Социально-психологические трансформации под влиянием современных средств коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данного доклада определяется следующими причинами: во-первых, в современном мире усиливаются потоки информации, ее объем растет в экспоненциальном режиме. Бурное развитие в настоящее время технико-информационных средств связи в единстве с глобальными процессами информатизации, актуализировало исследование проблем, связанных с коммуникацией, коммуникационными особенностями культуры, бытованием человека в мире коммуникаций и коммуникативном пространстве. При этом не у кого не вызывает сомнений, что современные процессы коммуникации стали формой выражения культуры.
Объектом исследования в докладе являются средства коммуникации.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Понятие средств коммуникации и информационного общества 3-9
1.1 Информационное общество и тенденции его развития 3 - 5
1.2 Средства коммуникации и их роль в коммуникативном процессе 6 - 9
Глава 2. Социально-психологические трансформации под влиянием современных средств коммуникации 10 - 24
2.1 Роль средств коммуникации в социальном взаимодействии 10 - 19
2.2 Влияние средств коммуникации на процессы управления 20 -22
Заключение 23
Библиография 24

Файлы: 1 файл

средство связи.docx

— 67.61 Кб (Скачать файл)

В связи с расширением  сферы информационной деятельности меняется профессиональная квалификация, образовательная структура общества, характер труда. Изменяются роль и функции  важнейшего элемента производительных сил – человека, интеллектуальный и творческий труд вытесняет труд индивида, непосредственно включённого  в процесс производства. В информационном обществе на первое место выходит  производство услуг. На рынке услуг  главным становится труд, направленный на получение, обработку, хранение, преобразование и использование информации, творческое начало приобретает первенствующее значение в мотивации трудовой деятельности. По оценкам экспертов, 60 – 70 % новых  рабочих мест в развитых странах  связаны сегодня с той или  иной формой обработки информации (Конецкая В.П Социология коммуникации. М.: Space.2005).

Информационное общество – социальная система, в которой  производство товаров и услуг  существенно зависит от сбора, обработки  и передачи информации. Если индустриализация сделала возможным производство огромного количества товаров, то наступление  эры информационных (компьютерных) технологий обеспечило возможность  производить, обрабатывать и передавать огромное количество информации. В  информационном обществе преобладает  третичная сфера – услуг, где  ведущую роль приобретают наука  и образование.

В любом демократическом  государстве особую ценность имеет  свобода и защищенность личности. Информационное общество несёт в  себе широкие возможности для  их обеспечения. Например, передача и  распространение электронной информации представляется более простой, оперативной  и надёжной, чем обмен бумажными документами. Системы хранения электронных документов значительно надёжнее сейфов и хранилищ.

Информационное общество – благоприятная среда для  развития так называемого среднего класса, который является основным общественным слоем во всех передовых странах. Традиционными сферами деятельности этого класса являются научные исследования, образование, культура, высокотехнологичные и наукоёмкие производства, сложные виды услуг, удельный вес которых будет стремительно нарастать в процессе формирования информационного общества.

Таким образом, информационное общество обладает огромным потенциалом  для улучшения качества жизни  всего человеческого сообщества и каждого человека в отдельности..

Всё более широкое распространение "экранной" культуры, неизбежность столкновения с виртуальной реальностью, в которой трудно различимы иллюзия  и действительность создают некоторые  психологические проблемы. По мере нарастания объёма информации людям  становится труднее ориентироваться  в её содержании, ограждать себя от её избытка.

В условиях существования  открытых, легко доступных и легко наполняемых информационных сетей возникает проблема ограничения информации, считающейся социально и экономически опасной, проблема безопасности персональных и других видов данных, проблема соблюдения авторских прав и прав производителей электронной информации.

Развитие и широкое  использование ИКТ привело к  появлению ещё одного измерения  бедности – так называемой "информационной бедности". Это понятие отражает рост социальной дифференциации населения  по отношению к новому принципу –  принципу возможностей доступа к  современным ИКТ, когда лишь часть  населения получает доступ к новым  технологиям и информационным ресурсам и может реализовать это преимущество.

Сегодня многие специалисты  предпочитают говорить уже не столько  об информационной бедности, сколько  об информационном неравенстве. Это  не только новый способ обозначить известную проблему. Сторонники данного  подхода видят проблему более  широко. Изначально информационное неравенство  понималось (а многими и сейчас понимается) как отсутствие физического  доступа к информационной и коммуникационной технике. Этот подход сегодня всё  чаще становится объектом критики за его технократизм, а такой технократический подход сужает проблему. Информационное неравенство – это ограничения разного рода, как технические, так и экономические, и мотивационные. Исследования показывают, что различные группы по-разному включены в мир ИКТ – от полной интеграции до полного отторжения. По принципу использования ИКТ население можно разделить на следующие три группы: на тех, кто использует ИКТ; на тех, кто хочет их использовать, но пока по каким-то причинам не может и на тех, кто по каким-то причинам не хочет их использовать.

