Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 20:16, доклад
В настоящее время в психологической литературе представлен богатейший материал, посвященный проблеме типологизации людей. Выделяемые авторами психологические типы зачастую существенно различаются по способам определения, критериям отличий и содержанию, что может указывать, с одной стороны, на локальность подходов отдельных психологов, а, с другой стороны, на различие в понимании ими самого понятия типа. Учитывая проблематичность создания универсальной типологии человека, в данной статье будут рассматриваться вопросы собственно типологии, т. е. что такое психологический тип и в чем его отличие от других видов группировки объектов и их свойств.
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК
Экономический человек — это не обязательно человек, связанный с производством. Самое главное то, что основным мотивом, определяющим самые различные сферы личности и характер ее бытия, является мотив полезности.
…Экономическим человеком
3. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК
Чисто эстетическому поведению не свойственно вожделение. Непосредственное соприкосновение с миром всегда болезненно, связано с борьбой за существование. Но есть второй мир, где боль так же сладка, как и веселье, страдания так же одухотворены, как и радость: это мир фантазии. …Есть люди, окружающие себя фантазиями, сквозь которые они и воспринимают действительность.
Эстетический человек обладает особой способностью предвидения или проникающей интуицией. Для теоретика люди подобного сорта мечтатели, романтики. Принцип полезности и эстетический взгляд противостоят друг другу. Приписывание полезности эстетическому разрушает его сущность. Эстетический человек, так же как и теоретический, беспомощен перед лицом экономических условий жизни.
…Мы имеем в виду не столько деятелей искусства, создающих материальные произведения, сколько людей, творящих самих себя, обладающих внутренней структурой эстетического типа.
Людей, относящихся к эстетическому типу, можно рассмотреть с точки зрения того, является ли для них наиболее важной красота души, или же их внутрення жизнь сосредоточена на природе, или же, наконец, они чувствуют красоту только в завершенных формах конкретных произведений искусства.
Важным является различие между творящей эстетической натурой и натурой наслаждающейся.
4. СОЦИАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК
Для социального поведения
Социальная направленность в своем высшем проявлении — это любовь. Она может быть основополагающим чувством, обращенным ко всей жизни. Но она может быть направлена и на отдельный предмет или круг предметов и при этом не терять характера ведущей потребности, определяющей все индивидуальное бытие.
5. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК
Власть представляется прежде всего общественной формой, в которой могут быть отражены четыре содержательные сферы ценностей. Один может подчинить другого или благодаря своему уму и знаниям, или экономическим и техническим средствам, имеющимся в его распоряжении, или благодаря внутреннему богатству и законченности своей личности, или, наконец, благодаря религиозной вере, воспринимаемой другим как божья благодать. Власть всегда заключается в одной из этих форм. Особый случай, когда человек направлен не на одну из этих ценностей, а главным для него становится могущество само по себе. Власть можно определить как способность, а также стремление делать собственную ценностную направленность ведущим мотивом других людей.
Можно говорить об активных и пассивных политических натурах. Одни стремятся к высокому социальному статусу и только тогда, в качестве вождей, в лучах славы чувствуют себя на своем месте. Другие, напротив, не могут ориентироваться в жизни без руководства. Они несамостоятельны в своих вкусах, действиях, суждениях, мировоззрении. …Потребность в опоре определяет бытие и выражается в служении и подражании другому.
6. РЕЛИГИОЗНЫЙ ЧЕЛОВЕК
Религиозный человек — это тот, чья духовная структура постоянно и вся целиком направлена на достижение высшего переживания ценностей. Три основные формы религиозного типа. Различение проводится на основании того, в каком отношении находятся ценности (четыре содержательные сферы ценностей) к общему смыслу жизни: позитивном, негативном или смешанном. Если все жизненные ценности переживаются как стоящие в позитивном отношении к высшему смыслу жизни, то мы имеем тип имманентного мистика; если же они ставятся в негативное отношение, то возникает тип трансцендентного мистика. Третья — дуалистическая религиозная натура. (59)
Ньюком указывает на использование им в качестве объектов ориентации высокообобщенных ценностей (ценности Шпрангера, составляющие основу теста, разработанного Олпортом-Верноном (1931).
Из книги Оллпорта «Личность в психологи» – С.50-53
Работа, известная под названием «Изучение ценностей» (Allport & Vernon, 1931), основана на априорном анализе одной большой области, относящейся к человеческой личности, а именно общих оценок ценностей. Шпрангер привел убедительные доказательства существования шести фундаментальных типов образа жизни. Он определял эти шесть взглядов на ценности мира как характеристику отдельных и отличных друг от друга идеальных типов, хотя и не утверждал, что конкретный человек принадлежит к одному и только одному типу.
Принимая эту рациональную исходную точку, мы делаем второй шаг, пытаясь проверить эту гипотезу эмпирическим путем. Мы задаем себе следующий вопрос: могут ли эти шесть предлагаемых нам типов — теоретический, экономический, эстетический, (50) социальный, политический и религиозный — быть измерены с помощью мультимерной шкалы? Можно ли считать их надежными и валидными?
Довольно быстро выяснилось, что люди, которым предлагается методика вынужденного выбора, соглашаются со всеми шестью ценностями, но в разной степени. Внутри любой пары ценностей или внутри любой четверки их вынужденный выбор является надежным индикатором реальных предпочтений Таким образом, если рассматривать эти шесть ценностных ориентаций не как типы, а скорее как эмпирический континуум, они оказываются вполне измеряемыми, воспроизводимыми и согласованными. Но валидны ли они? Можем ли мы проверить внешнюю валидность этой частной априорной концепции черт? В таблице 1 приведены результаты исследования профессиональных групп женщин (вполне релевантные и для мужской выборки).
