Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 01:25, реферат
Для наших бабушек и дедушек слово тренинг ассоциировалось разве что со спортивной тренировкой, а сейчас это слово и все, что с ним связано, является неотъемлемым элементом нашей жизни.
1. Введение……………………………………………………………3
2. Определение Социально-психологического тренинга. Цели, предмет и задачи тренинга………………………………………………….4
3. Виды Социально-психологического тренинга……………….....5
4. Правила и принципы Социально-психологического тренинга…6
5. Преимущества групповых форм психологической работы в сравнении с индивидуальными………………………………………………6
6. Принципы тренинговой работы……………………………………8
7. Игровые методы – основные методы работы с группой……….10
7.1 Игры, направленные на знакомство участников группы…10
7.2 Разминочные упражнения…………………………………..13
7.3 Игры, реализуемые в качестве рабочей фазы…………….15
7.4 Игры, направленные на эмоциональную разрядку в конце занятия……………………………………………………………………25
8. Заключение………………………………………………..……….
7.1 Игры, направленные на знакомство участников группы
Применяются в том случае, если группа собралась впервые и участники даже не знают имен друг друга (хотя, вполне возможны модификации этих игр для группы, не первый день работающей вместе).
Игра №1 «Первая проба на роль»
Данная игра проводится в самом начале тренинга, лучше всего еще до момента самопрезентации, во время которой участники рассказывают о себе. В результате участия в этой игре члены группы впервые получают обратную связь друг от друга на основе пока еще минимальной информации. Ведущий объясняет, что существует т. н. «правило пятнадцати секунд», согласно которому основы отношения к партнеру закладываются в первые пятнадцать секунд общения с ним. Также известен «эффект ореола», связанный, в частности, с возникновением у нас устойчивых установок по отношению к человеку на основе полученной до контакта информации о нем и т.д. Первое впечатление может оказаться как абсолютно точным, так и совершенно ошибочным.
Далее участникам упражнения предлагается обменяться первыми впечатлениями друг о друге, но не спонтанно, а следующим образом: каждый по очереди садится на специально приготовленный ведущим пустой стул (т. н. «стул презентации»), а остальные участники группы должны ответить на несколько вопросов относительно этого человека. Причем, стул не следует ставить в центр круга. Поскольку напряженность участников в начале работы группы еще велика, психологу необходимо принять все меры для того, чтобы исключить для игрока излишне дискомфортную обстановку. В данном случае задачей ведущего является создание на занятиях такой атмосферы, чтобы участники могли воспринимать свои собственные (любые!) личностные особенности, такие как тревожность, застенчивость и т. п. совершенно естественно, а не как проявления слабости. Достаточно чуть-чуть выдвинуть стул из круга. Каждому из остальных участников предлагается представить себя в роли кинорежиссера и определить по внешним признакам и особенностям поведения, какая роль подошла бы человеку, сидящему на «стуле презентации». Причем, можно использовать как известные произведения, так и придумывать собственный сценарий. Во втором случае «кинорежиссер» описывает придуманного им героя, на роль которого претендует описываемый человек - его возраст, социальный статус, профессию, другие его характеристики, время действия фильма и т.п.
При необходимости ведущий задает участникам уточняющие вопросы. Это особенно важно, когда роль дается только описательно или знакома не всем. Участнику, сидящему на «стуле презентации», ничего говорить не приходится. Он только слушает мнения других. Высказываться каждому не обязательно. Пусть говорят те, у кого уже появилось четкое представление о возможной роли кандидата.
Упражнение следует проводить в достаточно быстром темпе, чтобы избежать утомления. Вместе с тем каждому члену группы нужно обеспечить четкую обратную связь через конкретное определение соответствующей роли и, лучше всего, не одной.