Первая группа состоит  из тех, кто активно творит новую  информационную среду и активно  её использует, "плавает" в ней  как рыба в воде. Среди них есть как увлекающие творчеством пользователи, так и прагматики, понимающие свою выгоду от этих технологий. И те, и  другие широко используют новые возможности, их можно отнести к информационной элите, которая задаёт образцы поведения (Билл Мартин Информационное общество: от мечты к реальности "Journal of Information Science", #31 (1) 2005).

Люди, которые хотят использовать ИКТ, но пока не могут, то есть те, у кого есть желание, но нет доступа (технического или экономического) к ИКТ ощущают свою информационную бедность и составляют дальнейшую базу информатизации. При соответствующих условиях они могут пополнить ряды пользователей.

Третья группа состоит  из тех, для кого всё, что связано  с ИКТ, находится в зоне отчуждения, это информационно пассивные, не увлекающиеся новшествами люди, а  также из тех, кто отрицает нововведения в принципе. Информационно пассивные – возможный резерв социальных сил, способных пополнить информационное общество. Их можно "раскачать", вовлечь в современную жизнь, подготовить к жизни и работе в информационном обществе.

Способность, с одной стороны, получать точную информацию о каждом гражданине, а с другой – манипулировать массами людей предельно возрастает при использовании компьютерных сетей. И можно представить себе такое положение дел, когда правящие круги знают всё, что им нужно, а все остальные не знают ничего.

Тенденции развития в сфере  информации позволяют предположить, что политическая власть, приобретаемая  большинством благодаря концентрации информации, не будет осуществляться непосредственно, но через усиление исполнительной власти при уменьшении реальной власти "политиков на трибуне" и выборных представителей. Сложившаяся  таким образом властвующая элита  может оказаться своего рода "инфократией", источник власти которой – не какие-либо заслуги перед народом, а лишь большие возможности использовать информацию. Сейчас становится всё более очевидной угроза полицейского и политического наблюдения за индивидами с использованием информационной техники.

Говоря об информационном обществе, мы не должны забывать о том, что большинство населения нашей  планеты живёт пока что в условиях индустриального и аграрного  обществ. Информационное общество является реальностью лишь для развитых стран  мира, для остальных же государств информационное общество является только перспективой. Кризис, поразивший страны Азии, стремившиеся пойти по пути догоняющего  индустриального развития, окончательно продемонстрировал, сколь затруднительно для стран, находящихся на индустриальной стадии прогресса, стать полноправными  участниками сообщества постиндустриальных держав и подчеркнул раздел планеты  на постиндустриальную зону и остальной  мир.

 

Глава 2. Социально-психологические трансформации  под влиянием современных средств  коммуникации

2.1 Роль  средств коммуникации в социальном  взаимодействии

Трудно переоценить роль средств коммуникации в современном  мире. Прогресс без них просто немыслим.

Стремление понимать других и быть понятым окружающими –  одна из древнейших мотиваций поведения  человека. Многовековую историю человеческого  общества характеризует поступательный процесс совершенствования форм и методов сбора, обработки и  передачи информации о вселенной, а  также средств и возможностей воспринимать и понимать мысли других. Эволюционируя, человечество научилось  адекватно усваивать информацию о мире природы и техники, об общественных отношениях. Как отдельная личность, так и общество в целом жизненно заинтересованы не столько в увеличении объема получаемой информации, сколько  в повышении эффективности ее передачи и обработки, в расширении возможностей повседневного использования  информации.

Коммуникация стала мощным фактором развития человеческого общества, активно влияющим на все стороны  жизни людей, в том числе и  на естественную эволюцию биосферы и  космоса. Формы отображения информации, технические потенциалы ее сбора  и распространения постоянно  совершенствуются. К началу XXI столетия в мире уже действует глобальная информационная инфраструктура – система национальных и международных социализированных институтов, обеспечивающих доступ к информации для правительств, широких кругов общественности (Адамьянц Т.З. К диалогической телекоммуникации: от воздействия – к взаимодействию. М.: Институт социологии РАН. 1999. 136 с.).

Важное значение анализа  средств коммуникации по отношению  к конкретной повседневной деятельности людей по усвоению "информационной продукции"многие из ключевых вопросов культуры и культурного анализа сегодня могут быть определены в терминах коммуникации, точнее – воздействия информационного и символьного содержания, произведенного и переданного индустрией СМИ, на типичные условия повседневной жизни, в которых информационная продукция теории, которая подчеркивает особую роль и главенствующее положение средств коммуникации в современном мире.

