Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 01:25, реферат
Для наших бабушек и дедушек слово тренинг ассоциировалось разве что со спортивной тренировкой, а сейчас это слово и все, что с ним связано, является неотъемлемым элементом нашей жизни.
1. Введение……………………………………………………………3
2. Определение Социально-психологического тренинга. Цели, предмет и задачи тренинга………………………………………………….4
3. Виды Социально-психологического тренинга……………….....5
4. Правила и принципы Социально-психологического тренинга…6
5. Преимущества групповых форм психологической работы в сравнении с индивидуальными………………………………………………6
6. Принципы тренинговой работы……………………………………8
7. Игровые методы – основные методы работы с группой……….10
7.1 Игры, направленные на знакомство участников группы…10
7.2 Разминочные упражнения…………………………………..13
7.3 Игры, реализуемые в качестве рабочей фазы…………….15
7.4 Игры, направленные на эмоциональную разрядку в конце занятия……………………………………………………………………25
8. Заключение………………………………………………..……….
При последующем анализе результатов упражнения обсуждается: кто как чувствует психологическую дистанцию? Кто пересек границу персонального поля, не почувствовав ее? Кто не дошел? Кто верно почувствовал? Кто кого на какое расстояние подпустил к себе? Кто - ближе, кто - дальше, и почему [4].
Игра №2 «Групповая социометрия»
Каждый участник, в порядке свободной очереди, встает в центр, закрывает глаза, а все остальные располагаются от него на таком расстоянии, которое символизирует психологическую «дистанцию» каждого участника по отношению к этому человеку. Каждый запоминает свое место, затем «построение» разрушается. После этого центральный участник открывает глаза и расставляет всех присутствующих так, как они, по его мнению, могли бы расположиться по отношению к нему. И, наконец, расставляющий занимает то место, которое он изначально занимал по отношению к группе.
Эта процедура дает возможность каждому проверить точность, адекватность своего видения взаимоотношений в группе, в частности, собственного места в ней. Можно обсудить вопросы, типа: кто кого поставил правильно, а с кем ошибся, и почему? Возможно неоднократное применение данного упражнения на разных этапах развития внутригрупповых взаимоотношений [4].
Упражнения
на формирование навыков
Навыки невербальной коммуникации необходимы сотрудникам ОСН, поскольку условия их деятельности, особенно в боевой обстановке, не всегда позволяют открыто вслух обсуждать, к примеру, план дальнейших совместных действий. Поэтому, им нужно уметь понимать друг друга не только «с полуслова», но и, по возможности, вовсе без слов.
Игра №1 «Мигалки»
Игроки разбиваются произвольно на пары и размещаются в парах по кругу таким образом, чтобы внутренний круг сидел на стульях, а внешний стоял за ними, лицом к центру . Один из участников стоит с пустым стулом. Осматривая сидящих, он старается незаметно подмигнуть кому-либо. Тот, кто получил этот сигнал, должен сесть на его стул. Стоящие сзади препятствуют этому. В случае, если игроку удалось перебежать с одного стула на другой, то водящим становится тот, кто остался с пустым стулом. Если же игрок, стоящий за стулом, смог удержать своего партнера, они меняются местами - тот, кто стоял сзади, садится на стул, а тот, кто не смог перебежать становится его «охранником». Эта игра также может применяться на разных этапах проведения занятия [4,2].
Упражнения, направленные на оптимизацию самовосприятия и самооценки
Эта группа упражнений имеет очень большое значение для самоопределения каждого участника тренинга и как члена данной группы, и как личности, повседневно взаимодействующей в реальной жизни с самыми разными людьми.
