Социально-психологические трансформации под влиянием современных средств коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данного доклада определяется следующими причинами: во-первых, в современном мире усиливаются потоки информации, ее объем растет в экспоненциальном режиме. Бурное развитие в настоящее время технико-информационных средств связи в единстве с глобальными процессами информатизации, актуализировало исследование проблем, связанных с коммуникацией, коммуникационными особенностями культуры, бытованием человека в мире коммуникаций и коммуникативном пространстве. При этом не у кого не вызывает сомнений, что современные процессы коммуникации стали формой выражения культуры.
Объектом исследования в докладе являются средства коммуникации.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Понятие средств коммуникации и информационного общества 3-9
1.1 Информационное общество и тенденции его развития 3 - 5
1.2 Средства коммуникации и их роль в коммуникативном процессе 6 - 9
Глава 2. Социально-психологические трансформации под влиянием современных средств коммуникации 10 - 24
2.1 Роль средств коммуникации в социальном взаимодействии 10 - 19
2.2 Влияние средств коммуникации на процессы управления 20 -22
Заключение 23
Библиография 24

Файлы: 1 файл

средство связи.docx

— 67.61 Кб (Скачать файл)

Интернет сблизит людей, если они того захотят, или поможет  рассеяться на миллионы сообществ. Но главное, что Сеть изменит людей. Они по-новому будут общаться друг с другом. Как и другие величайшие технические достижения – печатный станок, телефон, ксерокс – Интернет приведет человечество к единственной цели – сплочению и пониманию  людей. Неизбежны новые отношения  в политическом укладе обществ. Благодаря  массовому распространению Интернет, политические деятели смогут моментально  узнавать итоги репрезентативных опросов  общественного мнения и реагировать  на них. Электронные доски сообщений  и другие сетевые форумы создадут превосходные условия для контакта "один со многими" или "многие со многими". Интернет неизбежно превратится в важнейший канал обмена человеческими мнениями (Гейтс Б. Дорога в будущее./ Пер. с англ. М.: "Русская редакция", 1996. 281с.).

Некоторые исследователи  влияния Интернета на общество указывают, что в процессе глобальной информатизации формируется управленческое отношение  людей к современной жизни, способствуя  ее упорядочению и преодолению конфликтов. "Меджеральная миссия современных средств массовой коммуникации, а точнее – Интернет, противопоставляется объединяющей миссии, суть которой в создании самих благоприятных условий для взаимодействия человека с человеком, т.е., для открытого общения". Интернет, в данном случае рассматривается, как продолжение тех средств массового воздействия, которые уже существуют: газеты, журналы, радио, телевидение. Но это качественно другое средство, оно позволяет каждому управлять жизнью другого человека. Для России, в настоящий момент, Интернет представляется как элитарная реальность. Так как, доступ к Интернет у населения весьма ограничен, он сам защищает себя от серой массы. Постепенно люди получат доступ к Сети, но за это время они успеют "вырасти" и понять, что Интернет перепрограммирует их сознание на себя. Интернет действительно управляет массовым сознанием, делая это на индивидуальном уровне.

Постоянно развиваясь и совершенствуясь, Интернет обогатит наш досуг, активизирует культурную жизнь, расширив доступ к  разнообразной информации. Появится возможность работать дома или в  удаленных офисах, а это ослабит  нагрузку на бесполезное, вынужденное  времяпрепровождение и общение  людей. Интренет поможет каждому человеку обрести независимость, шире обмениваться опытом и понимать друг друга. "Гражданам информацион-ного общества откроются беспрецедентные возможности для работы, образования и отдыха" (8, С. 259).

Появление Интернет, как  средства массовой коммуникации, в  конце XX-го столетия в России привносит в нашу жизнь положительные изменения. Это очень своевременное явление. Именно в России Интернет станет предметом коллективной солидарности. Уяснив эту выгоду, мы можем сами способствовать более быстрому и масштабному объединению. В Интернет быстрее происходит сближение людей, чем в реальной жизни. Формируются целевые интернет-аудитории, которыми можно управлять. Управленческий аспект в условиях глобализации очень важен. Он позволяет разрешать многие вопросы воздействием на массы через Интернет. Технология воздействия на общественное мнение и управления массовым сознанием может быть более эффективна и результативна, если Интернет станет ее посредником.

о более прогрессивный  взгляд на суть Интернета это понимание  его не как средства воздействия, а взаимодействия. Общение через  Интернет в режиме on-line уже завоевало свою непоколебимую популярность среди российских граждан. Ежедневно 33 млн. человек общаются между собой в чатах, ICQ, по электронной почте. Коммуникатор и просто другой человек могут без каких либо барьеров и посредников общаться, увеличивая при этом степень понимания друг друга. По данным исследователей в области массовых коммуникаций (10), степень понимания коммуникатора и человека в общении через средства массовой информации очень низка. Всего 14% людей адекватно воспринимают ту информацию, которую хотят донести до людей пресса, радио и телевидение. Примерно 2/3 населения неадекватно понимают массовых коммуникаторов, остальные – частично адекватно. Исследования дают основания полагать, что Интернет предоставляет возможность тренировать коммуникативные способности людей и повышает уровень адекватности восприятия информации. Кроме того, Интернет вводит человека в роль адекватного коммуникатора, когда тот сам инициирует общение.

