Социально-психологический тренинг как метод психологического исследования и практической психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 01:25, реферат

Описание работы

Для наших бабушек и дедушек слово тренинг ассоциировалось разве что со спортивной тренировкой, а сейчас это слово и все, что с ним связано, является неотъемлемым элементом нашей жизни.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………3
2. Определение Социально-психологического тренинга. Цели, предмет и задачи тренинга………………………………………………….4
3. Виды Социально-психологического тренинга……………….....5
4. Правила и принципы Социально-психологического тренинга…6
5. Преимущества групповых форм психологической работы в сравнении с индивидуальными………………………………………………6
6. Принципы тренинговой работы……………………………………8
7. Игровые методы – основные методы работы с группой……….10
7.1 Игры, направленные на знакомство участников группы…10
7.2 Разминочные упражнения…………………………………..13
7.3 Игры, реализуемые в качестве рабочей фазы…………….15
7.4 Игры, направленные на эмоциональную разрядку в конце занятия……………………………………………………………………25
8. Заключение………………………………………………..……….

Файлы: 1 файл

Реферат по Альперович.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет психологии

 

 

Реферат

по дисциплине

«Количественные и качественные методы исследования в психологии»

на тему

«Социально-психологический тренинг как метод психологического исследования и практической психологии»

 

 

Выполнено:

магистром 1 г.о. факультета психологии ЮФУ

Атаманенко  Еленой Сергеевной

Проверено:

кандидатом  психологических наук,

Альперович  Валерией Дмитриевной

 

 

 

Ростов-на-Дону

2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

  1. Введение……………………………………………………………3
  2. Определение Социально-психологического тренинга. Цели, предмет и задачи тренинга………………………………………………….4
  3. Виды Социально-психологического тренинга……………….....5
  4. Правила и принципы Социально-психологического тренинга…6
  5. Преимущества групповых форм психологической работы в сравнении с индивидуальными………………………………………………6
  6. Принципы тренинговой работы……………………………………8
  7. Игровые методы – основные методы работы с группой……….10
    1. Игры, направленные на знакомство участников группы…10
    2. Разминочные упражнения…………………………………..13
    3. Игры, реализуемые в качестве рабочей фазы…………….15
    4. Игры, направленные на эмоциональную разрядку в конце занятия……………………………………………………………………25
  8. Заключение………………………………………………..……….27

      Литература…………………………………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

      Для наших бабушек и дедушек слово тренинг ассоциировалось разве что со спортивной тренировкой, а сейчас это слово и все, что с ним связано, является неотъемлемым элементом нашей жизни.

    Уже к пятидесятым годам прошлого века стало ясно, что специально организованный тренинг является одной из наиболее удобных, конструктивных, быстро действующих форм психологической работы с группами. Именно тренинг позволяет среди других психологических методов реализовать необходимые психологические условия развития профессионального и личностного самосознания людей и актуализации их ресурсов, изменить их поведение и отношение к миру и другим людям.

  Сложно сейчас  встретить взрослого человека, который хоть раз не участвовал в каком либо тренинге. Мы сталкиваемся с предложением о проведении тренингов,  открывая газету и подходя к доске объявления. Многочисленные тренинги продаж, тренинги личностного роста, тренинги саморазвития и т.д. и т.п. предлагаются руководителям организаций и простым обывателям

На сегодняшний  день важно понимать что же такое социально- психологический тренинг (СПТ), знать его виды, правила и принципы для того чтобы осознанно выбирать возможности участия в разных тренингах.

 

 

 

 

 

 

  1. Определение социально-психологического тренинга. Цели, предмет и задачи СПТ.

Социально - психологический тренинг (СПТ) – один из способов работы практического психолога, заключающейся в организации особым образом группы и взаимодействия в ней участников, где с помощью законов межличностного общения, комплекса специальных приемов, организаторских мероприятий тренер (ведущий группы) создает условия при которых каждый человек может открыть в себе внутренние ресурсы и способности, позволяющие преодолеть имеющиеся психологические трудности, предупредить  возможное психологическое неблагополучие в собственном развитии, сохранить и укрепить свое психологическое здоровье, присвоить новый опыт [8].

Между тренингом  и коррекцией, а так же групповой  терапией существует существенная разница. Групповая терапия используется, когда речь идет о заболевании. Коррекция – опирается на понятие нормы. В тренинге специалист не опираемся на норму, а лишь на факты.