Игра №1 «Оптимизация самооценки»
В этом упражнении участникам предлагается составить индивидуальные списки из 10 качеств личности, успешной в различных областях жизни (в общении, в своей профессиональной деятельности, в семейной жизни и т. п.) - сферы успешности личности можно выбирать, исходя из задач конкретной группы, либо конкретного занятия. После первого этапа работы участники рассаживаются по кругу и составляют единый список из 10 качеств для всей группы (причем, на этом этапе отрабатываются навыки правильного ведения дискуссии, принятия группового решения, умение доказывать свое мнение и принимать точку зрения другого человека). Когда список составлен, каждый игрок составляет в двух экземплярах индивидуальную карточку, в которой перечислены все названные группой качества, а в одной из них, подписанной именем игрока, также расчерчены клеточки для оценок (по пятибалльной системе), которые будут выставляться владельцу карточки остальными членами группы. В первой карточке, остающейся у владельца на протяжении всей игры, проставляются самостоятельно ранги качеств в том порядке, в котором они, по мнению участника, выражены в его личности (чем ближе качество к началу ряда, тем сильнее оно выражено, чем больше приближается к его окончанию - тем меньше, по мнению игрока это качество присуще ему). Подписанная же карточка пускается по кругу таким образом, чтобы каждый участник имел возможность выставить от 0 (min) до 5 (max) баллов за наличие каждого из перечисленных в карточке качеств. Затем, когда карточки, обойдя круг, возвращаются к владельцам, каждый игрок подсчитывает суммарный балл по каждому качеству и ранжирует ряд своих личностных качеств по схеме, описанной выше. Таким образом, у каждого участника игры в руках оказывается два проранжированных ряда личностных качеств, которые необходимо сравнить между собой, вычислив разность рангов по каждому качеству и сложив между собой эти разности рангов. Полученная сумма может изменяться от 0 (min) до 50 (max) баллов. Соответственно, чем ближе эта сумма к «0», тем более адекватна самооценка игрока, т. е. окружающие видят его таким, каким он видит себя сам. Чем больше получившаяся сумма приближается к 50 баллам, тем менее адекватна самооценка игрока.
После этого упражнения с группой необходимо обсудить получившиеся результаты. дать возможность игрокам прояснить для себя неожиданные моменты, задать группе волнующие их вопросы, возникшие в ходе игры, поделиться с группой своими впечатлениями и мыслями.
Упражнения, направленные на формирование доверия в группе
Игра №1 «Слепец и поводырь»
Участники делятся на пары. Один становится «слепым», другой - «поводырем». «Поводырь» берет «слепого» за руку и им предлагается погулять 5-10 минут в помещении или на улице. Они не должны разговаривать или устраивать «бег с препятствиями». «Поводырь» должен проявить максимум изобретательности, чтобы дать своему партнеру самые разнообразные ощущения, как-то: опознать предметы на ощупь, побыть немного в одиночестве, услышать разные звуки. По истечение положенного срока партнеры меняются ролями.
Это упражнение дает возможность пережить собственную беспомощность. ; доверие или недоверие к «поводырю», ответственность за безопасность другого. В обсуждении затем выясняется, что целесообразно строить на первых порах взаимоотношения с человеком, создавая его образ не на основе своих соображений, а в соответствии с тем, что предлагает сам партнер, т. е. принимать человека в той роли, которую он предлагает [4].
Упражнения, направленные на получение обратной связи
Умение адекватно воспринимать любую (пусть даже неприятную) информацию о себе является весьма ценным качеством. Следует отметить тот факт, что приводимые ниже упражнения требуют от участников готовности и способности воспринимать от группы любую (даже негативную) информацию о себе, и реагировать на нее адекватно. В том случае, если психолог видит, что хотя бы кто-то из членов группы еще вполне готов к восприятию личностно значимой информации, то ему следует отложить упражнения этого направления на более поздний этап работы, и еще некоторое время потрудиться над дальнейшим формированием доверительных отношений в группе.
Игра №1 «Горячий стул»
Один из участников садится в центр круга или напротив группы. Каждый из членов группы обращается к нему по следующей формуле: «Когда ты делаешь (говоришь) то-то и то-то или ведешь себя так-то и так-то, то у меня возникают такие-то чувства или мне кажется, что это значит то-то и то-то».
Высказывания должны быть по возможности конкретными, используется только информация, полученная за время прохождения всех занятий. Следует избегать определений и оценок типа «нравится - не нравится», «хорошо - плохо» и т. п. Описанную процедуру проходит каждый участник группы. Человек, сидящий в центре круга, должен стараться слушать как можно внимательнее, не спорить, не перебивать, не затевать дискуссий, не пытаться уточнять то, что ему говорят, не требовать объективных доказательств субъективных переживаний людей, дающих ему обратную связь, не помогать и не подсказывать - словом, не защищаться от обратной связи.
Упражнение продолжается до тех пор, пока никто уже ничего не может сказать участнику, получающему обратную связь. После того, как все члены группы высказались, участник, относительно которого производились высказывания, рассказывает, что он из этого извлек, что принял, что отвергает [4, 3].
Игра №2 «Мои достоинства»
Большинство людей не умеют думать о себе в позитивном ключе. Но работа над собой - это не только поиск недостатков, но и отыскание сильных сторон. Лишь опираясь на свои сильные стороны, человек может действительно самосовершенствоваться.