Какова социальная функция  Интернета сейчас и в будущем? Облик общества уже довольно заметно  изменился, а перемены, судя по их качеству – необратимы. Мы находимся в  процессе перехода к новому типу общества. Жажда манипуляции другими людьми привела нас к тому, что СМИ "запретили" обратную связь от обычных людей. Нарастающая тенденция  манипулирования разделила общество на управленцев и управляемых. Общечеловеческие ценности постепенно утратили не только свой абсолютизм, но и стали исчезать из массового самосознания людей. Но сейчас, общество, где все легко  поддаются манипуляции, уже уходит в прошлое. В настоящее время  наметился переход к гражданскому обществу, свободному и открытому  для полноценного адекватного взаимодействия. Чтобы противостоять на индивидуальном уровне манипуляции нам недоставало полноценного средства массовой коммуникации. И теперь это средство появилось – Интернет.

Социально-коммуникативная  роль Интернет достаточно многогранна:

Интернет позволяет устанавливать  горизонтальные связи в общении  между людьми;

Интернет не навязывает информацию, она только предлагается к добровольному  восприятию;

Интернет позволяет стать  участником информационного процесса любому человеку;

Интернет не создает предпосылок  для манипулятивного общения, а наоборот – они исчезают. Вопросно-ответные ряды не дают возможности для обмана и манипулирования;

Интернет, в отличие от средств массовой информации, которые  блокируют сознание, раскрепощает человека и расширяет сферу его сознания;

Высказанные через Интернет мнения становятся доступными и достижимыми  для восприятия другим человеком. В  Интернет информация не погибает.

Интернет создает локальные  сообщества людей как альтернативу серой безликой толпе или стандартному слою. Они само-организовуются и самоуправляются, изменяя при этом структуру общества;

В Интернете человек всегда оставляет выбор за собой, его  никто не вправе отнять.

Интернет – это жизненная  неизбежность, так же как и книгопечатание, телефон и телевидение. Когда  понадобиться поднять массы людей  на на открытость и развитие, тогда и доступ к Интернет появится у всех. Интернет предоставляет свободу выбора, но только для тех, кто способен сделать выбор, кто готов сохранять за собой право на выбор. Благодаря Интернету происходит переход к связям от каждого к каждому, формируются различные интернет-сообщества: объединенные общим проектом, общей целью, общим увлечением. Глобальность, универсальность, изменчивость – вот основные признаки Информационной эры. Интерактивность и горизонтальность связей – это особенности социального взаимодействия в эру Информации. Интернет дает нам новый способ культурного видения, перехода к новым способам взаимодействия и освоения прогрессивных достижений всего человечества.

Ничего принципиально  нового в общении через Интернет не происходит, кроме расширения степеней свободы и сокращения временных  затрат. Интернет ломает преграды человеческому  общению. Величина издержек на трансляцию информации в Интернет очень мала. Вместе с тем, Интернет обозначил  грани новой социальной структуры. Стирается иерархия, упрочняются  равные права. Идеология Интернета  – это идеология равноправных связей и не только коммуникативных, но и социальных. С развитием Киберпространства люди будут добровольно стремиться попасть в него, и каждый найдет там свою нишу. В мире Интернет есть место для всех и каждого.

Итак, мы можем ранжировать  социальные роли Интернет в порядке  осознания их обществом:

Интернет – это более  эффективное и удобное средство массовой информации, а точнее –  Средство Массовой Коммуникации;

Интернет – это "клуб" для всестороннего безграничного  открытого общения;

Интернет – это средство реструктуризации общества и основных сфер общественной жизни (экономики, науки, политики).

В дальнейшем, Интернет будет  играть все более значимую роль, в формировании новых поколений  мирового сообщества. Уже сегодня  в Западной Европе существует серьезная  озабоченность отставанием от США  в освоении Интернет. Российское общественное мнение пока еще безразлично реагирует  на постоянно возрастающую роль Интернет в современном мире. В конце  первого полугодия 1999 года около  трети россиян знали, что такое  Интернет, а еще 25 % слышали о его  существовании (Терин В.П. Информационное и коммуникационное воздействие в условиях глобализации. ). Этот факт во многом объясняется слабой информированностью россиян о том, что такое Интернет и какова его роль в развитии общества.

2.2 Влияние  средств коммуникации на процессы  управления

На Женевском Всемирном  саммите 2003 года были подведены итоги  мирового информационного развития за последние годы.