Рефлексия мыслей и переживаний проводится только после того, как все члены группы побывали на «стуле презентации». Важно, чтобы каждый высказался, насколько предложенные ему роли совпадают с собственным представлением о себе и своих «жизненных ролях». Бывают ли, на их взгляд, точные совпадения? Какие роли, увиденные в их исполнении «кинорежиссерами», вызвали недоумение или даже протест? Что чувствовал человек, сидя на «стуле презентации»? Трудно ли, будучи кинорежиссером, определить роль, наиболее подходящую для каждого человека? В каких случаях это удавалось достаточно легко? Почему? [1]
Игра №2 «Снежный ком»
Участники рассаживаются по кругу в произвольном порядке. Ведущий либо предлагает «самому смелому» участнику первым назвать свое имя (реальное или то, которым он желает, чтобы его называли только в данной группе), либо начинает с себя (здесь возможны самые разные варианты). Следующий за первым участник игры называет имя предыдущего члена группы, а затем - свое имя и так далее по кругу. Таким образом, количество имен, произносимых каждым следующим участником, нарастает по принципу «снежного кома» (откуда и берет название эта игра). В итоге первый, произносивший свое имя должен повторить всю цепочку, начиная со следующего за ним по кругу участника (но о том, что он должен повторить все имена, он узнает в конце игры - это является для него сюрпризом). Если ему это не удается, игра начинается сначала и идет до полного запоминания имен. В начале игры ведущий может посоветовать участникам связывать имена с лицами коллег, таким образом связывая зрительный образ с аудиальным, что существенно облегчает запоминание цепочки имен, а главное позволяет быстро и прочно запомнить имена людей в группе [2].
В качестве модификаций данной игры можно использовать не имена, а, например, любимые цвета участников группы, либо ассоциации на какое-либо явление, связанное с темой занятия и т. п. В этом случае она будет выполнять роль разминочной.
7.2 Разминочные упражнения
Необходимы для создания тренинговой атмосферы, раскрепощения участников и снятия барьеров общения. Они проводятся в начале каждого нового занятия. Это позволяет участникам легче включиться в процесс взаимодействия друг с другом. Следует отметить тот факт, что группа, долгое время выполняя упражнения, требующие усидчивости, несколько утомляется и эффективность работы в этом случае может снижаться. Рекомендуется чередовать двигательные и «сидячие» упражнения между собой (это делается в тот момент, когда ведущий видит, что в заданном темпе - быстром или медленном - группа работать уже устала) [2].
Игра №1 «Передай это самому...»
Суть этого упражнения заключается в том, что ведущий, отдавая любому участнику игры какой-либо предмет (например, карандаш), просит его передать этот предмет самому (называется любое качество, например «умному») человеку в группе. Затем участник, получивший карандаш от ведущего, передает его члену группы, на его взгляд более остальных соответствующему названному ведущим качеству, т. е. - «самому умному» и просит его передать этот предмет, например, самому красивому. «Самый умный» выбирает из присутствующих, по его мнению, самого красивого, передает ему предмет и определяет качество следующего игрока, которому «Самый красивый» должен передать предмет и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не получит хотя бы по одному определению [2].
Игра №2 «Похвастайся соседом слева»
Игра заключается в том, что каждый ее участник должен найти у своего соседа слева какое-либо, на его взгляд, замечательное качество, которым он выгодно выделяется на общем фоне и сообщить об этом качестве в примерно такой формулировке: «У меня самый лучший сосед слева, потому, что он...» [2].
Игра №3 «Атомы и молекулы»
Ведущий предлагает группе, каждый из членов которой объявляется одиноким атомом, устроить «броуновское движение» по комнате, при этом возможны легкие столкновения друг с другом. По команде ведущего «атомы» соединяются в «молекулы», число атомов в которых также задается ведущим. Через некоторое время после начала ведущий говорит цифру, например, «пять». Участники составляют группы по пять человек. Те, кто не вошел ни в одну из «молекул», выбывают из игры. Причем, ведущий дает команду собраться в «молекулы» не более 4-5 раз. В результате игры группа разбивается на две подгруппы - выбывших и оставшихся на игровой площадке. Далее можно проанализировать игру: почему не все вошли? Чем отличаются те, кто остался вне игры? [4]
Игра №4 «Построй группу»
Из числа участников выбирается один, которому предлагается выстроить остальных членов группы справа налево по какому-либо признаку (признаки могут задаваться ведущим, могут быть придуманы самим выстраивающим группу, либо задаваться ему кем-то из других членов этой группы), причем, признаки эти могут быть самыми разными. Вот несколько примеров:
Как видно из приведенного выше примера, таких определений может быть бесчисленное множество, и они могут быть самыми невероятными. Таким образом, каждый участник не только сможет побывать в роли выстраивающего группу, но и определить некоторые оттенки (пусть даже весьма незначительные) восприятия его другими членами группы.
После этого упражнения необходимо провести обмен впечатлениями так, чтобы каждый желающий имел возможность отреагировать свои эмоции, поскольку у некоторых они могут быть достаточно сильными.
