже

 

Ниже

Социальные работники

26

     

Выше

   

Священнослужители

11

       

Ниже

Выше


 

Для того чтобы получить относительно высокий балл по одной ценности, нужно было пренебречь прочими. По этой причине интересно отметить в табл. 2 те ценности, которыми пренебрегают, получая таким образом более высокий балл по профессионально значимым ценностям. (В случае с социальными работниками оказывается, что они предпочитают социальные ценности всем прочим.)

Таким образом, даже для студентов  колледжа уже можно в целом  предсказать направление их профессиональной деятельности через 15 лет. По мнению Ньюкома, Тернера и Конверса (1965), этот тест измеряет «всеобъемлющие ценности», или «основные ценностные состояния», исключительно широкие по своей природе. Оценочные жизненные ориентации определяют частные ежедневные выборы в течение многих лет.

Шесть вышеназванных ценностей  не являются абсолютно независимыми. Существует некоторая тенденция к ковариации эстетической и теоретической ценностей, а также экономической и политической, социальной и религиозной. Тут же в голову (52) приходит следующая мысль: «Давайте проведем факторный анализ и посмотрим на ортогональные измерения». Этот шаг предпринимался несколько раз, но в целом результаты были крайне противоречивыми. Одни исследователи установили, что требуется меньше, чем шесть факторов, другие — что больше. Я думаю, что это как раз тот случай, когда наш эмпиризм должен подчиниться рациональным ограничениям. Уже имеющиеся определения черт имеют смысл, они валидны и поддаются измерению. Для чего приносить их в жертву распространенным, но ошибочным представлениям о научности?

 

2. Измерение стиля жизни потребителей на основе методики VALS 1

 

Система VALS (Value and lifestyle – ценности и типы образа жизни), разработанная  компанией SRI International (Simmons Market Research Bureau, Mediamark Research International Inc.,) в 1978 г., – единственная на сегодня получившая мировое признание методика психографический сегментации. Компания SRI начала исследование этой темы еще в 1960-х годах; полученные результаты нашли отражение в методике VALS1, основывающейся на убеждении, что образ жизни человека - отражение его внутренних ценностей и отношения к жизни.

Данная типология разделяет  население США на четыре группы потребителей (см. приложение 1):

  1. Потребители, которыми руководят потребности. Они тратят деньги в связи со своими потребностями, а не предпочтениями. Это беднейшие слои населения, без образования.
  2. Потребители, которыми руководят внешние факторы. Совершая покупки, эти люди заботятся о том, что подумают об этом другие.
  3. Потребители, которыми руководят внутренние факторы. Для них прежде всего важны собственные потребности и желания.
  4. "Интегрированные". Эти потребители составляют самую малочисленную группу. Они представляют индивидуалов, которые сочетают в себе лучшие качества двух предыдущих групп. Хотя их число невелико, данная группа может играть важную роль в качестве законодателей мод, групп, через которые проходят все успешные идеи и товары. Этот сегмент быстро растет.

Перечисленные основные группы подразделяются на девять типов:

  1. «Выживающие» - Survivors
  2. "Терпеливые" - Sustainers
  3. "Убежденные" - Belongers
  4. "Подражающие" - Emulators
  5. "Преуспевающие" -Achievers
  6. "Индивидуалисты" - I-Am-Me
  7. "Рискующие" - Experiential
  8. "Социально озабоченные" - Societally Conscious
  9. "Интегрированные" - Integrated

Информация о работе Социально-психологические типологии личностей