Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 13:26, курсовая работа
Актуальность данного доклада определяется следующими причинами: во-первых, в современном мире усиливаются потоки информации, ее объем растет в экспоненциальном режиме. Бурное развитие в настоящее время технико-информационных средств связи в единстве с глобальными процессами информатизации, актуализировало исследование проблем, связанных с коммуникацией, коммуникационными особенностями культуры, бытованием человека в мире коммуникаций и коммуникативном пространстве. При этом не у кого не вызывает сомнений, что современные процессы коммуникации стали формой выражения культуры.
Объектом исследования в докладе являются средства коммуникации.
Введение 2
Глава 1. Понятие средств коммуникации и информационного общества 3-9
1.1 Информационное общество и тенденции его развития 3 - 5
1.2 Средства коммуникации и их роль в коммуникативном процессе 6 - 9
Глава 2. Социально-психологические трансформации под влиянием современных средств коммуникации 10 - 24
2.1 Роль средств коммуникации в социальном взаимодействии 10 - 19
2.2 Влияние средств коммуникации на процессы управления 20 -22
Заключение 23
Библиография 24
Интернет сблизит людей,
если они того захотят, или поможет
рассеяться на миллионы сообществ. Но
главное, что Сеть изменит людей.
Они по-новому будут общаться друг
с другом. Как и другие величайшие
технические достижения – печатный
станок, телефон, ксерокс – Интернет
приведет человечество к единственной
цели – сплочению и пониманию
людей. Неизбежны новые отношения
в политическом укладе обществ. Благодаря
массовому распространению
Некоторые исследователи влияния Интернета на общество указывают, что в процессе глобальной информатизации формируется управленческое отношение людей к современной жизни, способствуя ее упорядочению и преодолению конфликтов. "Меджеральная миссия современных средств массовой коммуникации, а точнее – Интернет, противопоставляется объединяющей миссии, суть которой в создании самих благоприятных условий для взаимодействия человека с человеком, т.е., для открытого общения". Интернет, в данном случае рассматривается, как продолжение тех средств массового воздействия, которые уже существуют: газеты, журналы, радио, телевидение. Но это качественно другое средство, оно позволяет каждому управлять жизнью другого человека. Для России, в настоящий момент, Интернет представляется как элитарная реальность. Так как, доступ к Интернет у населения весьма ограничен, он сам защищает себя от серой массы. Постепенно люди получат доступ к Сети, но за это время они успеют "вырасти" и понять, что Интернет перепрограммирует их сознание на себя. Интернет действительно управляет массовым сознанием, делая это на индивидуальном уровне.
Постоянно развиваясь и совершенствуясь, Интернет обогатит наш досуг, активизирует культурную жизнь, расширив доступ к разнообразной информации. Появится возможность работать дома или в удаленных офисах, а это ослабит нагрузку на бесполезное, вынужденное времяпрепровождение и общение людей. Интренет поможет каждому человеку обрести независимость, шире обмениваться опытом и понимать друг друга. "Гражданам информацион-ного общества откроются беспрецедентные возможности для работы, образования и отдыха" (8, С. 259).
Появление Интернет, как средства массовой коммуникации, в конце XX-го столетия в России привносит в нашу жизнь положительные изменения. Это очень своевременное явление. Именно в России Интернет станет предметом коллективной солидарности. Уяснив эту выгоду, мы можем сами способствовать более быстрому и масштабному объединению. В Интернет быстрее происходит сближение людей, чем в реальной жизни. Формируются целевые интернет-аудитории, которыми можно управлять. Управленческий аспект в условиях глобализации очень важен. Он позволяет разрешать многие вопросы воздействием на массы через Интернет. Технология воздействия на общественное мнение и управления массовым сознанием может быть более эффективна и результативна, если Интернет станет ее посредником.