Цели, предмет  и задачи СПТ.

В большинстве  случаев одной общей целью всех психологических тренингов может быть развитие с помощью группы психологической готовности человека к изменениям в том или ином направлении. Цели могут задаваться извне и определяться потребностями участников группы.

По мнению И. В. Вачкова, цель СПТ - помочь освоить какую-либо психологическую деятельность [1].

Цель любого тренинга не формирование навыков и  умений, а формирование некоторого группового пространства, в котором участники смогут консолидировать групповой опыт.

Задачи –  промежуточные цели. Это те конкретные проблемы, которые участники должны решить на пути к поставленной цели.

Предмет ГПТ  определяется профессиональным мировоззрением тренера-ведущего.

  1. Виды Социально-психологического тренинга.

Согласно классификации  Роджерса существуют следующие виды СПТ:

  1. Группа встреч. Принцип подбора группы – доверие и искренность. (Примеры – группа по раскрытию потенциала, группа личностного роста) Тренер – посредник. Он не ставит условий, подчиняется законам группы Нет никаких технологий, все построено на создании условий.
  2. Тематическая группа. Есть четкий формат, структура, план работы. Задача: профилактика возможных проблем. (Примеры-  подготовка к устройству на работу, подготовка к семейной жизни)
  3. Группа консультирования. Проблемы межличностного характера. Участники фиксируются на настоящем времени и индивидуальных целях. Задача группы помочь каждому. (Пример – группа алкоголиков)
  4. Психотерапевтическая группа.  Для лиц, имеющих психотерапевтические расстройства. Тренер – психолог с мед.образованием.
  5. Группа самопомощи и поддержки. Может проводиться опытным членом группы, не специалистом.  Решение любых проблем, не только психологических [4].

Виды СПТ в Российских изданиях.

    1. Тренинг коммуникативных навыков и умений.
    2. Тренинг личностного роста
    3. Тренинг саморегуляции
    4. Обучающий тренинг.

 

  1. Правила и принципы Социально-психологического тренинга
  2. Обеспечение безопасности как тренера, так и группы
  3. Принцип добровольности. (Участник должен иметь собственное желание и может отказаться от выполнения задания.
  4. Активность
  5. Безоценочное отношение к участникам группы.
  6. Здесь и теперь. Существование в настоящем времени.

Цикл занятий  СПТ обычно рассчитан на 30 - 50 часов, средней продолжительностью занятия 3 часа, численность комплектующих  групп обычно не превышает 12 человек, которые включаются в занятия исходя из принципа добровольности [6].

5. Преимущества групповых форм психологической работы в сравнении с индивидуальными.

К. Рудестам выделяет следующие преимущества групповых  форм психологической работы в сравнении  с индивидуальными: 

  1. Возможность получения «обратной связи» и эмоциональной поддержки от людей, имеющих сходные проблемы или переживания с конкретным участником группы, что способствует оптимизации самооценки;
  2. В процессе групповой работы, группового взаимодействия происходит принятие потребностей и ценностей других людей, смещается центр внимания с себя на окружение;
  3. В группе человек чувствует себя принятым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим, окруженным заботой и заботящимся, получающим помощь и помогающим, т.е. получающим и отдающим одновременно.
  4. Реакции других на тебя и твои на других в группе никак не влияют на реальные взаимоотношения вне групповых процессов, т. е. создаваемая в группе модель отношений является игровой, в которой можно не бояться совершать ошибки.
  5. В поддерживающей и контролирующей обстановке человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными вариантами поведения и стилями отношений среди равных партнеров.
  6. Возникает определенное чувство комфортности, когда находишься с равными партнерами, а не с терапевтом.
  7. Наблюдая происходящие в группе взаимодействия, участники могут идентифицировать себя с другими и использовать установившуюся эмоциональную связь при оценке собственных чувств и поведения.
  8. Значимая обратная связь оказывает влияние на оценку индивидуумом своих установок и поведения, формирование его «Я-концепции».
  9. Введение одного или нескольких человек в терапевтическую диаду создает обычно не встречающееся во взаимоотношениях двоих напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого члена группы.
  10. Группа может облегчить процесс самоисследования и интроспекции и, как следствие, усиления уверенности в себе и своих силах [7].
  11. Принципы тренинговой работы.