Все участники садятся в круг, и ведущий предлагает каждому записать в течение 10 минут на чистом листе бумаги 20 ответов на вопросы «Кто я?», «Какой я?».
После небольшой паузы каждый член группы в течение 3 - 4 минут должен рассказать о своих сильных сторонах - о том, что он любит, ценит, принимает в себе, о том, что дает ему чувство внутренней уверенности в различных ситуациях.
Необязательно говорить только о положительных чертах характера, важно отметить то, что является или может стать точкой опоры в различные моменты жизни. Необходимо избегать любых высказываний о своих недостатках, ошибках, слабостях.
Затем ведущий предлагает остальным участникам добавить, какие они отметили сильные стороны у человека, который рассказывал о себе. Далее можно сопоставить высказывания участников о себе и группы о каждом из участников и обсудить впечатления членов группы от проведенной работы [4].
Упражнения, снимающие эмоциональное напряжение после занятия
Приводимая ниже группа упражнений направлена на отвлечение участников тренинга от негативных впечатлений (если таковые были), полученных в процессе основной работы на занятии. Подобные упражнения должны проводиться в конце каждого занятия, т. к. зачастую группа либо утомляется из-за слишком большого объема новой информации, либо участники, получив свежие (и порой неожиданные) знания о самих себе, не могут их достаточно быстро осознать и принять. Именно для того, чтобы сгладить возможный эмоциональный дискомфорт и обеспечить группе некоторую «энергетическую подпитку» положительными эмоциями и применяются следующие игровые упражнения [7].
Игра №1 «Подарки»
Каждому участнику предлагается сделать словесный подарок каждому другому члену группы. По ходу «вручения подарков» происходит обсуждение. Существуют варианты этой игры, в которых расширяется или ограничивается сфера возможных «подарков». Можно предложить делать подарки только тем, кому хочется [4].
Игра №2 «Карусель комплиментов»
Все участники группы разбиваются на пары и образуют две концентрические окружности. Участники, оказавшиеся во внешней окружности, поворачиваются лицом в круг, а те, кто оказался во внутренней окружности - лицом к своим партнерам из внешнего круга. По сигналу ведущего внешний круг начинает говорить комплименты внутреннему, затем роли меняются, после этого осуществляется переход по кругу, т.е. внутренний круг сдвигается на одного человека по часовой стрелке, после чего происходит обмен комплиментами во вновь образовавшихся парах. Игра продолжается до тех пор, пока первоначальные пары снова не встретятся.
7.4 Игры, направленные на эмоциональную разрядку в конце занятий
Упражнения, представленные в этом блоке направлены на разгрузку, снятие эмоционального напряжения у участников тренинга. В принципе, в этом качестве могут выступать любые двигательные игры (см. блок «Разминка»).
Игра №1 «Путаница»
Среди членов группы определяются запутывающий и водящий. Водящий выходит из помещения. Остальные участники берутся за руки, образуя окружность. Запутывающий запутывает цепь. Затем приглашается водящий и пытается ее распутать. Как вариант, цепь может запутаться сама. Если водящий так и не смог распутать цепь, он выполняет задание группы [4].
Игра №2 «Смена движений»
Принцип игры примерно тот же, что и в предыдущем упражнении, но теперь водящий на некоторое время удаляется из помещения, а группа, стоя в кругу, но не держась за руки, выбирает руководителя, который будет менять движения. Задачей водящего является вычисление того, кто меняет движения. Если с трех попыток ему это не удается, он выполняет задание группы («фант»).
Как уже было сказано выше, данный перечень игр и упражнений далеко не полный и не является программой тренинга. Каждый психолог подбирает для работы с каждой конкретной группой те упражнения, которые, по его мнению, могут помочь в наибольшей степени активизировать участников, раскрыть их с разных сторон, помочь им осознать собственные возможности [6].
В настоящее
время существует огромное количество
литературы, посвященной социально-психологическому
тренингу. Важно помнить, что у тренинга
нет, и не может быть жесткой, регламентированной
структуры и во многом то, как пройдет
тренинг зависит от специалиста, который
его ведет. Умение «держать» группу
и компетентность тренера – залог успеха
всей тренинговой работы, а упражнения,
игры и совокупность всех психологических
техник и приемов являются не более чем
инструментом в руках мастера. Работа
тренера как минимум двуплановая. С одной
стороны, она включает в себя непосредственную
организацию взаимодействия участников
между собой в виде приемов и процедур.
В то же время, тренер должен уметь замечать
и одновременно переводить на их язык
возникающие при этом на психологическом
уровне явления.
ЛИТЕРАТУРА