о более прогрессивный взгляд на суть Интернета это понимание его не как средства воздействия, а взаимодействия. Общение через Интернет в режиме on-line уже завоевало свою непоколебимую популярность среди российских граждан. Ежедневно 33 млн. человек общаются между собой в чатах, ICQ, по электронной почте. Коммуникатор и просто другой человек могут без каких либо барьеров и посредников общаться, увеличивая при этом степень понимания друг друга. По данным исследователей в области массовых коммуникаций (10), степень понимания коммуникатора и человека в общении через средства массовой информации очень низка. Всего 14% людей адекватно воспринимают ту информацию, которую хотят донести до людей пресса, радио и телевидение. Примерно 2/3 населения неадекватно понимают массовых коммуникаторов, остальные – частично адекватно. Исследования дают основания полагать, что Интернет предоставляет возможность тренировать коммуникативные способности людей и повышает уровень адекватности восприятия информации. Кроме того, Интернет вводит человека в роль адекватного коммуникатора, когда тот сам инициирует общение.
Какова социальная функция
Интернета сейчас и в будущем?
Облик общества уже довольно заметно
изменился, а перемены, судя по их качеству
– необратимы. Мы находимся в
процессе перехода к новому типу общества.
Жажда манипуляции другими
Социально-коммуникативная роль Интернет достаточно многогранна:
Интернет позволяет
Интернет не навязывает информацию, она только предлагается к добровольному восприятию;
Интернет позволяет стать участником информационного процесса любому человеку;
Интернет не создает предпосылок для манипулятивного общения, а наоборот – они исчезают. Вопросно-ответные ряды не дают возможности для обмана и манипулирования;
Интернет, в отличие от
средств массовой информации, которые
блокируют сознание, раскрепощает человека
и расширяет сферу его
Высказанные через Интернет мнения становятся доступными и достижимыми для восприятия другим человеком. В Интернет информация не погибает.
Интернет создает локальные сообщества людей как альтернативу серой безликой толпе или стандартному слою. Они само-организовуются и самоуправляются, изменяя при этом структуру общества;
В Интернете человек всегда оставляет выбор за собой, его никто не вправе отнять.
Интернет – это жизненная неизбежность, так же как и книгопечатание, телефон и телевидение. Когда понадобиться поднять массы людей на на открытость и развитие, тогда и доступ к Интернет появится у всех. Интернет предоставляет свободу выбора, но только для тех, кто способен сделать выбор, кто готов сохранять за собой право на выбор. Благодаря Интернету происходит переход к связям от каждого к каждому, формируются различные интернет-сообщества: объединенные общим проектом, общей целью, общим увлечением. Глобальность, универсальность, изменчивость – вот основные признаки Информационной эры. Интерактивность и горизонтальность связей – это особенности социального взаимодействия в эру Информации. Интернет дает нам новый способ культурного видения, перехода к новым способам взаимодействия и освоения прогрессивных достижений всего человечества.
Ничего принципиально нового в общении через Интернет не происходит, кроме расширения степеней свободы и сокращения временных затрат. Интернет ломает преграды человеческому общению. Величина издержек на трансляцию информации в Интернет очень мала. Вместе с тем, Интернет обозначил грани новой социальной структуры. Стирается иерархия, упрочняются равные права. Идеология Интернета – это идеология равноправных связей и не только коммуникативных, но и социальных. С развитием Киберпространства люди будут добровольно стремиться попасть в него, и каждый найдет там свою нишу. В мире Интернет есть место для всех и каждого.
Итак, мы можем ранжировать социальные роли Интернет в порядке осознания их обществом:
Интернет – это более эффективное и удобное средство массовой информации, а точнее – Средство Массовой Коммуникации;
Интернет – это "клуб"
для всестороннего
Интернет – это средство реструктуризации общества и основных сфер общественной жизни (экономики, науки, политики).
В дальнейшем, Интернет будет играть все более значимую роль, в формировании новых поколений мирового сообщества. Уже сегодня в Западной Европе существует серьезная озабоченность отставанием от США в освоении Интернет. Российское общественное мнение пока еще безразлично реагирует на постоянно возрастающую роль Интернет в современном мире. В конце первого полугодия 1999 года около трети россиян знали, что такое Интернет, а еще 25 % слышали о его существовании (Терин В.П. Информационное и коммуникационное воздействие в условиях глобализации. ). Этот факт во многом объясняется слабой информированностью россиян о том, что такое Интернет и какова его роль в развитии общества.