Количественная и качественная интенсификация коммуникационных процессов, как следствие освоения компьютерных технологий, породила принципиально  новый вектор влияния на характер социально-политического и экономического развития социума. С появлением Интернета  возникла новая, универсальная, развивающаяся  по своим законам, интерактивная  информационная среда, все настойчивее  заявляющая о себе как о незаменимом  элементе современной политической системы демократического типа. Повышение уровня оперативности обмена информацией, ее доступности и "прозрачности" в равной степени для всех акторов политического процесса, уникальная возможность генерировать информационные потоки в обход фильтрации со стороны государственных структур, все эти потенциальные ресурсы, порождаемые всемирной сетью, в последние годы стали предметом интенсивных споров между отечественными политологами и рассматриваются то в качестве одного из векторов демократизации политической системы посттоталитарных обществ, то как источник новых опасностей и сфера свермодернистских "кибервойн".

Довольно часто Интернет понятийно обозначают лишь как глобальную информационно-компьютерную сеть. Однако данное явление на наш взгляд, было бы методологически правильнее рассматривать как частный случай глобальных кибернетических систем, поскольку Интернет служит не только вектором разнонаправленных активных информационных потоков, но и предусматривает возможность удаленного управления объектами, в том числе и вполне материальными, обладает способностью к внутренней структурированности, элементами самоорганизации, интегрирует в себя аппаратные средства, системы коммуникации, людей (пользователей, операторов), и информацию как главный предмет работы системы. В то время как компьютерная информационная сеть служит лишь как транслятор данных, кибернетическая система способна оказывать активное воздействие на протекающие процессы во внешней (внесистемной) среде, а не только на непосредственно вовлеченные в нее элементы. Потенциальный уровень возможностей Интернета как инструмента управления глобальными и локальными процессами ойкумены гораздо выше, чем может показаться на первый взгляд.

"Нет границ, нет пространства, нет цензуры, нет ограничений  в визуальном самовыражении, полная  и абсолютная анонимность, а  в то же время и абсолютная  открытость. Возможность самому выбирать источник информации и возможность мгновенного отзыва на происходящее" (Иванов В.Е. Интернет в формировании диалогического пространства в социокультурной среде. – Мир психологии, № 2, 2000).

Концепция информационного  общества является одной из основных методологических парадигм для осмысления эволюции современного общества. Истоки этой концепции вытекают из теоретических  положений доктрины пост-индустриализма, в которой полагается центральная роль знания в развитии общества и констатируется ускоряющийся сдвиг от производства материальных благ к производству услуг и информации. В социологии и футурологии концепция информационного общества, сложилась в 60-90-х годах ХХ века. Необходимо отметить, что само возникновение и существование человеческого общества мыслится здесь изначально обусловленным существованием возможности информационного обмена в самых различных формах – от разумного общения посредством языка, письменности, до обмена деятельностью, технологиями, научным знанием, результатами и продуктами труда. Сознательная деятельность человека, степень развитости его разума, запас научных знаний – все это реализуется в практической деятельности посредством информационного взаимодействия. Человек осуществляет свое воздействие на окружающий его мир прямо пропорционально своему знанию. Уровень развития производительных сил общества определяется уровнем научных и специальных знаний, уровнем развития способов, методов их информационной актуализации.

Информационно-компьютерная революция, происходящая в переходный период к информационному обществу, подготовила базу для глубоких социальных изменений. Они охватывают все уровни общества – социальное устройство, хозяйственную жизнь и труд, области  политики и образования. Уровень  знаний, а не собственность, становится определяющим фактором социальной дифференциации. Деление на "имущих" и "неимущих" приобретает принципиально новый характер: привилегированный слой образуют информированные, не информированные – это "новые бедные". Как следствие, очаг социальных конфликтов перемещается в сферу культуры. Результатом борьбы и разрешения конфликтов является развитие новых и упадок старых социальных институтов.

Инфраструктурой информационного  общества является новая "интеллектуальная", а не "механическая" техника. Социальная организация и информационные технологии образуют симбиоз. Общество вступает в "технотронную" эру, когда социальные процессы становятся программируемыми, а значит – управляемыми. В понятии "информационное общество" стержневым является управленческий аспект развития современного социума в целом. Социология индустриального развития придавала  сфере производства фундаментальное  значение, как основе функционирования всех социальных институтов. Переход  к постиндустриальному обществу сопровождается качественными сдвигами в потребностях, ценностях и мотивациях социального поведения, которые  отражают экономические, технические, коммуникационные и другие перемены социальной жизни. Повышение уровня жизни и качественные преобразования жизненных стандартов человека, привели, в конечном счете, к приоритету новых  ценностей: автономность и самовыражение  личности, свободное время и досуг, приватная жизнь.

Информация о работе Социально-психологические трансформации под влиянием современных средств коммуникации