7.3 Игры, реализуемые в качестве рабочей фазы
Могут быть направлены на различные задачи, решаемые психологом в процессе работы с группой в зависимости от тех групповых целей, которые были выработаны совместно участниками группы на самом первом занятии. Поэтому данный блок будет разбит на подпункты, включающие в себя наиболее типичные проблемы, возникающие у сотрудников ОСН. Однако неоспоримым является тот факт, что каждый человек - индивидуальность, и предугадать все возникающие у него трудности практически нереально. Следовательно, не стоит относиться к данным рекомендациям как к истине в последней инстанции. Все эти упражнения требуют творческого подхода психолога в зависимости от запросов членов группы.
Упражнения на внутригрупповое сплочение
Не будет преувеличением утверждение, что слаженность действий членов группы, особенно если они предполагают выполнять совместные боевые задачи, является одним из важнейших условий успешности выполнения этих задач. Приводимые ниже упражнения помогут психологу сформировать у участников тренинга способность, воспринимая окружающих такими, какие они есть, либо принимать их мнение относительно решения поставленной задачи, либо помогать им принять свою точку зрения на проблему. Главное здесь - формирование взаимопонимания внутри группы [5].
Игра №1 «Шляпа страхов» или «Психотерапия»
Данное упражнение направлено на проработку страхов, имеющихся у участников тренинга. Несмотря на это, оно является достаточно «безопасным», поскольку проводится анонимно и при этом позволяет обсудить в группе достаточно большое количество животрепещущих тем. Кроме того, применительно к сотрудникам ОСН это упражнение особенно эффективно, так как является по сути своей, пусть и весьма абстрактной, но подготовкой как самого ведущего, так и членов группы к освоению техники «Дибрифинг стресса критического инцидента», предполагающей высказывание своих мыслей и отреагирование эмоций, связанных с каким-то конкретным стрессогенным событием, и с которой им, наверняка, придется столкнуться в какой-либо из командировок.
Членам группы раздаются одинаковые по размеру и фактуре листики бумаги, на которых им предлагается написать самый большой свой страх (если он есть), если же таковых у него нет (что маловероятно), он может записать что-то абстрактное, пугающее пусть даже не его лично. Затем все листы бумаги одинаково сворачиваются и складываются в любой находящийся под рукой головной убор, который с этого момента становится «шляпой страхов». После того, как все листики сложены в шляпу, каждый игрок вытаскивает одну записку и зачитывает ее, после чего он пытается проанализировать этот страх, объяснить его возникновение, попробовать дать свои варианты преодоления этого страха, и т.д. После того, как выскажется человек, вытащивший записку, можно обсудить отношение к данному страху со всей группой в целом, что бы каждый участник имел возможность поделиться с группой своими мыслями по поводу обсуждаемого страха. Если человек случайно вытаскивает свою собственную записку, он должен, не подавая вида, что это его собственный страх, попытаться абстрагироваться от него и дать рекомендации по его преодолению как будто бы другому человеку, попросившему у него совета. Здесь важное значение придается тому, чтобы каждый член группы побывал в роли «психотерапевта». Данная игра требует обязательной рефлексии по ее окончании.
Упражнения на измерение психологической дистанции
В процессе общения друг с другом партнеры поддерживают между собой определенную дистанцию, которая зависит от характера их взаимоотношений. Выбор дистанции часто происходит бессознательно. Чем более дружественное, положительное мнение о себе хочет составить человек, тем меньшую дистанцию он выбирает. В зависимости от характера взаимоотношений человек должен точно чувствовать оптимальную дистанцию [4]. Таким образом, приводимые в данном разделе упражнения могут быть использованы психологом в качестве диагностического инструментария, позволяющего определить, готова группа к более серьезным психологическим «испытаниям», или необходимо еще некоторое время поработать над процессом ее сплочения.
Игра №1 «Внутреннее движение»
Данное упражнение дает возможность измерить персональное пространство каждого члена группы.
В парах, на расстоянии 10 метров, один участник стоит на месте, а другой начинает медленно приближаться к нему. Он должен продолжать движение до тех пор, пока не почувствует, что дальше приближаться ему психологически тяжело. Тот, к кому приближаются , должен отметить про себя тот момент, когда ему захотелось сказать «стоп».
Каждый участник должен побывать и в роли того, к кому подходят, и в роли того, кто подходит. Причем, пары в процессе игры меняются.