2.2 Влияние
средств коммуникации на
На Женевском Всемирном саммите 2003 года были подведены итоги мирового информационного развития за последние годы.
Россия занимает 63-е место (из 102) в рейтинговой таблице, характеризующей готовность ее экономики к использованию информационных и коммуникационных технологий. Россия получила высокие оценки за качество научно-исследовательских институтов (25-е место), качество математического и научного образования (18), возможности для телефонного доступа в Интернет с учетом ВВП на душу населения (14).
По уровню индивидуальной готовности граждан России к использованию высоких технологий страна находится на 31-м месте, по уровню готовности бизнеса – на 43-м, а по уровню готовности правительства – на 89-м.
Количественная и качественная
интенсификация коммуникационных процессов,
как следствие освоения компьютерных
технологий, породила принципиально
новый вектор влияния на характер
социально-политического и
Средства коммуникации играют
важную роль в управлении жизнью общества.
Они очень важны для
Манипулятивные технологии телевидения направлены на создание определенного эмоционального настроя и психологических, конформистских установок у аудитории. Именно, на чувствительную и эмоциональную сферу психики делают ставку средства массовой информации сегодня. Через форму подачи информации, интерпретации фактов телевидением достигается эффект внушения, гипноза, и управления населением.
Наметились тенденции использования целого комплекса информационных манипулятивных технологий, целью которых является внедрение установок и стереотипов в массовое сознание, подвигнуть массы на принятие необходимых действий. Современная техника манипулирования, в первую очередь осуществляется через телевидение, которое создает "имиджи" и несут оценочный характер.
В настоящее время основным и самым доступным средством массовой информации является телевидение. Его влиянию подвержены все слои общества. Телевидение обладает практически неограниченными возможностями для манипулирования массовым сознанием благодаря эффекту присутствия, т.е. создание иллюзии присутствия и участия при действии, которое показывается по телевизору, и, соответственно, в создании устойчивой иллюзии "объективности" и "достоверности" телевидения.
Подсознательно приравнивая свои ощущения от восприятия телевизионной информации к ощущению участника всего происходящего на экране, телезритель воспринимает эту информацию как абсолютно достоверную. Согласно социологическому опросу, проведенному под руководством Ю.А. Левады, 70% населения доверяет телевидению. Доверие этому институту самое высокое по сравнению с другими социальными институтами (выше только доверие церкви) (Пресса в обществе (1959-2000). Оценки журналистов и социологов. Документы. Изд-во Московской школы политических исследований. 2000. С.359-360.).
К манипулированию общественным мнением можно также отнести еще ряд других технологий. Так, репортаж по телевидению группируется вокруг ударных, ключевых слов и определений или словосочетаний, которые являются основными носителями образа. В ударных, ключевых словах и определениях содержится образ как бы в "свернутом", "сконцентрированном" виде, которые наверняка отложатся в памяти аудитории.
Данные конструкции являются мощными эмоциональными возбудителями. Кроме чисто положительных и отрицательных эмоций, возможно, у аудитории может возникнуть ассоциации с определенной структурой, системой установок и ценностей, что вызовет определенную реакцию. Эмоциональная насыщенность информации повышает воздействие на аудиторию.
Кроме того, данные конструкции являются ценностными ярлыками, штампами, так как они связаны с уже сложившихся в массовом сознании системой морально-нравственных и политических ценностей. Это является важным аспектом воздействия на массовое сознание.
Итак, в заключении параграфа курсовой работы отметим, что телевидение обладает огромным ресурсом для манипулировании аудитории. ТВ-коммуникации применяют манипулятивные технологии, в рамках которых можно выделить такие технологии как визуализация, использование ударных, ключевых слов и определений или словосочетаний при передачи информации, повторение одного и того же события и др.
Все это оказывает огромное воздействие на процесс управления. Внушение необходимых для власти шаблонов и лозунгов путем воздействия через Интернет, телевидение и радио существенно упрощает процесс управления государством и обществом.