Россия занимает 63-е место (из 102) в рейтинговой таблице, характеризующей  готовность ее экономики к использованию  информационных и коммуникационных технологий. Россия получила высокие  оценки за качество научно-исследовательских  институтов (25-е место), качество математического  и научного образования (18), возможности  для телефонного доступа в  Интернет с учетом ВВП на душу населения (14).

По уровню индивидуальной готовности граждан России к использованию  высоких технологий страна находится  на 31-м месте, по уровню готовности бизнеса  – на 43-м, а по уровню готовности правительства – на 89-м.

Количественная и качественная интенсификация коммуникационных процессов, как следствие освоения компьютерных технологий, породила принципиально  новый вектор влияния на характер социально-политического и экономического развития социума. С появлением Интернета  возникла новая, универсальная, развивающаяся  по своим законам, интерактивная  информационная среда, все настойчивее  заявляющая о себе как о незаменимом  элементе современной политической системы демократического типа. Повышение уровня оперативности обмена информацией, ее доступности и "прозрачности" в равной степени для всех акторов политического процесса, уникальная возможность генерировать информационные потоки в обход фильтрации со стороны государственных структур, все эти потенциальные ресурсы, порождаемые всемирной сетью, в последние годы стали предметом интенсивных споров между отечественными политологами и рассматриваются то в качестве одного из векторов демократизации политической системы посттоталитарных обществ, то как источник новых опасностей и сфера свермодернистских "кибервойн".

Средства коммуникации играют важную роль в управлении жизнью общества. Они очень важны для политической жизни общества и государства. Особое внимание на мой взгляд следует уделить срествам массовых коммуникаций.

Манипулятивные технологии телевидения направлены на создание определенного эмоционального настроя и психологических, конформистских установок у аудитории. Именно, на чувствительную и эмоциональную сферу психики делают ставку средства массовой информации сегодня. Через форму подачи информации, интерпретации фактов телевидением достигается эффект внушения, гипноза, и управления населением.

Наметились тенденции  использования целого комплекса  информационных манипулятивных технологий, целью которых является внедрение установок и стереотипов в массовое сознание, подвигнуть массы на принятие необходимых действий. Современная техника манипулирования, в первую очередь осуществляется через телевидение, которое создает "имиджи" и несут оценочный характер.

В настоящее время основным и самым доступным средством  массовой информации является телевидение. Его влиянию подвержены все слои общества. Телевидение обладает практически  неограниченными возможностями  для манипулирования массовым сознанием  благодаря эффекту присутствия, т.е. создание иллюзии присутствия  и участия при действии, которое  показывается по телевизору, и, соответственно, в создании устойчивой иллюзии "объективности" и "достоверности" телевидения.

Подсознательно приравнивая  свои ощущения от восприятия телевизионной  информации к ощущению участника всего происходящего на экране, телезритель воспринимает эту информацию как абсолютно достоверную. Согласно социологическому опросу, проведенному под руководством Ю.А. Левады, 70% населения доверяет телевидению. Доверие этому институту самое высокое по сравнению с другими социальными институтами (выше только доверие церкви) (Пресса в обществе (1959-2000). Оценки журналистов и социологов. Документы. Изд-во Московской школы политических исследований. 2000. С.359-360.).

К манипулированию общественным мнением можно также отнести  еще ряд других технологий. Так, репортаж по телевидению группируется вокруг ударных, ключевых слов и определений  или словосочетаний, которые являются основными носителями образа. В ударных, ключевых словах и определениях содержится образ как бы в "свернутом", "сконцентрированном" виде, которые наверняка отложатся в памяти аудитории.

Данные конструкции являются мощными эмоциональными возбудителями. Кроме чисто положительных и  отрицательных эмоций, возможно, у  аудитории может возникнуть ассоциации с определенной структурой, системой установок и ценностей, что вызовет  определенную реакцию. Эмоциональная  насыщенность информации повышает воздействие  на аудиторию.

Кроме того, данные конструкции  являются ценностными ярлыками, штампами, так как они связаны с уже  сложившихся в массовом сознании системой морально-нравственных и политических ценностей. Это является важным аспектом воздействия на массовое сознание.

Итак, в заключении параграфа курсовой работы отметим, что телевидение обладает огромным ресурсом для манипулировании аудитории. ТВ-коммуникации применяют манипулятивные технологии, в рамках которых можно выделить такие технологии как визуализация, использование ударных, ключевых слов и определений или словосочетаний при передачи информации, повторение одного и того же события и др.

Все это оказывает огромное воздействие на процесс управления. Внушение необходимых для власти шаблонов и лозунгов путем воздействия  через Интернет, телевидение и  радио существенно упрощает процесс  управления государством и обществом.

Информация о работе Социально-психологические трансформации под влиянием современных средств коммуникации