Обратите внимание на три последние колонки. Мы видим, что в двух группах — учительниц и медсестер, проходящих педагогическую подготовку, — теоретические ценности выбирают чаще, чем в группе аспиранток, специализирующихся в администрировании, которые отдают предпочтение экономическим ценностям. Результаты по эстетическим ценностям, вероятно, отражают более высокий уровень свободной подготовки в области искусств у двух последних групп. Средние значения оценок социальных ценностей (филантропия) относительно невысоки для аспиранток, в то время как по политическим ценностям (власть) они достаточно высоки. Медсестры наиболее часто предпочитают религиозные ценности.
Таблица 1
Средние значения оценок ценностей для профессиональных женских групп
Типы ценностей |
Студентки колледжа N=2475 |
Дипломированные медсестры, проходящие педагогическую подготовку N=328 |
Аспирантки, специализирующиеся в администрировании N=77 |
Учительницы из Корпуса Мира N=131 |
Теоретические |
36,5 |
40,2 |
37,3 |
40,6 |
Экономические |
36,8 |
32,9 |
40,4 |
29,9 |
Эстетические |
43,7 |
43,1 |
46,8 |
49,3 |
Социальные |
41,6 |
40,9 |
35,0 |
41,2 |
Политические |
38,0 |
37,2 |
41,8 |
39,7 |
Религиозные |
43,1 |
45,7 |
38,7 |
39,2 |
(51)
Другое исследование внешней валидности, демонстрирующее долговременную предсказательную силу теста, это работа Бетти Маварди, основанная на повторном тестировании выпускников колледжа Веллесли, которые проходили тестирование по методике измерения ценностей. В таблице 2 приведены значимые отклонения (начиная с пятипроцентного уровня) по средним значениям для различных профессиональных групп выпускников колледжа Веллесли. Фактически в каждом случае мы находим значимые отклонения для каждой рассматриваемой нами профессиональной группы. Так, у бизнесменов значительно усилились экономические интересы; у медицинских работников, государственных служащих, литераторов и научных работников — теоретические, у литераторов и художников — эстетические, у социальных работников — социальные; и у священнослужителей — религиозные.
Таблица 2
Значимые отклонения результатов опроса выпускников колледжа Веллесли от средних значений
Типы ценностей | |||||||
Профессиональные группы |
N |
Теоретические |
Экономи ческие |
Эстети ческие |
Социаль ные |
Полити ческие |
Религи озные |
Бизнесмены |
64 |
Ниже |
Выше |
||||
Медицинские работники |
42 |
Выше |
Ниже |
Ниже |
|||
Литераторы |
40 |
Выше |
Ниже |
Выше |
|||
Художники |
37 |
Выше |
Ниже |
||||
Научные работники |
28 |
Выше |
Ниже |
||||
Государственные служащие |
24 |
Выше |
Ниже |
Ниже | |||
Социальные работники |
26 |
Выше |
|||||
Священнослужители |
11 |
Ниже |
Выше |
Для того чтобы получить относительно высокий балл по одной ценности, нужно было пренебречь прочими. По этой причине интересно отметить в табл. 2 те ценности, которыми пренебрегают, получая таким образом более высокий балл по профессионально значимым ценностям. (В случае с социальными работниками оказывается, что они предпочитают социальные ценности всем прочим.)
Таким образом, даже для студентов колледжа уже можно в целом предсказать направление их профессиональной деятельности через 15 лет. По мнению Ньюкома, Тернера и Конверса (1965), этот тест измеряет «всеобъемлющие ценности», или «основные ценностные состояния», исключительно широкие по своей природе. Оценочные жизненные ориентации определяют частные ежедневные выборы в течение многих лет.
Шесть вышеназванных ценностей не являются абсолютно независимыми. Существует некоторая тенденция к ковариации эстетической и теоретической ценностей, а также экономической и политической, социальной и религиозной. Тут же в голову (52) приходит следующая мысль: «Давайте проведем факторный анализ и посмотрим на ортогональные измерения». Этот шаг предпринимался несколько раз, но в целом результаты были крайне противоречивыми. Одни исследователи установили, что требуется меньше, чем шесть факторов, другие — что больше. Я думаю, что это как раз тот случай, когда наш эмпиризм должен подчиниться рациональным ограничениям. Уже имеющиеся определения черт имеют смысл, они валидны и поддаются измерению. Для чего приносить их в жертву распространенным, но ошибочным представлениям о научности?
2. Измерение стиля жизни потребителей на основе методики VALS 1
Система VALS (Value and lifestyle – ценности и типы образа жизни), разработанная компанией SRI International (Simmons Market Research Bureau, Mediamark Research International Inc.,) в 1978 г., – единственная на сегодня получившая мировое признание методика психографический сегментации. Компания SRI начала исследование этой темы еще в 1960-х годах; полученные результаты нашли отражение в методике VALS1, основывающейся на убеждении, что образ жизни человека - отражение его внутренних ценностей и отношения к жизни.
Данная типология разделяет население США на четыре группы потребителей (см. приложение 1):
Перечисленные основные группы подразделяются на девять типов:
Информация о работе Социально-психологические типологии личностей