Существует  несколько принципов тренинговой работы, которые необходимо соблюдать для наиболее успешной проработки проблем участников группы. Одним из таких принципов можно считать обязательное информирование участников тренинга о специфике занятий, о нормах поведения и общения на занятиях и о правилах построения программы тренинга. Это обычно делается в начале самого первого занятия в форме монолога руководителя тренинга, после чего участники могут задавать ему любые вопросы для того, чтобы наиболее четко и ясно определить цели своего участия в этом тренинге (если они есть) - это второй основополагающий принцип, заключающийся в добровольности и осмысленности работы в группе каждого ее члена, если этот принцип соблюден и цели поставлены, то автоматически становится реализуемым третий принцип - принцип личной активности каждого сотрудника, пришедшего на занятие, поскольку, чем осмысленнее работа, тем она интереснее и продуктивнее. Еще одним необходимым атрибутом групповой работы является рефлексия своих собственных ощущений от предыдущего занятия и формирование «заказа» на проработку каких-то проблем, которые «выплыли» в процессе работы группы - это делается либо в конце каждого занятия, либо в начале следующего. Причем, каждый из этих двух вариантов имеет свои преимущества: так, в случае рефлексии в конце занятий у участников еще не стерлись ощущения (здесь больше выражено эмоциональное восприятие происходящего), с другой стороны, рефлексия в начале каждого занятия является более обдуманной и, кроме того, выполняет функцию т.н. «ритуала», помогающего участникам легче и быстрее вновь окунуться в тренинговую атмосферу. Следует также отметить, что «ритуалом» может быть не только рефлексия, но и что-либо другое (например, в начале каждого занятия можно предлагать участникам делиться с группой самым приятным (или самым неприятным) событием, произошедшим за время перерыва между двумя занятиями и т.п.). В любом случае «ритуал» необходим в начале каждого занятия - это пятый основной принцип работы с группой.

Далее следует  перечислить основные этапы структуры каждого занятия с группой. Дело в том, что, как и весь тренинг в целом, каждое отдельное занятие строится по определенным законам, и психологу не следует упускать из вида тот факт, что одна пропущенная или недостаточно проработанная фаза занятия ведет к снижению эффективности данного занятия и, как следствие, всего тренинга в целом. Вот эти фазы и примерные временные ограничения (ибо слишком затянутое или слишком скомканное занятие также не приносит ощутимых результатов):

Ритуал (от 10 до 15 минут);

Разминка (от 15 до 30 минут);

Рабочая фаза (от 90 до 120 минут);

Эмоциональная разрядка (от 15 до 30 минут);

Рефлексия (от 30 до 60 минут).

Таким образом, в целом одно групповое занятие  может длиться от 2,5 до 4,5 часов, в  зависимости от его целей, темпа  работы и настроения участников процесса. Как показывает практика, иногда эти временные рамки могут быть несколько сжаты или расширены (в зависимости от обстоятельств), но целые фазы из занятия выбрасывать ни в коем случае нельзя, иначе все занятие пойдет насмарку [4]. 

 

  1. Игровые методы – основные методы работы с группой.

 Основными методами работы с группой являются игровые методы. Не стоит пренебрежительно относиться к слову «игра», узрев в нем нечто детское и несолидное. Реально лишь в игре можно проработать те эмоциональные проблемы, которые очень сложно «выпустить наружу» в повседневной серьезной жизни.

Приведем здесь  несколько блоков игр, направленных на решение различных тренинговых  задач (см. вышеперечисленные фазы занятия). Следует отметить, что приводимые ниже упражнения - это лишь малая толика того, что можно провести с группой, однако, существует психологическая литература, в которой подробно описаны и другие игровые упражнения (некоторые из подобных литературных источников приведены ниже). Нашей задачей является лишь формирование представления о том, какого рода игры и упражнения уместны на тех или иных этапах работы с группой. Кроме того, опыт показывает, что некоторые из приводимых упражнений могут выполнять различные функции в зависимости от степени «разогретости» группы к моменту их реализации в тренинговом процессе. Так одно и то же упражнение может быть как разминочным, так и разгрузочным, а может составить хорошую основу для рабочей фазы (естественно, с некоторыми модификациями). Приводимые здесь игры разбиты на блоки достаточно условно, и, следовательно, дают определенный простор для фантазии психолога при формировании концепции занятий [3].

Информация о работе Социально-психологический тренинг как метод психологического исследования и практической психологии